Написание парных согласных в конце слов. Урок-исследование по русскому языку во 2 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Ковальчук Людмила Григорьевна

На уроке используются активные формы работы учащихся: коллективное исследование и работа в паре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 КЛАСС

НАПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВ

                                

                                                        Город  Новый Уренгой

                                                        МБОУ  СОШ № 7

                                                        Учитель начальных классов

                                                        Ковальчук  Л.Г.

Тема: Написание парных согласных в конце слов.

Цель: Выяснить, в каких случаях необходимо проверять написание парных согласных в корне слова. Вывести правила проверки парных согласных в конце слова и научить применять их  на практике. Развивать мышление, умение обобщать, делать выводы. Формировать умение отстаивать свою точку зрения.

                                        ХОД УРОКА.

I. Организация класса.

II. Самоопределение к деятельности.

            Начинается урок                        

        Он пойдёт, надеюсь впрок.

        Постарайтесь всё понять,

        Учитесь тайны открывать, 

        Ответы полные давать

        И на уроке не зевать.

Пусть девизом нашего урока станут слова:

                «УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ» 

Я думаю, что на сегодняшнем уроке, вы сумеете открыть ещё одну тайну русского языка.

III. Чистописание.

  1. Гимнастика для кисти рук.

Начнём с гимнастики. Поставьте руку на локоток. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами забор. Давайте покрасим его движением руки.

- вверх, вниз (10 раз)

- вправо, влево (10 раз)

- круги по часовой стрелке (5 раз)

- круги против часовой стрелки (5 раз)

Встряхнём нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.(«Тетрадь по чистописанию» М.А. Яковлева,  стр 55)

Прочитайте какие буквы будем прописывать.

                У  З  Д  

- Почему они написаны вместе? (общий элемент наклонная линия с петлёй внизу)

- Дайте характеристику звукам, обозначенным этими буквами.

- Какая буква может быть лишней?

- К какой группе относятся оставшиеся буквы? (парные)

- Запишите буквы, соблюдая наклон и расстояние.

2) Орфоэпическая минутка.

На уроках русского языка мы учимся не только красиво и грамотно писать, но и правильно говорить, произносить слова. Поставьте, пожалуйста, ударение и правильно произнесите слова:

                ЗВОНИТ         ДОСУГ

- Ели дома он сидит, телефон весь день звонит.

- Знакомо ли вам значение второго слова?

- Это свободное от работы, учёбы, занятий время.

- Часто можно услышать такой совет:

                СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ СВОЙ ДОСУГ С ПОЛЬЗОЙ.

- Что значит проводить досуг с пользой?

(Больше двигаться на свежем воздухе, правильно питаться. Это очень важно весной, когда организм ослаб от долгой зимы.)

- Очень важно, чтоб питание было разнообразным. Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, необходимых организму для поддержания хорошего здоровья.

Одни продукты дают ЭНЕРГИЮ, чтоб двигаться, хорошо думать: масло, гречка, геркулес. Другие - помогают СТРОИТЬ организм и делать его более сильным: мясо, рыба, творог. А третьи -  содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму РАСТИ И РАЗВИВАТЬСЯ: капуста, морковь , бананы.

Не зря говорят: «Овощи и фрукты – полезные продукты». Детям следует съедать около 500 граммов овощей и фруктов в день.

IV. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

А сейчас давайте вспомним, названия каких овощей и фруктов являются словарными словами. Узнайте по описанию, о каком овоще или фрукте идёт речь и запишите его название.

- Название этого овоща произошло от латинского слова, и означает голова «капут».

КАПУСТА .(дети записывают слово и дают ему характеристику: вопрос, кол-во

слогов, ударный, безударный) 

- Это огородное растение мы научились выращивать у коренных жителей Америки индейцев. Оно круглое, сочное, красного цвета. В переводе с итальянского языка означает «золотое яблоко».

ПОМИДОР (записывают и дают характеристику)

- Фрукт с ароматной и твёрдой кожурой жёлтого цвета и кислой на вкус мякотью

ЛИМОН

- Шаровидный плод яблони, жёлтого, зелёного, красного цвета. Древнерусское слово означает «шар». ЯБЛОКО                               

                                                                                                                     

V. Постановка учебной задачи, проблемы.

- Словарные слова надо знать, чтобы не ошибиться в написании гласных.

- Почему они звучат не так как пишутся? (находятся в слабой позиции).

- Как вы думаете, могут ли быть согласные в слабой позиции?

(Существуют разные мнения)

- Всегда ли написание согласных совпадает с произношением? Не могут же согласные быть ударными и безударными.

- А если могут быть согласные в слабой позиции, то какие?

- Что следует сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с согласными?

Вот сколько вопросов, на которые мы не можем пока дать однозначный ответ.

(открывается запись на доске)

Какая же тема нашего урока?  Кто догадался?

(Дети формулируют тему урока «Написание  ______согласных в слове».)

Выясним, каких согласных, тогда допишем.

VI.  Поиск решения проблемы.

  1. Давайте попробуем найти ответы на вопросы путём исследования. Исследовать -значит выяснить, изучить, открыть. Учёные исследуют природу, растения, ископаемые, а мы будем исследовать слова: понаблюдаем и сделаем выводы.
  2. Актуализация опорных знаний.

Без знаний исследовательскую работу проводить невозможно. Многое, но не всё, вы уже знаете. Давайте вспомним, что знаете о звуках и буквах.

- На какие две группы можно разделить все буквы?

- Что вы знаете о гласных?

- О согласных?

- Чем звонкие звуки отличаются от глухих?

- Какие звонкие согласные образуют пару?

3) Исследовательская работа.

