Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Школа 2100" (ФГОС)
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Овчинникова Любовь Григорьевна

В рабочую программу входит пояснительная записка и календарно - тематическое планирование с указанием характеристики деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx51.11 КБ
Файл kalendarno.docx46.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  приказом  Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011. - 192с.

          Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

         Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

 Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

         В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

 Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя начальных     классов. Федеральный уровень

  • Конституция Российской Федерации (ст.43).
  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании».
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
  • Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. № 26755.

«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

  • Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987).
  • Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 №2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 66 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089».

Особенности построения курса «Русский язык».

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке;

5) овладение орфографией и пунктуацией;

6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

7) развитие чувства языка.

Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового

образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

Отличие данной программы заключается в том, что:

1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»):  овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией

 и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

Учебно-методический  комплекс  по программе Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева.

№ п/п

Название пособия

 Класс

Год издания

Издательство

Автор

 1.

Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование  

    1-4

  2011

М.: Баласс, 2011. - 192с.

Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.

 2.

Русский язык. Учебник для 3-го класса общеобразовательной школы. – Изд. 3-е, перераб.

3      

   2012

М.: Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

 3.

Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной)

3        

   2012

М.: Баласс

Исаева Н.А.

4

Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3-й класс. Вар. 1 и 2.

3

2012

М.: Баласс

Бунеева Е.В.

5

Методические рекомендации для учителя. Русский язык.  3 класс. — Изд. 2-е, перераб.

3

2012

М.: Баласс

Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А.

В соответствии с учебным планом  школы на 2013-2014  учебный год рабочая программа составлена на 170 часов (5 часов в неделю). Авторами программы предусмотрено 162 часа, поэтому в рабочую программу были включены еще 8 часов:

Раздел «Слово»:

ур.32 «Повторение по теме «Непроизносимая согласная в корне слова. Подготовка к проверочной работе»».

ур.39 «Развитие умения видеть  в словах орфограммы – буквы безударных гласных».

ур.51 «Употребление в речи и правописание сложных слов. Подготовка к проверочной работе».

Раздел «Предложение и текст»:

ур.150 «Развитие умения ставить запятые в предложениях с однородными членами (урок-практикум)».

ур. 156 «Р.р Свободный диктант».

ур. 158 «Развитие умения выполнять разбор простого и сложного предложений. Подготовка  проверочной работе».

Раздел «Повторение»:

ур.169 «Анализ итоговой контрольной работы».

ур. 170 «Такой увлекательный русский язык (урок-игра)».

При этом рабочая программа составлялась:

-  с учётом  особенностей класса;

-  особенностей авторской программы;

- с целью сохранения требований к знаниям , умениям и навыкам учащихся , предполагаемым  федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.

Резервные часы в количестве 10 часов добавлены в следующие темы изучаемого курса:

ур. 1 Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове.

Радел «Повторение»:

ур.12 «Пишу правильно (анализ и работа над ошибками)».

Раздел «Слово»:

ур.19 «Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. Подготовка к проверочной работе»

ур.25 «Развитие умения писать слова с удвоенными согласными. Подготовка к проверочной работе».

Раздел «Предложение и текст»:

ур.143 «Развитие умения выполнять разбор предложения».

Раздел «Повторение»:

ур.161 «Повторение о частях речи».

ур.163 «Повторение изученных орфограмм. Безударная гласная в корне слова, в приставке».

ур.164 «Повторение изученных орфограмм. Парная согласная в корне слова. Непроизносимая согласная в корне слова».

ур.165 «Повторение изученных орфограмм. Удвоенная согласная в корне слова. Разделительные ъ и ь».

ур. 167 «Пишу правильно (работа над ошибками). Части слова».

       Тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе.

Наименование раздела

По программе

По рабочей программе

Введение

            1

Повторение

           10

         

          11

Слово

           116

           

          121

Предложение и текст

           22

          26

Повторение

            4

          11

Резерв

           10

Итого

          162

          170

Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:

1) обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);

2) развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);

3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);

4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

 

    Практическая часть курса «Русский язык» в 3 классе.

