Конспект урока русского языка на тему "Написание слов с парными согласными в конце слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок-путешествие на остров парных согласных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnyy_urok_russkogo_yazyka_po_teme.docx | 150.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционный урок русского языка по теме: "Урок-путешествие на остров парных согласных". 2-й класс
Тема: Написание слов с парными согласными на конце слова
Цель:
закрепить знания учащихся о правописании парных согласных; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
формировать умение на практике применять правила; развить интерес к русскому языку через игровую форму обучения; развитие орфографической зоркости и усвоение написаний слов с непроверяемыми орфограммами.
обогатить словарный запас учащихся и работать над развитием речи;
развивать положительное отношение к учебе;
воспитывать чувство коллективизма, дружбы и сопереживания.
Тип урока: урок закрепления знаний Форма урока: урок-путешествие
Оборудование: карточки - «билеты» по количеству учащихся, флажки красного, желтого и зеленого цвета по количеству учащихся, карточки со словарными словами, фигурки морских обитателей, таблица « Морской бой», таблица-опора « Парные согласные», фотография шхуны.
Ход урока
I. Оргмомент.
– На уроке вы будете выполнять различные задания, давать полные правильные ответы, не забывать о том, что писать надо красиво и грамотно, внимательно слушать учителя и помогать друг другу в трудных ситуациях. Помните пословицу: "Дерево держится корнями, а человек – друзьями".
Сели правильно, проверили, все ли готово к уроку из учебных принадлежностей
II Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы отправимся в путешествие по океану орфографических знаний. Упражнение «Морской бой» Отправляясь в путешествие, мы должны определить вид транспорта: отгадайте слово на игровом поле по шифру: Г4, Б4, А3, В2, А1 .
А | Б | В | Г | |
1 | А | Х | Р | Т |
2 | В | П | Н | Л |
3 | У | О | С | Ь |
4 | Б | Х | М | Ш |
Итак, это шхуна – двухмачтовое судно с косыми парусами.
Кто за приключения?
Все без исключения!
Давай поднимем парус
И прямо в океан!
III. Актуализация опорных знаний
1. Каллиграфическая минутка
А отправляемся мы из порта Чистописания.
Небольшое волнение на море, как в этих строчках:
лЛл ЛлЛ мМм МмМ
2. Устная работа с классом
– Итак, наш путь лежит на остров парных согласных. (Приложение 28).Давайте вспомним эти пары. Есть на свете братики – ровно шесть.
И сестренки тоже есть – ровно шесть.
Парные согласные всем нужны,
С парными согласными мы дружны.
С б и п всегда вместе,
С в и ф идем в лесок,
С г и к поем мы песни,
С д и т учим урок,
С з и с играем в мяч,
С ж и ш решим задачу.
С ними в дружбе будем мы всегда,
С ними нас не разлучить никогда.
(Дети хором читают пары). Ребята! Вспомните правило проверки парных согласных по звонкости-глухости, если они находятся на конце слова.
IV.Работа над материалом урока
– Поднимаясь на борт корабля, необходимо предъявить билет. (Приложение 29)
Сейчас каждый из вас вытянет свой билет и, если правильно выполнит задание, станет пассажиром на нашем судне.
пиро(г,к) | лис(т,д) | гри(п,б) |
(На карточках – слова с пропущенными парными звонкими – глухими согласными. Дети должны объяснить, какую букву нужно вставить и почему).
2.Словарная работа
– Отправляясь в далекий путь, необходимо запастись провизией. А сложим мы всё в плетёное изделие чаще из прутьев, служащее для упаковки, хранения, переноски чего-либо. Кто знает отгадку, находит карточку (Приложение 29а)
и проговаривает слово.
Этот овощ получил свое название за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым; Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко.
Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком;
Плод со съедобным ядром в скорлупе.
Про этот овощ сложена загадка: "Красна девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали".
Ответы: огурец, орех, помидор, морковь, корзина.
Запишите слова в тетрадь.
– Подчеркните опасные места, поставьте ударение. Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить?