Можем приступать к исследованию. Предлагаю поработать в парах. Как известно в спорах рождается истина. Не забывайте о правилах работы в парах:

  1. Советуйся с соседом.
  2. Прислушивайся к его мнению.
  3. Не перебивай.

   Перед вами слова:

ГРУША     ГЛАЗ      ДЫНЯ    ТРУД  ГРОМ  РЫБКА   МАЛИНА   МОРКОВКА  СОН

Посоветуйтесь с соседом и выберете только те слова, при написании которых возможно ошибиться.

Дети выписывают слова:

ГЛАЗ

ТРУД

РЫБКА

МОРКОВКА

- Почему в этих словах можно допустить ошибку?

(Произношение не совпадает с написанием)

В подтверждение этой мысли запишите транскрипцию к каждому слову.

[г  л  а с]

[т  р  у  т]                 

[р  ы  п  к  а]

[м  о  р  к  о  ф  к  а]

-Сделайте вывод.  

(Согласные произносятся не так как пишутся, а значит, они находятся в слабой позиции)

- Ответ на первый вопрос мы нашли.

- Теперь попытайтесь найти ответ на второй вопрос. Какое место в слове для согласных является слабой позицией? Выделите корень и подчеркните согласные, которые отличаются произношением.

- Сделайте вывод.

(На конце слова и на конце корня перед согласными).

Продолжим исследование.

- Все ли согласные в конце слова звучат не так как пишутся? В группе слов, которые мы исследуем найдите слова, в которых согласный стоит в конце слова и никаких трудностей не вызывает. (гром, сон)

- К какой группе согласных принадлежат буквы, которые вызывают трудности? (Парным согласным).

 Учёные говорят, что они оглушаются.

- Ответ на третий вопрос нашли.

 (Только парные согласные требуют проверки).

3) Работа с учебником.

- Я думаю, авторы учебника подтвердят ваши выводы. Прочитайте их мысли в учебнике  на стр.136

 (дети читают правило)

Покажите, как обозначается эта орфограмма.

4) Работа над правилом правописания парных согласных.

- А теперь самая важная часть нашего исследования. Посоветуйтесь, и решите,  что следует сделать, чтоб не ошибиться в написании слов с парными согласными. (Изменить, подобрать однокоренное.)

-Запишите эти слова.

(глаза, труды, рыбы, морковочка)

-Почему смогли услышать звук чётко? (Гласный помог.)

- Сделайте свой вывод и сверьте его с выводом учёных. (Правило на стр 138)

А ещё есть правило в стихах:

ЗВУК СОГЛАСНЫЙ ПРОВЕРЯЙ,

РЯДОМ ГЛАСНЫЙ ПОДСТАВЛЯЙ!

VII.  Физминутка.

VIII.  Первичное закрепление нового материала.

А теперь попробуйте применить свои знания, выполнив задание:

Вставьте пропущенную букву, подберите проверочное слово к словам:

СУГРО…

СНЕ…КИ

МОРО…

ЗУ…КИ

(Дети выполняют, записывая на доске и  проговаривая вслух)

  1. Работа с учебником.

В упражнении 238 есть подсказка, как легче подобрать проверочное слово. Сумеете ли вы заметить эту подсказку, выполняя его.

(Дети выполняют упражнение и делают вывод)

  1. Самостоятельная работа.

Работаем сами. Я буду загадывать загадки, а вы запишите отгадки, обозначив орфограмму.

Зверь я горбатый,                        Мнут и катают, в печи закаляют,

А нравлюсь ребятам.                        А потом за столом нарезают ножом.

        (верблюд)                                                        (хлеб)

Ходит полем из края в край,                А ну-ка, ребята, кто угадает,

Режет чёрный каравай.                        На десятерых братьев двух шуб хватает.

                (плуг)                                                (варежки)

Если я пуста бываю,                         В лесу родилась,

Про тебя я забываю,                        А в воде живёт.

Но когда несу еду –                                 (лодка)

Мимо рта я не пройду.        (ложка)

(дети записывают, обозначают орфограмму)

IX  Включение нового в систему знаний.

  1. Распределить слова на три группы по виду орфограмм.

Л..СНИК,

 ХОЛО…,

 СЕМ..Я,  

М..СТЫ,

 КНИ..КА,

   ДРУЗ..Я,

   ГРИ..,

 ТР..ВА,

  РУЧ..И.

  1. Творческая работа.

Дополнить рассказ словами по теме урока и вписать их правильно используя найденные вами способы проверки парных согласных в словах.

                                Сад.

У нас на даче есть фруктовый ______ . Осенью в нём созревают _______ плоды. Наливается соком спелый _________. На газоне зеленеет ______.

(Слова для справок: сад, огород, яблоки, виноград, сливы, травка, сладкие.)

У кого возникли трудности, посоветуйтесь.

X  Итог урока. Рефлексия.

- Какое открытие сделали для себя?

- Довольны ли результатами исследования?

Составление портрета успеха.

XI  Домашнее задание.

     Придумать 6 слов с парными согласными и подобрать проверочные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку во 2 классе по технологии А.М.Кушнира на тему:«Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова».

Открытый урок по русскому языку во 2 класе на тему: «Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова», разработан по природосообразной Технологии образного креативного чтения и письма ...

Тема. «Деятельностный подход на уроке русского языка «Написание парных согласных на конце слова»

Деятельностный подход на уроке русского языка «Написание парных согласных на конце слова»...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Упражнение в написании парных согласных на конце слова

Учитель: - Добрый день дорогие друзья, уважаемые гости! Сегодня тема нашего урока: «Упражнение в написании слов с парной согласной на конце слова» (1 слайд)-Но урок у нас будет необычный, мы отправимс...

Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными"

Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными" 2 класс  УМК "Школа России"...