Рабочая программа по русскому языку, УМК "Гармония", 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Разработана с учётом ФГОС второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_umk_garmoniya_3_klass.doc | 693.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 395 Санкт-Петербурга
«Утверждена» Директор ГБОУ лицея №395 Санкт-Петербурга С.П.Сергеева ____________ «30» августа 2013 | «Согласована» Зам.директора по УР Е.В.Гусарова ___________ «30» августа 2013 | «Рассмотрена» на заседании КНО Руководитель КНО Новгородова А.А. Протокол № 1 от 29.08.2013 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Русский язык» для 3 класса
УМК «Гармония»
на 2013 – 2014 учебный год
Класс: 3в
Ф.И.О. учителя: Пахомова Татьяна Владимировна
Количество часов по учебному плану: 170 часов (5 часов в неделю)
Количество часов по рабочей программе: 167 часов
Санкт-Петербург
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ лицея №395, Учебного плана ГБОУ лицея №395, Примерной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 3 класса, с учетом авторской программы М.С. Соловейчик (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012; учебно-методический комплект «Гармония»), отвечающей требованиям ФГОС НОО.
Рабочая программа ориентирована на использование:
учебно-методического комплекса:
- Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Тетрадь-задачник к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 3-х ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / Т.В. Корешкова; под ред. проф. М.С. Соловейчик. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 3 класс. В 2 ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.
Для учителя:
- Соловейчик М.С, Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Мали Л.Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». 3 класс: Книга для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен многолетним опытом использования данного УМК в ОУ и положительными результатами у обучающихся, закончивших обучение в начальных классах по УМК «Гармония».
Обучение по данному УМК обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса русского языка (5-9 классы) по любому УМК.
Особенность данной рабочей программы и ее отличие от примерной в логике построения учебного материала и концепции педагогических и методических идей, заложенных в содержании курса.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Опора на требования ФГОС осуществляется посредством изложения содержания таким образом, чтобы УМК полностью соответствовал понятийному аппарату и функционально-деятельностным компонентам предмета.
Общая характеристика учебного предмета
Курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это значит, что освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению, осмыслению необходимого способа
действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и результаты. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых, - формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых, - совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции.
Необходимый компонент развития школьников - формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.
Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается, прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:
- осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;
- приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;
- освоить комплекс универсальных учебных действий.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, т.к. язык - это основное средство общения людей: Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности - не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Место курса в решении общих целей и задач
Курс русского языка в начальных классах - это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Ценностные ориентиры программы
1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
Цель данной программы:
- создание условий для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
- становление основ лингвистических знаний как элемента представления о научной картине мира и как базы для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
- формирование комплекса языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
- влияние на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться средствами предмета «Русский язык»;
- обеспечение становления у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Задачи программы:
- формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений;
- совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками);
- обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.
Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся
При организации процесса обучения в рамках данной рабочей программы предполагается применение следующих образовательных технологий обучения: диалоговое обучение, технология уровневой дифференциации, проблемное обучение, ИКТ-технологии, игровые технологии, ресурсосозидающие технологии. При организации занятий со школьниками 3 класса по русскому языку используются различные методы и средства обучения. Все это позволяет достичь наибольшего педагогического эффекта.
Формы организации учебного процесса: индивидуальная, групповая, проектная, фронтальная, игровая, самостоятельная.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: участие в интеллектуальных марафонах.
Специфика контроля
Информацию о ходе усвоения учебного материала получают в процессе следующих видов контроля:
- текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос;
- промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа;
- итоговый контроль: контрольный диктант, тест и др.
Программа рассчитана на 167 часов в год (5 часов в неделю) с учётом переноса выходных дней в 2013 – 2014 учебном году.
Программой предусмотрено проведение:
- контрольных диктантов – 7;
- проверочных диктантов – 5;
- развитие речи – 20;
- диагностических работ – 5;
- контрольных списываний – 3.
Особенности класса, в котором будет реализована данная рабочая программа
У учащихся 3в класса 2013-2014 года обучения имеется достаточный уровень подготовленности к освоению учебного курса «Русский язык», т.к. в 1 – 2 классах была реализована та же самая программа. Учащиеся показали средний уровень обученности по русскому языку за второй класс и готовы продолжить обучение в 3 классе. Некоторые обучающиеся имеют высокий уровень подготовки по предмету. К данным учащимся осуществляется дифференцированный подход, чтобы у них не утратился интерес к предмету. Поэтому программа в данном классе реализуется с учетом уже имеющихся у обучающихся знаний на основе дифференцированного подхода к учащимся.
