Конспект урока "Буква Р"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Бобрышева Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку

в 1 классе.

Автор материала          Бобрышева Ольга Александровна

Должность                     Учитель начальных классов

Образовательное учреждение    МБОУ СОШ п. Центральный, Богородского  района

Класс     1

Название материала     Урок русского языка «Сонорные согласные звуки. Буква Р, звуки [р ] [ р’]. Закрепление»

                                                                       

                                                                 Проект урока

Тема урока: «Сонорные согласные звуки. Буква Р, звуки [р ] [ р’]. Закрепление»

Учебный предмет__ Обучение грамоте __   Класс_1_

УМК___ «Перспективная начальная школа».____

Н.А.Агаркова, Ю.А.Агарков «Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению», Москва Академкнига / учебник, 2011

Цель урока: продолжить знакомство  с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.

Задачи урока:

 Предметные:

-формировать умение выделять  изученные звуки,  характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой,  читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст  вслух; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

Регулятивные

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные: 

-развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели;

-рефлексия способов и условий действия;

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: 

-уметь осуществлять общение со сверстниками;

-слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей;

-обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

Ожидаемый  результат: дети должны усвоить, что звуки [р], [р’] обозначаются буквой Р, научиться печатать строчную  и заглавную  букву р и читать слова с  изученными буквами, работать с текстом.

  • Оборудование: интерактивная доска SMART ,  предметные картинки для групповой работы, модели звуков, букв, схемы предложений, Солнышко, музыкальные фрагменты.

Исходный уровень знаний обучающихся:  обучающиеся на предыдущем уроке познакомились  с  согласными звуками  [р],  [р’], буквой Р, р;   учились читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

План урока (этапы)

Время, отводимое на каждый этап

1. Организационный

 2 мин

2. Мотивационный

3 мин

3. Подготовительный

5 мин

4.  Актуализация  ранее полученных знаний.

10 мин

5. Формулирование темы урока.

1 мин

6. Постановка учебной задачи.

3 мин

7. Применение знаний и умений

18 мин

8. Итог урока  .Рефлексия. 

3 мин

         Этапы

                                      Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

   Формируемые УУД

1этап-

Организационный

Цель:

создание благоприятной обстановки, положительного настроя

2 этап-

Мотивационный 

   Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся все на урок,

Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!

- Какое умение поможет нам сегодня сделать ещё одно маленькое открытие в мире звуков и букв. (умение учиться)

- Что значит учиться? (делать самому)

- А что делает учитель? (помогает, руководит)

Представьте, что к вам на ладошки опустилось Солнышко, какое оно?

Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе…

Скажите, а у вас хорошее настроение?  (Солнышко-игрушка смеётся)

Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом, с гостями  и с Солнышком.

А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим Солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.

Дети проверяют  готовность к уроку соседа по парте

Вытягивают руки и поворачивают их ладонями вверх.

Да

Улыбаются друг другу

Поднимают руки вверх и подбрасывают солнышко

Личностные-

самоопределение

Познавательные: 

логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

 3 этап-

Подготовительный

Цель: подготовить речевой аппарат к работе

Дыхательная гимнастика

Фонетическая зарядка

Подготовим артикуляционный аппарат к работе.

- Выполним дыхательную гимнастику.

- Надуйте шарик.

- Как жужжит муха?

-Как рычит собака?

-Как мычит корова?

Игра «Доскажи словечко»

Ра-ра-ра-начинается …..

Ры-ры-ры – у мальчиков…

Ро-ро-ро- у нас новое…

Ру-ру-ру- продолжаем мы …

Ре-ре-ре- стоит домик на…

Ри-ри-ри- на ветках…

Ар-ар-ар – кипит наш …

Ор-ор-ор-созрел красный…

Ир-ир-ир- мой папа…

Арь-арь-арь- на стене висит…

Выполняют дыхательную гимнастику

Дети хором досказывают словечко:

- игра

- шары

- ведро

- игру

- горе

- снегири

- самовар

- помидор

- командир

- фонарь

Коммуникативные:

-умение общаться , прислушиваться к высказываниям других

Познавательные:

Логические (подбор рифм)

4 этап- Актуализация  ранее полученных знаний.

Цель:  выявление затруднений в запоминании ранее изученных звуков, характеристика звуков

Физкультминутка-

5 этап-

Формулирование темы урока

 6 этап -

Постановка учебной задачи.

