Рабочая программа по русскому языку для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

сметанникова наталья юрьевна

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса, УМК "Школа России" и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy.rar393.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №54»

Рабочая   программа

по изобразительному искусству

для 4 класса

Рабочая программа составлена на основе программы:

«Изобразительное искусство»  1– 4 класс УМК «Школа России».

Авторы  программы: Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.).

Автор – составитель  

рабочей программы

учитель начальных классов

Сметанникова Н. Ю.

Обсуждено на заседании

методического объединения

Протокол №5

Руководитель

Т. Г. Паутова ______________

Утверждено на педагогическом совете

Протокол №5

Директор МБОУ «СОШ №54»

Н.Г. Зырянова_________________        

Кемерово

2014

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                                                                                

I. Пояснительная записка…………………………………………………

II. Общая характеристика учебного предмета……………………………………………

III. Описание места учебного предмета в учебном плане…………………………………

             

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета……………………

         

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

VI. Содержание учебного предмета…………………………………………………………

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся……………

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………………

Стр.

3-4

4-5

5

5

5-6

6-14

14-18

18

  1. Пояснительная записка

     Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является
выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной,декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и
на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» входит в учебный комплект «Школа России» и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и положения в культуре в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка —
главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.


II. Общая характеристика учебного предмета

     Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

     Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

     Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

     Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

     Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.  

     Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

     Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

     Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

     Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.

     Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

     Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на  1 час в неделю,  34 часа в год.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

     Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

     Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

     Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

     Автор программы Б.Н.Неменский отмечает следующие цели художественного образования:

      Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

      Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

      В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

      Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

     • в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке проведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

      • в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученныe знания в собственной художественно-творческой деятельности;

     • в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

     • умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

     • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

     • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

     • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

     • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-проективную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

     • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

     • в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

     • в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,  эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

     • в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

     • в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).  

VI. Содержание учебного предмета

« Истоки родного искусства» (9 часов: 8 часов - практ. работа, 1 час - обобщение)

Древо культуры твоего народа, его корни. Огромное воспитательное значение приобретает приобщение школьников к истокам народного искусства и художественных представлений народа.Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы.

1.  Какого цвета Родина? Осенний вернисаж. (1 час – практ. работа)

Задание: Детям предлагается изобразить на бумаге настроение, характер какого-либо дерева, то есть показать характер того человека, которого напоминает вам образ березы, осины, дуба и др.  

Материалы:  графические материалы, бумага белая.

Зрительный ряд:  репродукции картин И. С. Остроухова «Золотая осень», И. И. Левитана «Золотая осень», плакат «Как растут деревья».    

Литературный ряд:  загадки о деревьях; новелла В. Пескова «Русская осень», стихотворение А. Болонского.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Времена года», А. Вивальди «Времена года».

 2. Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года. (1 час — практ. работа)

Задание:  Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа своей родной стороны. Выявление его особой красоты. Используя бумажную пластику, изобразить любимое время года.

Материалы:  белая плотная бумага, резак, ножницы, линейка, циркуль, скрепки, клей ПВА.

Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

3.  Гармония жилья с природой.  (1 час – практ. работа)

Задание: Знакомство с конструкцией избы, значения ее частей. Единство в работе "Трех Мастеров". Магические представления как поэтические образы мира. Изба – образ лица человека; окна – очи дома – украшались наличниками; фасад – "чело" – лобной доской, причелинами. Украшение "деревянных" построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально-коллективно). Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти).

Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.

Материал: бумага, картон, пластилин, ножницы, стеки.

Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек. Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти).

Зрительный ряд: слайды из серий "Этнографические музеи", "Русское народное искусство", "Деревянное зодчество Руси".

Музыкальный ряд: В.Белов "Лад".

4. Деревня — деревянный мир. (1 час – практ. работа)

Задание:   Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни. Коллективное панно или индивидуальная работа.

Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.  

5. Образ русского человека (женский образ). (1 час – практ. работа)

Задание:  Нарисовать русскую красавицу. Передать в рисунке характерные особенности русской красавицы. Задание выполняется индивидуально на больших листах гуашью.

Материалы:  бумага, гуашь, водно-эмульсионная краска для грунта; кисти большого и маленького размера, тампоны.

Зрительный ряд:   репродукции картин А. Венецианова «На пашне. Весна» В. Васнецова «Аленушка», И. Билибин «Илья Муромец освобождает Забаву Путятишну»

Литературный ряд:  А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок), Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок)

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

6. Образ русского человека (мужской образ). (1 час – практ. работа)

Задание:  Изобразить портрет богатыря гуашью на больших листах бумаги.

