Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год, с учётом праздников и выходных дней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Перспектива" | 105.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Прогимназия № 2
«Рекомендована к утверждению» решением педагогического совета Протокол № __ от «__» ________ 2014г. Секретарь педагогического совета МБОУ Прогимназия №2 ________ /Калинина И.В./ | «Утверждаю» Приказ № __-о от «___» _______2014г. Директор МБОУ Прогимназия № 2 _______/Н.Н.Булгакова/ М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для 4 класса «Б»
на 2014-2015 годы
Разработчик:
_Нечепаева Светлана Анатольевна, учитель начальных классов,
руководитель профессионального творческого объединения
учителей начальных классов
Коминтерновского района городского округа город Воронеж
г. Воронеж
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Данная программа разработана на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009 года № 373.
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Примерной программы по русскому языку Л.Ф.Климановой и Т.В.Бабушкиной (М, Просвещение, 2009).
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10.
- Образовательной программы начального общего образования МБОУ Прогимназия № 2 на 2011-2016 годы.
- Учебного плана МБОУ Прогимназия № 2 на 2014-2015 учебный год.
Реализация программы предполагает использование УМК «Перспектива».
Цели обучения русскому языку: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения); формирование элементарной лингвистической компетентности.
Основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Концептуальной основой учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.
Система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.
Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).
Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.
Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.
Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.
Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).
Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:
- развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
- обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
- пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
- формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
- обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
- развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
- развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- отказ от деления на «своих» и «чужих»;
- уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества, а именно:
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
В концепции УМК «Перспектива» ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Это человек:
- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
- Владеющий основами умения учиться.
- Любящий родной край и свою страну.
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
- Умеющий высказать свое мнение.
- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Содержание учебного курса
Виды речевой деятельности:
Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.
Говорение. Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями общения, для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения). Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами и их применение:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
сочетания чк—чн, чт, щн;
перенос слов;
заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова(на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах на -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.
Систематический курс русского языка
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ и синтез; классификация и обобщение по родовидовым признакам; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений; отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой.
Особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой разработчиков и авторов Федеральной программы по русскому языку Л.Ф.Климановой и Т.В.Бабушкиной не являются принципиальными, а лишь корректируют работу в соответствии с программой МБОУ Прогимназия №2.
Рекомендованное количество творческих работ увеличено в связи с изучением курса русского языка гуманитарной направленности: изложений с 7 до 9, сочинений с 2 до 8.
5. Срок реализации рабочей учебной программы.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю. Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Повторяем – узнаём новое. | 24 часа |
2. | Язык как средство общения. | 40 часов |
3. | Состав слова. | 20 часов |
4. | Слово как часть речи. | 86 часов |
Практическая часть программы:
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Диктант | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
Словарный диктант | 4 | 2 | 4 | 4 | 14 |
Контрольное списывание | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Проверочная работа | 2 | 2 | 3 | 1 | 10 |
Изложение | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 |
Сочинение | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
1. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013. | Уроки русского языка. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2009. |
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 168 часов 4 класс «Б»
№ п/п | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Основные понятия | УУД |
Первая четверть (44 часа) | |||||
Повторяем – узнаём новое. (24 часа) | |||||
1. | 01.09 | День знаний | |||
