УМК "Гармония" 2 класс Русский язык Конспект урока: Знакомство с понятием "приставка" и "суффикс".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Азизян Лариса Николаевна

Сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную работу;

В помощь учителю предлагается конспект урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obrazovanie_slov_s_pomoshchyu_pristavok.ppt2.62 МБ
Файл konspekt_uroka.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2 класс

Слайд 2

Я желаю тебе сегодня добра Ты желаешь мне сегодня добра Мы желаем друг другу добра Если тебе трудно, я тебе помогу!

Слайд 6

Проблема: *Какие существуют ещё части слова? * Как их обозначают? *Где они находятся в слове? * Для чего они служат?

Слайд 12

Отдохнём! Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

Слайд 14

* Какие существуют ещё части слова? * Как их обозначают? *Где они находятся в слове? * Для чего они служат?

Слайд 15

Шарада Корень мой находится в цене, В очерке найти приставку мне Суффикс мой в тетрадке , все встречаем Я и в дневнике стою, я и в журнале .



Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с понятиями «приставка» и «суффикс».

Цели урока:

  • образовательные:
    сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную работу;
    продолжить работу по умению писать слова с изученными орфограммами; 
    находить и выделять приставки, суффиксы в словах;
  • развивающие
    развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания; 
    развитие мышления, внимания и речи учащихся;
  • воспитывающая
    воспитание у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, презентация. 

Оборудование - учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. "К тайнам нашего языка", 2 класс; тетрадь-задачник №3 к учебнику;  проектор и экран; компьютер; презентация.

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

  • рассказ учителя,
  • проблемные вопросы,
  • работа над новыми понятиями,
  • творческие задания,
  • практические упражнения.

Педагогические технологии:

  • элементы технологии проблемного обучения,
  • элементы игровой технологии,
  • здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Ход урока

  1. Организационный момент

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

 Будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

Слайд №2

 Итак, начнем наш урок.

Откройте тетради, запишите число.

  1. Повторение

Весна. Начался апрель. Пришла пора пробуждения природы. И первое, что нам бросается в глаза -деревья! Давайте сегодня на уроке посадим своё дерево. Вспомним, какие части есть у дерева.

Д. Корень, ствол, ветки, листья.

У. А какая часть самая главная?

Д. Корень.

У. Дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова.

Слайд №3

У нашего будущего дерева корень -уч-

  1. Минутка чистописания. 

уч  уч  уч  

      2)  Словарная работа

Слайд №4

Чтобы оно выросло, надо ответить на вопросы:

– Как с помощью этого корня называют вас?

Д. Ученики.

У.  Почему вас так называют?

Д. Мы учимся.

У. Как называют того человека, который учит?

Д. Учитель.

Запишите эти слова в тетрадь.

Слайд №5

 Знаете ли вы другие слова с этим корнем? Назовите их. Запишите. Выделите корень.

В тетрадях:

 Ученики, учимся, учитель, ученье, неученье, учить.

– Какие это слова?

Д. Однокоренные.

У.  Почему их так называют?

Д. У этих слов общий корень, они близкие  (родственные) по значению.

У. Что такое корень?

Д. Корень – это общая часть

однокоренных слов.

У. А кроме корня существуют ещё какие-либо части слов?

  1. Работа по теме урока

1)Постановка проблемы

Слайд  6.  - Какие существуют ещё части слова?

 - Как их обозначают?

-  Где они находятся в слове?

-  Для чего они служат?

Чему тогда мы посвятим сегодняшний урок? Какую поставим цель?

Д. Познакомимся с другими частями слова

    2)  Знакомство с другими частями слов.

Слайд  7. Первыми  весенними цветами называют …  .

Слайд 8.

Почему их так называют?

От какого слова оно образовалось?

 Слайд 9.

Памятка о чередовании согласных в корне слова.

Как правильно его записать?

Вот как это слово пишется ( открываю доску, а там на магнитах  разрезанные части слова)

ник

снеж

и

под

 
Слово рассыпалось на части. Помогите его собрать. А теперь запишите.

Выделите окончание.  А что такое окончание? Для чего оно служит? Корень,…

3) Знакомство со значением слов « приставка» и «суффикс».

 Кто из вас знает, как в русском языке называют оставшиеся части слов? А может вы ещё знаете почему им дали такое название? И знаете как их обозначают?

4) Работа по учебнику.

Стр. 94 упр. 510. Узнай о незнакомых частях слова

Слайд 10.

Давай те назовём и обозначим оставшиеся части слова.

Слайд 11.

 На лепестках  подснежника – приставки.

У. Образуйте с помощью этих приставок и  корня  -уч - новые слова. Запишите их на новой  строке. ( Дети выходят  и записывают по одному слову на доске).

– Что такое приставка? Для чего она служит?

Д. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

У. Какие еще приставки вы знаете?

Д.  от-, о-, в-, обо-, раз.

У. Попробуйте составить с ними новые слова с корнем –уч-. Со всеми ли приставками можно составить слова?

Д. Не со всеми.

Слайд  12

Физкультминутка

Посмотрите на записанные и обозначенные части слов, и скажите, какие части слов остались не обозначенными.

Д. Суффиксы.

У. Что такое суффикс? Для чего он служит?

 Слайд 13

4)Наблюдение над ролью приставок и суффиксов. Продолжение работы по учебнику.

        -  Стр.95 упр.511. Попробуй образовать несколько слов.

         -  Стр.95 упр. 512. Закончи слова и подбери к каждому из них противоположное по значению – антоним.

         -  Стр.95 упр. 513. Подумай над вопросом девочки.

Домашнее задание:  - Уч. Стр 95, упр.514

  1. Подведение итогов.

С какой проблемой мы столкнулись в начале урока?  (показывать на разрезанные части слова подснежники

Слайд 14

Справились мы с поставленной целью?

Слайд  15

– Ребята, отгадайте шараду.

Корень мой находится в цене, 
В очерке найти приставку мне 
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)


       
Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Поднимите руки те, кто поставил бы себе «5»; «4»;

Слайд 16

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

      со  Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода  ...

Конспект урока открытия новых знаний по математике во 2 классе Тема урока: Знакомство с умножением.

Цели:- Познакомить с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения. - Познакомить со знаком и записью действия умножения. - Развивать умение решать текстовые задачи. - Развивать...

Конспект урока по предмету "Литературное чтение. Обучение грамоте" в 1 классе.Тема урока: "Знакомство с буквой Ю,ю"

Урок открытия новых знаний. Используются технологии: системно-деятельностного подхода к обучению, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ...

Урок математики. Тип урока: знакомство с новым материалом Тема: «Вычитание вида: 15- □».

Урок разработан и проведен со слабослышащими  детьми во 2 классе. Учащиеся второй год обучаются по ФГОСам. Урок можно использовать и в общеобразовательных школах....

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...