урок по русскому языку,3 класс,тема "Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок по теме : "Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе".,3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
состав слова | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе.»
Цели: 1. Познакомить детей с понятием «состав слова», «приставка», «суффикс».
2. развивать умение работать в группах, разбирать предложения по членам предложения, умение работать со словарными словами.
3. Воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: Картинки сказочных героев( царь Ход и Пар), деревья для самостоятельной работы.
Ход урока:
1.ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
- Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица и думаю, что сегодняшний день принесёт радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ:
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству и узнаем из каких частей состоит слово, познакомимся с понятием «состав слова», «приставка», «суффикс». Будем учиться находить приставку и суффикс в словах.
- Я думаю, нам придётся многому удивиться!
- А какой звук произносят, когда удивляются?
3. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
Вот поэтому мы вспомним , как пишется строчная буква о и нарисуем волшебные очки.
ОООООО
- Какой звук обозначает буква о?
- Опишите его.
4.СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Волшебные очки мы нарисовали, но попасть в грамматическое царство они помогут тогда, когда мы выполним словарную работу. Оденьте очки!
При помощи карточек вставим пропущенные буквы.
Ко..екция, п.мидор, ур.жай, м.лина, ж.лтый, д.рога, п.года.
-Запишите слова, в которые вставили букву О.
- Молодцы! Словарную работу мы выполнили, можно войти в орфографическое царство.
Слушаем сказку:
-Не далеко, не близко, не высоко, не низко, за бумажными горами, карандашными лесами жил-был царь, по- имени Пар (картинка). И было у него много волшебных шляп. Надевал он шляпу –ок- и превращался в ласковый парок.
-А если надевал шляпу –ищ-, становился злющим парищем. Отчего врагам нечем было дышать и они убирались восвояси. Запишите слова в тетрадь.
ПАР ПАРОК ПАРИЩЕ
-Какие слова записали?
-Докажите, что это слова однокоренные.
- Выделим корень –пар-
ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ, НАЗЫВАЕТСЯ СУФФИКСОМ.
При помощи суффикса образуются новые слова. Суффикс вносит в слово новое значение. Выделяется так:
- Назовите суффиксы в словах пар, парок, парище.
Прочитаем правило о суффиксе в учебнике.
ИТОГ: - Итак, что такое суффикс?
Был у царя Пара младший брат ХОД, молодой, удалой, такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать(картина).
И было у этого царя много слуг, да не прислужников, а разных мастеров. Особенно ХОД
Ценил сапожника, который таких сапог ему нашил, что во всём свете не сыскать, на все случаи жизни. Вот решил царь в лес сходить, надел сапоги –С- и быстро в лесу оказался. Долго бродил по лесу и заблудился. Вдруг из чащи разбойники. Что делать? Переодел сапоги –С- на сапоги – У- и быстро убежал, на пути река. И опять сапоги выручили. На дел ХОД сапоги –пере- и преодолел препятствие.
Запишите в тетрадь:
Ход, сход, уход, переход.
Части слова : -с, вы, пере, за, при- приставки. Они стоят перед корнем и служат для образования новых слов. Выделяются так:
- Назовите приставки в этих словах .
А теперь прочитаем правило о приставке.
ИТОГ: - Что такое приставка? Суффикс?
5 ФИЗМИНУТКА
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише-тише.
Деревцо всё выше-выше!
6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ
И вот раз налетел на орфографическое царство, грамматическое государство ураган.
С двух деревьев он сорвал листья и разбросал их по поляне. Угадайте, с какого дерева листья. Я немного подскажу: На первом дереве листья, на которых слова с приставками. На втором , слова с суффиксами.
Полёт городок
Слёт домище
Перелёт котище
Отлёт грибок ( запись сразу)
- Почему это слово нужно записать в первый столбик?
- Что такое приставка?
- Почему это слово нужно записать во второй столбик?
- Что такое суффикс?
ИТОГ:- Какие слова записывали в первый столбик?
- Что такое приставка?
- Какие слова записывали во второй столбик?
- Что такое суффикс?
Чтобы правильно составлять и записывать слова с приставками и суффиксами, поиграем в игру « Составь слово». По вариантам.
ХОД(при,у, по, пере вы,за, при)
Рыба, дуб, ключ( ушк,ок, ышк, ик,ек,к)
Проверка: 1 вариант: -Какие слова составили? –Что использовали? Что такое приставка?
2 вариант: -Какие слова использовали? – Что использовали при образовании новых слов? –Что такое приставка?
Д/з: Чтобы вы не забыли, по каким законам живут жители грамматического царства, орфографического государства, вам надо эти законы выучить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе «Общее понятие о приставке и суффиксе»
Урок введения новых знаний....
Общее понятие о приставке и суффиксе
Цели урока:Ознакомить со словообразовательной ролью приставки и суффиксов в русском языке;Развитие умения выделять приставку и суффикс в слове;Закреплять умения распознавать и подбирать однокоренные с...
Урок русского языка во 2 классе "Общее понятие об однокоренных ( родственных словах)"
Урок проведен во 2 классе по программе "Школа России" с использованием мультимедийной презентации....
Конспект урока по русскому языку . 2 класс. ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»
Конспект урока по русскому языку . 2 класс.ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»...
Урок русского языка "Общие понятия о приставке и суффиксе", 2 класс (УМК "Гармония", Соловейчик)
Компект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Общие понятия о приставке и суффиксе"....
Общие понятия о приставке и суффиксе
Познакомить уч-ся со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке; развивать умения выделять приставку и суффикс в слове....
Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".
Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....