Тема раздела

Проверочные работы

Контр.спис.

Развитие речи (обуч.излож., сочинен.)

Разв.речи Свобод. диктанты

Контр. диктанты

1.

Повторение

Проверочное списывание №1.

рр

Проверочный диктант № 1 по теме «Повторение».

2

Слово.Части слова.Корень. Чередование согласных звуков в корне.

3

Правописание букв проверяемых согласных в корне слова.

Проверочная работа №1 «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова».

4

Удвоенные буквы согласных в корне слова.

Проверочная работа №2 «Удвоенные буквы согласных в корне слова».

5

Непроизносимые согласные в корне слова.

Проверочная работа № 3 «Непроизносимые согласные в корне слова.»

Сочинение по опорным словам.

Проверочный диктант № 2 «Непроизносимые согласные в корне слова».

6

Безударные гласные в корне слова.

Проверочная работа №4 «Безударные гласные в корне слова».

Сочинение по опорным словам.

Свободный диктант.

Проверочный диктант №3 «Безударные гласные в корне слова».

7

Сложные слова  и их правописание.

Проверочная работа № 5 «Сложные слова  и их правописание»

Свободный диктант.

8

Части слова. Приставка.

9

Безударные гласные в приставках.

10

Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня.

 11

Разделительные ъ и ь.

Проверочная работа № 6 «Части слова. Приставка.Безударные гласные в приставках. Разделительные ъ и ь».

Проверочный диктант №4 «Части слова. Приставка.Безударные гласные в приставках. Разделительные ъ и ь».

12

Части слова. Окончание и основа.

13

Основа слова и окончание.

14

Части слова. Суффикс.

 

15

Разбор слова по составу.

Проверочная работа №7 «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу».

Проверочное списывание №2 

16

Части речи в русском языке.

17

Имя существительное как часть речи.

18

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

             

             

             

19

Род имен существительных.

20

Число имен существительных.

21

Словообразование имен существительных.

Проверочная работа № 8 «Имя существительное как часть речи»

Сочинение сказки с использованием имен существительных с различными суффиксами.

Обучающее изложение «Мурлыка».

22

Местоимение как часть речи.

Проверочная работа № 9 «Местоимение как часть речи»

Обучающее сочинение «О себе».

Свободный диктант «Паучок».

23

Имя прилагательное как часть речи.

24

Правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

25

Разбор имен прилагательных по составу.

Проверочная работа № 10 «Имя прилагательное как часть речи».

Сочинение по опорным сочетаниям слов.

Проверочный диктант № 5 «Имя прилагательное как часть речи».

26

Глагол как часть речи.

27

Правописание частицы не с глаголами.

Свободный диктант.

28

Неопределенная форма глагола.

Проверочная работа № 11 «Глагол как часть речи».

Контрольное изложение.

Проверочный диктант № 6 «Глагол как часть речи».

29

Предложение.Виды предложений по цели высказывания и интонации.

30

Главные и второстепенные члены предложения.

Контрольный словарный диктант.

31

Предложения с однородными членами.

Свободный диктант.

32

Простые и сложные предложения.

Проверочная работа № 12 «Предложение».

Свободный диктант.

33

Повторение.

Итоговая контрольная работа.

Проверочное списывание № 3.

Итоговый диктант № 7.

Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах

- диктанты, списывание;

-проверочные работы;

-творческие работы учащихся;

-контрольные работы:

Комплексная работа по итогам обучения

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Планируемые результаты по предмету  «Русский язык».

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

–  умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

–  умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;  сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Оснащение образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением предмета  «Русский язык»

     Наименование  объектов и  средств   материально-технического  обеспечения

 В наличии

Примечания

 1.

        Учебно-методические комплекты (УМК) по русскому языку (учебники, рабочие тетради, дидактические  материалы)

       

        Программно-методические   материалы: Программы по русскому языку; методические пособия (рекомендации к проведению уроков русского языка).

       

    Стандарт начального  общего  образования  по образовательной  области «Русский язык».

