План- конспект открытого урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данный урок построен в соответствии с ФГОС на основе информационно-коммуникативной технологии. Представлен по ходу изучения раздела «Части речи». На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цель урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности и работали на главную цель: знакомство с одушевлёнными и неодушевлённым и именами существительными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass-_rus.yazyk_.docx | 446.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Пестречинская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов"
Открытый урок по русскому языку
на тему
«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
2 класс
Шарипова Гульнара Хакимовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Пестречинская СОШ № 1»
с.Пестрецы
Тип урока: ОНЗ.
Форма урока: урок-исследование.
Цель: формировать умение ставить вопросы к именам существительным; определять категории имен существительных.
Задачи:
образовательные:
-учить распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с изученными орфограммами;
- совершенствовать каллиграфические навыки;
-учить работать с деформированным текстом;
развивающие:
-развивать орфографическую зоркость;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать наблюдательность, внимание, память
воспитательные:
- продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка, навыков самостоятельной, парной, групповой работы.
Используемые педагогические технологии:
-игровая
-проблемное изложение материала
ИКТ
Формы работы:
- работа в группах, парах, индивидуальная работа, фронтальная работа
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
— определять отличительные особенности имен существительных и обосновывать своё мнение;
— строить предложения со словами — различными частями речи, отвечающими на заданные вопросы.
Регулятивные УУД:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— соотносить учебные действия с известным алгоритмом;
— выполнять учебное задание с взаимопроверкой.
Коммуникативные УУД:
- работа в паре — умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации:
- принятие общего решения в совместной деятельности;
- осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи.
Личностные УУД:
Проявлять:
— формирование мотивационной основы учебной деятельности.
— осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Оборудование и ТСО: учебник, тетрадь, мультимедийное оборудование, картинки с изображением совы для рефлексии.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Здравствуйте, ребята! У нас в классе сегодня гости. Давайте поприветствуем их и улыбнемся им.
– Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Посмотри скорей дружок
А ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ум и сердце в работу вложи
И каждой секундой в труде дорожи!
– Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.
– А эпиграфом к нашему уроку будет русская народная пословица: “Грамоте учиться всегда пригодиться” (написано на доске).
– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).
– Урок у нас сегодня необычный, урок-исследование “Следствие ведут знатоки”.
– Ребята! А кто такие знатоки? (ответы детей).
Это люди, которые очень много учатся, много читают и постоянно работают над приобретением новых знаний. Вот и мы с вами не должны останавливаться на достигнутом, а добывать все новые и новые знания.
– А теперь давайте откроем тетради и запишем дату наших сегодняшних исследований. Но перед письмом сделаем разминку для пальчиков перед письмом.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Минутка чистописания.
– Узнайте, о каких буквах идет речь.
Эти согласные коварные и опасные,
И с ними дружат не все гласные.
ЖжШшЧчЩщ (на доске)
– Что объединяет буквы? (они согласные шипящие)
– Чем отличаются? ([ж], [ш] – всегда твердые; [ч'] [щ'] – всегда мягкие).
3. Введение в тему и целеполагание
Словарная работа
Запишите на следующей строчке под диктовку:
Шарик, шишка, чаща, Женя, чудесный.
– Объясните, какие орфограммы нам надо вспомнить при написании этих слов?
- Какое слово здесь лишнее? Почему?
– Что такое имя существительное?
– На какие две группы можно разделить эти имена существительные? (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)
– Какая же тема нашего сегодняшнего урока? (одушевленные и неодушевленные имена существительные)
- Чему мы сегодня будем учиться? (Находить имена существительные в тексте. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Учиться правильно писать слова и предложения. )
4. Изучение новых знаний.
- Предлагаю провести исследование. Задание будет дано по рядам. Но перед работой давайте определим алгоритм нашего исследования.
Задания по рядам:
- Цветок, птичка, кольцо, мальчик, девочка, игрушка.
- Воробьи, трава, руки, нос, мышка, мама.
- Синичка, обезьяна, осина, платье, малыш, диван.
Разделите слова на 2 группы. По какому принципу вы их разделите?
На какой вопрос отвечают слова 1 группы? Почему?
На какой вопрос отвечают слова 2 группы? Почему?
Давайте проверим.
Делаем вывод:
- К каким существительным мы ставим вопрос кто? Как они называются?
- К каким существительным мы ставим вопрос что? Как они называются?
Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.
Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.
Проблемный вопрос:
- А почему существительные-названия растений отвечают на вопрос ЧТО? Ведь растения живые!
- Где проверим наши предположения? Все знатоки и исследователи обязательно работают с книгами и ищут ответы на свои вопросы. (в учебнике на стр. 79)
Молодцы!
– Вы хорошо потрудились, и для вас я приготовила небольшой сюрприз. Вы любите мультфильмы? Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультика, но т.к. вы сегодня не просто дети, а исследователи, то выполните задание.
Ребята I в. записывают по три слова, которые отвечают на вопрос “кто?”, а ребята II в. – слова, которые отвечают на вопрос “что?”.
Меняемся тетрадями и проверяем работу своего товарища.
Проверка работы и еще раз повтор вывода исследования:
- К каким существительным мы ставим вопрос кто? Как они называются?
- К каким существительным мы ставим вопрос что? Как они называются?
5. Применение и закрепление изученного материала.
- А теперь предлагаю поиграть в игру “Помоги совенку”.
Работа над предложением.
– Составьте и запишите предложение птиц, ребята, изготовили, кормушку, для, зимующих.
Слайд 14 –ПРОВЕРКА
Дополнительное задание:
-Вспомните, из каких частей состоит слово?
-Разберите по составу слово КОРМУШКА.
Самоконтроль и взаимоконтроль
Слайд № 15
Игра “Третий лишний”.
Работа в группах.
-Вспомним правила работы в группе.
-В каждой строчке есть лишнее слово. Определите его и докажите, почему?
РЕЗЕРВ: упр. 103 – по вариантам.
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Подведение итогов
– На этом наши исследования подошли к концу.
− Какую цель вы перед собой ставили?
− Удалось ли достичь цели?
– Что нового узнали?
− Кто из вас смог сам открыть новое знание?
− Кто встретил трудности? В чем? Почему?
Обобщение.
-Отметьте для себя верные утверждения:
- Я знаю, что такое имя существительное.
- Я могу определить одушевленные и неодушевленные имена существительные.
- Я знаю, на какие вопросы отвечают одушевленные и неодушевленные имена существительные.
− Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
- Нарисуйте на полях в тетради лицо человека, но без носа и рта.
Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданиями.
? – если вы не совсем хорошо поняли алгоритм действий и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой,
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
Домашнее задание.
− Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся)
По выбору:
1)Придумать мини-сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
2) Написать слова в два столбика.( одушевленные и неодушевленные)
3) Из данных имен существительных выписываете только одушевленные имена существительные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.
данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...
План – конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в 4 «А» классе. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
План – конспект открытого урока по русскому языку с применением интерактивных средств обучения....
Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»
Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...
План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Тип урока: закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...
Открытый урок по теме:Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Конспект урока предназначен для урока русского языка во 2 классе. Цель урока: открыть новые знания имена существительные обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, ...