Учебно-тематический план курса «Русский язык» для 3 класса
УМК «Гармония» на 2013 – 2014 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
практические работы | контрольные работы | |||
1 | Повторение изученного и расширение сведений («Знаем - повторим, не знаем - узнаем») | 20ч | 4 | 2 |
2 | Морфология. Каждое слово - часть речи | 25 ч | 4 | 1 |
3 | Глагол как часть речи | 35 ч | 8 | 1 |
4 | Что мы знаем о частях речи? | 15ч | 3 | |
5 | Возвращаемся к разговору о предложении | 17ч | 2 | 1 |
6 | И вновь о частях речи | 19ч | 5 | 1 |
7 | Обо всём, что мы теперь знаем | 14ч | 3 | |
8 | Продолжаем учиться хорошей речи | 17ч | 9 | 1 |
9 | Подводим итоги, строим планы | 5ч | ||
Итого: | 167 ч | 38 | 7 |
Содержание программы (167 часа)
Тема | Содержание программного материала |
Повторение изученного и расширение сведений («Знаем - повторим, не знаем - узнаем») | Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете»). Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи («Правильно и точно...»). Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания («Какие значения есть у слова?»). Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу. Будем решать орфографические задачи - известные и новые. Повторение изученного по орфографии («Сначала повторяем»). Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро-/-ра-, -оло-/-ла-,- ере-/-ре-(«Как быть, если в корне не одна орфограмма?»). Правописание суффиксов -ек- и -ик- (общее знакомство) («Открываем ещё два секрета письма»). Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- / -ци- (общее знакомство). Общее знакомство со сложными словами («Бывает ли в слове два корня?»). Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении («Подводим первые итоги»). Изложение («Учимся рассказывать о словах. Изложение»). |
Морфология. Каждое слово - часть речи (25 ч) | Общее знакомство с частями речи. Представление понятия «части речи» (В какие группы объединили слова?). Знакомство с названиями знаменательных частей речи («Всему название дано!»). Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные («И у слов-помощников есть названия»). Обучение употреблению и написанию служебных слов. Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны! Части речи все важны!»). Слово и его формы. Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. Знакомство с начальной формой глагола, имени существительного и прилагательного. Сравниваем части речи. Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных («Имя существительное и имя прилагательное»). Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных. Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания о времени - «в одной из своих форм»). Знакомство с изменением по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений («Как ещё могут изменяться слова?»). Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа. Освоение способа действия для определения падежей. Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён -изменения по падежам («Продолжаем сравнивать части речи и обобщаем»). |
Глагол как часть речи | Повторение изученного о частях речи. Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий («Когда глаголы особенно важны?»). Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам («Как изменяются глаголы»). Знакомство с системой времён глагола. Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?») Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. Строение и написание глаголов в неопределённой форме («Поговорим о начальной форме глагола»). Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения; понятие о родовых окончаниях. Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием. («Размышляем о прошедшем времени»). Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях («Из прошлого - в настоящее»). Определение и образование форм глагола; наблюдения за употреблением в речи глаголов настоящего времени. Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению («Из настоящего - в будущее»). Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам («Проверь свои умения»). Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе. Учимся рассказывать о действиях. Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций об изготовлении ёлочной гирлянды. Создание текста «Как я сделаю...». Написание новогодних поздравлений. |
Что мы знаем о частях речи? (15 ч) | Повторение изученного о частях речи («Какие части речи тебе знакомы?»). Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных («Чем похожи и чем различаются два имени: имя существительное и имя прилагательное?»). Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед -ть («Как отличить глагол от других частей речи? Что известно о неопределённой форме глагола?»). Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени («Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?»). Анализ глагола как части речи. Повторение способов решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределённой форме. Знакомство со способом выбора между -тся и |
Возвращаемся к разговору о предложении (17 ч) | Повторение изученного о предложении («Что ты знаешь о предложении?»). Знакомство с понятием «член предложения» («Как слова - части речи становятся членами предложения?»). Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления. Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. Характеристика предложения («Зачем нужны другие члены предложения?»). Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений. Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи. Совершенствование грамматических и орфографических умений. Подготовка к контрольной работе. Рисуем словесные картины и учим друга. Создание текстов изобразительного характера. Создание текста-инструкции. |
И вновь о частях речи | Повторение изученного об именах («Вспоминаем об именах»). Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Знакомство со «Словарём трудностей». Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных («Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»). Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение («Снова о ь»). Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей». Изложение: обучение правильности и точности речи («Расскажи другим весеннюю сказку»). Создание словесных зарисовок («Наблюдаем за облаками»). |
Обо всём, что мы теперь знаем | Повторение изученного. Повторение общих сведений о частях речи и предложении («Весна, весною, о весне...»). Повторение различных видов разбора на материале словесной модели («Загадочное предложение о глокой куздре»). Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. Работа над правильностью речи. Повторение способов решения орфографических задач («Что ты знаешь о словах?»). Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов («Ещё немного из истории слов»). Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач («Снова проверяем свои умения»). Совершенствование орфографических умений, подготовка к контрольной работе. |
Продолжаем учиться хорошей речи (17 ч) | Знакомство с понятиями: «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием; работа над основной мыслью текста («Оцениваем, описываем, повествуем»). Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям («Словами рисуем действия»). Знакомство с особенностями словесных этюдов. Рисование словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника и по личным впечатлениям («Я умею писать...»). |