Материалы: гуашь, кисти, белая или цветная бумага.

Зрительный ряд:  репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», М. Врубеля «Микула Селянинович», П. Корина «Александр Невский».

Литературный ряд:   С. Дрожжин «Песня Микулы Селяниновича»; отрывки из былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей» и т.д.

Музыкальный ряд: запись фрагмента из симфонии А. Бородина «Богатырская», хор «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой» из канты С. Прокофьева «Александр Невский».

7. Воспевание труда в искусстве. (1 час – практ. работа).

Задание: Учащиеся изображают гуашью на больших листах бумаги различные трудовые процессы: пахоту, сенокос или уборку урожая.

Материалы: гуашь, кисть, бумага, баночка с водой.

Зрительный ряд: репродукции картин А. Пластова «Сенокос», Т. Яблонской «Хлеб».

Литературный ряд: А. Кольцов «Косарь»; русские народные пословицы, поговорки  и загадки о труде.

8. Народные праздники. (1 час – практ. работа).

Задание: Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника.

Материалы: склеенное полотнище обоев для панно или листы бумаги, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин, произведения народного декоративного искусства.

Литературный ряд: И. Токмакова "Ярмарка".

Музыкальный ряд: Р.Щедрин "Озорные частушки", Н.Римский-Корсаков "Снегурочка".

9. Ярмарка. Обобщение темы «Истоки родного искусства».  (1 час – обобщение).

Задание:  Учащиеся изготавливают из рогозы (мочала) куклу.

Материал:  листья рогоза, ножницы, цветные нити, початок рогоза..

Зрительный ряд: рисунки кукол из соломы; икона святой Параскевы Пятницы.

Литературный ряд: русский фольклор (праздничные песни, пословицы о труде).

Музыкальный ряд: запись русской народной песни «Коробейники».

«Древние города нашей земли» (7 часов: 6 часов - практ. Работа, 1 час - обобщение)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер, каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово "город" произошло от "городить", "отгораживать" крепостной стеной – крепостить. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Раскрыть их красоту, мудрость их архитектурной организации.

10. Древнерусский город-крепость. (1 час – практ. работа).

Задание: изучение конструкций и пропорций крепостных башен. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант.

Материалы: согласно выбранному варианту задания.

Зрительный ряд: репродукции картин И. Билибина «Сказка о царе Салтане», В. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском»; рисунок схема Астраханского Кремля.

Литературный ряд: Н. Кончаловская «Как у царских воевод Разин Астрахань берет»

Музыкальный ряд: запись русских народных инструментальных мелодий.

11. Древние соборы. (1 час – практ. работа).

Задание: Конструирование древнерусской церкви и древнерусской колокольни.

Материалы: цветная, белая бумага, гуашь или восковые мелки, кисть, ножницы, клей ПВА, резак.

Зрительный ряд:  репродукции В. Васнецова «Московский Кремль. Соборы»; фотографии Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов Московского Кремля и фотография колокольни Ивана Великого.

Литературный ряд: отрывки из стихотворений А. Пушкина, М. Просянникова, Л. Мея.

Музыкальный ряд:  запись песни О. Газманова «Золотые купала»

12. Древний город и его жители. (1 час – практ. работа)

Задания: 

  1. индивидуальное конструирование каменных палат древнерусского города;
  2. коллективное выполнение композиции «Образ древнерусского города» из изготовленных на предыдущих уроках церквей, колоколен, крепостных башен и каменных палат.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти, резак.

Зрительный ряд: репродукции картин А. М. Васнецова «Кремль при Дмитрии Донском», «Книжные лавочки на Спасском мосту в ХVII в.».

            Литературный ряд: стих Н. Кончаловской «Где теперь Москва-столица, жили раньше зверь да птица»; стих М. Познанской

13. Древнерусские воины-защитники. (1 час – практ. работа)

          Задание: Изобразить древнерусских воинов или княжескую дружину.

Материалы: графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: фотографии памятника Минину и Пожарскому в Москве.

Литературный ряд: И. Токмакова «На родной земле».

Музыкальный ряд: запись народных мелодий.

14. Города русской земли. Золотое кольцо России. (1 час – практ. работа)

Задание: Изобразить живописно древнерусский город.

Материалы: графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: фотографии  исторической архитектуры городов Золотого кольца (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль, Владимир).

Литературный ряд: стих Н. Кончаловской «Наша древняя столица».

Музыкальный ряд: запись звона колоколов ростовских церквей.