2. | 02.09 | Речь устная и письменная. Требования к устной и письменной речи. | Поддерживая беседу, осмысливать сказанное, выделяя главное, определять конкретную цель и результат коммуникации. | Лаконичность речи. Тема, основная мысль текста. | Познавательные: грамотно оформлять предложение на письме; Коммуникативные: проявлять к собеседникам уважение, взаимопонимание. |
3. | 03.09 | Цель речевого общения. Определение отличий диалога и спора. | Определять цели, тему, способы и результаты общения. | Спор, диалог, монолог. | Коммуникативные: ведение диалога, регулятивные: строить речь в соответствии с нормами общения; |
4. | 04.09 | Сочинение на тему «День Знаний» Тематическая беседа. | Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Учиться преобразовывать устную речь в письменную. | Вежливость, учтивость | Регулятивные: находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра. |
5. | 05.09 | Правила общения. ИКТ | Владеть позитивным настроем при общении. Объяснять выбор слов и речевых средств, для разрешения конфликтных ситуации. | Заголовок, части текста, словообразование. | Познавательные: составить текст по алгоритму; сравнивать тексты разных типов; коммуникативные: вести диалог, знать основные правила общения; |
6. | 08.09 | Словарный диктант. Речевая культура. Обращение. Речевой этикет. | Исправлять своё высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнёра к беседе. Уметь ставить знаки препинания при обращении. | Обращение | Коммуникативные: совершенствовать навык ведения диалога, познавательные: различать научную, официально-деловую и разговорную речь; |
7. | 09.09 | Работа над ошибками. Использование формул речевого этикета в различных сферах общения. | Выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией общения. Умение разобрать слово по составу и как часть речи. | Стили речи. | Регулятивные: соотносить особенности речи с речевой ситуацией; |
8. | 10.09 | Деловая речь, или официальная. Сравнение её с речью разговорной. | Использовать знаки препинания для выделения обращения (при записи текста). | Жанр произведения. | Коммуникативные: учитывать мнение всех. Познавательные: уметь находить в тексте и проверять изученные орфограммы. |
9. | 11.09 | Изложение на тему: «План как вид деловой речи» | Деление текста на части | Тема, план, текста. | Регулятивные: ставить и достигать цели общения. |
10. | 12.09 | Работа над ошибками. Научная речь, её отличие от художественной речи. | Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета. | Научная, художествен ная речь | Коммуникативные: строить грамотный диалог; познавательные: находить на письме орфограммы |
11. | 15.09 | Средства создания образности и выразительности в художественной речи | Закрепить умения выбирать понятия, украшать свою речь. Правописание непроизносимых согласных. | Эпитет, сравнение, метафора | Коммуникативные: строить текст, познавательные: знать средства для создания образности выразительности в художественной речи. |
12. | 16.09 | Сочинение на тему: «Мой летний отдых» | План текста, жанр произведения, выразительные средства языка. | Главная мысль текста. | Регулятивные: организовать самостоятельную работу по теме. |
13. | 17.09 | Работа над ошибками. Текст как речевое произведение. | Определять тип текста. Формулировать тему и главную мысль текста. | Опорные слова, абзац, заглавие. | Познавательные: знать особенности текста-описания, текста - сообщения и текста-рассуждения; |
14. | 18.09 | Административный контрольный диктант | Проверить умения и навыки, выяснить пробелы в знаниях. | Орфограммы в тексте. | Регулятивные: организовывать и распределять время работы |
15. | 19.09 | Работа над ошибками. Составление текста-описания по заданной схеме. | Подбирать текстовый материал по теме. | План текста. | Регулятивные: организовать самостоятельную работу по теме. |
16. | 22.09 | Изложение по тексту по теме: «Правила построения письменной речи» | Передать текст без жанровых искажений. | Опорные слова, вопрос – ответ. | Регулятивные: умение применять необходимые алгоритмы для проверки изученных ранее орфограмм. |
17. | 23.09 | Работа над ошибками. План простой и развёрнутый. | Грамотно оформлять собственные речевые произведения | Сложный план | Познавательные: знать особенности составления простого и сложного плана. |
18. | 24.09 | Словарный диктант. Написание деловых текстов: записки, объявления. Письма. | Составлять собственные речевые произведения. Орфографические требования к оформлению письменной речи. | Письмо, объявление, записка. | Регулятивные: применять необходимые правила орфографии и пунктуации. |
19. | 25.09 | Проверочная работа. Систематизация знаний по вопросам раздела «Проверь себя». | Проверить и закрепить навыки анализа текста разных типов, умения отвечать на вопросы по теме. | Текст, план. | Коммуникативные: построить диалог в паре по теме, регулятивные: выбирать стиль общения с партнёромпознавательные: находить орфограммы в письменной речи. |
20. | 26.09 | Работа над ошибками. Типы текстов. | Различать текст-описание, повествование, рассуждение | Регулятивные: организовать самостоятельную работу; познавательные: находить орфограммы в письменной речи. | |
21. | 29.09 | Типы текстов. | Различать тесты научные и художественные. | Звуки и буквы. | Регулятивные: организовать работу по поиску недостающей информации. |
22. | 30.10 | Культура оформления письменного текста. | Логическое и лексическое построение текста. | Рассказ, эссе. | Регулятивные: применять необходимые правила орфографии и пунктуации. |
