Урок русского языка во 2 классе "Упражнение в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Елизарова Наталья Викторовна

Предлагаемый материал может пригодиться учителям начальных классов при проведении уроков русского языка  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Упражнение в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением

Учитель: Елизарова Н. В.

                МОУ СОШ № 7

 г. Кольчугино, Владимирской области

Пояснительная записка

         Предлагаемый урок по русскому языку «Упражнение в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением» является обобщающим, так как далее следует изучение орфограмм с безударной гласной непроверяемой ударением. Урок проводился во 2 классе по учебному плану, используя программу Канакиной В. П.. на эту тему в учебном плане отводится 15 часов. Данный урок – 7 по теме.

         Нами был создан Банк данных,  материал, которого использовался   на уроке   в  презентации «Безударные гласные в корне слова» на этапе, когда корабль  перенес нас на сказочный остров. Использование на уроках мультимедийных презентаций повышает усвоение учебного материала, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Повторение и закрепление всего раздела проходило в форме урока - путешествия.  

         Данный урок проводился в классе средних возможностей, где была использована парная и групповая формы работы, чтобы активизировать познавательную деятельность детей.

        Своей цели урок достиг, обогатился словарный запас детей, которые показали свои знания о правописании безударных гласных в корне.    74% детей правильно опознают орфограмму, 91% - применяют правило, чтобы ее проверить, 46% -  пишут безошибочно.

Актуальность темы:  обобщить знания детей о правописании безударной гласной в корне, проверяемой ударением, используя мультимедийную презентацию и наглядные изображения.

Цель: закрепить знания и умения детей о правописании безударных гласных в корне слова

Задачи:

  1. Формировать орфографические навыки
  2. Обогащать словарный запас
  3. Активизировать познавательную активность детей через парную и групповую форму работы, используя занимательные задания
  4. Воспитывать коммуникативные навыки
  5. Развивать интеллектуальные способности и речь детей

(слайд 3)

Ожидаемые результаты: должны распознавать орфограмму, правильно применять правило для проверки орфограммы, писать безошибочно.

Оборудование: оформление доски; изображение корабля, острова, препятствий; карточки для групповой работы; веера с гласными буквами; звездочки трех цветов для рефлексии; магнитофон; компьютер; проектор (слайд4)

План урока

п/п

Структурные элементы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Временная реализация

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Восприятие слов учителя

1 минута

2

Актуализация знаний

Мотивация учащихся

Обсуждение

2 минуты

3

Постановка проблемы

Разъяснение цели и задач урока (слайд 6)

Восприятие проблемы

2 минуты

4

Чистописание

Чистописание: показ элементов

Запись имен жителей острова

3 минуты

 5

 Обобщение знаний

 

 

 

 

 

 

1 препятствие  «Рифы» (слайд 7)

Работа в парах

6 минут

Физкультминутка для глаз    

Выполнение команд учителя

2 минуты

2 препятствие  «Акула» (слайд 8)

Работа с веерами

5 минут

3 препятствие «Осьминог» (слайд 9)

Работа по вариантам

7 минут

Физкультминутка  

Выполнение физ. упражнений

2 минуты

4  препятствий «Крокодил» (слайд 10)

Работа в группах

7 минут

5 препятствие «Абориген» (слайд 11)

Игра в мяч

3 минут

 6

Домашнее задание

Разъяснение домашнего задания

Запись в дневниках

2 минуты

7

Рефлексия

Предлагает зажечь звезды на острове (слайд 12)

Приклеивание звездочек

2 минуты

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места. Приветствие.

  1. Актуализация знаний.

Запомните слова любым удобным для вас способом: волна, веселый, синева, море, бежит, денек.

Ответьте на вопросы:

  • Сколько всего слов было? Назовите.
  • Сколько из них с безударной гласной? Назовите.
  • Как проверить безударную гласную? Скажите способы  проверки. (слайд 5)

  1. Постановка проблемы. (муз. сопровождение «Звуки океана»)

             Закройте глаза и представьте, что мы отправляемся на огромном пароходе по бескрайним просторам океана. Ярко, ласково светит солнце, его лучи переливаются в изумрудных водах океана. Штиль (тихая, безветренная погода). Иногда пробежит легкий ветерок, вы чувствуете его свежее дыхание на своем лице, чувствуете запах соленой воды, слышите крик чаек. (слайд 6)

        Судно идет к цели… И вот на горизонте появляется ОСТРОВ…?Он сказочно красив: пальмы, фрукты и райские птицы обитают там. Но что такое с этим островом? Жители острова посылают нам сигнал бедствия: остров захвачен, заколдован волшебницей Ошибкой Ошибкиной. Давайте поможем жителям этого прекрасного острова!

