План-конспект урока по русскому языку в 3 классе «Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели для учителя: создать условия для знакомства с понятием одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию внимания и наблюдательности, умению работать в коллективе ,давать самооценку учебной деятельности.
Цели для ученика: познакомиться с понятием одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного; развивать умении задавать вопросы к имени существительному как части речи; развивать внимание , наблюдательность, воспитывать любовь в своему народу, к родному языку.
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;
- развивать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам и определять тематические группы неодушевленных имен существительных.
Регулятивные УУД:
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
Коммуникативные УУД:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные результаты:
- контроль, коррекция, оценка действия партнера;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Развитие УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Приветствие учащихся. - Здравствуйте, ребята! Готовы вы к уроку? На вас надеюсь я , друзья. Мы хороший дружный класс. Всё получится у нас! Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты имени существительного. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей | УДД:
установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
сотрудничества с учителем и сверстниками) |
2.Словарная работа . Цель: Организовать актуализацию изученных словарных слов для проблемного изложения нового материала | Ребята, к нам в гости пришел Снеговик, он приготовил вам интересные задания.. - Посмотрите внимательно (слайд 2 и карточки у каждого). О чем хочет попросить Снеговик? - Правильно , надо вспомнить правописание словарных слов. Выполните задание. Обменяйтесь тетрадям и проверьте работу одноклассника. Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок? С одной ошибкой? В чем были затруднения? На какие вопросы отвечают эти слова?
| Мотивирует учащихся к изучению темы. Стимулирует желание помочь ребятам. | Высказывают предположения о просьбе Снеговика, читают словарные слова и вставляют пропущенные буквы, сверяют по образцу Задают к словам вопросы Оценивают свою работу | УДД:
выделение необходимой информации); Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять желание помочь ребятам подготовиться Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога |
3.Формулирование проблемы, планирование деятельности Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения. 2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
. | Прочитайте слова: Друг, ветер, снег, слон - Что объединяет эти слова? -Распределите их в две группы. - Как вы предполагаете на какие? Подсказка: вспомните на какие вопросы отвечают имена существительные. - Сформулируйте основной вопрос урока. – Как они называются?
- Прочитайте название параграфа на с. 13. – Что вы представили, прочитав слова одушевлённые и неодушевлённые? – Как вы думаете, что это за имена существительные? Приведите примеры таких слов. Проверим наши предположения. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) | Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока. Фиксирует тему на доске, слайде. | Делают вывод что эти слова имена существительные , предполагают на какие группы их можно разделить. Пробуют сформулировать основной вопрос урока (Чем отличаются слова, отвечающие на вопрос кто? и что?) Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать Делают вывод: Имена существительные которые отвечают на вопрос кто? называют (одушевлённые предметы) Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? называют (неодушевлённые предметы). Приводят примеры.записывают в тетрадь. |
УДД:
установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
познавательные (постановка и формулирование проблемы; Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «одушевленные предметы», «неодушевленные предметы»; - определять имена существительные одушевленных и неодушевленных предметов и обосновывать свое мнение Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - - классифицировать существительные на группы одушевленных и неодушевленных предметов; - писать имена существительные одушевленные и неодушевленные |
4.Открытие нового знания Цель: 1)Организовать уточнение и согласование темы урока. 2)Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: 3) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.
. | Какая тема нашего урока?: Цель нашего урока… ( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.) Динамическая пауза . Упражнение «4 угла» - Откройте учебники на с. 13, упр.218
-Попробуйте уточнить вопрос, поставленный в начале урока.– уточнение может быть разным.) Сравните с формулировкой основного вопроса урока в учебнике (с. 196).п.18 - упр.219 Слово учусь дети не записывают (что делаю? – глагол). Работа с определением. –Проверьте свои предположения, прочитав определение в рамке учебника (с. 14) Ученики читают определение про себя, затем вслух, приводят свои примеры. – Как вы думаете, может ли одушевлённое существительное стать неодушевлённым или наоборот? (Нет, если существительное отвечает на вопрос кто? – оно не может отвечать на вопрос что?)