Подводим итоги, строим планы | «Перелистывая учебник...» |
Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения курса русского языка по данной программе у третьеклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
У третьеклассника будут сформированы:
- представление о русском языке как языке своей страны;
- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя - как носителя русского языка;
- представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;
- элементы коммуникативного и познавательного мотивов изучения предмета «Русский язык»;
- становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка);
- элементы способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Третьеклассник получит возможность для формирования:
- понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
- выраженного познавательного интереса к русскому языку;
- сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; коллективно отражать план действий в моделях, схемах, памятках и т.п.;
- действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном виде;
- выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
- выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах;
- оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к высказываниям одноклассников;
- читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём определённые сведения;
- замечать слова, выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос, обращаться к словарю, стараться понять из контекста);
- находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте, в словарях, справочниках и т.п.) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач;
- понимать информацию, представленную в модельном, табличном и т.д. виде, переводить её в словесную форму и использовать для решения практических задач;
- применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический);
- находить в предложенных материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
- осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;
- осознавать возможность решения ряда лингвистических задач разными способами;
- осуществлять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или коллективно установленным параметрам;
- коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения;
- подводить конкретные факты языка под понятия на основе выделения известных существенных признаков.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
- находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
- делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
- осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
- анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;
- участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отнршений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников;
- высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию;
- строить небольшие устные монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с учётом ситуации общения (партнёра и решаемых речевых задач), стараясь соблюдать нормы литературного языка, и заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирая для этого языковые средства;
- понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.);
- создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач; отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
- создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие результаты освоения программы
Третьеклассники:
- овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
- освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);
- овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);
- приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.
Результаты освоения основных содержательных линий курса
Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности
Третьеклассник научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
- самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
- пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;
- замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
- соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
- озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);
- замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
- находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);
- письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление);
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;
- понимать главную мысль текста; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
- конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
- делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
- самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;
- создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции);
- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
- соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
Формирование языковых умений
В области речи, речевой деятельности
Третьеклассник научится:
- участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать при этом основные правила речевого поведения;
- самостоятельно читать задания и другие материалы учебника, понимать их, следовать инструкциям;
- пользоваться словарями учебника (в том числе грамматическим «Какого рода и числа слово?») для решения различных практических вопросов;
- соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания изученных слов;
- понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль; озаглавливать текст с учётом его темы и главной мысли;
- озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
- различать повествования и описания предмета (в ясных случаях), выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте;
- замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), осознанно сохраняя особенности оригинала;
- письменно (после коллективной подготовки) пересказывать текст, внося в него указанные изменения {например, меняя лицо рассказчика);
- письменно создавать речевые произведения освоенных жанров (например, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и описательного характера, использовать в них предложения со значением оценки;
- улучшать созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
- самостоятельно делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
- самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, сохраняя особенности оригинала, а также внося требуемые изменения (например, изменяя лицо рассказчика);
- создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие повествование, описание и оценку чего-либо;
- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
- соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
В области освоения языка
В области фонетики и графики
Третьеклассник научится:
- различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении (например, при наличии непроизносимых согласных, сочетаний -тся, -ться),
- понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; выполнять различные учебные задания с использованием моделей;
- анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
- правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями;
- пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством: абзацным отступом («красной строкой»).
