План-конспект и самоанализ - Имя существительное (одушевленные, неодушевленные)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Любовь Ивановна Антюхова

Урок   "Имя существительное -  одушевленное, неодушевленное" проводится по программе "Школа России" во 2-м классе.

Цели:

1. Закрепить понятие «имя существительное»;

2. Определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные;

3. Научить умному и полезному общению;

4. Развить умение отстаивать свои позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

Имя существительное -  одушевленное, неодушевленное. 

Цели:

1. Образовательные (учебные):

1.1. Закрепить понятие «имя существительное»;

1.2. Определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные;

1.3. Научить умному и полезному общению;

1.4. Развить умение отстаивать свои позиции.

2. Развивающие:

2.1. Развитие «орфографической зоркости»;

2.2. Обогащение словарного запаса, овладение выразительными средствами языка;

2.3. Развитие наблюдательности.

3. Воспитательные

3.1. Формирование трудолюбия;

3.2. Воспитание любви к предмету;

3.3. Осуществление нравственного воспитания.

  1. Организационный момент

Проверь дружок, готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке – книжки, ручки и тетрадки.

2. Мотивация учебной деятельности.

Прочитайте пословицу:

Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

Объясните её значение, подумайте, как можно применить к деятельности на уроке. (Работа в парах): дети должны прийти к выводу, что на данный момент самая главная работа  - учёба, по ней и можно судить о качествах человека.

3. Определение темы урока. Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний.

- Посмотрите на рисунок, что вы видите? (яблоко, очки, книги, карандаш, карта)

- Каким одним словом можно назвать эти слова? (предмет, отвечают на вопрос ЧТО? Существительные)

- Продолжите: «Существительное – это…»

- Прочитайте слова (слова написаны на доске или слайд презентации): люди, вьюга, топор, сапоги, снегирь, карась, сапоги, шмель, лошадь, крапива, тарелка, волк, май.

- Согласны ли вы, что ко всем словам можно поставить вопрос Кто? (Дети высказывают разные точки зрения.)

- Предлагаю обратиться к учебнику.

Ставим задачу – узнать, какие имена существительные относятся к одушевлённым, а какие – к неодушевлённым.

Тема урока:

             - Имя существительное (имена: - одушевленные, неодушевленные)

Сегодня на уроке мы должны:

- Закрепить понятие «имя существительное»;

- Определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные

4. Изучение нового материала.

Предлагаю вернуться к списку имён существительных, задать вопросы и определить одушевлённые или неодушевлённые.

Записываем слова в два столбика.

5. Первичная проверка усвоения знаний (работа в группах по 4 человека).

- Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы.

Когда не скучают.

Играли р_бята в детском с_ду. Потом все ушли гулять. Светлана осталась одна. У неё кашель. Сначала Светлана скуч_ла. Потом взялась за р_боту. Убрала Света игрушки и книги. Уложила кукол спать. И цв_ты полила девочка. Вернулись р_бята. Спасибо сказали подруге.

Обсуждение вопросов:

- Что вы можете сказать о девочке?

-  Как бы поступили вы на её месте?

-  Выпишите неодушевлённые имена существительные.

6. Контроль и самопроверка знаний.

 - Я читаю слова. 1 вариант выписывает одушевлённые, 2 вариант –неодушевлённые: берёза, холод, бабушка, повар, дятел, вторник, лето, девочка, лисица, ворона, дуб, клён.

7. Подведение итогов.

- Как мы называем группу имён существительных, слова которой отвечают на вопрос что?

- Как мы называем группу имён существительных, слова которой отвечают на вопрос кто?

- Посмотрите на ассоциативную схему и дополните её  (Приложение № 1 к разработке урока):

8.Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

-  Кому было всё понятно, нарисуйте на полях восклицательный знак (!).

-  Кто затрудняется в данной теме, поставьте на полях вопросительный знак (?).

9. Домашнее задание.

По выбору:

- стр. 8, № 10

- Составить рассказ « Как я помогаю маме», подчеркнуть одушевлённые имена существительные.