15. Узорочье теремов. (1 час – практ. работа)

Задание: изобразить интерьер палаты; подготовить фон для следующего задания (групповая работа). Выполнить работу гуашью.

Материалы: графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: фотографии  Теремного дворца в Москве, набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля, образцы орнаментов.

Литературный ряд: стихотворения-загадки о ДПИ; отрывок стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица».

16. Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли» (1 час – обобщение)

Задание:  создать коллективное  аппликационное панно «Княжеский пир» (изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника).

Материалы: графические материалы, альбом, ножницы, клей  ПВА.

Зрительный ряд: иллюстрации И. Билибина к «Сказке о царе Салтане», русской народной сказке «Царевна-лягушка» с изображением праздничного пира в царских палатах.

Литературный ряд: А. Фет «Воздушный город», отрывки из русских былин.

Музыкальный ряд: запись народных мелодий.

 «Каждый народ - художник» (11 часов: 10 часов — практ. работа, 1 час - обобщение)

"Братья-Мастера" ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира. Учитель может выбрать оптимальные культуры, чтобы успеть интересно прожить их с детьми. Мы предлагаем три в контексте их связей с культурой современного мира. Это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, но учитель может взять для изучения Египет, Китай, Индию, культуры Средней Азии и т.д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик – и это очень интересно, радостно. Через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им, становимся духовно богаче. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Художественные культуры мира – это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметный мир культуры, в котором выражается душа народа.

Есть удобный методически-игровой путь, чтобы не заниматься историей, а увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по этим странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т.д.).

Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа и характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

17.  Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек. (1 час – практ. работа)

 Задание:  Изобразить японские постройки. Часть учеников работают над панно, а другие — рисуют постройки индивидуально. Затем лучшие из них вырезают и прикрепляют к общему панно «Праздник цветения вишни — сакуры».

Материалы: акварель, кисти, бумага, мелки, пастель, ножницы.

Зрительный ряд: слайды и фотографии японского храма -пагоды и японского жилья.

Литературный ряд: японская поэзия.

Музыкальный ряд: запись японских инструментальных мелодий.

18. Отношение к красоте природы в японской культуре. (1 час – практ. работа)

Задание: Изобразить природу через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиком, стрекозами, ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор).

Материалы:  акварель, тушь, крупные и мелкие кисточки, ножницы, клей ПВА, бумага.

Зрительный ряд:  фотографии с изображением техники икэбана; репродукции произведений К. Хокусая; образы японской природы, изображенные на свитках и ширмах.

Литературный ряд: японская поэзия, отрывок из трактата «О любви к лесам и источникам» Го Си.

19. Образ человека, характер одежды в японской культуре. (1 час – практ. работа).

Задание:  Изображение японок в кимоно.

Материалы: цветная бумага, бумага, ножницы, клей, акварель, кисти, мелки.

Зрительный ряд:  репродукции картин Т. Киёнаго «Вечерняя прохлада на берегу реки Окива»; Харинобу «Красавица»; фотографии с изображением образа японской женщины в национальной одежде.

Литературный ряд: японская народная песня.

20.  Искусство народов гор и степей. (1 час – практ. работа).

Задание:  Изобразить жизнь в степи и красоту пустых пространств.

Материалы: гуашь, бумага, кисти

Зрительный ряд: репродукции картин М. Сарьяна «Колхоз села Каринж», «Старый Ереван», П. Кузнецова «Степь», «Мираж в степи»; фотографии с изображением сакли и юрты; иллюстрации с изображением национальной казахской одежды.

Литературный ряд: загадки, стихотворения В. С. Терьяна, Р. Асаева, И. Никитина, А. Толстого.

Музыкальный ряд: запись народных мелодий (армянская, казахская)

21. Образ художественной культуры Средней Азии.  (1 час – практ. работа).

Задание:  Подумать над образом древнего среднеазиатского города; выполнить обрывную аппликацию на цветной бумаге.

Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей ПВА.

Зрительный ряд: иллюстрация «Пустыня», фотографии мечетей, минаретов, медресе, мавзолея в Средней Азии; иллюстрации декора архитектурных памятников.

Литературный ряд: Н. Сладков «Желтая земля»; стихотворения Низами.

22. Образ красоты древнегреческого человека. (1 час – практ. работа)

Задание:  изобразить фигуры олимпийских спортсменов (фигура в движении) в соответствии с пониманием греками красоты человеческого тела — физически совершенного, прекрасного и в покое, и в движении.

Материалы: графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: фотографии скульптур: «Дискобол» Мирона; «Кольеносец» Поликлета, античных ваз.