Цель: создать условия для частично-поискового

метода.

7 этап  -             Применение знаний и умений

Цель: дальнейшее знакомство со звуком (р) и буквой  эр

Работа по учебнику

Цель: отработка техники чтения

Физкультминутка для глаз

 ( по плакату)-

Работа  в парах на доске

Коллективная работа

 

Повторение изученных  звуков и букв .

Игра «Теремок». Учитель начинает игру.

- Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо буква..Е. (Ученик ведёт букву Е…и продолжает сказку).

 - Буква Е обозначает гласный звук.

- Смотрит: никого нет в теремке. Вошла буква  Е в теремок и стала там жить. На следующий день шла мимо еще одна буква.А.. (Второй ученик ведёт  букву …А и продолжает.)

- Тук-тук-тук (стучит пальчиком по доске.) Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Первый ученик (буква Е) отвечает:

- Это я, буква Е, обозначаю гласный звук,  обозначаю мягкость согласных звуков.. А ты кто?

- Я буква А, обозначаю тоже гласный звук, обозначаю твёрдость согласных звуков. Пусти меня к себе жить!

(Если буква о себе рассказала все правильно, то получает  разрешение. Сказка-игра продолжается, пока все буквы не познакомятся друг с другом. Приходят в теремок ещё буквы Р и К.  Дети также им дают характеристику).

Затем учитель говорит: "Чтобы буквы в теремке жили дружно, они должны постараться составить слово". Дети советуются и "выстраивают" слово  река.

-А какая ещё пока мало знакомая буква поселилась в теремок? (Буква эР).

А дальше проводится работа с этим словом: деление на слоги, выделение ударного гласного (ученик поднимает вверх карточку с буквой а), печатание слова в тетради и составление его схемы.

    Ребята, наше Солнышко заскучало, необходимо сделать весёлую зарядку.

Музыкальная зарядка под музыку «Выглянуло солнышко».

Определение темы урока учащимися

- Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

Верно, сегодня мы  продолжим  знакомство со звуком (р) и буквой (эр)».

- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы будем  учиться на уроке?

1) Продолжить знакомство с  буквой (эр).

2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.

3) Упражняться в чтении  слогов  и слов  с новой буквой.

4) Научиться печатать слоги и слова с изученными буквами.

5) Составление схем предложений

Отработка техники чтения

 Игра «Горки»

Ребята, скажите, а всегда ли одинаково произносится этот звук?

Обведите слоги с мягким согласным звуком (задание на доске).

Давайте мы,  теперь сделаем вывод:   буква (эр)… звук  [р] –  согласный, бывает твердым и мягким, а про какое еще одно свойство мы забыли?

Звук (р)-звонкий

А сейчас, давайте попробуем прочитать слова и предложения, которые написаны  в учебнике,  на  с.34

  Упражнение в чтении

  Задача: найти  слова с мягким согласным звуком.

               ар-ра       Лара         Рина

                ор-ро     Анна        Ролан

                ыр-ры     Ира         Ирина

                ир-ри      Арина     Нина

                ур-ру       Алла       Артур

-Составляем схему одного из этих  слов    - Составим предложение и схему   этого предложения

Упражнение в определении местонахождении звука (р) в словах

Картинный диктант.

Разгадывание ребуса

. К доске выходят несколько учеников (по количеству букв в "карманчике"), выстраиваются друг за другом, выполняют задание

Дети выполняют танцевальные движения

Ответы детей

Дети составляют алгоритм

Чтение «цепочкой»

1 ученик работает у доски, остальные в  тетрадях на печатной основе-пропись №2).

По предметным картинкам дети по очереди называют  слово и определяют местонахождение звука (р)

Личностные:

перенос на свой жизненный опыт

Познавательные:

анализ , обобщение;

Регулятивные:

умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

умение слушать собеседника ;

принимать позиции других людей

Личностные:

-самостоятельное формулирование темы урока;

-принятие целей урока

Регулятивные:

-умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-принимать позиции других людей

Личностные:

- самопроверка

- развитие мелкой моторики

- сотрудничество

Коммуникативные:

-хоровое произношение

- умение слушать  собеседника;

- принимать позиции других людей

8 этап-

Итог урока  

Рефлексия. 

Цель:           помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

- Что нового вы узнали?

- Чему научились?

Рефлексия.