23. | 01.10 | Закрепление изученного. Урок – рефлексия. | Орфографические требования к оформлению письменной речи. | Объявления, деловые записки, эссе, объяснения, письма. | Регулятивные: соотносить особенности речи с речевой ситуацией; |
24. | 02.10 | Контрольное списывание по теме: «Деловые и бытовые записи». ИКТ | Осуществлять самоконтроль и самопроверку. | Познавательные: находить орфограммы в письменной речи; регулятивные: выбирать тему работы, из предложенных на выбор. | |
Язык – как средство общения (40 часов) | |||||
25. | 03.10 | Работа над ошибками. Роль языка в общении. | Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. | Фонетика, графика, мимика, жесты. | Познавательные: знать основные единицы языка, преимущества фонетического (звукового) языка перед другими средствами общения (пиктография), общение с помощью жестов, мимики и т. д. Регулятивные: выбирать способ общения в зависимости от ситуации. |
26. | 06.10 | Роль письменности в истории человечества. | Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения. | ||
27. | 07.10 | Словарный диктант. Роль письменности в истории человечества. | Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни. | Славянская письменность | Познавательные: знать о соотношении звука и буквы как основе орфографической грамотности; регулятивные: понимать эстетическую ценность грамотно звучащей речи. |
28. | 08.10 | Систематизация знаний об основных языковых единицах: звуках, буквах. | Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты) | Звук, буква, слово, текст. | |
29. | 09.10 | Изложение по теме: «Славянская азбука» Повторение основных орфограмм. | Давать определение основным языковым единицам. Находить в слове орфограмму и определить алгоритм её проверки. | Предложение, рассказ. | Познавательные: уметь найти в словах изученные орфограммы и выбрать нужный алгоритм для их проверки; регулятивные: уметь осуществлять самоконтроля и самопроверку. |
30. | 10.10 | Правила написания разделительных ъ и ь, сочетания с шипящими. | Находить в слове нужную орфограмму | Орфограмма | |
31. | 13.10 | Повторение правил употребления прописной буквы. Правила переноса. | Находить в слове нужную орфограмму, подбирать правило для проверки. | Прописная, строчная буква. | |
32. | 14.10 | Закрепление и отработка навыка определения вида орфограммы. | Коммуникативные: организовать работу в паре по теме учителя. | ||
33. | 15.10 | Контрольное списывание по теме: «Средства общения» | Проверять написанное, уметь преобразовать печатный текст в письменный. | Регулятивные: применять необходимые правила орфографии и пунктуации, словообразования. | |
34. | 16.10 | Работа над ошибками. Предложение. Повторение знаний о предложении. | Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. | Словосочета ния, предложения, слова. | Познавательные: уметь расставить знаки препинания в конце предложений и при однородных членах. Регулятивные: выбрать тип предложения в зависимости от цели высказывания и правильно его построить; обращаться к словарям русского языка (к толковому словарю). |
35. | 17.10 | Различие предложений и словосочетаний. | Различать необходимость и возможность употребления словосочетаний и предложений. | ||
36. | 20.10 | Повествовательные и побудительные предложения. | Определять особенности и назначение каждого типа предложений. | По цели высказывания предложения бывают … | |
37. | 21.10 | Административная итоговая контрольная работа | Осуществлять самоконтроль и самопроверку. | Регулятивные: применять необходимые правила орфографии и пунктуации; распределять учебное время. | |
38. | 22.10 | Работа над ошибками. Главные члены предложения. ИКТ | Выделять главные и второстепенные члены предложения | Грамматичес кая основа предложения. | Познавательные: уметь находить в предложении подлежащее, выраженное именем существительным или личным местоимением в именительном падеже, регулятивные: отработать навык нахождения орфограмм и применения нужного алгоритма их проверки, видеть главные члены предложения по способу их функций. |
39. | 23.10 | Словарный диктант. Подлежащее и сказуемое - грамматическая основа предложения. | Выделять главные и второстепенные члены предложения | ||
40. | 24.10 | Способы выражения подлежащего и сказуемого. | Выделять главные члены предложения. | ||
41. | 27.10 | Упражнения в нахождении главных членов предложения. | Распространять предложения второстепенными членами. | Главные и второстепен ные члены предложения. | Коммуникативные: распространять предложения второстепенными членами, используя в речи благозвучные предложения. |
42. | 28.10 | Роль второстепенных членов предложения. | |||
43. | 29.10 | Контрольный диктант по теме: «Предложение» | Регулятивные: распределять время работы, организовывать рабочее место. | ||
44. | 30.10 | Работа над ошибками. Связь слов в предложении. Предложения с однородными членами. | Строить предложения с однородными членами | Однородные подлежащие, сказуемые, однородные второстепен ные.
| Познавательные: находить пунктуационные орфограммы в письменной речи. Регулятивные: соотносить умения строить предложения распространённые и простые с однородными членами. |
45. | 31.10 | Отработка навыка нахождения однородных членов предложения. | Находить однородные члены, ставить знаки препинания при однородных членах. | Регулятивные: уметь находить в предложении однородные члены; | |
Вторая четверть (37 часов) | |||||
46. | 10.11 | Составление предложений с однородными членами. | Использовать союзы в предложениях с однородными членами. | коммуникативные: употреблять в диалоге предложения с однородными членами; познавательные: ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов. | |