- Третьеклассник получит возможность научиться:
- классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
- письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
В области лексики
Третьеклассник научится:
- осознавать, что понимание значения слов - обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
- различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое);
- выявлять в речи (устной и письменной) слова, лексическое значение которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
- в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.
- Третьеклассник получит возможность научиться:
- выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
- самостоятельно замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.
В области словообразования (морфемики)
Третьеклассник научится:
- выделять в слове (в ясных случаях) основу слова и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс (в однозначных случаях);
- отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова;
- сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от их строения;
- соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять разнообразные учебные задания с использованием моделей;
- различать изменяемые и неизменяемые слова.
- Третьеклассник получит возможность научиться:
- понимать роль каждой из частей основы (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
- отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
- определять значение слова, передаваемое окончанием (грамматическое);
- выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия).
В области морфологии
Третьеклассник научится:
- выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);
- ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
- определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного; время, число, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;
- сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;
- пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?» для решения вопросов правильности речи;
- правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
- под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
- пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, стремиться при этом к повышению точности, выразительности речи.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания глаголов; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
- находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;
- выполнять морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия (в объёме изученного);
- соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
- замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
- понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.
В области синтаксиса и пунктуации
Третьеклассник научится:
- различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены предложения; осознавать главные члены как основу предложения;
- выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
- устанавливать связи членов предложения, ставить от одного к другому вопросы «по смыслу» и «по форме»; различать основу предложения и пары других его членов;
- отражать связь членов предложения в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
- распространять заданные предложения второстепенными членами, выявлять смысловые различия распространённых и нераспространённых предложений.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
- строить предложения заданной структуры (с опорой на схему);
- использовать знания о роли второстепенных членов предложения при создании собственных высказываний для повышения их точности и выразительности.
Формирование орфографических умений
Третьеклассник научится:
- по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
- разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
- пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
- применять изученные орфографические правила (в объёме программы 1-3-го классов);
- пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
- писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
- списывать и писать под диктовку;
- проверять написанное и вносить коррективы;
- писать слова с непроверяемыми орфограммами: автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, готовить, двадцать, декабрь, жёлтый, животное, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, слушать, слышать, сначала, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыплёнок, черный, шоссе, январь.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
- оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;
- применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой 3 класса);
- эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Календарно-тематический план курса «Русский язык» для 3 класса УМК «Гармония» на 2013-2014 учебный год
Номер урока | Дата | Название раздела темы, темы урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы** | Д.З.* | ||||
п/п | В теме | По плану | По факту | По плану | Фактически | Вид | Форма | |||
