СЛОГ Урок обучения грамоте в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок - путешествие на весёлую полянку, где дети вместе со зверятами знакомятся с понятием СЛОГ, учатся делить слово на слоги и узнают ещё много интересного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок обучения грамоте с презентацией. 1 класс Тема "Слог" | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
г. Сафоново МБОУ «Начальная школа – детский сад» 2012 – 2013 учебный год.
Урок обучения грамоте в 1 классе (чтение).
Тема урока: Слог.
Швейкина Светлана Юрьевна учитель начальных классов
МБОУ «Начальная школа – детский сад» г. Сафоново. 2012 г.
Цели:
- Познакомить с понятием «слог» как частью слова.
- Развивать умения различать количество слогов в слове по количеству гласных букв. Познакомить с правилом переноса слов.
- Воспитывать любовь к родному языку, пытливость, любознательность.
- Продолжать работу по развитию речи учащихся.
Оборудование:
Корзинка – копилка, «пригласительные» для Мудрой Совы, фонограмма для физкультминутки «Зайцы встали по порядку» и для психогимнастики «Полёт шмеля» Римского Корсакова
Раздаточный материал:
Фишки-монетки (по 5 шт., дети отдают их в копилку знаний при каждом ответе), белые фишки - звуки, цветные фишки - звуки, цветные карандаши.
Учебно-методическое обеспечение: Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец «Азбука», 1 класс.
Время реализации занятия: 35 минут
Тип урока: изучение нового материала.
Авторский медиапродукт: презентация 2 слайда (среда POWER POINT)
Ход урока
I. Орг. момент. Психологический настрой учащихся.
Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Посмотрите все на парты – всё ль лежит сейчас на них:
Ручка, Азбука, тетрадка, фишки, карандаши, дневник?
Вы друг другу улыбнитесь, на места свои садитесь.
Начинаем наш урок – будь внимательным, дружок!
- Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Грамматике. Впереди нас ждут интересные задания, выполняя которые мы будем пополнять нашу копилку знаний. И, как всегда, мы сделаем еще не одно открытие.
А помогут нам в этом забавные животные, которых мы встретим на весёлой полянке. Итак, отправляемся вниз по реке в сопровождении любопытного Лягушонка.
II. Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме «Речь»
Лягушонку интересно, что вы уже знаете.
Работа по схеме (каждый ответ – фишка в копилку). (Презентация)
Речь бывает устная и письменная. Устную речь мы произносим и слышим, письменную – мы пишем и видим (читаем).
Речь состоит из предложений, предложения – из слов, слова – из звуков, которые на письме обозначаются буквами.
Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки произносятся без преград, голосом (называем изученные гласные). Согласные произносим с преградами, с шумом (глухие согласные) или с шумом и голосом (звонкие согласные). Называем изученные согласные, определяем их звонкость-глухость.
В слове гласные бывают ударные и безударные. Согласные в слове произносятся твёрдо или мягко.
- Что определяет твёрдость-мягкость впередистоящего согласного? (гласный звук)
- Назовите гласные, которые заставляют звучать твёрдо впередистоящий согласный. (а, о, у, ы, э).
- Назовите гласные, которые заставляют звучать мягко впередистоящий согласный. (и)
III. Артикуляционная гимнастика.
- Вот мы и приплыли на весёлую полянку. Здесь нас встречает умный Ёжик. Он умный потому, что умеет читать. Покажем Ёжику свои знания.
Гласных звуков ровно шесть.
Их нетрудно перечесть:
А-О-У-Э-Ы-И
Звуки гласные мои.
Чтение слияний по схеме – звёздочке:
Н, [Н’]
А… НА, И…НИ, Ы… НЫ, Э… НЭ, О … НО, У … НУ.
Аналогично читаются слияния с Р - [Р’], НР – [НР’], РН – [РН’].
IV. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы. Открытие нового.
Прибежали зайцы, принесли буквы. Прочитайте их.
На доске буквы: р, л, м, н.
Назовите общий признак этих букв. (обозначают согласные звуки)
Попробуйте составить из них слово. (слова не могут состоять из одних согласных)
Добавим гласные: у, а, ы, о, э.
Попробуйте ещё раз составить слово. (луна, ура, мыло, эму, мыло, мало)
Какой вывод можем сделать? (в слове всегда должны быть гласные).
V. Введение нового знания. Знакомство с понятием «слог».
- Как вы произносили составленные из букв слова: отдельными звуками, одним звуком или по частям? (по частям)
- Произнесите по частям, составленные вами слова.
- Как же называют такие части, из которых слагаются слова? (слоги).
-Правильно такие части называются: слоги.
-А как произносятся звуки в слоге? (слитно)
-Обозначать слоги будем маленькими дугами под звуковой схемой:
-Дуга показывает, что звуки в слове сливаются, произносятся слитно.
VI. Физкультминутка.
Зайцам, ёжику и лягушонку очень понравилось, как вы работаете и они приглашают вас на забавную зарядку. (Алина Кукушкина Песенка-зарядка)
VII. Упражнение в произношении слов по слогам.
Работа с Азбукой. С. 38. Задание от мышек.