3.Дифференцированная работа по карточкам (Приложение 30)
– Но вот, чтобы отправиться в путь надо поднять паруса, для этого надо правильно выполнить задание
Карточка №1
К данным словам подобрать и записать проверочные слова.
Морж - :
Енот - :
Пруд - :
Мороз - :
Лев - :
Карточка №2
Вставьте в словах пропущенные буквы.
Подберите и запишите к данным словам проверочные слова.
Камы: - :
Утю: - :
Водопа: - :
Мос: - :
Велосипе: - :
Карточка №3
Из данных слов выпишите слова, которые требуют проверки и подберите проверочные слова.
Столб, дом, флаг, дельфин, кусты, поезд, груз.
Карточки оформлены в виде парусов, на обратной стороне которого написано задание. Учащимся даётся возможность выбрать самостоятельно задание разной степени сложности, осуществить переход от менее трудного содержания заданий к более сложным.
4. Физкультминутка
Я плыву на шхуне белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.
(Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.)
5. Выборочный диктант
– Внимание! Впереди – Бермудский треугольник. Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место? Я буду читать предложения, а вы находить слова с парными согласными, требующими проверки: полосатый краб, белый парус, песчаный пляж, колючий ерш, пятнистый осьминог, скалистый берег, много медуз, дружный экипаж.
– Какие способы проверки парных согласных на конце слова вы знаете?
6.Проверка знания орфографии
– А вот перед нами остров Безграмотландия. Посмотрите, кто нас встречает. Это же пираты! Пираты предлагают вам записать текст под диктовку. (Приложение 31)
Тех, кто напишет с ошибками, пираты завтра найдут и возвратят на свой остров. Докажем, что мы все хорошо знаем правила орфографии
Найдите ошибки и правильно запишите предложение:
Пушыстый рыжый катенок Васька спит удвери.
– Какие правила здесь нарушены? Найдите основу предложения.
7. Гимнастика для глаз
– Смотрим вдаль – близко (имитация движений). Возьмите в руки бинокли, посмотрим, не виден ли остров? (В разных углах класса развешены фигурки морских обитателей. Дети по описанию находят их местоположение). (Приложение 32)
8. Устная работа с классом
– Мы приближаемся к острову парных согласных. Жители острова хотят проверить ваше умение понимать язык этой страны. Для этого надо восстановить буквенный облик слов, переводя текст с фонетического на обычный. Нам потребуются переводчики.
На доске: Слышим
[дуп] [сат] [йош] [глас]
Дети по желанию выходят к доске и пишут слова.
9. Работа с деформированным текстом
– И вот последняя остановка. Надо правильно сделать запись в бортовом журнале.
На доске запись:
дну, морскому, плывет, по, краб.
водой, чайки, над, летают.
V. Подведение итогов урока
– Вот мы и добрались до острова парных согласных. Господин Гласный благодарит вас за проделанную работу. Вы показали, что многое знаете и умеете. Вы – единая команда, и в вашем единстве – сила. А на наш борт пришла телеграмма. Расшифруйте ее!
14 16 13 16 5 24 29
(По алфавиту дети разгадывают слово – молодцы!)
(У каждого на парте флажки из бумаги трех цветов. Они выбирают один и складывают учителю в конверт)
- если вам было легко выполнять задания –
- если у вас на уроке возникали затруднения –
- если задания для вас были трудными –
- Спасибо за урок.
VI.Домашнее задание
Продолжите текст про морских жителей. Морские жители - известные хитрецы. Они всегда ловко прячутся от своих врагов. В тексте обязательно должны встречаться слова с парными согласными в конце.
(Показ книг, которые дети могут самостоятельно прочитать).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "СПОСОБ ПРОВЕРКИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА"
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ...
Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс
Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....
Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".
Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....
Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание парных согласных в корне слова"
Конспект урока русского языка разработан по программе "Школа России" Канакиной.Тип урока- закрепление знаний....
Конспект урока русского языка 2 класс "Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласной"
УМК :Школа РоссииКласс 2Тема: Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласнойЦель: через исследование познакомить со способами проверки и правилом правописания парных согласных на ко...
Технологическая карта урока по русскому языку .3 класс. Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне
технологическая карта урока для класса с обучающимся овз...