Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: сочинение «Весна».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема: сочинение "Весна".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_vesna_2_klass.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
Учителя начальных классов ГБОУ СОШ №404
Колпинского района города Санкт-Петербурга
Третьяковой Татьяны Алексеевны.
Тема урока. Сочинение «Весна»
Цели урока.
Образовательные.
1) Формировать навык грамотного каллиграфического письма.
2)Учить красочно и эмоционально строить предложения, из них составлять связный текст.
3) Пополнять и обогащать словарный запас.
Развивающие:
1)Рразвитие связной речи (устной и письменной)
2)Развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности, орфографической зоркости.
Воспитывающие:
1)воспитание любви, бережного отношения к природе.
2)воспитание уважения к мнению другого.
3)создание условий для комфортного пребывания уч-ся на уроке.
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы будем писать сочинение, а вот о чём оно
вы должны догадаться сами.
Идёт красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. ( Весна.) (слайд2)
-Как называют весну? Почему?
2.Актуализация знаний.
-Легко ли пришлось весне в этом году? Сразу ли ей зима уступила место? Вспомните строчки стихотворения Ф, Тютчева.
Посмотрите сценку, как встретилась зима с весной. Послушайте, о чём они говорят.
Автор.
Весна с Зимушкой повстречалася,
О здоровьице всё справлялася:
Весна.
Ой, здорова, будь, Зима снежная!
Зима.
Бью челом тебе, Весна тёплая!
Расскажи ты мне без утайки:
Почему тебя привечают все,
Меня, зимушку проклинают все?
Весна.
Потому что ты - больно лютая,
И холодная и голодная!
Я же тёплая и приветливая!
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я,
Побывала ты Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе уходить из гостей?
За что люди любят весну? За что вы любите весну?
Весной восхищались поэты, писатели, композиторы.
Послушайте, как Пётр Ильич Чайковский выразил в музыке неповторимую красоту природы (« Апрель» Времена года.)
-Какие картины природы вы представили?
-Давайте попробуем всю эту красоту описать словами.
3. Работа над содержанием сочинения. Составления плана.
- С чего начинают сочинение? ( Вступление)
-Как можно начать наше сочинение. (Наступила весна.)
-Но ведь весна-красавица! Давайте представим, что она живая.
Как называется такой литературный приём? (олицетворение)
Пришла красавица-весна. Принесли весну на крыльях перелётные птицы.
Какая часть идёт дальше? ( Основная часть)
О чём мы будем писать дальше? ( Весенние изменения в природе)
Представьте, что моя доска - огромный альбомный лист, на котором я буду отображать все весенние изменения.
Отгадайте загадку:
В дверь оно стучать не будет,
А взойдёт и всех разбудит. (Солнце. Слайд3.)
-Почему мое солнышко улыбается?
-Какие изменения в неживой природе происходят благодаря ему?
Теперь рисуем небо? Какое оно весной?( Голубое, высокое, по нему плывут белые лёгкие облака. Слайд 4)
-Какие осадки выпадают зимой?
_Что происходит со снегом весной? (Снег тает, и появляются первые проталинки.) (Слайд5)
Что такое проталинки?
Что происходит с водоёмами весной? (Ледоход Слайд 6)
Послушайте стихотворение о ледоходе:
Лёд идёт, лёд идёт
Вереницей длинной!
Третьи сутки напролёт
Проплывают льдины.
Синий лёд, зелёный лёд,
Серый желтоватый
К верной гибели идёт-
Нет ему возврата!
-Какого цвета лёд? Почему он разных цветов?
-Когда становиться много воды, что происходит? Половодье.( Слайд 7)
-Что такое половодье? ( Разлив реки при вскрытии)
-Посмотрите на картину И.М. Левитана « Большая вода»
-Почему такое название?
«Большая вода»- очень широкий разлив.
-Какой цвет преобладает на картине?
Что затопила река? Как вы думаете, опасно это для человека? -2-
От весеннего тепла оттаивает почва.
Прочитайте пословицы: « Много хлеба - много снега»
«Вода на лугу – сено в стогу»
-Почему так говорят?
Мы рассмотрели изменения в неживой природе. Давайте посмотрим ,что происходит в живой природе.
- После таяния сугробов под лучами яркого солнца пробуждаются от зимнего сна подснежники. (Слайд 8)
-Почему их так называют?
Какие подснежники появляются в нашей местности?
Медуница, ветреница, мать-и-мачеха. ( Слайд 9)
-Почему цветов становиться всё меньше и меньше?
-Нужно не рвать цветы, а беречь и охранять их. Сегодня на уроке я хочу подарить вам прекрасное стихотворение :
Зинаида Александрова "Подснежник"
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Наверно, жарко припекало
Сегодня солнышко с утра.
Цветку под снегом душно стало,
И он подумал, что пора,
И вылез... Но кругом всё тихо,
Соседей нет, он первый здесь.
Его увидела зайчиха,
Понюхала, хотела съесть,
Потом, наверно, пожалела:
«Уж больно тонок ты, дружок!»
И вдруг пошёл пушистый, белый
Холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки...