47. | 11.11 | Интонационное и пунктуационное оформление предложений с однородными членами. | Упражнения в образовании предложений с однородными членами. | ||
48. | 12.11 | Словарный диктант. Простые и сложные предложения. | Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. | Сложное предложение | Познавательные: различать простое и сложное предложения; различать сложное предложение и простое с однородными членами; ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении |
49. | 13.11 | Работа над ошибками. Сложные предложения и предложения с однородными членами. | Ставить знаки препинания в сложных предложениях с союзами а, но, и. | Сложносочи нённые союзы. | |
50. | 14.11 | Изложение по теме: «Предложения с однородными членами». | Упражнения в употреблении предложений с однородными членами. | Регулятивные: выбирать и использовать в речи предложения с однородными членами и сложные предложения. | |
51. | 17.11 | Словосочетание. Различия между словом, предложением и словосочетанием. | Выделять словосочетания из предложения с помощью вопросов. Выделять главное и зависимое слова в словосочетаниях. | Слово, словосочетание, предложение. | Познавательные: уметь находить в предложении словосочетания, ставить вопрос от слова к слову; коммуникативные: использовать навык культуры речи, грамотного использования словосочетаний в речи. |
52. | 18.11 | Проверочная работа по теме: «Словосочетание и предложение» Распространение предложений. | Составлять словосочетания разных типов. Распространять предложения словосочетаниями. | ||
53. | 19.11 | Работа над ошибками. Слово и его значение. | Сравнивать слова по значению и форме (звуко-буквенной и формально-грамматической) | Лексическое значение слов | Познавательные: произвольно строить общение; коммуникативные: точно выражать свои мысли. |
54. | 20.11 | Лексическое значение слова. | |||
55. | 21.11 | Изложение по теме: «Лексическое значение слов» | Обобщить представления о лексическом значении слов. | Этимологический словарь, фразеологический, словообразовательный словарь | Регулятивные: уметь выбирать слова с учётом их коммуникативной целесообразности; |
56. | 24.11 | Знакомство с различными видами лингвистических словарей. | Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. | Познавательные: уметь работать с толковым словарём. Регулятивные: уметь выбирать словарь для толкования значения слова. | |
57. | 25.11 | Слово как языковый знак. ИКТ | |||
58. | 26.11 | Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. | Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. | Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. | Познавательные: знать понятия синонимов, антонимов, омонимов, уметь работать с толковым словарём. |
59. | 27.11 | Антонимы, синонимы. | |||
60. | 28.11 | Омонимы. Многозначные слова. | |||
61. | 0.12 | Диктант с творческим заданием по теме: «Слово и его значение» | Проверить знания и умения по теме: «Слово и его значение» | Познавательные: уметь работать с толковым словарём. Регулятивные: уметь выбирать словарь для толкования значения слова. | |
62. | 02.12 | Работа над ошибками. Многозначные слова. | |||
Состав слова (20 часов) | |||||
63. | 03.12 | Состав слова. | Разбирать слова по составу. | Значимые части слова. | Познавательные: уметь выделять значимые части слова; искать и проверить орфограммы в корне слова; уметь различать приставки и предлоги и верно писать их; знать семантику ряда морфем как основы грамотного использования слова в различных речевых ситуациях. |
64. | 04.12 | Значение приставок в словах. | Определять значение, которое привносит каждая морфема. | ||
65. | 05.12 | Разделительный ъ и ь. | Грамотно писать слова с разделительными ъ и ь | Разделительные ъ и ь. | |
66. | 08.12 | Словарный диктант. Отработка навыка в различении ъ и ь. | |||
67. | 09.12 | Работа над ошибками. Образование слов с помощью суффиксов. Правописание суффиксов ек, ик. | Подбирать однокоренные слова, проверять написание суффиксов. | Суффикс | Познавательные: уметь пользоваться правилом написания суффиксов ек, ик. Регулятивные: уметь выбирать слова с суффиксами ек, ик. |
68. | 10.12 | Контрольное списывание по теме: «Правописание значимых частей слова» | Списывать текст аккуратно и без ошибок. | ||
69. | 11.12 | Работа над ошибками. Корень слова. | Выделять корень в однокоренных словах. | Корень, однокоренные слова. | Регулятивные: подбирать однокоренные слова для орфографической проверки, коммуникативные: использовать однокоренные слова для формирования |
70. | 12.12 | Закрепление орфографических навыков при написании корней в однокоренных словах. | |||
71. | 15.12 | Упражнения в написании однокоренных слов | |||
72. | 16.12 | Административный диктант по теме: «Закрепление изученного» | Проверить орфографические навыки, умение слушать и воспроизводить звучащую речь. | Падежные и личные окончания. | Регулятивные: подбирать однокоренные слова для проверки. |
73. | 17.12 | Работа над ошибками. Правописание корней в однокоренных словах. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов). Повторение и систематизация основных орфограмм корня. Находить грамматическую основу предложения и второстепенные члены. | Корень, однокоренные слова. | |
74. | 18.12 | Правописание корней в однокоренных словах. | Регулятивные: подбирать корни для образования сложных слов; познавательные: использовать словари для образования сложных слов; коммуникативные: точно выражать свои мысли, используя разные части речи. | ||
75. | 19.12 | Отработка умений подбирать однокоренные слова. Подготовка к контрольной работе. | Грамматичес кая основа. | ||