Учебно-наглядные  пособия.

В первую очередь  утвержденные

МОН  РФ

                            Печатные  пособия

  2.

Таблицы:

  1.      Таблицы по русскому языку
  2. Алфавит печатный и письменный

   

 комплекты

 

 

      Информационно-коммуникативные   средства

  3.

Мультимедийные  обучающие    программы:

«Уроки Кирилла и Мефодия»,1-4 классы.

Игровые    компьютерные   программы

Материал на информационном носителе(флэш-карта)

     

 

в перспективе

        Технические  средства  обучения

  4.

 Классная доска с набором приспособлений для   крепления таблиц.

 Магнитная доска.

 Интерактивная доска.

 Персональный компьютер.

 Мультимедийный проектор.

 Ксерокс.

 Цифровая фотокамера (по возможности)

 

в перспективе

в перспективе

в перспективе



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 3-м классе (170 часов – 5 часов в неделю)

№ п.п

              Тема урока

Дата

                          Характеристика деятельности учащихся

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове.

                                       Повторение (11ч.)

2

Повторение знаний о тексте.

- знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления;

- прогнозировать содержание и виды работы по учебнику;

- называть отличительные признаки слова, предложения, текста;

- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

- составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»;

- сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников;

- классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь);

-  находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты;

- группировать слова с изученными орфограммами;

- графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты;

- находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму;

3

Повторение знаний о тексте. Особенности текста.

4

Повторение. Отличительные признаки единиц речи (слово, предложение, текст).

5

Основные признаки, по которым можно обнаружить орфограммы в словах и между словами.

6

Развитие умения классифицировать изученные орфограммы, графически обозначать их.

7

Развитие умения находить в словах изученные орфограммы, группировать слова с изученными орфограммами.

8

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы.

9

Развитие умения писать заглавную букву в словах.  Проверочное списывание

 № 1.

10

Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита.

11

Контрольный  диктант № 1(входной)

12

Пишу правильно(анализ и работа над ошибками)

                             Слово (121ч.)

Части слова. Корень. Чередование  согласных звуков в корне (3 ч.)

- находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора;

- обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни;

- составлять связный текст из деформированных предложений;

13

Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова.

14

Развитие умения обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов.

15

Развитие речи. Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений.

Правописание букв проверяемых  согласных в корне слова (5 ч.)

- наблюдать за словами с изученными орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания;

- участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать  в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов;

- находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки;

- осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова;

-формулировать обобщенное правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова;

- писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами;

- писать свободный диктант после предварительной подготовки.

16

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (на конце и в середине).

17

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова.

18

Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму.

19

Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. Подготовка к проверочной работе

20

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове».

Удвоенные буквы согласных в корне  слова (6 ч.)

21

Понятие об удвоенных согласных буквах.

22

Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова.

23

Развитие умения писать слова с удвоенными согласными буквами в корне слова под диктовку.

24

Развитие речи. Составление текста по ключевым словам (с. 66 упр. 74)

25

Развитие умения писать слова с удвоенными согласными. Подготовка к проверочной работе.

26

Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова».

Непроизносимые согласные в корне слова (10 ч.)

27

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

28

Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова.

29

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р.р. Сочинение по опорным словам (с. 85)

30

Развитие умения писать слова с сочетанием  –сн-.

31

Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова».

32

Повторение по теме «Непроизносимая согласная в корне слова. Подготовка к проверочной работе».

33

Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».

34

Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными в корне слова.

35

Контрольный диктант № 2

36

Пишу правильно (анализ и работа над ошибками).

Безударные гласные в корне слова (9 ч.)

37

Правописание безударных гласных в корне слова. Развитие умения подбирать проверочные слова к словам с двумя безударными гласными.

38

Развитие умения видеть в словах орфограммы – безударные гласные.

39

Развитие умения видеть  в словах орфограммы – буквы безударных гласных. Р.р. Свободный диктант

40

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. 

41

Развитие умения писать слова с безударными гласными в корне слова. Подготовка к проверочной работе.