Опять зима, а не весна.
И от цветка на длинной ножке
Лишь только шапочка видна.
И он, от холода синея,
Головку слабую клоня,
Сказал: «Умру, но не жалею:
Ведь началась весна с меня!»
- что происходит с деревьями?
На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки, появляются серёжки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои. (Слайд 10)
Кого называют вестниками весны?
Послушайте загадки, которые вам приготовили дети и вспомните птиц вернувшихся к нам из тёплых краёв.( Слайд 11)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит он пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица…….(грач)
Своё гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворения! (жаворонок)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)
Прилетел к нам наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи на пролёт
Он поёт. (соловей)
Прилетает к нам с теплом
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
-Какие птицы тоже радуются приходу весны?
Пришла весна. А что происходит в лесу? Давайте спросим у ёжика, белочки, лисички, волка и медведя.
Сценка.
Ёж. Я спал. Похудел.
Белка. У меня запасов было много. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую – будто не было зимы.
Лиса. А я голодала – одними мышками питалась, ну и изредка кур посчитывала в соседней деревне. А что ты кум, такой худой?
Волк. Будешь худ с такой едой – я не ел четыре дня.
Увидал обед у пня,
А обед во все лопатки припустился от меня.
Вот несчастье, вот беда – быстроногая еда!
Лиса. Миша, расскажи , как ты весну чуть не проспал!
Медведь. Без заботы, без тревоги
Спал медведь в своей берлоге,
Спал всё лето до весны
И конечно видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышу – каплет - вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!
Ёж. Заспешил медведь наружу.
Медведь. Заливает! Не до сна!
Ёж. Вылез он и видит лужи,
Тает снег,
Пришла весна.
-Как встречают весну животные?
4. Обобщение знаний.
Мы сегодня много говорили о признаках весны в природе.
На карточке я записала вам все признаки весны, но зима решила нас всех запутать и вставила лишние признаки. Прочитайте внимательно и зачеркните те признаки, которые не относятся к весне.
Карточка №1
Земля покрыта снегом.
Появились почки на деревьях
Медведь спит в берлоге.
Белка делает запасы
Тает снег.
Мороз.
Жарко.
Ледоход.
Опадают литья.
Идут дожди.
Метут метели.
Ярче светит солнце.
Журчат ручьи.
Солнце светит, но не греет.
Половодье.
Набухание почек.
Оттаивание почвы.
Птицы улетают в тёплые края.
Появление насекомых.
Цветение растений.
__________________________
__________________________
__________________________
-Какие признаки весны вы бы ещё добавили.
Вставьте пропущенные буквы.
5. Заключительная часть.
Как можно закончить сочинение.( Твоё отношение к весне)
Моё отношение к приходу весны.
Что бы сочинение было красивым, у кого мы можем поучиться красивым сравнениям, образным выражениям.
Посмотрите, какой у нас получился план сочинения.
Что бы вы убрали из него, изменили?
Что хотели бы добавить? (Слайд 13)
План.
1.Вступление
2.Весенние изменения в природе.
1) Солнце выше, чем зимой.
2)Дни стали длиннее, потепление.
-небо голубое, высокое -набухание почек
-облака белые, лёгкие -появление листьев
-таяние снега, льда -цветение растений
-ледоход - появление насекомых
-половодье -возвращение перелётных птиц
-осадки:снег, дождь - изменения в жизни зверей
-оттаивание почвы
3. Заключительная часть
6. Лексическая подготовка.
Давайте раскрасим наше сочинение.
Карточка №2
1 вариант. Подберите к именам существительным подходящие по смыслу прилагательные.
весна бледно-голубое
яркое
солнце говорливые
поздняя
листочки ясное
весёлые
небо лазурное
зелёные
ручьи долгожданная
клейкие
2 вариант. Подберите к именам существительным подходящие по смыслу глаголы.
весна наступила
греет
солнце журчат
распускаются
листочки щебечут
бегут
ручьи светит
летят
птицы пришла
карточка №3.
3Орфографическая подготовка. Слайд 14
В..сна, древ..я, в..сен..ий, со.нце, руч..и, б..гут, журч..т, цв..тут,
з..лёный, лист..я, сне.., лё…, р..чной, ж..вотные, м..дведь, л..сной,
цв..ток.
Коллективная проверка по цепочки.
8Эмоциональная подготовка к написанию сочинения.
(Учитель читает стихотворение.)
Иван Савич Никитин
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Белоснежные тучи толпами
В синеве на просторе плывут.
По груди у тебя полосами
Друг за дружкою тени бегут.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют-посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.
(Звучит музыка П.И Чайковского из цикла «Времена года»)
К музыке подобрана серия картин о весне.
9. Самостоятельная работа в тетрадях
10. Подведение итогов. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс. Тема урока: "Разделительный мягкий знак"
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"...
Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".
Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". С целью актуализации информации о XXII Олимпийских зимних играх и XI Пар...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Урок русского языка 4 класс Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».
Русский язык.4 класс УМК"Начальная школа ХХI в"Тип урока - «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний».Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»....
Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")
Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....