Общее понятие о приставке и суффиксе
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему

Цели урока:

  1. Ознакомить со словообразовательной ролью приставки и суффиксов в русском языке;
  2. Развитие умения выделять приставку и суффикс в слове;
  3. Закреплять умения распознавать и подбирать однокоренные слова;
  4. Совершенствование каллиграфического навыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_po_teme.doc834 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Жиздринская средняя общеобразовательная школа №1»        Илюшкина Нэля Юрьевна

Урок русского языка в 3 классе

 по теме:

«Общие понятия о приставке и суффиксе»

(УМК «Школа России)

                                                                                           Подготовила и провела

                                                                                           Учитель начальных классов

                                                                                            Илюшкина Нэля Юрьевна

Цели урока:

  1. Ознакомить со словообразовательной ролью приставки и суффиксов в русском языке;
  2. Развитие умения выделять приставку и суффикс в слове;
  3. Закреплять умения распознавать и подбирать однокоренные слова;
  4. Совершенствование каллиграфического навыка

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания

1. Повторить правила посадки при письме

         

2. Показ учителем написания элементов

3. Самостоятельное прописывание.

  1. Словарная работа (Слайд2)

1 ученик работает у доски

Учитель: Запишите отгадку, подчеркните букву, написание которой надо запомнить, поставьте ударение.

- Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое (корова)

- В огороде вырастаю,

    А когда я созреваю,

    Варят из меня томат,

    В щи кладут и так едят. (помидор)

- За кудрявый хохолок

   Лису из норки поволок.

    На ощупь очень гладкая,

    На вкус как сахар сладкая. (морковь)

- Дремучий лес к стеклу прирос,

   Нарисовал его …… . (мороз)

  1. Повторение пройденного материала

Учитель: Какие слова называют однокоренные? (слова, у которых общее значение и общая часть, называют однокоренными или родственными.)

Учитель: Подберите (устно) однокоренные слова к записанным.

Учитель: Что такое корень? (общая часть всех родственных слов, в нём содержится значение слова)

  1. Изучение нового материала

Учитель: Спишите слова (слайд 3)

Бег – забег, побег, разбег, набег, пробег

Ход – приход, поход, выход, вход, переход.

- Выделите корень.(проверка слайд)

- Сравните однокоренные слова по смыслу (слова имеют общее значение, Одинаковые по смыслу)

- Есть ли разница между словами?

- Отчего она зависит?(ответы детей)

- Что помогло нам образовать новые слова? (ПРИСТАВКА)

- Перед корнем есть приставка,

   Слитно пишется она,

   Ведь при помощи приставок

   Образуются слова.

- Приставка обозначается значком

Выделите в словах приставку.(слайд )

Учитель: Что же такое приставка? (ЧАСТЬ СЛОВА)

                 - Где она стоит? (она стоит ПЕРЕД КОРНЕМ)

                 - Для чего служит в нашем языке? (служит ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ)

Учитель: Делаем вывод: что такое приставка (план ответа на слайде 4)

  1. Что такое приставка
  2. Где стоит в слове?
  3. Для чего служит в нашем языке?

Дети делают вывод:

ПРИСТАВКА _ ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПЕРЕД КОРНЕМ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.

Учитель: Сравните наш вывод с правилом на стр. 57.

  1. Упражнения для закрепления

Упражнение 146 (с комментированием)

 - От слов ходить, летать образовать однокоренные слова с помощью приставок у-, в-, до-, от-, под-. Записать слова. Выделить корень и приставку.

  1. Физминутка (см.приложение) Слайд 5.
  2. Продолжение изучения нового материала.

Учитель: Есть ещё одна часть слова, которая помогает образовывать новые слова – это СУФФИКС.

- Запишите слова. Слайд 6.

Дом, домишко, домик, домище.

Учитель: Выделите корень.(проверка)

                - Сравните слова по смыслу.