42

Проверочная работа № 4 по теме «Безударные гласные в корне слова».

43

Р.р. Обучающее сочинение по  опорным словам

44

Контрольный диктант № 3

45

Пишу правильно (анализ и работа над ошибками).

Сложные слова и их правописание (7 ч.)

- находить в предложении (тексте) сложные слова путем выделения двух корней и соединительной буквы о (е);

- осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней;

- использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер).

46

Знакомство с понятием «Сложные слова».

47

Знакомство с соединительными гласными о и е в сложных словах. Контрольный словарный диктант.

48

Знакомство с образованием сложных слов.

49

Развитие умения распознавать сложные слова (имена существительные и имена прилагательные), их использование в речи  для характеристики людей.

50

Употребление в речи и правописание сложных слов. Р.р..Свободный диктант (упр. 142)

51

Употребление в речи и правописание сложных слов. Подготовка к проверочной работе.

52

Проверочная работа № 5 по теме «Сложные слова и их написание».

Части слова. Приставка (1 ч.)

- находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги;

- мотивировать слитное – раздельное написание ( по – это приставка, так как…, поэтому пишется слитно; по –это предлог, так как …, поэтому пишется раздельно; это орфограмма – пробел);

- различать приставки  по- и  па-, про- и пра-;

- различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня;

- анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ и ь, исходя из состава  слова  и опознавательных признаков;

- выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму;

- систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы;

- участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать  с  одноклассниками.

- выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи;

- составлять в группе обобщенную схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника;

- открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи;

- определять грамматические признаки имен существительных;

- определять начальную форму имени существительного;

- наблюдать за использованием имен существительных в речи;

- анализировать текст с преимущественным употреблением имен существительных;

- употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имен существительных (П);

- анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определенной последовательности (выполнять морфологический разбор);

- образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения;

- разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой;

- продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею…»);

- письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста);

- сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами.

53

Приставка, ее роль в слове (повторение). Развитие умения находить в словах приставки.

Безударные гласные в приставках (3 ч.)

54

Правописание безударных гласных в приставках.

55

Развитие умения писать безударные гласные  в приставках.

56

Развитие умения различать и правильно писать приставки про-  и пра-, по- и па-.

Удвоенные буквы согласных  на стыке приставки и корня (2 ч.)

57

Знакомство с причиной появления удвоенной согласной буквы на стыке приставки и корня.

58

Развитие умения различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня

Разделительные ъ и ь (7 ч.)

59

Звук ( й ) и его обозначение на письме. Знакомство с правилами правописания слов с разделительными ъи ь

60

Развитие умения правильно писать слова с  разделительными ъи ь.

61

Развитие умения правильно писать слова с  разделительными ъи ь. Подготовка к проверочной работе.

62

Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Разделительные ъ и ь».

63

Упражнения в правописании слов с разделительными ъи ь. Р.р. Свободный диктант.

64

Контрольный диктант № 4.

65

Пишу правильно (анализ и работа над ошибками).

Части слова. Окончание и основа (2 ч.)

66

Формирование понятия об окончании и основе слова.

67

Развитие умения находить в слове окончание.

Основа слова и окончание ( 2 ч.)

68

Формирование умения выделять в слове основу.

69

Развитие умения находить в слове окончание и основу.

Части слова.  Суффикс (2 ч.)

70

Понятие о суффиксе и его роль в слове.

71

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова.

Разбор слова по составу (5 ч.)

72

Формирование умения составлять слова по схемам. Порядок разбора слова по составу.

73

Развитие умения выполнять разбор слова по составу. Словарный диктант.

74

Развитие умения выполнять разбор слова по составу. Подготовка к проверочной работе.

75

Проверочная работа № 7 по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу».

76

Контрольное списывание № 2.

Части речи в русском языке (1 ч.)

77

Части речи в русском языке.

Имя существительное как часть речи (2 ч.)

78

Формирование понятия об имени существительного.