1-я четверть | ||||||||||
Повторение изученного и расширение сведений («Знаем - повторим, не знаем - узнаем») | 20 | |||||||||
02.09 | Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете»). | 1 | ||||||||
03.09 | Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете»). | 1 | ||||||||
04.09 | Понятия «правильно» и «точно». Обучение правильности и точности речи. | 1 | ||||||||
05.09 | Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания. | 1 | ||||||||
06.09 | Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?». Разбор слова по составу. | 1 | ||||||||
09.09 | Повторение изученного по орфографии. Объяснительный диктант | 1 | Текущ. | Диктант | ||||||
10.09 | Входной административный контрольный диктант №1. | 1 | Входной | КД №1 | ||||||
11.09 | Работа над ошибками, допущенными в КД. | 1 | ||||||||
12.09 | Повторение изученного по орфографии. Диагностическая работа №1. | 1 | Входной | ДР №1 | ||||||
13.09 | Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро- — -ра-, -оло- — -ла-, -ере- — -ре-. | 1 | ||||||||
16.09 | Правописание суффиксов -ек- и | 1 | ||||||||
17.09 | Правописание ударных и безударных сочетаний | 1 | ||||||||
18.09 | Правописание ударных и безударных сочетаний | 1 | ||||||||
19.09 | Общее знакомство со сложными словами. | 1 | ||||||||
20.09 | Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении. Объяснительный диктант. | 1 | Промеж. | Диктант | ||||||
23.09 | Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении. | 1 | ||||||||
24.09 | Контрольный диктант по теме: «Повторение изученного и расширение сведений» | 1 | Тематич. | КД №2 | ||||||
25.09 | Работа над ошибками, допущенными в К/Д. | 1 | ||||||||
26.09 | Развитие речи. Подробное изложение текста «Петя помог» по коллективно составленному плану | 1 | Текущ. | Р/Р | ||||||
27.09 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Редактирование текста | 1 | ||||||||
Морфология. Каждое слово - часть речи | 25 | |||||||||
30.09 | Представление понятия «части речи». | 1 | ||||||||
01.10 | Знакомство с названиями знаменательных частей речи. | 1 | ||||||||
02.10 | Знакомство с названиями знаменательных частей речи. | 1 | ||||||||
03.10 | Знакомство с названиями знаменательных частей речи. | 1 | ||||||||
04.10 | Знакомство с названиями слов-помощников. | 1 | ||||||||
07.10 | Деление частей речи на самостоятельные и служебные. | 1 | ||||||||
08.10 | Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи. | 1 | ||||||||
09.10 | Развитие речи. Подробное изложение текста «Осенняя ёлочка» по коллективно составленному плану. | 1 | Текущ. | Р/Р | ||||||
10.10 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Редактирование текста. | 1 | ||||||||
11.10 | Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. | 1 | ||||||||
14.10 | Знакомство с начальной формой глагола, имени существительного и прилагательного. | 1 | ||||||||
15.10 | Знакомство с начальной формой глагола, имени существительного и прилагательного. | 1 | ||||||||
16.10 | Род имён существительных. | 1 | ||||||||
17.10 | Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных. | 1 | ||||||||
18.10 | Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных. | 1 | ||||||||
21.10 | Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени. | 1 | ||||||||
22.10 | Знакомство с изменением по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений. Объяснительный диктант. | 1 | Промежут. | Диктант | ||||||
23.10 | Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа. Контрольный словарный диктант. | 1 | Итогов. | Контр. СД | ||||||
24.10 | Итоговый контрольный диктант за I четверть | Итогов. | КД №3 | |||||||
25.10 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | 1 | ||||||||
28.10 | Освоение способа действия для определения падежей. Диагностическая работа №2. | 1 | Текущ. | ДР №2 | ||||||
29.10 | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. | 1 | ||||||||
30.10 | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам. | 1 | ||||||||
31.10 | Играем со словами разных частей речи. | 1 | ||||||||
01.11 | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. | 1 | ||||||||
2-я четверть | 35 | |||||||||
Глагол как часть речи | 35 | |||||||||
11.11 | Повторение изученного о частях речи. | 1 | ||||||||
12.11 | Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий. | 1 | ||||||||
13.11 | Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам. | 1 | ||||||||
14.11 | Знакомство с системой времён глагола. | 1 | ||||||||
15.11 | Знакомство с системой времён глагола. | 1 | ||||||||
18.11 | Как отличить глагол от других частей речи? | 1 | ||||||||
19.11 | Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. 1 | 1 | ||||||||
20.11 | Способ нахождения неопределённой формы глагола. | 1 | ||||||||
21.11 | Строение и написание глаголов в неопределённой форме. | 1 | ||||||||
22.11 | Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения. | 1 | ||||||||
25.11 | Понятие о родовых окончаниях глаголов прошедшего времени. | 1 | ||||||||
