Конспект урока по русскому языку "Безударный гласный, проверяемый ударением" (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шершнёва Екатерина Игоревна

Конспект урока по русскому языку "Безударный гласный, проверяемый ударением" (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Существительные. Безударный гласный, проверяемый ударением.» Цель: повторить правило написания безударного гласного, проверяемого ударением.

 Задачи:

- учить образовывать от основ существительных новые слова – существительные с помощью суффикса -ищ-;

- находить в корне слова безударные гласные проверяемые и не проверяемые ударением; 
- формировать умение работать с Обратным словарём; - развивать внимание, речь, мышление; 
- воспитывать взаимоуважение, коммуникативные навыки.  

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок- 
Начинается урок. 
Слушайте и повторяйте, 
Да смотрите, не зевайте!  - Запишите число, классная работа.

2. Введение в тему. - Я хочу вам рассказать историю, которая произошла с героями учебника – Машей и Мишей.

Миша летом жил у бабушки в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды Миша написал письмо такого содержания: Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Ваня меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. В ответ он получил такое письмо от Маши: Миша, здравствуй! Посылаю тебе твоё письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное. Пошутил, когда написал. Что заколешься? И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки? Ещё ты пишешь. Что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных? Ты писал, что Ваня будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил? И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя русский язык знаю хорошо. А вот знаешь ли ты его? Миша прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял. - Какое правило Миша не знает? Какие буквы требуют проверки перед написанием и почему?

3. Запишите их в чистописание: а, о, и , я, е. (Параллельно буквы появляются на слайде). - В какой позиции в словах могут находиться эти буквы? (Продолжаем выстраивать схему). В каком случае надо проверять написание этих букв, а в каком не надо? а, о, и , я, е. ударные безударные (пишем как слышим) (проверить ударением) - Из данных слов выберите слова с проверяемой безударной гласной, запишите их в чистописание, вставив пропущенные буквы. (т.мнота, на облак., туман.ще). а, о, и , я, е. ударные безударные (пишем как слышим) (проверить ударением) словарные слова (надо запомнить написание) Всегда ли мы проверяем написание безударной гласной? (Не проверяем словарные слова. Их надо запомнить). Достраиваем схему:

 4. Запишите с красной строки словарные слова, вставив пропущенную букву. (авт.м.биль, б.лет, г.р.зонт, п.ртрет, пр.вет, х.зяин). Проверка с помощью сигнальных карточек. 

5. Актуализация знаний. Назовите слова в чистописании одним словом. (Это существительные). - Покажите значком, в каких частях находится орфограмма. (корень, окончание, суффикс). - Как проверить написание безударной гласной? (Достраиваем схему) а, о, и , я, е. ударные безударные (пишем как слышим) (проверить ударением) применить способы словарные слова проверки (надо запомнить написание) - Как проверить безударную гласную в корне слова темнота?(Подобрать родственное слово или изменить форму слова). - Подберите проверочное слово. - Как проверить безударную гласную в окончании слова существительного?(Подобрать опорное слово – стена. На стене, значит в окончании слова на облаке пишем букву -е). -Как проверить безударную гласную в суффиксе существительного туманище? - Почему не можете ответить на вопрос? (Не хватает знаний) - Где найти недостающие знания?( В учебнике) - Назовите тему урока.

- Чему будете учиться на уроке?

6 Запишите тему урока «Безударный гласный, проверяемый ударением» 

7. Работа с учебником. 

1)- Выполним упражнение 86 на с.86 учебника. - Прочитайте задание.

- С чем и как будете работать? - Договоритесь в парах и начинайте работу.

(Дети записывают слова в столбик, ставят ударение, выделяют корень.)

 а) травища – рыбища б) зубище – арбузище головища - тетрадища медведище – морозище бородища - шеища гвоздище – туманище ножища – книжища холодище – сборище грязища – силища снежище - позорище Взаимопроверка 2) Сделайте вывод: можно ли словами из первого столбика проверить слова из второго столбика? Объясните свою точку зрения.( В первом и втором столбиках слов суффикс один и тот же, следовательно слова из первого столбика являются проверочными для слов из второго столбика.)

Физминутка - Я буду называть слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной. А вы, если гласная проверяемая – прыгайте и называйте проверочное слово, не проверяемая – приседайте.

Прыгать: столы, мосты, коты, слоны, моря, грачи. Приседать: солдат, гореть, железо, пейзаж, инженер.

3) Вернёмся к началу урока. - Получили недостающие знания? - Как проверить безударную гласную в суффиксе слова туманище? (Подобрать слово слово с таким же суффиксом –ищ-.) - Приведите пример с помощью слов из…….первого столбика.

 8. Самостоятельная работа. - Вы повторили знания, необходимые для выполнения самостоятельной работы. Давайте вернёмся к письму, которое читали в начале урока и поможем Мише исправить ошибки. (Дети в тексте находят ошибки и исправляют их. Меняются листами, проверяют друг у друга и выставляют оценки. Затем листы сдаются учителю на проверку, после которой он выставляет оценки.)

9. Итог урока. - Чему вы учились на уроке? - Что нового узнали? 

10. Рефлексия Продолжите предложение: На уроке я работал…. 

11. Д/з Упр. 87 по учебнику

Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Ваня меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. 

Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Ваня меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. 

Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Ваня меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. 

Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Ваня меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. 

Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Ваня меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. 

Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Ваня меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. 

т..мнота  на облак..  туман..ще


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса "Повторение правила обозначения гласных после шипящих"

В данном материале представлен пример проведения урока по русскому языку для учащихся 3 класса по теме "Повторение правила обозначения гласных после шипящих"...

Конспект урока по русскому языку на тему " Ударение", 2 класс (УМК "Школа России").

Данный конспект урока разработан с учетом требований ФГОС.  Урок неразрывно связан с изучением происхождения названий слов (дней недели)....

Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе. Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»

Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе.Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»...

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по программе "Планета знаний" по теме "Слова с непроверяемыми гласными в корне"

Формирование навыков правильного письма слов с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне....

Конспект урока по русскому языку во 2 «в» классе по теме: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы.Представление об орфограмме». (УМК "Школа России")

Задачи урока направлены на закрепление  умения «видеть» орфограмму в  корне  слова с безударной гласной и объяснять её написание;развивать умение пользоваться правилом написания бе...

Конспект урока по русскому языку. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

Цели:Закрепить пройденный материал.Учить использовать знания детей о знания проверяемой согласной и гласной в корне слова.УУД:Личностные:проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельност...

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"

Цель:Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых ...