Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Школа 2100" (ФГОС)
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
В рабочую программу входит пояснительная записка и календарно - тематическое планирование с указанием характеристики деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 51.11 КБ |
kalendarno.docx | 46.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011. - 192с.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя начальных классов. Федеральный уровень
- Конституция Российской Федерации (ст.43).
- Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании».
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
- Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. № 26755.
«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».
- Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987).
- Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 №2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 66 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089».
Особенности построения курса «Русский язык».
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.
Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового
образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.
Отличие данной программы заключается в том, что:
1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией
и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
Учебно-методический комплекс по программе Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева.
№ п/п | Название пособия | Класс | Год издания | Издательство | Автор |
1. | Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование | 1-4 | 2011 | М.: Баласс, 2011. - 192с. | Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. |
2. | Русский язык. Учебник для 3-го класса общеобразовательной школы. – Изд. 3-е, перераб. | 3 | 2012 | М.: Баласс | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. |
3. | Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной) | 3 | 2012 | М.: Баласс | Исаева Н.А. |
4 | Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3-й класс. Вар. 1 и 2. | 3 | 2012 | М.: Баласс | Бунеева Е.В. |
5 | Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 3 класс. — Изд. 2-е, перераб. | 3 | 2012 | М.: Баласс | Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А. |
В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа составлена на 170 часов (5 часов в неделю). Авторами программы предусмотрено 162 часа, поэтому в рабочую программу были включены еще 8 часов:
Раздел «Слово»:
ур.32 «Повторение по теме «Непроизносимая согласная в корне слова. Подготовка к проверочной работе»».
ур.39 «Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных».
ур.51 «Употребление в речи и правописание сложных слов. Подготовка к проверочной работе».
Раздел «Предложение и текст»:
ур.150 «Развитие умения ставить запятые в предложениях с однородными членами (урок-практикум)».
ур. 156 «Р.р Свободный диктант».
ур. 158 «Развитие умения выполнять разбор простого и сложного предложений. Подготовка проверочной работе».
Раздел «Повторение»:
ур.169 «Анализ итоговой контрольной работы».
ур. 170 «Такой увлекательный русский язык (урок-игра)».
При этом рабочая программа составлялась:
- с учётом особенностей класса;
- особенностей авторской программы;
- с целью сохранения требований к знаниям , умениям и навыкам учащихся , предполагаемым федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.
Резервные часы в количестве 10 часов добавлены в следующие темы изучаемого курса:
ур. 1 Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове.
Радел «Повторение»:
ур.12 «Пишу правильно (анализ и работа над ошибками)».
Раздел «Слово»:
ур.19 «Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. Подготовка к проверочной работе»
ур.25 «Развитие умения писать слова с удвоенными согласными. Подготовка к проверочной работе».
Раздел «Предложение и текст»:
ур.143 «Развитие умения выполнять разбор предложения».
Раздел «Повторение»:
ур.161 «Повторение о частях речи».
ур.163 «Повторение изученных орфограмм. Безударная гласная в корне слова, в приставке».
ур.164 «Повторение изученных орфограмм. Парная согласная в корне слова. Непроизносимая согласная в корне слова».
ур.165 «Повторение изученных орфограмм. Удвоенная согласная в корне слова. Разделительные ъ и ь».
ур. 167 «Пишу правильно (работа над ошибками). Части слова».
Тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе.
Наименование раздела | По программе | По рабочей программе |
Введение | 1 | |
Повторение | 10
| 11 |
Слово | 116
| 121 |
Предложение и текст | 22 | 26 |
Повторение | 4 | 11 |
Резерв | 10 | |
Итого | 162 | 170 |
Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:
1) обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
2) развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);
3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);
4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
Практическая часть курса «Русский язык» в 3 классе.
