Тема: "Чередование в корне парных согласных, которое мы не видим на письме", русский язык, 2 класс, программа ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок по русскому языку, 2 класс, программа ПНШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по русскому языку, 2 класс, программа ПНШ | 21.9 КБ |
Презентация к уроку по русскому языку, 2 класс, программа ПНШ | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Чередование парных согласных, которое мы не видим на письме. (Правописание парных согласных в корне слова), 2 класс, программа ПНШ
I. Орг. момент.
Сегодня у нас в классе гости.
И мы как гостеприимные хозяева в начале окажем им внимание. Дети повернулись лицом к гостям, улыбнулись.
– Мы рады приветствовать вас в классе нашем .
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
Я желаю вам, ребята, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось, а гостям удовольствием отдохнуть в нашем классе и порадоваться нашим успехам.
– Но начнем же урок, не будем зря время терять.
Прежде чем нам перейти к теме урока, выполним несколько заданий, которые помогут её определить.
I I. Актуализация знаний.
Посмотрите на город букв, догадайтесь, о чем пойдет речь.
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Левый ряд всегда звенит.
Правый - тихо говорит.
- Что это? (парные согласные по глухости - звонкости)
- Назовем все парные согласные. (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш)
I I I. Словарная работа.
Мы ещё к ним вернемся, а сейчас внимательно посмотрите на запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке.
ВАМРЕОРЖОЗКА СЛАЙД
- Какие это слова, как вы определили? ( Сегодня мы познакомимся со словами МОРОЗ и ВАРЕЖКА, а чтобы их определить, надо соединить буквы над которыми сначала вверху поставлены точки, а потом буквы над которыми внизу поставлены точки.)
ФИЗМИНУТКА
Подготовим ладошки к письму, разогреем их, приложите к глазкам, стряхните усталость.
- Запишем первое слово: МОРОЗ. СЛАЙД
- Поставим ударение в слове. (ударение падает на 2 слог)
- Как запомнить безуд.гласную О ?
Придумаем ассоциацию. С чем мороз у нас всегда связан? (холод)
- Запишем 2 слово: ВАРЕЖКА. СЛАЙД
- Поставим ударение в слове. (ударение падает на 1 слог)
- Как запомнить безуд.гласную Е ? (снег, мех)
- Произнесем вполголоса эти слова, какое ещё опасное место встречается в этих словах?
- На основании выполненных заданий скажите, с чем будет связана тема урока? (Тема: Правописание парных согласных) СЛАЙД
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ В КОРНЯХ СЛОВ, КОТОРОЕ МЫ НЕ ВИДИМ НА ПИСЬМЕ
Откроем учебник, след стр. за закладкой 130 тема на плакате.
- Какие цели поставим?
– В течение урока нам надо будет ответить на вопросы:
ЧТО
ГДЕ надо проверять?
КАК
-На какие вопросы можем ответить?
-Что надо проверять? (парные согласные)
-Где надо проверять? (на конце слова и в середине слова)
-Как надо проверять?
IV. Новая тема.
- Обратимся к Анишит Йокоповне. Послушайте вопросы с которыми она к вам обращается.
- Какой звук мы произносим на КОНЦЕ слов - названий предметов в словосочетаниях:
- Повторите какую работу будем выполнять? (определить, какой звук мы произносим на конце слов - названий предметов в словосочетаниях)
1) молочный зу [ ? ] СЛАЙД
2) молочный су [ ? ]
- Мы произносим ОДИНАКОВЫЕ звуки или разные?
- Это звонкие или ГЛУХИЕ звуки?
Тогда какая возникает проблема?
Есть проблема: слышим мы звук [п], а вот что писать будем: букву п или букву б?
Обратимся к летучей мыши, прочитаем 1 часть плаката. (ученик читает)
Повторите, с какой проблемой мы сталкиваемся? ( На конце слов на месте парных по глухости-звонкости согласных произносятся только глухие звуки, а буквы пишутся разные.
- Возникает другая проблема КАКАЯ?:
Как узнать, какую букву согласного звука нужно писать?
Обратимся к Анишит Йокоповне.