79

Определение роли имени существительного. Р.р. Составление текста.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные (3 ч.)

80

Формирование понятия  об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

81

Наблюдение за использованием имен существительных в речи.

82

Обобщение по теме «Имя существительное».

Род имен существительных (3 ч.)

83

Знакомство с именами  существительными мужского, среднего и женского рода.

84

Род – постоянный признак имен существительных.

85

Знакомство с окончаниями  имен существительных мужского, среднего и женского рода.

Число имен существительных (4 ч.)

86

Формирование умения изменять имена существительные по числам.

87

Формирование умения образовывать имена существительные множественного числа. Словарный диктант.

88

Окончание имен существительных в единственном и множественном числе.

89

Развитие умения выполнять разбор имени существительного как части речи.

Словообразование имен существительных (9 ч.)

90

Формирование умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

91

Знакомство с уменьшительно-ласкательными формами мужских и женских имен в русском языке.

92

Формирование умения образовывать имена существительные от основ существительных и глаголов.

93

Р.р..Сочинение сказки по серии картинок с использование имен существительных с разными суффиксами.

94

Развитие умения выполнять разбор имени существительного по составу.

95

Р.р. Обучающее изложение «Мурлыка».

96

 Употребление имён существительных в речи. Р.р. Свободный диктант.

97

Повторение по теме «Имя существительное как часть речи». Подготовка к проверочной работе.

98

Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи».

Местоимение как часть речи (7 ч.)

99

Формирование понятия о местоимении. Личные местоимения.

- отличать местоимения от слов других частей речи;

- заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования);

- писать предлоги с местоимениями раздельно;

- осознавать роль личных местоимений в речи;

- продуцировать текст с использование местоимений (сочинение «О себе»).

100

Знакомство с местоимениями 1, 2,3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями.

101

Формирование умения выполнять разбор  местоимения как части речи.

102

Роль личных местоимений в речи. Р.р. Обучающее изложение «О себе».

103

Р.р. Свободный диктант «Паучок».

104

Закрепление знаний о местоимении. Подготовка к проверочной работе.

105

Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи».

Имя прилагательное как часть речи (4 ч.)

- группировать слова по частям речи;

- находить в тексте имена прилагательные по вопросу;

-наблюдать за ролью имен прилагательных в речи;

- анализировать текст с преимущественным употреблением имен прилагательных (П);

- различать текст- описание и текст – повествовании (П);

- выделять в предложении словосочетания прил.+ сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному;

- называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор);

- продуцировать текст- описание по опорным словам;

- подбирать антоним к данному имени прилагательному (П);

- проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса;

- разбирать по составу имена прилагательные.

106

Формирование понятия об имени прилагательном как части речи.

107

Определение роли имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными.

108

Наблюдение за использованием имен прилагательных в речи.

109

Формирование умения выполнять разбор имени прилагательного как части речи.

Правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных (4 ч.)

110

Знакомство с окончаниями имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе.

111

Формирование умения проверять правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

112

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.

113

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами.

Разбор имен прилагательных по составу (5 ч.)

114

Словообразование имен прилагательных. Р.р. Сочинение по опорным сочетаниям слов.

115

Развитие умения выполнять разбор имени прилагательного по составу.

116

Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи».

117

Контрольный диктант № 5.

118

Пишу правильно (анализ и работа над ошибками).

Глагол как часть речи (4 ч.)

- наблюдать за ролью глаголов в речи;

- анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов (П);

- участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов;

-  выделять начальную (неопределенную) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную;

- образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени;

- выделять суффикс –л- в форме прошедшего времени глагола;

- определять изученные грамматические признаки глагола;

- накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм;

-  совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи.

119

Формирование понятия о глаголе как части речи.

120

Наблюдение за изменением глаголов по временам.

121

Знакомство с суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

122

Наблюдение за изменением глаголов по числам.

Правописание частицы не с глаголами (2 ч.)

123

Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами.

124

Развитие умения писать частицу не с глаголами. Р.р. Свободный диктант.