26.11 | Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием. | 1 | ||||||||
27.11 | Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием. | 1 | ||||||||
28.11 | Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях. | 1 | ||||||||
29.11 | Определение и образование форм глагола; наблюдения за употреблением в речи глаголов настоящего времени. | 1 | ||||||||
02.12 | Знакомство с двумя формами будущего времени. | 1 | ||||||||
03.12 | Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению. Объяснительный диктант. | 1 | Промеж. | Диктант | ||||||
04.12 | Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. Контрольный словарный диктант. | 1 | Итогов. | Контр. СД | ||||||
05.12 | Контрольное списывание | 1 | Итогов. | КС | ||||||
06.12 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном списывании. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. | 1 | ||||||||
09.12 | Развитие речи. Подробное изложение текста «Как мы однажды готовились к Новому Году» по коллективно составленному плану | 1 | Текущ. | Р/Р | ||||||
10.12 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Редактирование текста. | 1 | ||||||||
11.12 | Развитие речи. Подробное изложение текста «Друг детства» по коллективно составленному плану. | 1 | Текущ. | Р/Р | ||||||
12.12 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Редактирование текста. | 1 | ||||||||
13.12 | Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Предупредительный диктант. | 1 | ||||||||
16.12 | Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. | 1 | ||||||||
17.12 | Административный контрольный диктант за 2-ую четверть | 1 | Итогов. | КД №4 | ||||||
18.12 | Работа над ошибками, допущенными в К/Д. | 1 | ||||||||
19.12 | Написание инструкций об изготовлении ёлочной гирлянды. | 1 | ||||||||
20.12 | Развитие речи. Написание новогодних поздравлений. | 1 | Текущ. | Р/Р | ||||||
23.12 | Развитие речи. Написание новогодних поздравлений. | 1 | Текущ. | Р/Р | ||||||
24.12 | Повторение изученного о глаголе. Диагностическая работа №3. | 1 | Тематич. | ДР №3 | ||||||
25.12 | Повторение изученного о глаголе. | 1 | ||||||||
26.12 | Повторение изученного о глаголе. | 1 | ||||||||
27.12 | Повторение изученного о глаголе. | 1 | ||||||||
3-я четверть | 51 | |||||||||
Что мы знаем о частях речи? | 15 | |||||||||
09.01 | Повторение изученного о частях речи. | 1 | ||||||||
10.01 | Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных. | 1 | ||||||||
13.01 | Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед –ть. | 1 | ||||||||
14.01 | Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени. | 1 | ||||||||
15.01 | Анализ глагола как части речи. | 1 | ||||||||
16.01 | Правописание глаголов в неопределённой форме. | 1 | ||||||||
17.01 | Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах. | 1 | ||||||||
20.01 | Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах. | 1 | ||||||||
21.01 | Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени. | 1 | ||||||||
22.01 | Развитие речи. Подробное изложение текста «Ёж-спасатель» по коллективно составленному плану. | 1 | Текущ. | Р/Р | ||||||
23.01 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Редактирование текста. | 1 | ||||||||
24.01 | Проверочный диктант по теме «Что мы знаем о частях речи?». | 1 | Тематич. | Диктант | ||||||
27.01 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | ||||||||
28.01 | Развитие речи. Подробное изложение текста «Ёжик» по коллективно составленному плану. | 1 | Текущ. | Р/Р | ||||||
29.01 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Редактирование текста. | 1 | ||||||||
Возвращаемся к разговору о предложении | 17 | |||||||||
30.01 | Повторение изученного о предложении. | 1 | ||||||||
31.01 | Знакомство с понятием «член предложения». | 1 | ||||||||
03.02 | Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления. | 1 | ||||||||
04.02 | Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления. | 1 | ||||||||
05.02 | Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления. | 1 | ||||||||
06.02 | Общее представление о второстепенных членах. | 1 | ||||||||
07.02 | Предложения распространённые и нераспространённые. Характеристика предложения. | 1 | ||||||||
10.02 | Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. | 1 | ||||||||
11.02 | Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложения. | 1 | ||||||||
12.02 | Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. | 1 | ||||||||
13.02 | Наблюдение за использованием частей речи. | 1 | ||||||||
14.02 | Совершенствование грамматических и орфографических умений. Предупредительный диктант. | 1 | ||||||||
17.02 | Развитие речи. Подробное изложение текста «Вот чудеса-то!» по коллективно составленному плану. | 1 | Текущ. | Р/Р | ||||||
18.02 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Редактирование текста. | 1 | ||||||||
19.02 | Совершенствование грамматических и орфографических умений. | 1 | ||||||||