76. | 22.12 | Сочинение по теме: «Корень слова» | Объяснять написание слов с точки зрения орфографии | ||
77. | 23.12 | Работа над ошибками. Сложные слова. | Составлять сложные слова и объяснять их значение. | Сложные слова | Регулятивные: подбирать корни для образования сложных слов. Познавательные: использовать словари для образования сложных слов. |
78. | 24.12 | Упражнения в образовании сложных слов. | |||
79. | 25.12 | Проверочная работа по теме: «Словообразование» | Проверить знания и умения по теме: «Словообразование» | Фонетичес кий разбор | Регулятивные: анализировать материал, делать вывод; познавательные: использовать словари для образования сложных слов. |
80. | 26.12 | Работа над ошибками. Закрепление знаний. | Находить отличия сложного предложения от простого. | Части слова | |
Третья четверть (49 часов) | |||||
81. | 12.01 | Упражнения в образовании новых слов. ИКТ | Подбирать однокоренные слова, используя словообразовательный словарь. | Регулятивные: анализировать свою работу по предложенной схеме, | |
82. | 13.01 | Однокоренные слова. | Подбирать группу однокоренных слов. | корень | Коммуникативные: использовать в построении речи однокоренные и сложные слова. |
Слово как часть речи (86 часов): целостное представление о частях речи (4 часа) | |||||
83. | 14.01 | Словарный диктант. Общее представление о частях речи | Различать слова разных частей речи, их грамматические признаки и роль в предложении. | Существительное, прилагатель ное, глагол, местоимение, наречие. | Познавательные: понимать основные принципы выделения частей речи; умение указать их основные грамматические признаки. |
84. | 15.01 | Работа над ошибками. Роль разных частей речи в предложении. | |||
85. | 16.01 | Грамматическое значение частей речи. | Сравнивать лексическое и грамматическое значения слова. | Грамматичес кое значение, части речи. | Коммуникативные: использовать части речи для расширения границ языка. |
86. | 19.01 | Проверочная работа по разделу «Части речи» | |||
Слово как часть речи (86 часов): имя существительное (22 часа) | |||||
87. | 20.01 | Работа над ошибками. Вторая часть учебника. Имя существительное как часть речи. Повторение. | Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж. | Существительное, род, число, падеж. | Познавательные: уметь определять одушевлённость, неодушевлённость, род, число и падеж имён существительных; регулятивные: уметь составить текст-повествование на основе личного опыта; |
88. | 21.01 | Обобщение сведений об имени существительном. | |||
89. | 22.01 | Род – неизменяемая категория для имени существительного. | Определять род существительных. | Род | Коммуникативные: использовать при построении диалога имена существительные разного рода. |
90. | 23.01 | Словарный диктант. Склонение имён существительных. | Применять алгоритм определения падежа имени существительного в том числе для несклоняемых существительных. | Склонение, падеж, несклоняемые существительные. | Коммуникативные: использовать при построении диалога имена существительные в определённом падеже, использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения культуры речи. Регулятивные: сравнивать грамматические признаки имён существительных. |
91. | 26.01 | Работа над ошибками. Определение падежа у несклоняемых имен существительных. | |||
92. | 27.01 | Изложение по теме: «Склонение существительных». | Определять падеж у несклоняемых имён существительных. | Падеж имени существительного, склонение | |
93. | 28.01 | Работа над ошибками. Склонение существительных в единственном числе. | Склонять существительные в единственном числе. | Регулятивные: уметь определить склонение имени существительного, подобрать слово-помощник с ударным окончанием. | |
94. | 29.01 | Три склонения имён существительных. | Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. | Типы склонения существительных | |
95. | 30.01 | Упражнения в определении типа склонения существительных | Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных. | Познавательные: уметь верно писать падежные окончания имён существительных 1-го склонения; регулятивные: подбирать слова- помощники с ударными окончаниями. | |
96. | 02.02 | Упражнения в написании падежных окончаний существительных. ИКТ | Сравнивать существительные по вопросам, предлогам. | ||
97. | 03.02 | Отработка навыка написания окончаний существительных 1-го склонения в предложном падеже. | Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. | Типы склонения существительных | Познавательные: уметь употреблять тип склонения существительных для повышения орфографической грамотности; регулятивные: проявлять волевую инициативу и саморегуляцию в работе. |
98. | 04.02 | Закрепление способов написания окончаний существительных. | |||
99. | 05.02 | Контрольное списывание по теме: «Типы склонения существительных». | Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. | Типы склонения существительных | Познавательные: уметь верно писать падежные окончания имён существительных 2-го склонения; находить слова - помощники с ударными окончаниями. |
100. | 06.02 | Работа над ошибками. Изменение окончаний существительных 2-го склонения. | |||
101. | 09.02 | Способы проверки правописания окончаний имён существительных 2-го склонения. | Проверять написание окончаний существительных второго склонения. | Типы склонения существительных | Регулятивные: осуществлять контроль и оценку собственных знаний. |