  1. Чистописание.

- Прочитайте, какой остров мы будем спасать?

     Б  е з  у  д  а р н ы е       г л а с н ы е

- А вот и жители острова.

            А О Е И Я

- Запишем красиво их в свою тетрадь.

-Почему именно эти гласные живут на этом острове?

- Начинаем нашу спасательную экспедицию.

  1. Обобщение знаний.

1 препятствие «Рифы» (работа в парах)

- Ой, а вперед мы двигаться не можем, Ошибка Ошибкина выставила на нашем пути первое препятствие – подводные скалы. (слайд 7)

- На маленьких островках гласные испугались страшной волшебницы и спрятались, кто куда. Нам нужно их найти.

(Дети в парах анализируют слова, ставят ударение, вставляют безударную гласную, находя проверочное слово в словах подсказках. )

- Почему эти гласные называются безударными?

- Почему они нуждаются в проверке?

 - Как же проверить слабую безударную гласную?

Вывод: (ученик)

        Безударный гласный звук

        Вызывает много мук,

Чтобы не было сомненья –

Ставь его под ударенье.

                Физкультминутка для глаз

- Все посмотрите на  центр штурвала и дайте себе мысленно команду и потом переводим глаза. «Вверх, вниз, влево, вправо».

- Ну вот препятствие пройдено можем двигаться дальше. Но что это? Прямо по курсу огромная акула! Никак проделки Ошибки, зевать нам нельзя, если ошибемся, акула может нас укусить.

2 препятствие «Акула» (работа с веерами)

Дети показывают гласную букву, которую нужно писать, объясняют ее написание (слайд 8) - список слов можно дополнить

Скрипит, голодный, старик, веселье, варенье, добряк, пятерка, зверюшка, кричит, стрела, тишина, пятно.

- Молодцы, справились с заданием. Слева по борту осьминог.

3 препятствие «Осьминог» (работа по вариантам)

(Нужно в слова вставить безударную гласную, выбрав для этого проверочное слово) (слайд 9)

- Посмотрите, осьминог расставил свои щупальца так, чтобы мы не догадались, где спрятано проверочное слово.

                I вариант                                        II вариант

                        лесочек                                                мед

        л…сник        лес                                м…довый                медок

                        лесная                                                медосбор

                        ночка                                                угостить

н…чевать        ночной                        г…стиница                гость

                        заночевать                                        погостить

                        заскрипел                                                плясунья

скр…петь        скрипач                        пл…сать                плясали

                        скрипка                                                пляска

Физкультминутка

К морю быстро мы спустились,

наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

                4 препятствие «Крокодил» (работа в группах)

-Злая волшебница захватила жителей острова, а на их место в словах вставила своих подчиненных – ошибки, их охраняет злой крокодил. Вам необходимо спасти гласные, исправив ошибки. (слайд 10)

(Дети, сидящие группами, сообща отыскивают ошибки в предложениях. Представители от каждой группы объясняют исправленные ошибки)

5 препятствие «Абориген» (игра в мяч)

- Мы с вами у цели, но на остров не попасть, пока не поиграем с помощником волшебницы в мячик. Он называет слово с безударной гласной, а вы – проверочное. (слайд 11)

                 Денек, паруса, флажок, цветной, держать, блестеть, счастливый, кричать, хитрить.

  1. Домашнее задание.

Учебник, с. 92, упр. 167

 

  1. Рефлексия.

- Вы спасли остров безударных гласных от чар злой волшебницы Ошибки Ошибкиной. Давайте зажжем на ней свои звездочки, которые всегда будут напоминать жителям острова о нас. (слайд 12)

Ж – чувствовали себя уверенно, вас ничего не тревожило

С - немного волновались

З – очень боялись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс

На уроке  систематизируюся  знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется  умение выполнять алгоритм  действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...

Конспект урока во втором классе на тему: Правописание слов с безударной гласной, проверяемой ударением

В данном коспекте отражено поэтапное построение урока по данной тематике, соблюдены все цели задачи....

Урок русского языка во 2 классе "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".

План-конспект содержит материал по закреплению правописания слов с безударными гласными в корне слова. УМК "Школа России"...

Презентация к уроку. Русский язык , 2 класс. Тема : "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"

Презентация.   Русский язык, 2 класс . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"...

Презентация для урока русского языка в 3 классе "Правописание слов с безударной гласной"

Презентация для урока русского языка в 3 классе "Правописание слов с безударной гласной"...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»...