- Проверка домашнего задания.
Цель: проверить, как дети справились с домашним заданием, выявить, какие трудности у них возникли при выполнении работы, подвести детей к цели урока. | Объясняют, что надо было сделать дома. Проговаривают причины своих трудностей при выполнении домашней работы и способы их преодоления. Зачитывают получившиеся тексты. Заранее подготовленные ученики делают небольшие сообщения о сойке. Объясняют, какими словами и зачем, заменяли слово «сойка» в тексте. Проверяют себя, подсчитывая слова с безударными гласными в корне слова.
| Организует проверку домашнего задания. Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.
Предлагает индивидуальные задания (заранее). Побуждает к высказыванию собственного мнения, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу. Организует коллективную проверку. | Упр. 250 -Что надо было сделать в тексте упражнения? - Кому было трудно выполнить задание? Почему? Как вы решили проблему? - Какой текст у вас получился? - Кто такая сойка? Кто из вас видел эту птицу? - Какими словами в тексте вы заменили слово «сойка»? Зачем это надо было сделать? - Какое еще задание было в упражнении? - Сколько слов с безударной гласной вы нашли в тексте? - Проверьте, таких слов в тексте 9. | Знать, как правильно строить текст, избегая повторений слов. Знать, как находить слова с орфограммой безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Знать птиц своей местности (сойка). | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)
Уметь оценить свою работу на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД) |
- Работа со словами из словаря.
Цель: повторить написание слов с непроверяемой безударной гласной, актуализировать знания детей по теме безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
| Записывают слова, обозначают в них ударение, подчеркивают непроверяемую орфограмму. Выделяют (с помощью сигнальных карточек) орфограммы, написание которых надо запомнить. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют способ проверки орфограммы. | Предлагает задание.
Организует коллективную проверку.
Организует беседу по уточнению и конкретизации знаний.
| - Повторим написание слов из словаря. Зачем это необходимо делать? - Запишите слова, вставив пропущенные буквы. Обозначьте в словах ударение, подчеркните букву, написание которой надо запомнить. - Проверим с помощью сигнальных карточек. - Перечислите буквы, которые вы вставили. - Что вы знаете про эти гласные? - В какой части слова могут встречаться безударные гласные? - Как правильно написать слово с безударной гласной в приставке? - В суффиксе? - В корне? - Как подобрать проверочное слово для написания безударной гласной в корне слова? | Знать написание слов из словаря (спасибо, родина, сентябрь, столица, заяц).
Знать, какие гласные в безударной позиции требуют проверки. Знать, как правильно написать слово с безударной гласной в приставке, в суффиксе, в корне. Уметь объяснять своими словами, как проверить безударную гласную в корне слова. |
Уметь оценивать правильность выполнения своей работы, вносить необходимые коррективы в свою работу (регулятивные УУД)
Уметь обобщать полученные знания (познавательные УУД) |
- Деятельность учащихся по достижению цели урока.
А) Объяснение и запись слов с безударной гласной. Цель: организовать работу по объяснению написания проверяемых безударных гласных.
| По очереди обосновывают выбор написания безударной гласной в слове, проверяемой ударением, графически обозначают выбор орфограммы.
| Формулирует задание, организует работу с загадками, побуждает к высказыванию собственного мнения.
| - Будем объяснять, и записывать под комментирование слова с безударными гласными. - Послушайте загадки и объясните написание отгадки. 1) По морю идет, идет, А до берега дойдет – Тут и пропадет. (Волна) 2) Без рук, без топоренка Построена избенка. (Гнездо) 3) Невзрачен, кругл и невелик, У дверей он жить привык. Чуть нажмешь – поднимет крик. Все поймут его язык. (Звонок) 4) Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать ровную черту Всем я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка, Угадайте-ка, друзья, Кто же я?.. (Линейка) 5) Доску грызла и кусала, На пол крошек набросала, Но не съела ни куска: Знать, невкусная доска. (Пила) 6) На шесте – дворец, Во дворце – певец. (Скворец) |
Уметь обосновывать выбор написания безударной гласной в корне слова.
|
Уметь выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме (регулятивные УУД)
|
В) Составление словосочетаний и предложений. Цель: организовать работу с предложениями и словосочетаниями (развитие связной речи учащихся)
| Составляют словосочетания с записанными ранее словами, составляют и записывают предложения со словосочетаниями, разбирают одно из предложений по членам.
| Организует работу по составлению словосочетаний. Напоминает обучающимся, как строится словосочетание, предложение. Контролирует выполнение работы.