20.02 | Контрольный диктант по теме: «Возвращаемся к разговору о предложении» | 1 | Тематич. | КД №5 | ||||||
21.02 | Работа над ошибками, допущенными в К/Д. | 1 | ||||||||
И вновь о частях речи | 19 | |||||||||
24.02 | Повторение изученного об имена. | 1 | ||||||||
25.02 | Повторение изученного об имена. | 1 | ||||||||
26.02 | Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. | 1 | ||||||||
27.02 | Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. | 1 | ||||||||
28.02 | Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. Знакомство со «Словарём трудностей». | 1 | ||||||||
03.03 | Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. Предупредительный диктант. | 1 | ||||||||
04.03 | Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение. Контрольный словарный диктант. | 1 | Итогов. | Контр. СД | ||||||
05.03 | Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение. Диагностическая работа №3. | 1 | Тематич. | ДР №4 | ||||||
06.03 | Контрольное списывание. | 1 | Итогов. | КС | ||||||
07.03 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном списывании. Повторение изученного, обобщение. | 1 | ||||||||
11.03 | Развитие речи. Подробное изложение текста «Весенняя сказка» по коллективно составленному плану. | 1 | Текущ. | Р/Р | ||||||
12.03 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Редактирование текста. | 1 | ||||||||
13.03 | Итоговый контрольный диктант за 3-ю четверть. | 1 | Итогов. | КД №6 | ||||||
14.03 | Работа над ошибками, допущенными в К/Д. | 1 | ||||||||
17.03 | Повторение изученного. | |||||||||
18.03 | Развитие речи. Создание словесных зарисовок «Наблюдаем за облаками». | 1 | Текущ. | Р/Р | ||||||
19.03 | Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей». | 1 | ||||||||
20.03 | Повторение изученного. | 1 | ||||||||
21.03 | Повторение изученного. | 1 | ||||||||
4-я четверть | 36 | |||||||||
Обо всём, что мы теперь знаем | 14 | |||||||||
01.04 | Повторение общих сведений о частях речи и предложении. | 1 | ||||||||
02.04 | Повторение различных видов разбора на материале словесной модели. | 1 | ||||||||
03.04 | Изложение с элементами сочинения по картине | 1 | Текущ. | Р/Р | ||||||
04.04 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Редактирование текста. | 1 | ||||||||
07.04 | Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. | 1 | ||||||||
08.04 | Различные случаи употребления ь. Работа над правильностью речи. | 1 | ||||||||
09.04 | Повторение способов решения орфографических задач | 1 | ||||||||
10.04 | Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. | 1 | ||||||||
11.04 | Систематизация изученных орфографических правил. | 1 | ||||||||
14.04 | Систематизация изученных орфографических правил. | 1 | ||||||||
15.04 | Решение разнообразных орфографических задач. | 1 | ||||||||
16.04 | Совершенствование орфографических умений. Контрольный словарный диктант. | 1 | Итогов. | Контр. СД | ||||||
17.04 | Контрольное списывание. | 1 | Итогов. | КС | ||||||
18.04 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном списывании. | 1 | ||||||||
Продолжаем учиться хорошей речи | 17 | |||||||||
21.04 | Знакомство с понятиями «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». Предупредительный диктант. | 1 | Текущ. | Диктант | ||||||
22.04 | Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием. | 1 | ||||||||
23.04 | Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием. Административный словарный диктант. | 1 | Итогов. | СД | ||||||
24.04 | Административный итоговый диктант. | 1 | Итогов. | КД №7 | ||||||
25.04 | Работа над ошибками, допущенными в К/Д. | 1 | ||||||||
28.04 | Работа над основной мыслью текста. | 1 | ||||||||
29.04 | Развитие речи. Подробное изложение текста «Мишки» по коллективно составленному плану. | 1 | Текущ. | Р/Р | ||||||
30.04 | Работа над ошибками. Редактирование текста. | 1 | ||||||||
05.05 | Знакомство с особенностями словесных этюдов. | 1 | ||||||||
06.05 | Знакомство с особенностями словесных этюдов. Диагностическая работа №5. | 1 | Итогов. | ДР №5 | ||||||
07.05 | Развитие речи. Подробное изложение текста «Озорная обезьянка» по коллективно составленному плану. | 1 | Текущ. | Р/Р | ||||||
08.05 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Редактирование текста. | 1 | ||||||||
12.05 | Развитие речи. Рисование словесных этюдов. | 1 | Текущ. | Р/Р | ||||||
13.05 | Создание текстов разных жанров (загадок). | 1 | ||||||||
14.05 | Создание текстов разных жанров (записок). | 1 | ||||||||
15.05 | Развитие речи. Создание текстов разных жанров (поздравлений). | 1 | Текущ. | Р/Р | ||||||
16.05 | Развитие речи. Создание текстов разных жанров (писем). | 1 | Текущ. | Р/Р | ||||||
Подводим итоги, строим планы | 5 | |||||||||
19.05 | Перелистывая учебник... | 1 | ||||||||
20.05 | Перелистывая учебник... | |||||||||
21.05 | Совершенствование орфографических умений. | 1 | ||||||||
22.05 | Совершенствование орфографических умений. | 1 | ||||||||
23.05 | Совершенствование орфографических умений. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...