Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цель: формировать условия для  деятельности учащихся по усвоению постановки запятой в предложениях с однородными членами, обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление.

Задачи:

-закреплять умения ставить вопросы к словам в предложении;

- закреплять умения определять основу предложения;

- закреплять умения находить однородные главные и второстепенные члены предложения.

-формировать умения находить общее для нескольких второстепенных членов

предложения главное слово, к которому они одинаково относятся;

- формировать умения ставить запятые при бессвязной связи однородных и второстепенных членов предложений.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Планируемые результаты обучения, формирования УУД:

Познавательные УУД:

Читать /строить схемы/модели предложений для выявления связи слов в предложении.

Коммуникативные:

Формировать умения строить монологическое высказывание, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности (работа в парах, группах).

Личностные:

Воспитывать культуру межличностных отношений, мотивацию учебного труда .

Регулятивные:

Формировать способность прогнозировать, планировать, работать по алгоритму.

Основные понятия: однородные члены предложения, знаки препинания.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы:  Каленчук М.П. и др. «Русский язык» 1-2 ч., Т.А. Байкова ТПО №1, С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», УМК «Перспективная начальная школа».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казанцева Татьяна Геннадьевна

учитель начальных классов

БОУ города Омска «СОШ №162»

Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?

Цель: формировать условия для  деятельности учащихся по усвоению постановки запятой в предложениях с однородными членами, обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление. 

Задачи:

-закреплять умения ставить вопросы к словам в предложении;

- закреплять умения определять основу предложения;

- закреплять умения находить однородные главные и второстепенные члены предложения.

-формировать умения находить общее для нескольких второстепенных членов

предложения главное слово, к которому они одинаково относятся;

- формировать умения ставить запятые при бессвязной связи однородных и второстепенных членов предложений.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Планируемые результаты обучения, формирования УУД:

Познавательные УУД:

Читать /строить схемы/модели предложений для выявления связи слов в предложении.

Коммуникативные:

Формировать умения строить монологическое высказывание, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности (работа в парах, группах).

Личностные:

Воспитывать культуру межличностных отношений, мотивацию учебного труда .

Регулятивные:

Формировать способность прогнозировать, планировать, работать по алгоритму.

Основные понятия: однородные члены предложения, знаки препинания.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы:  Каленчук М.П. и др. «Русский язык» 1-2 ч., Т.А. Байкова ТПО №1, С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», УМК «Перспективная начальная школа».

Ход урока.

1 Мотивация учебной деятельности

- Ребята каким вы хотите увидеть наш урок? (интересным, познавательным, плодотворным)

- Пусть урок нам принесет радость общения. Хочешь быть грамотным – учись думать, мыслить.  Успех ждет всех любознательных, внимательных, активных.

2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

1.Словарная работа.

Игра « 5 слов на одну букву». ( слайд 2)

- Все ваши ответы должны словарными словами.

- Для ответов выбирайте слова, написание которых вы запоминали.

1.Разговор двух человек.(беседа)

2.Средства передвижения. (автомобиль, велосипед)

3.Кондуктор продает.(билет)

4.Хранилище книг.(библиотека)

5.Холодное овощное блюдо.(винегрет)

Взаимопроверка в парах:

- Составьте и запишите предложение одним из этих слов. Выделите грамматическую основу.

Проверка: 1. Чтение 2-3 предложений.

         2.  Характеристика предложений.

- Над какой темой мы работали на последних уроках?

- Что вы знаете об однородных членах предложения?

- Какие члены предложения могут быть однородными?

Признаки:

  1. Отвечают на один и тот же вопрос.
  2. Являются одним членом предложения.
  3. Относятся к одному и тому же члену предложения
  4. Обычно выражены одной и той же частью речи

       5.  Произносятся с интонацией перечисления.

3. Выявление места и причины затруднения.

Ребята, пока вы записывали свои предложения, я вспомнила, в одной книге я есть предложение:

Книга "В стране невыученных уроков" - Лия Гераскина - - "Казнить нельзя ПОМИЛОВАТЬ".

Царица "Грамматика", сказала  могучую фразу в важности проставленным только грамотно знаков препинания, ну помните наверняка такое:

- "Казнить нельзя ПОМИЛОВАТЬ".

А ставить запятую нужно по своему усмотрению!)

Казнить нельзя помиловать. (Лия Гераскина)

-  Запишите предложение. Поставьте знаки препинания. Проверка.

