Общие понятия о приставке и суффиксе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Познакомить уч-ся со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке; развивать умения выделять приставку и суффикс в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_3_klass.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык (3 класс)
Тема: Общие понятия о приставке и суффиксе
Цель: Познакомить уч-ся со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке; развивать умения выделять приставку и суффикс в слове.
Ход урока
- ОРГМОМЕНТ
- СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
- Мы продолжаем путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. Сегодня мы узнаем, из каких еще частей состоит слово. Я думаю, нам придется многому удивиться. А какой звук произносят, когда удивляются? (О-о-о!)
3. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
- Вот поэтому мы сегодня пропишем строчную букву о, и нарисуем волшебные очки, которые нам понадобятся в путешествии.
4. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- В начале нашего путешествие нам надо пройти через лес словарных слов.
Угадайте какие слова спрятаны в деревьях, запишите их в рабочих тетрадях в столбик, выделяя опасные места:
Ягода – ягоды
Береза – березы
Сорока – сороки
Лисица – лисицы
Медведь – медведи
Осина – осины
- Образуйте от данных слов формулу множественного числа.
- Чем отличаются данные слова, как называется эта часть слова, для чего она служит?
- Составьте предложение, использовав два словарных слова, выпишите словосочетания.
5. АКТУАЛИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
- Двигаемся по тропинке дальше. Но на пути огромный камень с надписью : «…- общая часть…. Слов, в которой выражено их общее значение»
- Расшифруйте надпись, и дорога будет свободна.
- Первый кто нас встречает – это КОРЕНЬ со своим заданием:
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … Теплым одеялом укроет…землю… метели заметут лесные тропы.
- Вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем - снег,
- снеж.
- Прочитайте текст. Назовите среди однокоренных слов имена существительные, имена прилагательные.
6. ФИЗМИНУТКА
- С заданием справились, пора и отдохнуть.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
7.ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
А) Знакомство с приставкой
- Ну что, идем дальше! О, да это же наша старая знакомая, мудрая сова!
Она опять приготовила нам задание: посадила она как – то раз маленький корешок – ход-, и выросло вот такое дерево, где вместо листьев слова. (приход, выход, переход, вход, поход)
- Как называются эти слова? Выделите в них корень.
- Как образовались данные однокоренные слова?
- Часть, которая стоит перед корнем, называется приставкой и обозначается вот таким значком .
- значит что мы можем сказать о приставке? Затрудняетесь, тогда вот вам подсказка мудрой совы.
-Давайте проверим по учебнику верный мы сделали вывод или нет. Откройте страницу 66 и прочитайте правило.
Б) знакомство с суффиксом
- Вот и озеро, можно искупаться! Не захотите ли вы сами?
Название озеро получило за волшебную воду. Окунув или побрызгав водой предметы, она становятся маленькими, уменьшаются в размерах…
- Давайте окунем в волшебную воду эти слова, что с ними станет?
(гриб-грибок, пень-пенек, ключ-ключик, дом- домик).
- Запишите пары слов, выделите корень.
-Как образовались новые слова? Эта часть слова, которая стоит после корня называется суффикс и обозначается вот таким значком .
8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
А) Работа по карточкам
Выпишите из стихотворения однокоренные слова, выделите корень.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежинки,
Режут снег снегурки.
Б). КРОССВОРД (Взаимопроверка)
9. ИТОГ УРОКА
3. | ||||||||||||||
4. | ||||||||||||||
2. |
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
|
| ||||||||||||
|
|
| ||||||||||||
|
|
| ||||||||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
| 5. |
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
| ||||||||||||
| ||||||||||||||
- Изменяемая часть слова.
- Часть слова без окончания.
- Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
- Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
- Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе «Общее понятие о приставке и суффиксе»
Урок введения новых знаний....
Общее понятие о приставке и суффиксе
Цели урока:Ознакомить со словообразовательной ролью приставки и суффиксов в русском языке;Развитие умения выделять приставку и суффикс в слове;Закреплять умения распознавать и подбирать однокоренные с...
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИСТАВКАХ И СУФФИКСАХ.
Урок русского языка в 3 классе с использованием ИКТ....
урок по русскому языку,3 класс,тема "Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе".
Урок по теме : "Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе".,3 класс...
"Знакомство с понятиями приставка и суффикс."
На уроке дети работают с интерактивной доской SMART Board (файлы в программе SMART Notebook). Используются различные виды группового взаимодействия, способствующие раз...
УМК "Гармония" 2 класс Русский язык Конспект урока: Знакомство с понятием "приставка" и "суффикс".
Сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную работу;В помощь учителю предлагается конспект урока и презентация....
Урок русского языка "Общие понятия о приставке и суффиксе", 2 класс (УМК "Гармония", Соловейчик)
Компект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Общие понятия о приставке и суффиксе"....