102. | 10.02 | Окончания имён существительных 3-го склонения в разных падежах | Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. | Познавательные: склонять существительные 3 склонения, сравнивать их; регулятивные: проявлять волевую инициативу и саморегуляцию в процессе выполнения заданий. | |
103. | 11.02 | Словарный диктант. Сравнение падежных окончаний имён существительных при разных типах склонений. | Различать типы склонения существительных, уметь различать орфографию написания падежных окончаний существительных. | Разноскло няемые существительные | |
104. | 12.02 | Работа над ошибками. Образование существительных в форме именительного падежа множественного числа. | Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. | Склонение существительных | Познавательные: уметь писать падежные окончания имён существительных 1, 2, 3-го склонения; регулятивные: умело подбирать слова - помощники с ударными окончаниями. |
105. | 13.02 | Наблюдение над падежными окончаниями имён существительных во множественном числе | Сравнивать существительные по вопросам, выделять окончания, определять падеж. | Падежные окончания | Познавательные: уметь объяснять выбор окончаний имени существительного;, регулятивные: искать известные орфограммы в словах. |
106. | 16.02 | Сочинение по теме: «Закрепление правил написания мягкого знака на конце существительных после шипящих» | Грамотно писать ь на конце существительных после шипящих. | Шипящие согласные | Познавательные: уметь объяснять написание ь на конце существительных после шипящих, регулятивные: искать известные орфограммы в словах. |
107. | 17.02 | Работа над ошибками. Закрепление знаний о правописании падежных окончаний существительных в ед. и во мн. числе. | Разбирать существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число. | Падежные окончания | Познавательные: уметь пользоваться алгоритмом написания падежных окончаний существительных во множественном числе, |
108. | 18.02 | Проверочный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное» | Проверить возможности самоконтроля в рамках изученной темы. | Познавательные: контролировать процесс образования и использования в речи падежные формы имён существительных при наличии вариантов падежных окончаний. | |
Слово как часть речи (86 часов): имя прилагательное (10 часов) | |||||
109. | 19.02 | Работа над ошибками. Имя прилагательное. | Определять прилагательное как часть речи. | Прилагатель ное | |
110. | 20.02 | Имя прилагательное. Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи | Выделять в предложении сочетание существительного с прилагательным, ставить вопрос от главного слова к зависимому. | Согласование, Прилагатель ное | Отработать умение в образовании имён прилагательных от слов других частей речи; умение грамматически верно строить словосочетания. |
111. | 24.02 | Наблюдение над окончаниями имён прилагательных единственного числа. ИКТ | Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных. | Число прилагатель ных | Познавательные: определять род и падеж прилагательных в единственном и во множественном числе; регулятивные: использовать имена прилагательные в речи. |
112. | 25.02 | Проверка безударных окончаний имён прилагательных единственного числа. | Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. | Окончания, слова-омонимы | Познавательные: писать падежные окончания имён прилагательных во всех формах; регулятивные: использовать имена прилагательные в речи; |
113. | 26.02 | Наблюдение над окончаниями имён прилагательных множественного числа. | Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род (в единственном числе), падеж. | Познавательные: сделать анализ имени прилагательного как части речи; регулятивные: рассчитывать своё время для выполнения задания; | |
114. | 27.02 | Изложение с заданием по теме: «Прилагательное как часть речи» | Автоматизировать умственные действия по изученной теме: «Прилагательное как часть речи» | Познавательные: ставить цель работы, анализировать её завершение. | |
115. | 02.03 | Работа над ошибками Разбор имени прилагательного как части речи. | Использовать приёмы запоминания. | Художественная речь | Регулятивные: контролировать и оценивать процесс самостоятельной работы с прилагательными. |
116. | 03.03 | Проверочная работа по теме: «Грамматические признаки имени прилагательного». Роль прилагательных в речи. | Закрепить умение анализировать имя прилагательное как части речи; наблюдать за ролью имён прилагательных в устной и письменной речи. | Коммуникативные: организовывать работу в группе, самостоятельную работу каждого; Регулятивные: умение верно использовать прилагательные в речи. | |
117. | 04.03 | Работа над ошибками. Закрепление знаний об имени прилагательном. | Определять начальную форму, число, род (в единственном числе), падеж имён прилагательных. | Познавательные: сделать анализ имени прилагательного как части речи; | |
118. | 05.03 | Диктант по теме: «Имя прилагательное». | Выявить недостающие знания по теме: «Прилагательное». | Коммуникативные: организовывать работу в группе, самостоятельную работу каждого. | |
Слово как часть речи (86 часов): местоимение (6 часов) | |||||
119. | 06.03 | Работа над ошибками. Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи. | Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Определять лицо, число и падеж личных местоимений. | Местоимение | Познавательные: определять лицо, число и падеж личного местоимения; приобрести навык склонения личных местоимений; |
120. | 10.03 | Словарный диктант. Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. | Лицо местоимений | Регулятивные: умение верно использовать местоимения в речи. | |