Приложение № 1


Схема самоанализа урока

2 класс. УМК «Школа России»

№ п/п

Вопросы для самоанализа

Результаты самоанализа

1

  • Какое место данного урока в теме, разделе, курсе?
  • Как он связан с предыдущими, на что в них опирается?
  • Как этот урок "работает" на последующие уроки, темы, разделы?
  • В чем специфика этого урока? Каков его тип?

 Это второй урок в разделе «Части речи». На первом уроке дети учатся различать предмет и слово как «часть речи», вводится понятие «имя существительное». Опираясь на правило, на втором уроке  мы учимся группировать существительные на одушевленные и неодушевленные.  Это урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

2

  • Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса?
  • Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  • Опирались ли на диагностику общеучебных специальных умений?

 При планировании урока учитывала то, что у детей развито наглядно-образное мышление. Поэтому использовала рисунок, ассоциативную схему,  напечатанный текст для каждого ребенка.

3

  • Какие задачи решались на уроке:
    а) общеучебные;
    б) воспитательные;
    в) задачи развития?
    Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь?
  • Какие задачи были главными?
  • Как учтены в этих задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

1. Образовательные (учебные):

1.1. Закрепление понятия «имя существительное»;

1.2. Определение тематических групп, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные;

1.3. Развитие умения отстаивать свои позиции.

2. Развивающие:

2.1. Развитие «орфографической зоркости»;

2.2. Обогащение словарного запаса, овладение выразительными средствами языка;

2.3. Развитие наблюдательности.

3. Воспитательные

3.1. Формирование трудолюбия;

3.2. Воспитание любви к предмету;

3.3. Осуществление нравственного воспитания.

 

4

  • Почему выбранная структура урока была рациональной для решения этих задач?
  • Рационально ли отведено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. д.?
  • Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока (если этот урок комбинированный)?
  • Связаны ли логично этапы урока?

 Считаю, что выбранная структура была рациональная. Все этапы урока логично связаны.

5

  • На каком содержании (на которых понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему?
  • Было  ли выделено основное, существенное?

 Материал подавался на доступном детям языке.  

6

  • Какое комбинирование методов обучения выбрано для раскрытия нового материала?
  • Дайте обоснование выбора методов обучения

 На уроке использовала проблемный метод обучения.

7

  • Какое комбинирования форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему?
  • Был ли необходимым дифференцированный подход к учащимся?
  • Как он осуществлялся (и почему именно так)?

 Индивидуальная, парная, групповая фронтальная формы организации урока помогли раскрытию нового материала.

Считаю,  что при изучении новой темы дифференцированный подход нецелесообразен.

8

  • Как был организован контроль за ЗУН?
  • В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

 Контроль за ЗУН осуществлялся  в форме самостоятельной работы по вариантам.

9

  • Как использовался на уроке учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?

 ПК.

10

  • 3а счет чего обеспечивалась работоспособность школьников в течение всего урока?

 Работоспособность школьников в течение всего урока обеспечивалась за счет  использования проблемного метода и смены форм организации урока.

11

  • За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения?
  • Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

Доброжелательный тон. Общение в парах, группах.

Учитель на уроке в роли друга-наставника.

12

  • Как и за счет чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе школьников) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

Смена деятельности, физминутки.

13

  • Какие были продуманы вспомогательные "пути" на случай непредвиденной ситуации?

Презентация со слайдами «Проверь себя»

14

  • Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи?
  • Если не удалось, то какие и почему?
  • Когда учитель планирует выполнить нереализованное?

Все поставленные задачи были реализованы.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

План-конспект урока и самоанализ для 3 класса по теме:"Времена года", М.З. Биболетова 3 класс

План-конспект урока и самоанализ  для 3 класса по теме:"Времена года", М.З. Биболетова 3 класс...

план-конспект урока по теме имя существительное 2 класс УМК "Школа Росии"

Конспектурока русского языка во 2 классе. Введение понятия "Имя существительное"...

План-конспект урока по теме имя существительное 3 класс УМК "Школа России"

Повторение и обобщение знаний по теме "Имя существительное"...

План- конспект открытого урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". 2 класс.

Данный урок построен в соответствии с ФГОС на основе информационно-коммуникативной технологии.  Представлен по ходу изучения раздела «Части речи». На уроке были учтены возрастные и пс...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с...