Конспект урока "Три склонения имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тип урока: изучение нового материала. При подготовке к уроку были учтены программные требования по работе над определением склонения имён существительных, орфограммой "непроверяемые написания"; по развитию письменной и устной речи, орфографической зоркости; особенности учебной деятельности; психологические особенности младших школьников. Выбранный ход урока логичен и наиболее оптимален. Во время организационного момента обучающиеся настроились на продуктивную работу. При проведении словарной работы закрепили написание словарных слов. С помощью включенного в урок игрового элемента, была создана проблемная ситуация, для решения которой обучающимися был составлен алгоритм действий, по которому они впоследствии работали. В конце урока была проведена разноуровневая самостоятельная работа для контроля полученных знаний. Для рационального использования времени, лучшего восприятия учебного материала, побуждения интереса к русскому языку. подготовлена презентация по теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 47.5 КБ |
prezentatsiya_uroka_russkogo_yazyka.ppt | 660 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Три склонения имён существительных.
Цель. Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду; развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес; воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.
Оборудование: блоки обратной связи, презентация к уроку, карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент.
– Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад.
2. Оформление рабочей записи.
– Откройте тетради, запишите число, «классная работа».
3. Минутка чистописания.
– Написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать?
(Строчные буквы в, л, т, д)
– Назовите соединения.
(Нижнее, верхнее, нижнее)
– Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. Назовите лишнюю букву.
(л – непарная согласная, т – обозначает глухой звук)
4. Словарная работа.
–Переходим к повторению словарных слов.
4.1. Устная работа.
– Покажите пропущенную букву.
/
д…орога
/
л…сица
/
г…зета
/
х…зяйство
/
л…пата
4.2. Письменная работа.
– Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
1. Приём пищи в середине дня.
(Обед)
2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами.
(Горох)
3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу.
(Север)
4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета.
(Земляника)
5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда.
(Улица)
– Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу. Поставьте оценку за словарную работу на полях
Взаимопроверка.
«5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
«2» - 3 и более ошибок
– Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?
– Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.
5. Сообщение цели урока.
– Какой частью речи являются записанные слова?
(Имя существительное)
– Найдите имена существительные в предложении.
Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)
– Определите падеж существительных по улице, по площади.
(Дательный падеж)
– Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом? Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.
6. Работа по теме урока.
Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.
– Прочитайте слова, найдите общее.
(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)
– Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания.
– Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, –я.
(Вода, земля)
– Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, –я.
(Юра, Витя)
– Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.
(Стол, конь)
– Выделите в них окончания.
– Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.
(Окно, море)
– Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?
(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)
Сущ. ж. р. Сущ. м. р. Сущ. м. р. Сущ. ср. р. Сущ. ж. р.
вода Юра конь окно степь
земля Витя стол море дочь
/__________________________/ /__________________________/ /__________/
1 склонение 2 склонение 3 склонение
– По каким признакам мы сгруппировали существительные?
(По роду и окончанию)
– С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.
– Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.
Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, –е в именительном падеже.
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.
7. Работа с правилом.
– Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 88. Прочитайте правило.
(Первичное чтение «про себя», вторично читает ученик)
– Кто попробует рассказать правило наизусть?
8. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.
– Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?
Алгоритм
действий при определении склонения имени существительного
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
- Определить род.
- Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
- По роду и по окончанию определить склонение.
Образец рассуждения.
Тетрадь – она, моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.
9. Физминутка.
– Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. – наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. – подпрыгнуть.
1. Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Баран)
2. Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
(Белка)
3. В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)
4. Закружу, заверчу,
В небеса улечу.
(Вертолёт)
5. Ящик на коленях пляшет –
То поёт, то горько плачет.
(Гармонь)
6. Никого не обижает,
А её все толкают.
(Дверь)
7. Много рук, а нога одна.
(Дерево)
8. Колюч, да не ёж.
(Ёрш)
9. Шесть ног без копыт,
Летит – жужжит,
Упадёт – землю роет.
(Жук)
10. По земле ползёт,
А к себе не подпускает.
(Змея)
11. Закутан ребёнок в сто пелёнок.
(Капуста)
12. Над домами и дорожками
Висит кусок лепёшки.
(Луна)
10. Работа с учебником. Упражнение 166.
– Прочитайте задание к упражнению.
(Первичное чтение «про себя», вторично читает ученик)
– Какие задания мы должны выполнить?
(Определить падеж каждого существительного. Написать существительные в три столбика по склонениям)
9 существительных у доски, 9 существительных с комментированием, 10 существительных самостоятельно.
Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.
11. Разноуровневая самостоятельная работа.
– Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.
Уровень 1.
Спиши существительные. Укажи склонение.
Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.
Уровень 2.
Выпиши существительные 3 склонения.
Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.
Уровень 3.
Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.
Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.
12. Итог урока.
– Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?
(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)
– С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?
(Чтобы правильно писать окончание существительного)
– Это мы изучим на следующих уроках.
13. Оценки.
14. Домашнее задание.
Упр. 168 стр. 89. Выучить три склонения имён существительных.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
д...рога л...сица г...зета х...зяйство л...пата о о о и а
«5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 и более ошибок Взаимопроверка. Обед, город, север, земляника, улица.
Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы. Д.п Д.п.
Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь. вода земля Юра Витя конь стол окно море степь дочь Сущ. ж.р. Сущ. м.р. Сущ. м.р . Сущ. ж.р. Сущ. ср.р. 1 склонение 3 склонение 2 склонение
Ко второму склонению относятся К первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я в именительном падеже. имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –О, -Е в именительном падеже. имена существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. К третьему склонению относятся
Алгоритм действий при определении склонения имени существительного Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: Определить род. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определить склонение . Образец рассуждения. Тетрадь – она, моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание, значит существительное тетрадь третьего склонения.
Физминутка. БАРАН БЕЛКА ПОЕЗД ВЕРТОЛЕТ ГАРМОНЬ ДВЕРЬ ДЕРЕВО ЁРШ ЖУК ЗМЕЯ ЛУНА
Работа с учебником
зима весна минута птица река яблоня пустыняулица сеялка лето час год день карандаш перо снегирь дрозд озеро дерево железо поле осень ночь тетрадь сирень новость опасность площадь 1 склонение 2 склонение 3 склонение
Самостоятельная работа
1 уровень Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь. 2 скл. 3 скл. 3 скл. 3 скл. 2 скл. 1 скл. 1 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 уровень Жизнь, печь, дочь, степь, морковь, тетрадь, лошадь, лень, боль, площадь. 3 уровень Отец - папа, деревня - село, торжество - праздник, везение - удача, чародей - волшебник, зной - жара. 2 скл. 1 скл. 1 скл. 1 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 1 скл.
по улице по площади Д.П. Д.П.
Упр. 168 стр. 89. Выучить три склонения имён существительных Домашнее задание.
Молодцы! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Три склонения имён существительных. Упражнения в определении склонения имён существительных.
Конспект с презентацией....
Конспект урока "Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием"
Конспект урока русского языка по учебнику Поляковой А.В. 3 класс (программа Занкова Л.В.), построен на интересном материале о весенних цветах....
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...
Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...
Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен сущес...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...