Литературный ряд: отрывок из древнегреческой трагедии Софокла «Антигона»; стихотворение О. Тарутина «Античные вазы».

23. Древнегреческая архитектура. (1 час – практ. работа)

Задание: изобразить греческие храмы (объемное моделирование из бумаги).

Материалы:  бумага большого формата, ножницы, гуашь, кисти, клей.

Зрительный ряд: фотографии Акрополя, Парфенона, иллюстрации дорического, ионического, коринфского и композиционного ордеров.

Литературный ряд: стихотворение О. Тарутина «Древние греки».

24. Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. (1 час – практ. работа).

Задание: На уроке дети создают панно «Олимпийские игры в Древней Греции».

Материалы: цветная бумага, бумага, ножницы, клей ПВА, мелки, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: фотографии рисунков на древнегреческих вазах, скульптур; рисунки с изображением Олимпии.

Литературный ряд: легендарные рассказы о знаменитых атлетах.

25. Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. (1 час -практ. работа).

Задание: На уроке дети конструируют средневековые готические здания.

Материалы: цветная бумага, бумага, ножницы, клей ПВА, мелки, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: фотографии с изображением средневековой архитектуры.

26. Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха. (1 час -практ. работа).

Задание: На уроке дети работают над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади».

Материалы: цветная бумага, бумага, ножницы, клей ПВА, мелки, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: рисунки с изображением средневековой одежды и гербов ремесленных цехов.

Литературный ряд: отрывок поэмы Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт».

27. Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ - художник». (1 час - обобщение).

Задание: На уроке дети с учителем играют в викторину по темам прошлых четвертей.

Материалы: карточки, задания, дидактические игры, графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии архитектурных построек.

Литературный ряд:  легенда о мастере города Ургенча.

«Искусство объединяет народы»

(7 часов: 6 часов — практ. работа, 1 час — обобщение)

Последняя четверть этого класса завершает программу начальной школы. Заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.

Темы года вводили детей в богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все: и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда и праздники – все разное. Мы и должны были осознать: именно это прекрасно, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные. В четвертой четверти задачи принципиально меняются – они как бы противоположны – от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты и безобразия коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любой разности люди остаются людьми, и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.

28. Все народы воспевают материнство. (1 час — практ. работа).

Задание: изобразить мать и дитя, их единство, ласку, отношение друг к другу (изображение по представлению).

Материалы: гуашь, пастель, кисти, бумага.

Зрительный ряд:  репродукции картин П. Пикассо «Мать и дитя», А. и С. Ткачевых «Матери», А. Пластова «Мама», Рафаэля «Сикстинская мадонна»  и т.д.

Литературный ряд: пословицы о материнстве, стихотворения о матери.

Музыкальный ряд: запись песни «Наши мамы» в исполнении Л.  Зыкиной.

29. Все народы воспевают мудрость старости. (1 час – практ. работа).

Задание: изобразить любимого пожилого человека, стремиться выразить его внутренний мир.

Материалы: гуашь, бумага, кисти, мелки, пастель.

Зрительный ряд: репродукции картин Рембрандта «Портрет старика в красном», Леонардо да Винчи «Автопортрет».

Литературный ряд: стих «Старик» А. Плещеева, «Мой дедушка»Р. Гамзатова.

30. Сопереживание — великая тема искусства. (1 час – практ. работа).

Задание:   обдумать рисунок с драматичным сюжетом (больное животное, погибшее дерево и т. п.) и изобразить.

Материалы: белая бумага, графические материалы.

Зрительный ряд: репродукции картин В. Перова «Тройка», Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Литературный ряд: отрывок рассказа А. Чехова «Ванька»; стихотворения Н. Некрасова «Плач детей», Б. Слуцкого «Лошади в океане».

Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения.

31. Герои, борцы и защитники. (2 часа — практ. работа).

Задание:  эскиз памятника герою (замысел и выполнение эскиза из пластилина).

Материалы: бумага, гуашь, кисти (или пастель), пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд: слайды и фотографии памятников — ансамблей героям Великой Отечественной войны и др.

Литературный ряд:  стихотворения А. Ахматовой «Мужество».

32. Юность и надежда.  (1 час — практ. работа)

Задание: изобразить радость детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Материалы: гуашь или мелки, бумага.

Зрительный ряд: репродукции картин по теме.

Литературный ряд: стихи по теме.

Музыкальный ряд: детские песни.

33. Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы». (1 час – обобщение)

Задание:  дети играют в викторину и выясняют чему научились за год.

Материалы:   бумага, мелки, цветные карандаши, фломастеры.