Неопределенная форма глагола (9 ч.)

125

Формирование понятия  о неопределенной форме глагола.

126

Неопределенная форма глагола. Формирование умения писать ь в глаголах неопределенной формы.

127

Образование форм времени от неопределенной формы глагола.

128

Развитие умения выполнять разбор глагола как части речи.

129

Повторение. Подготовка к проверочной работе.

130

Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом».

131

Пишу правильно (анализ и работа над ошибками).

132

Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол как часть речи».

133

Р.р. Контрольное изложение.

                        Предложение и текст (26 ч.)

- различать виды предложений о цели высказывания;

- произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные;

- накапливать опыт постановки логического ударения;

- различать слово, словосочетание и предложение;

- находить в предложении грамматическую основу, обозначать ее графически;

- различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения;

- устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов.

- разделять непунктированный текст на предложения;

- совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения;

- использовать этот порядок при разборе;

- оценивать правильность работы;

- распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл;

- находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами;

- объяснять постановку знаков препинания;

- конструировать предложения с однородными членами;

- накапливать опыт нахождения в тексте и  использования в речи таких предложений;

- наблюдать за ролью разделительного знака- запятой в предложении с однородными членами;

- различать простое  и сложное предложения (одна грамматическая основа – две грамматические основы) (П);

- накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью (П);

- конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу) (П);

- совместно составлять алгоритм синтаксического разбора предложения, действовать по алгоритму, проверять себя (П);

Виды предложений по цели высказывания и интонации

 (3 ч.)

134

Знакомство с видами предложений по цели высказывания.

135

Формирование умения использовать интонацию в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение.

136

Знакомство с восклицательными и невосклицательными предложениями.

Главные и второстепенные члены предложения (7 ч.)

137

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

138

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.

139

Формирование понятия о второстепенных членах предложения.

140

Составление схем предложения и предложений по схемам.

141

Формирование понятия о распространенных и нераспространенных предложениях.

142

Развитие умения выполнять разбор предложения. Контрольный словарный диктант.

143

Развитие умения выполнять разбор предложения.

Предложения с однородными членами (8 ч.)

144

Формирование понятия об однородных подлежащих и сказуемых.

145

Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении.

146

Определение роли знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами.

147

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

148

Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения.

149

Развитие умения объяснять постановку знаков препинания в предложении.

150

Развитие умения ставить запятые в предложениях с однородными членами (урок-практикум).

151

Р. р. Свободный диктант.

Простые и сложные предложения (8 ч.)

152

Формирование понятия о простом и сложном предложениях.

153

Знакомство с правилами постановки запятой  в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения.

154

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые.

155

Формирование умения ставить  запятую в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. 

156

Р.р Свободный диктант.

157

Развитие умения выполнять разбор простого и сложного предложений.

158

Развитие умения выполнять разбор простого и сложного предложений. Подготовка  проверочной работе.

159

Проверочная работа № 12 по теме «Предложение».

                              Повторение (11 ч.)

- систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации; представить его в виде схем, таблиц;

- продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу.

160

Повторение знаний о предложении, тексте.

161

Повторение о частях речи

162

Контрольное списывание № 3

163

Повторение изученных орфограмм. Безударная гласная в корне слова, в приставке

164

Повторение изученных орфограмм. Парная согласная в корне слова. Непроизносимая согласная в корне слова

165

Повторение изученных орфограмм. Удвоенная согласная в корне слова. Разделительные ъ и ь

166

Итоговый диктант

167

Пишу правильно (работа над ошибками). Части слова

168

Итоговая контрольная работа

169

Анализ итоговой контрольной работы

170

Такой увлекательный русский язык (урок-игра)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 3...

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 3 класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунее...

Рабочая программа по технологии 1 класс "Школа 2100" ФГОС

Программа с тематическим планированием...

Рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа 2100" ФГОС

Данный материал поможет учителю при составлении рабочей программы по русскому языку....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по математике 3 класс Школа 2100 ФГОС

Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта...