Тема: "Чередование в корне парных согласных, которое мы не видим на письме", русский язык, 2 класс, программа ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Фисенко Кристина Юрьевна

Урок по русскому языку, 2 класс, программа ПНШ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Чередование парных согласных, которое мы не видим на письме. (Правописание парных согласных в корне слова), 2 класс, программа ПНШ

I. Орг. момент.

Сегодня у нас в классе гости.

 И мы как гостеприимные хозяева в начале окажем им внимание. Дети  повернулись лицом к гостям, улыбнулись.
– Мы рады приветствовать вас в классе нашем .
 Возможно есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.

Я желаю вам, ребята, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось, а гостям удовольствием отдохнуть в нашем классе и порадоваться нашим успехам.

– Но начнем же урок, не будем зря время терять.

Прежде чем нам перейти к теме урока, выполним несколько заданий, которые помогут её определить.

I I. Актуализация знаний.

Посмотрите на город букв, догадайтесь, о чем пойдет речь.

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Левый ряд всегда звенит.

Правый - тихо говорит.

 

- Что это? (парные согласные по глухости - звонкости)

- Назовем все парные согласные. (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш)

I I I. Словарная работа.

Мы ещё к ним вернемся, а сейчас внимательно посмотрите на запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке.

ВАМРЕОРЖОЗКА                                                                                    СЛАЙД

 - Какие это слова, как вы определили? ( Сегодня мы познакомимся со словами МОРОЗ и ВАРЕЖКА, а чтобы их определить, надо соединить буквы над которыми сначала вверху поставлены точки, а потом буквы над которыми внизу поставлены точки.)

ФИЗМИНУТКА

Подготовим ладошки к письму, разогреем их, приложите к глазкам, стряхните усталость.

- Запишем первое слово: МОРОЗ.                                                         СЛАЙД

- Поставим ударение в слове. (ударение падает на 2 слог)

- Как запомнить безуд.гласную О ?

 Придумаем ассоциацию. С чем мороз у нас всегда связан? (холод)

- Запишем 2 слово: ВАРЕЖКА.                                                              СЛАЙД

- Поставим ударение в слове. (ударение падает на 1 слог)

- Как запомнить безуд.гласную Е ? (снег, мех)

- Произнесем вполголоса эти слова, какое ещё опасное место встречается в этих словах?

- На основании выполненных заданий скажите, с чем будет связана тема урока? (Тема: Правописание парных согласных)                                                   СЛАЙД

ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ В КОРНЯХ СЛОВ, КОТОРОЕ МЫ НЕ ВИДИМ НА ПИСЬМЕ                 

Откроем  учебник, след стр. за закладкой 130 тема на плакате.

- Какие цели поставим?

– В течение урока нам надо будет ответить на вопросы:

                   ЧТО

                ГДЕ             надо проверять?

                КАК

-На какие вопросы можем ответить?

-Что надо проверять?  (парные согласные)

-Где надо проверять? (на конце слова и в середине слова)

-Как надо проверять?

IV. Новая тема.

- Обратимся к  Анишит Йокоповне. Послушайте вопросы с которыми она к вам обращается.

 - Какой звук  мы произносим на КОНЦЕ слов - названий предметов в словосочетаниях:

- Повторите какую работу будем выполнять? (определить, какой звук  мы произносим на конце слов - названий предметов в словосочетаниях)

1) молочный зу [ ? ]                                                               СЛАЙД
2) молочный су [ ? ]

- Мы произносим ОДИНАКОВЫЕ звуки или разные?

- Это звонкие или ГЛУХИЕ звуки?

Тогда какая возникает проблема?

 Есть проблема: слышим мы звук [п], а вот что писать будем: букву п или букву б?

 Обратимся к летучей мыши, прочитаем 1 часть плаката. (ученик читает)

 Повторите, с какой проблемой мы сталкиваемся? ( На конце слов на месте парных по глухости-звонкости согласных произносятся только глухие звуки, а буквы пишутся разные.

- Возникает другая проблема КАКАЯ?:

Как узнать, какую букву согласного звука нужно писать? 

Обратимся к Анишит Йокоповне.