Зрительный ряд:  репродукции.

Литературный ряд: стих И. Тарбы «Художник».

Музыкальный ряд: запись пьесы «Веселый марш» Д. Кабалевского   

     

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Виды учебной деятельности

 1

 Вводное занятие. Пейзаж родной земли

1

Участвовать в беседе о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками

 2

 Пейзаж родной земли (окончание темы)

1

3

 Деревня – деревянный мир

1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы

4

 Деревня – деревянный мир (окончание темы)

1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы.

 5

 Красота человека

1

Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма.

 6

 Красота человека (окончание темы)

1

Приобретать представления об особенностях русского мужского образа. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма

 7

 Народные праздники

1

Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников.

 8

 Народные праздники (окончание темы). Обобщение темы I четверти

1

Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно.

 9

 Родной угол

1

Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа  по картинам художников, изображающих  древнерусские города. Конструирование  башен-бойниц из бумаги.

10

 Древние соборы

1

Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм.

 11

 Города Русской земли

1

Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью.

 12

 Древнерусские воины-защитники

1

Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов (князя и его дружину)

 13

 Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва

1

Участвовать в беседе  о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры. Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города

 14

 Узорочье теремов

1

Познакомиться с декором  городских архитектурных построек и  декоративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат.

 15

 Пир в теремных палатах Обобщение темы II четверти

1

Знакомство с картинами художников. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат.  Создавать изображения на тему праздничного пира.

16

 Страна восходящего солнца

1

Беседа о многообразии  представлений народов мира о красоте. Знакомство с особенностями японской культуры. Выполнение графического рисунка

 17

 Страна восходящего солнца (окончание темы)

1

Познакомиться с традиционными представлениями о красоте японской и русской женщинами. Знакомство с произведениями японских художников. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме.

 18

 Народы гор и степей

1

Беседа о разнообразии и красоте природы различных регионов нашей страны. Изображение  жизни людей в степи и горах.

 19

 Народы гор и степей (окончание темы)

1

 20

 Города в пустыне

1

Познакомиться с особенностями культуры Средней Азии. Наблюдать связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Выполнение аппликации.

 21

 Древняя Эллада

1

Беседа о художественной культуре Древней Греции. Моделирование из бумаги конструкций греческих храмов.

 22

 Древняя Эллада (продолжение темы)

1

Беседа о конструктивности в греческом понимании красоты мира. Красота построения человеческого тела - «архитектура» тела, воспетая греками.

 23

 Древняя Эллада (окончание темы)

1

 24

 Европейские города Средневековья

1

Беседа об образе готических городов средневековой Европы: величие и устремлённость вверх готического храма, готические витражи и впечатление от них, портал храма, ратуша, центральная площадь. Создавать коллективное панно.

 25

 Европейские города Средневековья (окончание темы)

1

Беседа о средневековых готических костюмах, их вертикальных линиях, удлиненных пропорциях, о единстве форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

 26

 Многообразие художественных культур в мире Обобщение темы III четверти

1

Выставка работ и беседа на тему «Каждые народ-художник» Осознавать целостность каждой культуры. Обобщать свои знания по теме четверти.

 27

 Материнство

1

Познакомиться с произведениями искусства, выражающими красоту  материнства. Наблюдать и анализировать выразительные средства произведений. Изобразить образ матери и дитя.

28

 Материнство (окончание темы)

1

 29

 Мудрость старости

1

Беседовать о богатстве духовной жизни человека. Знакомство с полотнами известных художников. Выполнение портрета пожилого человека

30

Сопереживание

1

Рассказать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п. Знакомство с полотнами русских и европейских художников. Изобразить в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

 31

 Герои-защитники

1

Беседовать о героях-за-щитниках. Анализировать памятники героям-защитникам. Приобретать собственный опыт в создании героического образа. Выполнение памятника героям войны в графике.

 32

 Юность и надежды

1

Знакомство с произведениями изобразительного искусства, посвященными теме детства, юности, надежде. Высказываться и приводить примеры из личного опыта. Изобразить мечту о счастье, подвиге, путешествии.

 33

 Искусство объединяет народы Обобщение темы IV четверти

1

Обобщить знания по теме «Искусство народов мира» Рассказывать об особенностях культуры разных народов.

 34

 Каждый народ – художник Обобщение темы учебного года

1

Творческие отчёты. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 Учебники: Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (Школа Неменского), Автор        Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и др. / Под ред. Неменского Б. М. М.: Просвещение, 2013.

Дополнительные материалы:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2011.
  2. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2011. – 144 с.
  3. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...