- Что у вас вызвало затруднения? (« Запятая даже может спасти человеку жизнь.»)

   - Как вы думаете, какой может быть тема нашего  урока?

4. Построение проекта, выхода из затруднения. (слайд 6)

- Чем мы будем заниматься на уроке? УЧИТЬСЯ СТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

Какую цель вы поставили перед собой? ГДЕ ПОСТВАИТЬ ЗАПЯТУЮ

     Когда между однородными членами предложения запятая ставится?

Сейчас мы с вами будем обсуждать постановку  знаков препинания при однородных членах предложения. Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится? Необходимо выяснить, как оформляется связь между однородными членами. Давайте попробуем найти решение данной проблеме.

Ребята, сейчас вы поработаете  в группах  исследователями. Вам необходимо:

  1. разобрать предложения по членам  
  2. найти соответствующую схему
  3. сделать вывод

Карточка:

  1. Прилетели грачи,  жаворонки,  грачи.                  А____    ====,  ====,  ==== .

  1. Соловьи пулькали, клыкали, щелкали.                    Б===   _____, ______, ____ .

  1. Снег лежал на крышах, деревьях, проводах.      В _ . _ . _   ===   ~~~, ~~~, ~~~ _ _  _  .

  1. В небе плыли белые, голубые, красные шары.    Г ____  ====   _. _ .__,   _ .__. _ ,  _. __. _ .

1-б

2-а

3-г

4-в

Объясните где необходимо ставить запятую.

(Учащиеся делают вывод:  если однородные члены перечисляются,  то между ними  ставится запятая.)

 Ребята, сверьте свой вывод с правилом, которое предлагает учебник на стр. 36 ( чтения правила)

Работа в парах

Обсудите в паре:  какими  однородными членами предложения можно заменить выделенное слово. Спишите, поставьте  знаки препинания.

В лесу ребята собрали грибы.

( В лесу школьники собрали малину, клубнику, ежевику.)

Применение ( самостоятельная работа по учебнику № 22)

Ребята, вам необходимо из всего текста найти предложения с однородными членами, выписать эти предложения, расставить знаки препинания. ( обмен тетрадями, сверка со слайдом)

  1. Итог урока

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

«Закончи предложение»

Я научился……

Я запомнил……

Я затрудняюсь…….

  1. Рефлексия «Выбор» Приготовьте красный + и синий - карандаши

C:\Users\ADM\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (10).png

Д/з правило с.36 №23 ( проговорить задание)

  1. Проверка усвоенного материала.

Тест

1.Однородные члены предложения:

А) отвечают на вопросы косвенных падежей;

Б) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения;

В) отвечают на вопросы Кто? Что?

2. Найди предложение с однородными сказуемыми.

А) Ковер зимы покрыл холмы, луга и поля.

Б) Были это веселые, сильные и смелые люди.

В) Вдали стоит дубовый лес, блестит и алеет на солнце.

3. Какое из предложений соответствует данной схеме: О,О, О

А) Весь двор завален досками, железом, фанерой.

Б) Птица бойко вспорхнула и стала летать по комнате.

В) Все алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами.

4. Найди ошибку в расстановке знаков препинания между однородными членами предложения?

А) Растворились в темноте, рощи, сады, поля.

Б) Волны пенились, поднимались, бились с шумом о набережную.

В) По склонам гор видны сосны, ели, клёны.

- Проверьте по ключу и оцените себя по критериям, которые записаны на доске

1 – Б                              «5» - без ошибок

2 – В                             «4» - 1 ошибка

3 – А                              «3» - 2 ошибки

4 – А

- Кто получил оценки «5», «4», «3»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку на тему"Знаки препинания при однородных членах предложения"

Тема,цели урока,организационный момент,активизация и мотивация урока....

«Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?»

Тема данного урока изучается в 4 классе в рамках календарно – тематического планирования. Он предназначен для того, чтобы обратить внимание детей на бессоюзную связь однородных членов: подлежащих и ск...

Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание.

Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание. Программа: Начальная школа XXI века....

Презентация для блиц-опроса на уроке русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения" (программа "Начальная школа XXIвека")

Презентация для блиц-опроса на уроке русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"....

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"

План - конспект урока рксского языка по УМК "Планета Знаний" 4 класс...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"

Разработка урока русского языка в 4 классе (УМК «Перспектива») по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"...

Урок русского языка на тему "Знаки препинания при однородных членах предложения"

Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание. Программа: Начальная школа XXI века....