-  Какую работу будем выполнять? (Должны выяснить, как узнать какую букву согласного звука нужно писать в конце слова)

- Прочитаем предложения.

1.Миша лишился молочного зу[?]a.

2.Миша съел тарелку молочного су[?]a.

- А сейчас какие звуки мы произносим на месте пропусков: одинаковые или РАЗНЫЕ?

- Эти звуки находятся на конце слов или перед  ГЛАСНЫМИ?

- Как же нужно действовать, чтобы определить какую  будем писать на конце слова, кто догадался?

- Посмотрим на 2 часть плаката летучей мыши.       Прочитаем.

- Какую работу мы выполняли?

- Вернемся к цели урока.  Чему учились? (Учились действовать как правильно проверить парный согласный на конце слова)

 Повторите, как  нужно проверять парный согласный на конце слова?

- Ещё раз вернемся к нашему первому словарному слову (МОРОЗ), подчеркните букву согласного звука, какой  звук она обозначает? [с].

- Как вы предлагаете проверить написание? (МОРОЗЫ)

- А кто может предложить другой способ? (МОРОЗИЩЕ)

- Рассмотрите плакат, который держит Летучая Мышь, читайте его по частям.

- С какими способами проверки знакомит нас Мышь?

- Встречались ли мы уже с такими способами проверки?

- Какие сомнительные написания мы проверяли этими двумя способами?

- А в чем вы видите разницу?

- Почему же, проверяя безударный гласный, мы стремились поставить звук под ударение, а проверяя парный согласный, стремимся к тому, чтобы после сомнительного звука шел гласный звук?

- Кто догадался? Нужно всегда добиваться того, чтобы сомнительный звук стал хорошо различим.

V.Закрепление

- Предлагаю поупражняться.                                  в парах?

- Сравни два словосочетания:
колючий   ё [?] ,
колючий   ёр [?]

- Какие звуки ты произносишь на месте пропусков? Это одинаковые звуки или разные? Это звонкие или глухие звуки? А буквы будешь писать одинаковые или разные? Какие именно? Почему? Как это можно проверить?

- Какую работу выполняли, как с ней справились?

Физминутка

Задание: хлопнуть в ладоши, если слово начинается на звонкий согласный, топнуть, если слово начинается на глухой согласный.

Вьюга, буран, позёмка, метель, пурга, снегопад.

 - Кто был внимательный и обратил внимание, что за слова я назвала?

(СИНОНИМЫ) Что такое синонимы?

Работа по учебнику.                

  стр.133, упр.98 вместе  все по заданию.

Цель упражнения 98 – добиться осознания изучаемой орфограммы (т. е. того, что не только звонкий на конце слова является проблемой, но и глухой тоже) и создать условия для тренировки.

Это упражнение требует от школьников работы с Обратным словарем. Прежде всего (до того, как разрешить записывать слова) интересуемся:

Почему в написании всех этих слов можно сделать ошибку?

Где именно можно ошибиться?

Правильно, на конце слова можно написать и букву Г, и букву К.

 А почему?

Выясняется, что на конце основы у этих слов – глухой согласный звук, который (при изменении этих слов или при подборе родственных слов) чередуется с парным ему звонким согласным звуком:

фла[к] – фла[г]и; утю[к] – утю[г]и.

Интересуемся: есть ли какое-нибудь правило, которое позволит нам избежать ошибок? Уточняем, что правило есть и воспроизводим его.

- Повторите, что нужно сделать.

- Какую работу выполняли, как с ней справились?

Учебник далее спрашивает: «На какую другую букву нужно открыть Обратный словарь, чтобы проверить полностью написание одной пары звонких - глухих согласных?»

Понимание того, что речь должна идти о парных согласных, и является сигналом осознанного освоения орфограммы.

Дети открывают Обратный словарь на букву К и читают слова.

Работаем по вариантам.

только 1 вариант выписать первые три слова, 2 вариант выписать последние три слова на эту букву.

2 человека у доски, за партами взаимопроверка. посигнальте.

САМООЦЕНКА

- Самоанализ учеником своей работы. Какую работу выполнял, чему учился, как проверить парный согласный на конце слова?

VI. Итог урока.                       Какова была тема урока?

На какие вопросы нам нужно было ответить в течении урока?

               ЧТО

                ГДЕ             надо проверять?

                КАК

-На какие вопросы можем ответить?

-Что надо проверять?  (парные согласные)

-Где надо проверять? (на конце слова и в середине слова)

-Как надо проверять? (парный согласный на конце слова можно проверить двумя способами: (подобрать родственное слово так, чтобы после согласного звука шёл гласный звук, или подобрать другую форму слова так, чтобы после согласного звука шёл гласный звук.)

- Вспомните ещё одно словарное слово, которое мы сегодня брали. (ВАРЕЖКА)

-  Где здесь опасное место? Как вы думаете, подойдут ли те способы проверки, которыми мы пользовались сегодня? Вот об этом мы поговорим завтра.

-Перед вами лесенка знаний, подумайте на какую ступеньку вы сегодня поднялись. Поставьте ваших смайликов.

колючий   ё [?]
колючий   ёр [?]

колючий   ё [?]
колючий   ёр [?]

колючий   ё [?]
колючий   ёр [?]

ЧТО ?

ГДЕ ?

КАК ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В А М Р Е О Р Ж О З К А

Слайд 2

М О Р О З В А Р Е Ж К А

Слайд 3

М О Р О З В А Р Е Ж К А Х О ЛОД СН Е Г

Слайд 4

ТЕМА: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме.

Слайд 5

молочный зу [ ? ] молочный су [ ? ]

Слайд 6

На конце слов на месте парных по глухости-звонкости согласных могут произноситься только глухие звуки: зу [ п ], су[ п ], а буквы пишутся разные зу б , су п .

Слайд 7

молочный зу [ ? ] молочный су [ ? ] Миша лишился молочного зу [ ? ]а. Миша съел тарелку молочного су [ ? ]а.

Слайд 8

На конце слов на месте парных по глухости-звонкости согласных могут произноситься только глухие звуки: зу [ п ], су[ п ], а буквы пишутся разные зу б , су п . 2) В корне слова на конце пишется та же буква, что и перед гласным . Чтобы узнать букву, надо изменить слово так, чтобы после глухого согласного шёл гласный: зу б а , зу б ы , су п а , су п ы

Слайд 9

колючий ё[ ? ] колючий ёр [ ? ] Сравни два словосочетания:

Слайд 10

Чтобы проверить парный согласный НА КОНЦЕ СЛОВА, можно 1. подобрать родственные слова так, чтобы после этого звука шёл гласный звук: зу [ п ] - зу [ б ] о к , зу [ б ] а стый ; зу б су [ п ] - су [ п ] о вой ; су п Или поступить иначе: 2. Подобрать другую форму этого же слова так, чтобы после этого звука шёл гласный звук: Зу [ п ] - зу [ б ] а , зу [ б ] о м , зу [ б ] ы ; зу б Су [ п ] - су [ п ] а , су [ п ] о м , су [ п ] ы ; су п

Слайд 11

1 .На конце слов на месте парных по звонкости-глухости согласных могут произносится только ГЛУХИЕ ЗВУКИ: зу [ п ] , су [ п ] , а буквы пишутся разные зу б , су п . 2. В корне слова НА КОНЦЕ пишется та же буква, что и ПЕРЕД ГЛАСНЫМ. Чтобы узнать букву, надо изменить слово так, чтобы после глухого согласного шёл гласный: зу б а , зу б ы , су п а , су п ы .

Слайд 12

1) молочный зу [ ? ] 2) молочный су [ ? ] 1.Миша лишился молочного зу [?]a. 2 .Миша съел тарелку молочного су [?]a.

Слайд 13

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"

Тема: "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме" УМК "Перспективная начальная школа" В данном конспекте  показано, как происходит формирование УУД на каждом этапе урока....

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме".

Урок русского языка во 2 классе по теме:" Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме" (с элементами словарной работы в парах и творческой работы в групповой форме).Самоанализ урока.Прил...

Написание парных согласных в конце слов. Урок-исследование по русскому языку во 2 классе.

На уроке используются активные формы работы учащихся: коллективное исследование и работа в паре....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"...

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме."

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме."...