У каждого из вас на столе лежат  лучики нашего Солнышка трёх цветов: жёлтый, красный, белый.  Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, понравился урок, вы много узнали нового, цель, которую вы  ставили  перед  собой, достигнута – прикрепите к Солнышку жёлтый лепесток,  если считаете, что вам не всё удалось – красный, а если вы считаете, что  вам ещё надо многому учиться -белый

 Давайте  посмотрим,  каких лучей у нашего Солнышка больше? Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,  наше Солнышко радуется вам. (Включаю игрушку Солнышко, которое смеётся.)

Спасибо вам  за урок.

Ответы на вопросы, оценивание своей работы на уроке

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- принимать позиции других людей

                             

                                                                                                              Литература

Интернет – ресурсы:

  • Proshkolu Ru
  •   1.september.ru

Статья: Журнал «Начальная школа. До и После» №3 ,2011

Начальная школа  Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС  Методическое пособие  Москва  2013

САМОАНАЛИЗ УРОКА

обучения грамоте

УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Тема урока : «Сонорные согласные звуки. Буква Р, звуки [р ] [ р’]. Закрепление»

Тип урока: Урок - закрепление.

Цель урока: продолжить знакомство  с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.

Задачи урока:

 Предметные:

-формировать умение выделять  изученные звуки,  характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой,  читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст  вслух; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

Регулятивные

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные: 

-развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели;

-рефлексия способов и условий действия;

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: 

-уметь осуществлять общение со сверстниками;

-слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей;

-обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

Ожидаемый  результат: дети должны усвоить, что звуки [р], [р’] обозначаются буквой Р, научиться печатать строчную  и заглавную  букву р и читать слова с  изученными буквами, работать с текстом.

Данный урок  закрепление материала является вторым по счету  в теме «Сонорные согласные звуки. Буква Р, звуки [р ] [ р’].».  Целью урока является продолжение  знакомства  с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.

Для её достижения необходимо было решить представленные выше задачи.

Урок имел не только обучающую, но и развивающую направленность, способствовал воспитанию детей.

Достижению цели урока способствовало содержание и структура урока, отбор методов, приемов, форм и средств обучения.

Содержание учебных заданий соответствовало по своей сложности возможностям детей и типу класса, обеспечивало работу в ЗБР учащихся.  Реализовывался принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью. Большинство заданий носило развивающий характер. Материал урока способствовал формированию самостоятельности мышления, активной учебной деятельности, формированию познавательных мотивов обучения. В качестве  наглядности  использовались  знаково-символические средства (схемы слов, предложений ), иллюстративный материал учебника.

Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог,  письмо.

Структура урока соответствовала системе обучения, программе и специфике учебного предмета. Все этапы урока логически последовательны и взаимосвязаны. Время распределено целесообразно. Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. Проведение физкультминуток  способствовало снятию усталости у учащихся.

 На уроке было предусмотрено оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой формы работы. Широко использованы приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии, метод проблемного изложения учебного материала. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя, планировали и осуществляли учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.

В процессе урока формировались личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, где каждый учащийся  оценил свои знания и умения по новой теме.

 Считаю, что выбранная мною структура урока и его содержание, методы, приемы , средства рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Задачи урока реализованы, программные требования учтены. Урок цели достиг.

ЛИТЕРАТУРА

1.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. Н.Н. Деменевой.-М.: АРКТИ, 2012. – 152 с.

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя /А.Г. Асмолов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                    Проверочная работа № 1 по обучению грамоте.

                                                              1 четверть

Задание 1.  Оденьте  одежду  на  человечков - звуковичков.

Задание 2.  Допиши слоги так, чтобы получились слова.

ги___, ти____, то____, па____, го____, пар___,

Задание 3. Собери слова.

                              о                          ты    

                             пира                     ни

                             но                          ка

                             кор                        на  

                             Ири                       ра  

Задание 4. Разделите слова на слоги, поставьте ударение и выделите звуки точками.

               Пони,  Ирина, гитара, ноты.

Задание 5.  Слова, написанные печатным шрифтом напиши письменным.

            ____________         ____________          ____________          ______________

ноты  ____________ пир  ____________ Инга____________ Рита______________

Задание 6.   Диктант.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание: на 1 строчке можно написать под диктовку изученные буквы  г, Г, п, П ,т, Т, р,Р, и, Ио, О, а,,ы,н,

                            на 2 строчке слоги: ни, ро, пи, го, ты.

                            на 3 строчке слова:  пони, Ира, гора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...