                - Есть ли разница, отчего она зависит? (ответы детей)

              - Что помогло образовать новые слова? (суффикс)

Учитель: Какую работу выполняет суффикс? (ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА)

                - Где стоит суффикс? (ПОСЛЕ КОРНЯ)

               -Суффикс обозначается значком

            - Выделите суффикс в словах.

          - Что же такое суффикс? (дети отвечают, пользуясь планом на слайде 7)

СУФФИКС  -  ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.

- Сравните ваш вывод с правилом на стр.57

VIII.Упражнения для закрепления

Упражнение стр. 147

(с комментированием по цепочке)

 - Образовать новые слова, используя суффиксы – ок или – ик. Написать слова. Выделить суффиксы.

Сравнить слова без суффикса и с суффиксом. Какой оттенок внёс суффикс в смысл слова?

  1. Закрепление.

Учитель: Итак, мы узнали ещё две части слова: приставку и суффикс.

                 - Что такое приставка? Для чего она служит в русском языке?

                - Что такое суффикс? Для чего он служит в русском языке?

- На прошлых уроках мы с вами говорили, что каждое слово обязательно что-то обозначает. Где скрыто значение слова?(в корне. Каждое слово обязательно имеет корень).

Учитель: отдели от дерева ствол, ветки, а корень оставь – через некоторое время вырастет новое дерево. Оторви от дерева корень и дерево погибнет, потому что корень – самая главная часть. Так и в языке – отними у слова все части, а корень оставь, значит, слово живо, оно «обрастает» новыми приставками и суффиксами. Отнимем у него корень и слово перестанет существовать.

А давайте попробуем вырастить дерево. Открывается слайд 8 .

- Внизу даны корни слов. Ваша задача «обрастить» их суффиксами и приставками. Полученные слова записать. Выделить части слова.

Должны получиться слова:

 Шумок, зашуметь, шумный. Звериный, зверюшка, зверёк, озвереть.

Учитель: Какие части слова помогли нам образовать новые слова?

  1. Итог урока

- С помощью, каких частей слова образуются новые слова?

- Для чего служит окончание?

- Для чего служит корень?

- Может ли быть слово без корня?

               XI. Домашнее задание.

Упражнение 149. образовать от данных слов однокоренные слова с помощью суффиксов – ик или –к. Написать, выделить части слова.

Правила стр. 57, 58.

  1. Выставление оценок.

Приложение

Физкультминутка

Музыкальная тучка

- Вы старались, вы писали

  И немножечко устали.

   Вверх поднимем наши ручки

   И дотянемся до тучки.

(дети поднимают руки и потягиваются)

- Уходи от нас скорей,

 Не пугай ты нас детей.

(дети машут руками, прогоняя тучку)

 - Вот к нам солнышко пришло

   Стало весело, светло

(дети поворачивают голову влево-вправо, вверх-вниз)

 - Громче, музыка, играй

Нас на танец приглашай!

(играет музыка, дети танцуют)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИСТАВКАХ И СУФФИКСАХ.

Урок русского языка в 3 классе с использованием ИКТ....

урок по русскому языку,3 класс,тема "Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе".

Урок по теме : "Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе".,3 класс...

"Знакомство с понятиями приставка и суффикс."

     На уроке дети работают с интерактивной доской SMART Board  (файлы в программе SMART Notebook). Используются различные виды группового взаимодействия, способствующие раз...

УМК "Гармония" 2 класс Русский язык Конспект урока: Знакомство с понятием "приставка" и "суффикс".

Сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную работу;В помощь учителю предлагается конспект урока и презентация....

Урок русского языка "Общие понятия о приставке и суффиксе", 2 класс (УМК "Гармония", Соловейчик)

Компект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Общие понятия о приставке и суффиксе"....

Общие понятия о приставке и суффиксе

Познакомить уч-ся  со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке; развивать умения выделять приставку и суффикс в слове....