- Какую работу будем выполнять? (Должны выяснить, как узнать какую букву согласного звука нужно писать в конце слова)
- Прочитаем предложения.
1.Миша лишился молочного зу[?]a.
2.Миша съел тарелку молочного су[?]a.
- А сейчас какие звуки мы произносим на месте пропусков: одинаковые или РАЗНЫЕ?
- Эти звуки находятся на конце слов или перед ГЛАСНЫМИ?
- Как же нужно действовать, чтобы определить какую будем писать на конце слова, кто догадался?
- Посмотрим на 2 часть плаката летучей мыши. Прочитаем.
- Какую работу мы выполняли?
- Вернемся к цели урока. Чему учились? (Учились действовать как правильно проверить парный согласный на конце слова)
Повторите, как нужно проверять парный согласный на конце слова?
- Ещё раз вернемся к нашему первому словарному слову (МОРОЗ), подчеркните букву согласного звука, какой звук она обозначает? [с].
- Как вы предлагаете проверить написание? (МОРОЗЫ)
- А кто может предложить другой способ? (МОРОЗИЩЕ)
- Рассмотрите плакат, который держит Летучая Мышь, читайте его по частям.
- С какими способами проверки знакомит нас Мышь?
- Встречались ли мы уже с такими способами проверки?
- Какие сомнительные написания мы проверяли этими двумя способами?
- А в чем вы видите разницу?
- Почему же, проверяя безударный гласный, мы стремились поставить звук под ударение, а проверяя парный согласный, стремимся к тому, чтобы после сомнительного звука шел гласный звук?
- Кто догадался? Нужно всегда добиваться того, чтобы сомнительный звук стал хорошо различим.
V.Закрепление
- Предлагаю поупражняться. в парах?
- Сравни два словосочетания:
колючий ё [?] ,
колючий ёр [?]
- Какие звуки ты произносишь на месте пропусков? Это одинаковые звуки или разные? Это звонкие или глухие звуки? А буквы будешь писать одинаковые или разные? Какие именно? Почему? Как это можно проверить?
- Какую работу выполняли, как с ней справились?
Физминутка
Задание: хлопнуть в ладоши, если слово начинается на звонкий согласный, топнуть, если слово начинается на глухой согласный.
Вьюга, буран, позёмка, метель, пурга, снегопад.
- Кто был внимательный и обратил внимание, что за слова я назвала?
(СИНОНИМЫ) Что такое синонимы?
Работа по учебнику.
стр.133, упр.98 вместе все по заданию.
Цель упражнения 98 – добиться осознания изучаемой орфограммы (т. е. того, что не только звонкий на конце слова является проблемой, но и глухой тоже) и создать условия для тренировки.
Это упражнение требует от школьников работы с Обратным словарем. Прежде всего (до того, как разрешить записывать слова) интересуемся:
Почему в написании всех этих слов можно сделать ошибку?
Где именно можно ошибиться?
Правильно, на конце слова можно написать и букву Г, и букву К.
А почему?
Выясняется, что на конце основы у этих слов – глухой согласный звук, который (при изменении этих слов или при подборе родственных слов) чередуется с парным ему звонким согласным звуком:
фла[к] – фла[г]и; утю[к] – утю[г]и.
Интересуемся: есть ли какое-нибудь правило, которое позволит нам избежать ошибок? Уточняем, что правило есть и воспроизводим его.
- Повторите, что нужно сделать.
- Какую работу выполняли, как с ней справились?
Учебник далее спрашивает: «На какую другую букву нужно открыть Обратный словарь, чтобы проверить полностью написание одной пары звонких - глухих согласных?»
Понимание того, что речь должна идти о парных согласных, и является сигналом осознанного освоения орфограммы.
Дети открывают Обратный словарь на букву К и читают слова.
Работаем по вариантам.
только 1 вариант выписать первые три слова, 2 вариант выписать последние три слова на эту букву.
2 человека у доски, за партами взаимопроверка. посигнальте.
САМООЦЕНКА
- Самоанализ учеником своей работы. Какую работу выполнял, чему учился, как проверить парный согласный на конце слова?
VI. Итог урока. Какова была тема урока?
– На какие вопросы нам нужно было ответить в течении урока?
ЧТО
ГДЕ надо проверять?
КАК
-На какие вопросы можем ответить?
-Что надо проверять? (парные согласные)
-Где надо проверять? (на конце слова и в середине слова)
-Как надо проверять? (парный согласный на конце слова можно проверить двумя способами: (подобрать родственное слово так, чтобы после согласного звука шёл гласный звук, или подобрать другую форму слова так, чтобы после согласного звука шёл гласный звук.)
- Вспомните ещё одно словарное слово, которое мы сегодня брали. (ВАРЕЖКА)
- Где здесь опасное место? Как вы думаете, подойдут ли те способы проверки, которыми мы пользовались сегодня? Вот об этом мы поговорим завтра.
-Перед вами лесенка знаний, подумайте на какую ступеньку вы сегодня поднялись. Поставьте ваших смайликов.
колючий ё [?]
колючий ёр [?]
колючий ё [?]
колючий ёр [?]
колючий ё [?]
колючий ёр [?]
ЧТО ?
ГДЕ ?
КАК ?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М О Р О З В А Р Е Ж К А
М О Р О З В А Р Е Ж К А Х О ЛОД СН Е Г
ТЕМА: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме.
молочный зу [ ? ] молочный су [ ? ]
На конце слов на месте парных по глухости-звонкости согласных могут произноситься только глухие звуки: зу [ п ], су[ п ], а буквы пишутся разные зу б , су п .
молочный зу [ ? ] молочный су [ ? ] Миша лишился молочного зу [ ? ]а. Миша съел тарелку молочного су [ ? ]а.
На конце слов на месте парных по глухости-звонкости согласных могут произноситься только глухие звуки: зу [ п ], су[ п ], а буквы пишутся разные зу б , су п . 2) В корне слова на конце пишется та же буква, что и перед гласным . Чтобы узнать букву, надо изменить слово так, чтобы после глухого согласного шёл гласный: зу б а , зу б ы , су п а , су п ы
колючий ё[ ? ] колючий ёр [ ? ] Сравни два словосочетания:
Чтобы проверить парный согласный НА КОНЦЕ СЛОВА, можно 1. подобрать родственные слова так, чтобы после этого звука шёл гласный звук: зу [ п ] - зу [ б ] о к , зу [ б ] а стый ; зу б су [ п ] - су [ п ] о вой ; су п Или поступить иначе: 2. Подобрать другую форму этого же слова так, чтобы после этого звука шёл гласный звук: Зу [ п ] - зу [ б ] а , зу [ б ] о м , зу [ б ] ы ; зу б Су [ п ] - су [ п ] а , су [ п ] о м , су [ п ] ы ; су п
1 .На конце слов на месте парных по звонкости-глухости согласных могут произносится только ГЛУХИЕ ЗВУКИ: зу [ п ] , су [ п ] , а буквы пишутся разные зу б , су п . 2. В корне слова НА КОНЦЕ пишется та же буква, что и ПЕРЕД ГЛАСНЫМ. Чтобы узнать букву, надо изменить слово так, чтобы после глухого согласного шёл гласный: зу б а , зу б ы , су п а , су п ы .
1) молочный зу [ ? ] 2) молочный су [ ? ] 1.Миша лишился молочного зу [?]a. 2 .Миша съел тарелку молочного су [?]a.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"
Тема: "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме" УМК "Перспективная начальная школа" В данном конспекте показано, как происходит формирование УУД на каждом этапе урока....
Урок русского языка во 2 классе по теме:"Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме".
Урок русского языка во 2 классе по теме:" Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме" (с элементами словарной работы в парах и творческой работы в групповой форме).Самоанализ урока.Прил...
Написание парных согласных в конце слов. Урок-исследование по русскому языку во 2 классе.
На уроке используются активные формы работы учащихся: коллективное исследование и работа в паре....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"...
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме."
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме."...
Конспект урока по теме "Чередование гласных звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме».
Конспект составлен по УМК "Перспективная начальная школа"...