План- конспект открытого урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Данный урок построен в соответствии с ФГОС на основе информационно-коммуникативной технологии.  Представлен по ходу изучения раздела «Части речи». На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока  включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цель урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности  и работали на главную цель: знакомство с одушевлёнными и неодушевлённым и именами существительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass-_rus.yazyk_.docx446.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Пестречинская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов"

Открытый урок по русскому языку

 на тему

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

2 класс

 Шарипова Гульнара Хакимовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Пестречинская СОШ № 1»

с.Пестрецы

Тип урока: ОНЗ.

Форма урока: урок-исследование.

Цель: формировать умение ставить вопросы к именам существительным; определять категории имен существительных.

Задачи:

образовательные:

-учить распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов  с изученными орфограммами;

- совершенствовать каллиграфические навыки;

-учить  работать с деформированным текстом;

развивающие:

-развивать орфографическую зоркость;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать наблюдательность, внимание, память

воспитательные:

- продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка, навыков самостоятельной, парной, групповой работы.

Используемые педагогические технологии:

-игровая

-проблемное изложение материала

ИКТ

Формы работы:

- работа в группах, парах, индивидуальная работа, фронтальная работа

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

— определять отличительные особенности имен существительных и обосновывать своё мнение;

— строить предложения со словами — различными частями речи, отвечающими на заданные вопросы.

Регулятивные УУД:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

— выполнять учебное задание с взаимопроверкой.

Коммуникативные УУД:

 - работа в паре — умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации:

- принятие общего решения в совместной деятельности;

- осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи.

Личностные УУД:

Проявлять:

—  формирование мотивационной основы учебной деятельности.

— осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Оборудование и ТСО: учебник, тетрадь, мультимедийное оборудование, картинки с изображением совы для рефлексии.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Здравствуйте, ребята! У нас в классе сегодня гости. Давайте поприветствуем их и улыбнемся им.

– Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Посмотри скорей дружок
А ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ум и сердце в работу вложи
И каждой секундой в труде дорожи!

–  Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.

– А эпиграфом к нашему уроку будет русская народная пословица: “Грамоте учиться всегда пригодиться” (написано на доске).

– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).

– Урок у нас сегодня необычный, урок-исследование “Следствие ведут знатоки”.

– Ребята! А кто такие знатоки? (ответы детей).

Это люди, которые очень много учатся, много читают и постоянно работают над приобретением новых знаний. Вот и мы с вами не должны останавливаться на достигнутом, а добывать все новые и новые знания.

– А теперь давайте откроем тетради и запишем дату наших сегодняшних исследований. Но перед письмом сделаем разминку для пальчиков перед письмом.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Минутка чистописания.

– Узнайте, о каких буквах идет речь.
Эти согласные коварные и опасные,
И с ними дружат не все гласные.

ЖжШшЧчЩщ (на доске)

– Что объединяет буквы? (они согласные шипящие)

– Чем отличаются? ([ж], [ш] – всегда твердые; [ч'] [щ'] – всегда мягкие).

3. Введение в тему и целеполагание 

 Словарная работа

Запишите на следующей строчке под диктовку:

Шарик, шишка, чаща, Женя, чудесный.

– Объясните, какие орфограммы нам надо вспомнить при  написании этих слов?

- Какое слово здесь лишнее? Почему?

– Что такое имя существительное?

– На какие две группы можно разделить эти имена существительные? (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

– Какая же тема нашего сегодняшнего урока? (одушевленные и неодушевленные имена существительные)

- Чему мы сегодня будем учиться? (Находить имена существительные в тексте. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.  Учиться правильно писать слова и предложения. )

4.  Изучение новых знаний.

- Предлагаю провести исследование. Задание будет дано по рядам. Но перед работой давайте определим алгоритм нашего исследования.

Задания по рядам:

  • Цветок, птичка, кольцо, мальчик, девочка, игрушка.
  • Воробьи, трава, руки, нос, мышка, мама.
  • Синичка, обезьяна, осина, платье, малыш, диван.  

Разделите слова на 2 группы. По какому принципу вы их разделите?

На какой вопрос отвечают слова 1 группы? Почему?

На какой вопрос отвечают слова 2 группы? Почему?

Давайте проверим.

Делаем вывод:

- К каким существительным мы ставим вопрос кто? Как они называются?

               - К каким существительным мы ставим вопрос что? Как они  называются?

Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.

Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.

Проблемный вопрос:

- А почему существительные-названия растений  отвечают на вопрос ЧТО? Ведь растения живые!

- Где проверим наши предположения? Все знатоки и исследователи обязательно работают с книгами и ищут ответы  на свои вопросы. (в учебнике на стр. 79)

Молодцы!

– Вы хорошо потрудились, и для вас я приготовила небольшой сюрприз. Вы любите мультфильмы? Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультика, но т.к. вы сегодня не просто дети, а исследователи, то выполните задание.

Ребята I в. записывают по три слова, которые отвечают на вопрос “кто?”, а ребята II в. – слова, которые отвечают на вопрос “что?”.

Меняемся тетрадями и проверяем работу своего товарища.

Проверка работы и еще раз повтор вывода исследования:

- К каким существительным мы ставим вопрос кто? Как они называются?

- К каким существительным мы ставим вопрос что? Как они называются?

5. Применение и закрепление изученного материала.

 - А теперь предлагаю поиграть в игру “Помоги совенку”.

Работа над предложением.

– Составьте и запишите предложение птиц, ребята, изготовили, кормушку, для, зимующих.

Слайд 14 –ПРОВЕРКА

Дополнительное задание:

-Вспомните, из каких частей состоит слово?

-Разберите по составу слово КОРМУШКА.

Самоконтроль и взаимоконтроль

Слайд № 15

Игра “Третий лишний”.

Работа в группах.

-Вспомним правила работы в группе.

-В каждой строчке есть лишнее слово. Определите его и докажите, почему?

РЕЗЕРВ: упр. 103 – по вариантам.

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов 

– На этом наши исследования подошли к концу.

− Какую цель вы перед собой ставили?

− Удалось ли достичь цели?

           – Что нового узнали?

− Кто из вас смог сам открыть новое знание?

− Кто встретил трудности? В чем? Почему?

Обобщение.

-Отметьте для себя верные утверждения:

  • Я знаю, что такое имя существительное.
  • Я могу определить одушевленные и неодушевленные имена существительные.
  • Я знаю, на какие вопросы отвечают одушевленные и неодушевленные имена существительные.

 

− Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

- Нарисуйте на полях в тетради лицо человека, но без носа и рта.

Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданиями.

? – если вы не совсем хорошо поняли алгоритм действий и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой,

- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

Домашнее задание.

− Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся)

По выбору:

1)Придумать мини-сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

2) Написать слова в два столбика.( одушевленные и неодушевленные)

3) Из данных имен существительных выписываете только одушевленные имена существительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.

данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»

Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...

Открытый урок по теме:Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Конспект урока предназначен для урока русского языка во 2 классе. Цель урока: открыть новые знания имена существительные обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, ...