- Прочитайте восклицательные предложения частями.
- Прочитайте слова на рисунке. На сколько частей разделилось каждое слово? Выясняется, сколько слогов в каждом слове.
- Как определяется количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов)
Делается вывод: в слове бывает 1,2,3 и более слогов. (Для выяснения количества слогов используются приёмы: похлопывание в ладони, отбивание количества слогов на парте, дирижирование в воздухе; скандирование слов, как на стадионе и др.) Хлопаем, отбиваем, дирижируем, кричим…
- Так громко кричали, что разбудили ночную птицу - филина.
- Произнесите по слогам это слово.
Звуковой анализ слова. (фишки)
- Где живёт филин? (в дупле)
- А какое ещё животное живёт в дупле? (белка)
Звуковой анализ слова белка.
- Кто живёт в дупле этого дерева – филин или белка?
- Проверим.
Белка расскажет нам, для чего ещё нужны слоги. Она готовится к зиме и запасается грибами, развешивая их на ветке. Белка очень аккуратно собирает их по видам. Грибы, носящие самое длинное название «боровик» белка повесила на одну нитку, слово «груздь», состоящее из одного слога – на другую, но вот опята не поместились все на одной нитке. Что же делать? (разделить слово на части)
- Как можно разделить это слово? (по слогам)
- Иногда бывает, что слово не помещается полностью на одной строчке. Тогда его делят на две части. Первую часть оставляют на строке, а вторую часть переносят на другую строку. Делают это по слогам.
- Можно ли разделить слово «груздь» на части для переноса? (нет, один слог)
- Слова, состоящие из одного слога, не переносятся.
- Разделите слово опята на слоги. (о-пя-та)
- Теперь разделим это слово для переноса. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую значит, слово опята можно перенести только так: опя-та.
VIII. Психогимнастика. «Пчелка мешает спать»
Игра лицевых мускулов, снятие эмоционального напряжения, саморасслабление. Музыкальное сопровождение: Римский Корсаков «Полёт шмеля».
Наши знакомые медвежата всё пытаются заснуть в своей берлоге. Они лежат в своих кроватках и мирно сопят. Вдруг в берлогу прилетела пчелка. От непонятного звука медвежата нахмурились и сморщили нос. Решила пчелка сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Снова прилетела пчелка, хочет посидеть у кого-нибудь на лбу. Медвежата стали двигать брови вверх-вниз. Не хочет улетать пчелка, разбудила медвежат. Открыли они глазки и стали следить за пчёлкой. Посмотрели направо, налево, вверх, вниз. Увидели пчёлку на животике и стали лапами махать – пчёлку прогонять. По всей берлоге бегают, машут, пчелку выгоняют. Улетела, наконец, пчела. Медвежата успокоились, глубоко вздохнули и опять легли в кроватки.
И мы не будем им мешать, продолжим наш урок.
IX. Закрепление знаний. Азбука. С. 38.
Разделите на две части для переноса слова: луна, малина, лимон, май.
- Какое слово нельзя перенести и почему? (май - слова, состоящие из одного слога переносить нельзя).
X. Проверка первичных знаний.
На следующих уроках мы с вами подробнее поговорим о слогах.
- Понравилось вам выполнять задания забавных животных?
- Давайте на следующий урок пригласим Мудрую Сову. Пусть она поделится с нами своими знаниями. Для этого пошлём ей приглашение. Вам надо самостоятельно составить звуковую схему слова: определить количество звуков в слове СОВА, закрасить в соответствующий цвет, разделить слово на слоги и поставить ударение. Дома вы раскрасите второе изображение по образцу. Лучшее приглашение мы и отправим.
XI. Итог урока.
Посмотрите сколько знаний в нашей копилке. Те, кто работал и положил в копилку больше всего знаний, получают отметку в дневник.
Вспомним эти знания, чтобы они у вас прочно закрепились (берём из копилки по одной фишке и вспоминаем, что узнали на уроке).
С каждым уроком знаний будет всё больше и больше. А этот урок окончен. Большое вам спасибо за работу!
Швейкина Светлана Юрьевна (учитель начальных классов)Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте 1 класс ( по Азбуке В.Г.Горецкого) Тема урока: А.Л. Барто. Стихотворение «Помощница»
Цель урока: 1.Познакомить учащихся с творчеством А.Л. Барто...
Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "
Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...
Урок обучение грамоте. 1 класс ПНШ. Тема урока. Звуки [п] [п´] и буквы П п.
Цель урока:Познакомить учащихся с буквами П,п и звуками [п] [п´], учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости....
Урок обучения грамоте 1 класс "Чтение слогов и слов с буквами Д, д"
Способствовать развитиюнавыков правильного, плавного, сознательного чтения. Учить понимать текст, придумывать заголовки к тексту. Развивать познавательный интерес у учащихся, умение обобщать, анализир...
урок обучения грамоте, 1 класс, "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"
Конспект урока обучение грамоте. Тема: "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"...
Урок обучение грамоты 1 класс по теме: Обучение заучиванию и декламации стихотворений.
1 класс "Школа России"...
Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс по теме "Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К"
Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс по теме "Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К"...