121. | 11.03 | Склонение личных местоимений. | Склонять местоимения в ед. и во мн. числе. | Познавательные: писать падежные окончания личных местоимений; | |
122. | 12.03 | Наблюдение над склонением местоимений 3-го лица. | Искать особенности склонения местоимений 3 лица. | Коммуникативные: уметь обосновать своё суждение. | |
123. | 13.03 | Проверочная работа по разделу «Проверь себя» | Проверить свои знания по теме: «Местоимение». | Проверка, контроль | Регулятивные: рационально использовать своё время на контрольной работе. |
124. | 16.03 | Работа над ошибками. Склонение местоимений. | Закрепить навык склонения местоимений. | ||
Слово как часть речи (86 часов): глагол (30 часов) | |||||
125. | 17.03 | Административный контрольный диктант. | Находить глаголы в тексте на основе их грамматических признаков. | глагол | Познавательные: уметь определять время, число и (в прошедшем времени) род глагола; уметь поставить глагол в начальную форму. Коммуникативные: уметь доказывать свой выбор ответа, аргументировать ответ. |
126. | 18.03 | Работа над ошибками. Повторение изученного о глаголе. Изменение глагола по временам. | Выбирать глаголы по вопросу, определяя время глагола. | ||
127. | 19.03 | Сочинение на тему: «Времена глаголов» | Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. | Прошедшее, настоящее, будущее время глаголов | Познавательные: умение образовывать спрягаемые личные формы глаголов в настоящем и будущем времени; писать ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа. |
128. | 20.03 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам | Называть основные способы определения спряжения глаголов | ||
Четвёртая четверть (40 часов) | |||||
139. | 01.04 | Образования глаголов в форме будущего времени. | Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам | спряжение | Регулятивные: распределять время и объём заданий при самостоятельной работе. |
130. | 02.04 | Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа. | Обосновывать написание мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа | Познавательные: писать личные окончания глаголов; регулятивные: использовать глаголы в речи разновременные глаголы. | |
131. | 03.04 | Контрольный диктант по теме: «Спряжение глагола». | Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | Спряжение глагола | Познавательные: уметь определять спряжение глагола; писать безударные личные окончания глаголов первого и второго спряжения в настоящем и будущем времени. |
132. | 06.04 | Работа над ошибками. Личные окончания глаголов. | Различать спряжение глаголов, опираясь на окончание слова. | ||
133. | 07.04 | Закрепление знаний личных окончаний глаголов первого и второго спряжения. | Различать способы определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. | ||
134. | 08.04 | Словарный диктант. Правила написания безударных окончаний глаголов. ИКТ | Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | Окончания глаголов. | Познавательные: грамотно писать личные окончания глаголов; коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор ответа. |
135. | 09.04 | Работа над ошибками. Правописание глаголов 3-го лица единственного числа | Орфографические навыки в работе с разными частями речи. | Познавательные: писать личные окончания глаголов; регулятивные: правильно выбирать время глагола в речи. | |
136. | 10.04 | Контрольное списывание по теме: «Личные окончания глаголов» | Проверить свои умения в определении лица глаголов. | Склонение, спряжение. | Регулятивные: делать выбор в написании правил, организовывать своё время. |
137. | 13.04 | Упражнения в написании личных окончаний глаголов. | Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | Личностные: оценить причины успеха и неуспеха в деятельности | |
138. | 14.04 | Неопределённая форма глагола. Правописание глаголов на –тся и-ться. | Обосновывать написание –тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами –тся и –ться. | Неопределён ная форма | |
139. | 15.04 | Сочинение по теме: «Неопределённая форма глагола» | Познавательные: писать безударные личные окончания глаголов первого и второго спряжения в настоящем и будущем времени. | ||
140. | 16.04 | Обобщение случаев постановки мягкого знака в глагольных формах | Навык верного написания окончаний глаголов-исключений; автоматизация навыка написания личных окончаний глаголов в настоящем и прошедшем времени. | Познавательные: применять различные мнемонические приёмы для запоминания глаголов-исключений, отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов. | |
141. | 17.04 | Словарный диктант. Глаголы-исключения. | Глаголы-исключения | ||
142. | 20.04 | Работа над ошибками. Написание окончаний в глаголах-исключениях. | Разбирать глагол как часть речи | Познавательные: уметь дать характеристику глаголу как части речи; коммуникативные: выбирать нужную форму глагола в речи. | |
143. | 21.04 | Административный контрольный диктант с грамматическим заданием. | Отработать умение подбирать глаголы для проверки однокоренных слов. | Личные окончания глаголов. | Регулятивные: делать выбор в написании правил, организовывать своё время. |
144. | 22.04 | Работа над ошибками. Обобщающий урок. Способы определения спряжения глагола. | Автоматизация навыка написания личных окончаний глаголов в соответствии со спряжением. | Познавательные: писать безударных личные окончания глаголов; регулятивные: использовать навыки владения языком, как об орудие воздействия на общество и человека. | |
145. | 23.04 | Упражнения в определении спряжения глагола. | |||