Динамическая пауза - Я называю имена существительные. Если оно одушевленное, то хлопаете в ладоши, если неодушевленное – прыгаете. Слон, тетрадь, кошка, картина, солнце, девочка, дождь, дельфин, стол, учитель, снег, мороз, собака. - Молодцы! Внимательные дети! | Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока. Побуждает к высказыванию своего мнения. Выполняют движения по заданию учителя Организует самостоятельную работу детей, оказывает индивидуальную помощь Учитель обратит внимание детей на то, что в упражнении предложены однокоренные слова, которые отвечают на разные вопросы. Знакомит детей, что Одушевлённость или неодушевлённость – это постоянный признак каждого имени существительного. | Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать Ученики самостоятельно выполняют все «шаги» в задании. Затем следует коллективная проверка (Что такое одушевлённые и неодушевлённые существительные, чем они отличаются? На какие вопросы отвечают одушевлённые, а на какие – неодушевлённые существительные?) Одновременно у доски работают два ученика. Один записывает в столбик одушевлённые имена. существительные, другой- неодушевленные читают определение в учебнике . 14 , проверяют свои предположения, делают вывод о своих предположениях. Выполняют движения по заданию | УДД:
цепи рассуждений));
сотрудничества с учителем и сверстниками); Познавательные умения: - различать имена существительные одушевленные и неодушевленные и обосновывать свое мнение; - определять необходимость использования имен существительных одушевленных и неодушевленных; Регулятивные умения - проверять учебное задание и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, представляя свою позицию. Предметные умения: - рассказывать о признаках имени существительного; - писать имена существительные одушевленные и неодушевленные по группам; - проводить исследование имен существительных .
|
5. Развитие умений – применение знания. Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: | Упр. 221 - Какие тематические группы неодушевлённых существительных можете назвать? Электронный ресурс совершенствуется умение классифицировать слова разных тематических групп и определять их грамматическую отнесённость к неодушевлённым именам существительным. Конструктор урока «Академия младшего школьника» Soptword 70,71,72 - Упр. 222 | Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания, осуществляет индивидуальный, выборочный контроль | Определяют и называют тематические группы одушевленных и неодушевленных имен существительных. Выделяют орфограммы при комментированном написании. Работают с интерактивной доской , выполняя задание самостоятельно подбирают слова разных тематических групп , определяют их одушевленность и неодушевленность и проводят взаимопроверку в парах | УДД: Познавательные Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. Обобщать и классифицировать по признакам Коммуникативные Оформлять свои мысли в устной форме) Регулятивные умения - проверять учебное задание и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, представляя свою позицию. Предметные умения: - проводить исследование имен существительных |
7. Рефлексия учебной деятельности (итог ) Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке | – Назовите ключевые слова урока. – Какие тематические группы слов можно выделить среди неодушевлённых имён существительных? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? Домашнее задание: 2. Выучить правило на с. 14. Нарисовать рисунок одушевленного и неодушевленного существительного Спасибо за урок! |
Организует работу по обсуждению материала, оценивает работу детей Конкретизирует домашнее задание | Отвечают на итоговые вопросы урока Анализируют свою работу на уроке Отвечают на итоговые вопросы урока. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Оценивают свою работу на уроке Записывают домашннее задание | УДД: Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 5 класс "Правописание о,ё в окончаниях имен существительных"
Мы под ударением пишем, Без сомненья то, что слышим. Ну, конечно, букву о Если звук без ударенья Вызвал сильное сомненье, Напишисмелее букву е....
Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...
Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"
Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....
Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме " Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Открытый урок по русскому языку 3 класс УМК " Школа России" ФГОС...
Урок русского языка 3 класс УМК " Школа 2100" Тема урока: Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Цели для учителя: создать условия для знакомства с понятием одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деяте...
Урок русского языка 4 класс «Повторение и закрепление знаний об имени существительном. Развитие умения писать слова с орфограммой буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, графически объяснять выбор написания».
Материал содержит сценарий урока по данной теме...
Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»
Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»...