| - Составьте с любым из записанных слов словосочетание. - Что такое словосочетание? - Ставьте вопрос от главного слова к зависимому. - Составьте предложение с любым из словосочетаний. - Что такое предложение? - Прокомментируйте написание предложения. - Прокомментируйте разбор предложения по членам. Физкультминутка (песня «Мир похож на цветной луг») проводится самими детьми. | - Знать, что такое словосочетание, предложение. - Уметь составлять и записывать словосочетания, предложения. - Уметь разбирать предложения по членам.
| Уметь выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме (регулятивные УУД) Уметь строить монологическое высказывание (коммуникативные УУД)
|
Г) Объяснение написания слов с безударными гласными, проверяемыми ударениями. Цель: закреплять умение слышать «опасное место» в слове и обосновывать выбор написания гласной. | 1)Работают в парах сменного состава. Одни учащиеся (I вариант) - «учителя». Они читают слова, данные на карточках. Слова произносятся так, как мы их произносим в разговорной речи. Другие учащиеся (II вариант) – «ученики». Объясняют написание безударной гласной. На другом уроке дети меняются ролями, заготавливаются карточки с другими словами.
2) Самостоятельно работают – выполняют упражнение, данное в учебнике.
3) Самостоятельно работают – заполняют таблицу безударными гласными.
| 1)Организует работу учащихся в парах сменного состава. (На объяснение слов одной карточки отводится 40 секунд. По сигналу педагога дети переходят от одного «учителя» к другому). Уточняет понимание учащимися поставленной задачи и способа ее выполнения. Организует оценочные высказывания «учителей». Осуществляет выборочный контроль.
2) Организует самостоятельную работу учащихся по заданию в учебнике. Обсуждает с детьми способ решения задания. Организует беседу, связывая цель выполнения данного задания с целями урока.
3) Организует самостоятельную работу учащихся (заранее заготавливает для них таблицы). Осуществляет подбор слов с изучаемой орфограммой. Организует проверку выполнения задания. Оценивает работу учащихся. | 1) - Игра «Эскалатор». Сегодня I вариант – «учителя». Произносите слова, записанные на карточках, так, как мы их произносим в разговорной речи. Внимательно слушайте объяснения своих товарищей, если это необходимо, оказывайте им помощь при подборе проверочных слов (Проверочные слова есть на карточках) В конце работы каждого ученика, оцените его работу. Будьте доброжелательны в оценочных высказываниях. - II вариант сегодня – «ученики». Вы переходите (по моему сигналу) от одного «учителя» к другому. Ваша задача – объяснить написание безударных гласных в тех словах, которые вам проговорят «учителя». - Ребята, которые были сегодня «учителями», оцените работу своих товарищей. За что вы бы похвалили своих «учеников»? - Ребята, которые сегодня были «учениками», оцените свою работу. Объясните свою оценку. 2) - Упр. 261. Прочитайте задание, объясните своими словами, что надо сделать в данном упражнении. - Как вы будете выполнять это задание? - Чему учились, выполняя это упражнение?
3) – Возьмите таблички. В них вы будете построчно записывать безударные гласные. Слова я буду произносить так, как мы их произносим в разговорной речи. Вы фиксируйте «опасное место» в слове, устно про себя подбирайте проверочное слово, а в табличку записывайте только гласную, которую проверили. - 1 строка: сажать, голубка, ходить, носить, кричать. - 2 строка: бежать, нога, пилить, маслёнка, спешить. - 3 строка: жара, сторонка, большой, больной, свистеть. - 4 строка: зелёный, правдивый, крикливый, полезный, ленивый. - 5 строка: кленовый, водичка, смотреть, воздушный, вечерний. - Возьмите зеленые ручки и соедините рядом стоящие буквы «о». Соединять можно только по горизонтали и вертикали.
А | О | О | О | И | Е | О | И | А | Е | А | О | О | О | И | Е | А | И | О | Е | Е | О | О | О | Е |
- Какой рисунок у вас получился? - Какая орфограмма есть в слове «пятерка»? - Как напишите слово? Почему? - Зачем выполняли данное задание? | Уметь слышать «опасное место» в слове и объяснять написание слова с изучаемой орфограммой.
Уметь объяснять написание слова с изучаемой орфограммой, писать слово правильно.
| Уметь строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (коммуникативные УУД) Уметь выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой форме (регулятивные УУД) Уметь проводить оценку и самооценку работы на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)
Уметь выполнять учебные действия в умственной форме (регулятивные УУД) Уметь планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане (регулятивные УУД)
Уметь проводить оценку и самооценку работы на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД) |
- Рефлексия учебной деятельности.
Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, чему научились на уроке. Делают самооценку учебной деятельности. | Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Какую цель ставили на уроке? Достигли цели? - Какая тема была на уроке? - Чему научились на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке. |
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД). Уметь проводить оценку и самооценку работы на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД) |