146. | 24.04 | Упражнения в определении спряжения глагола. | определять начальную (неопределённую) форму глагола, спряжение, время, лицо глагола в настоящем и будущем времени; число, род глаголов в прошедшем времени. | Число, род, спряжение | Познавательные: уметь определять спряжение глагола. |
147. | 27.04 | Способы определения спряжения глагола. | Коммуникативные: использовать свои способности для решения коммуникативных конфликтов | ||
148. | 28.04 | Сочинение на тему «Спряжение глагола» Упражнения в определении спряжения глагола. | |||
149. | 29.04 | Работа над ошибками. Систематизация знаний о глаголе. | Коммуникативные: использовать в речи глаголы; | ||
150. | 30.04 | Проверочная работа-тест по теме: «Глагол» | Проверить умения и навыки работы с разными частями речи | Регулятивные: уметь организовать своё время на самостоятельной работе. | |
151. | 05.05 | Работа над ошибками. Глагол. Повторение. | Отработать ранее изученный материал по теме: «Глагол» | Познавательные: анализировать и обобщать изученное, делать выводы. | |
152. | 06.05 | Коррекция знаний по теме: «Глагол». Подготовка к диктанту. | Повторение и обобщение знаний по теме: «Глагол». | Коммуникативные: уметь соотнести своё мнение с мнением товарищей, планирование учебного сотрудничества. | |
153. | 07.05 | Изложение на тему: «Обобщение о глаголе» | Отработать умение подбирать глаголы для составления текста. | Познавательные: писать безударных личные окончания глаголов. | |
154. | 08.05 | Работа над ошибками. Отработка навыка написания безударных личных окончаний глагола | Довести до автоматизма навык написания глагольных окончаний, учиться исправлять свои ошибки. | Познавательные: построение логической цепочки рассуждений о написании личных окончаний глаголов; регулятивные: контролировать свои действия. | |
Слово как часть речи (86 часов): имя числительное (4 часа) | |||||
155. | 12.05 | Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. | Объяснять различия функций имён числительных разных разрядов. Видеть числительные в тексте. | Числительное | Познавательные: установление места новой числительных в классификации изученных частей речи; регулятивные: проявление познавательной инициативы при ознакомлении с числительными; коммуникативные: точное и полное выражение своих мыслей по теме: «Числительное». |
156. | 13.05 | Словарный диктант. Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции. | Усвоить способы различия числительных, упражняться в поиске их в текстах и устной речи, совершенствовать свои орфографические навыки. | Порядковые и количествен ные числительные | |
157. | 14.05 | Работа над ошибками. Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. | Регулятивные: проявление познавательной инициативы при ознакомлении со служебными частями речи; | ||
158. | 15.05 | Диктант с грамматическим заданием по теме: «Употребление числительных в речи» | Проверить и закрепить умение различать числительные, разбирать слова как часть речи. | Коммуникативные: использовать критерии для самостоятельного суждения о разных частях речи. | |
Слово как часть речи (86 часов): наречие (3 часа) | |||||
159. | 18.05 | Работа над ошибками. Наречие. Вопросы к наречиям. | Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость) | наречие | Познавательные: установление места наречия в классификации изученных частей речи; регулятивные: проявление познавательной инициативы при ознакомлении с наречием; |
160. | 19.05 | Неизменяемость наречий. | |||
161. | 20.05 | Изложение по теме: «Роль наречий в речи» | Распространять предложения наречиями. | Коммуникативные: точное и полное выражение своих мыслей по теме: «Наречие». | |
Слово как часть речи (86 часов): имя числительное (2 часа) | |||||
162. | 21.05 | Работа над ошибками. Числительное как часть речи. | Упражняться в умении использовать числительные в тексте. | Количествен ные и порядковые числительные | Познавательные: установление места служебных частей речи в классификации изученных; коммуникативные: точное и полное выражение своих мыслей по теме: «Служебные части речи». |
163. | 22.05 | Общее представление, значение и роль числительных в предложении. | Объяснять различие числительных (элементарные примеры), писать их с разными частями речи. | ||
Слово как часть речи (86 часов): повторение (5 часов) | |||||
164. | 25.05 | Словарный диктант. Повторение и обобщение знаний об изученных частях речи | Отработать нахождения главных и второстепенных членов предложения. | Существительное, прилагатель ное, глагол, наречие, предлог, частица, союз. | Познавательные: владеть основами учебной деятельности; регулятивные: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий. |
165. | 26.05 | Работа над ошибками. Повторение состава слова | Отработать навык морфологического анализа слов, разбора слова по составу. | ||
166. | 27.05 | Сочинение на тему: «Повторение изученных орфограмм» | Развивать орфографическую зоркость при работе со словом и текстом. | Регулятивные: анализировать результаты работы по поиску изученных орфограмм, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. | |
167. | 28.05 | Работа над ошибками. Повторение алгоритмов проверки окончаний прилагательных, глаголов и существительных. | Отработать навык звуко-буквенного анализа слов. | Фонема. | |
168. | 29.05 | Повторение алгоритмов проверки окончаний слов разных частей речи. | Развивать орфографическую зоркость при работе со словом и текстом. | Окончания, лицо и число глагола. | Личностные: использовать итоговый и пошаговый самоконтроль при выполнении заданий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...