Тема раздела | Проверочные работы | Контр.спис. | Развитие речи (обуч.излож., сочинен.) | Разв.речи Свобод. диктанты | Контр. диктанты | |
1. | Повторение | Проверочное списывание №1. | рр Проверочный диктант № 1 по теме «Повторение». | |||
2 | Слово.Части слова.Корень. Чередование согласных звуков в корне. | |||||
3 | Правописание букв проверяемых согласных в корне слова. | Проверочная работа №1 «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». | ||||
4 | Удвоенные буквы согласных в корне слова. | Проверочная работа №2 «Удвоенные буквы согласных в корне слова». | ||||
5 | Непроизносимые согласные в корне слова. | Проверочная работа № 3 «Непроизносимые согласные в корне слова.» | Сочинение по опорным словам. | Проверочный диктант № 2 «Непроизносимые согласные в корне слова». | ||
6 | Безударные гласные в корне слова. | Проверочная работа №4 «Безударные гласные в корне слова». | Сочинение по опорным словам. | Свободный диктант. | Проверочный диктант №3 «Безударные гласные в корне слова». | |
7 | Сложные слова и их правописание. | Проверочная работа № 5 «Сложные слова и их правописание» | Свободный диктант. | |||
8 | Части слова. Приставка. | |||||
9 | Безударные гласные в приставках. | |||||
10 | Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня. | |||||
11 | Разделительные ъ и ь. | Проверочная работа № 6 «Части слова. Приставка.Безударные гласные в приставках. Разделительные ъ и ь». | Проверочный диктант №4 «Части слова. Приставка.Безударные гласные в приставках. Разделительные ъ и ь». | |||
12 | Части слова. Окончание и основа. | |||||
13 | Основа слова и окончание. | |||||
14 | Части слова. Суффикс. |
| ||||
15 | Разбор слова по составу. | Проверочная работа №7 «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу». | Проверочное списывание №2 | |||
16 | Части речи в русском языке. | |||||
17 | Имя существительное как часть речи. | |||||
18 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. |
|
|
| ||
19 | Род имен существительных. | |||||
20 | Число имен существительных. | |||||
21 | Словообразование имен существительных. | Проверочная работа № 8 «Имя существительное как часть речи» | Сочинение сказки с использованием имен существительных с различными суффиксами. Обучающее изложение «Мурлыка». | |||
22 | Местоимение как часть речи. | Проверочная работа № 9 «Местоимение как часть речи» | Обучающее сочинение «О себе». | Свободный диктант «Паучок». | ||
23 | Имя прилагательное как часть речи. | |||||
24 | Правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. | |||||
25 | Разбор имен прилагательных по составу. | Проверочная работа № 10 «Имя прилагательное как часть речи». | Сочинение по опорным сочетаниям слов. | Проверочный диктант № 5 «Имя прилагательное как часть речи». | ||
26 | Глагол как часть речи. | |||||
27 | Правописание частицы не с глаголами. | Свободный диктант. | ||||
28 | Неопределенная форма глагола. | Проверочная работа № 11 «Глагол как часть речи». | Контрольное изложение. | Проверочный диктант № 6 «Глагол как часть речи». | ||
29 | Предложение.Виды предложений по цели высказывания и интонации. | |||||
30 | Главные и второстепенные члены предложения. | Контрольный словарный диктант. | ||||
31 | Предложения с однородными членами. | Свободный диктант. | ||||
32 | Простые и сложные предложения. | Проверочная работа № 12 «Предложение». | Свободный диктант. | |||
33 | Повторение. | Итоговая контрольная работа. | Проверочное списывание № 3. | Итоговый диктант № 7. |
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
- диктанты, списывание;
-проверочные работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные работы:
Комплексная работа по итогам обучения
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Планируемые результаты по предмету «Русский язык».
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Оснащение образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением предмета «Русский язык»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | В наличии | Примечания | |
1. | Учебно-методические комплекты (УМК) по русскому языку (учебники, рабочие тетради, дидактические материалы)
Программно-методические материалы: Программы по русскому языку; методические пособия (рекомендации к проведению уроков русского языка).
Стандарт начального общего образования по образовательной области «Русский язык». Учебно-наглядные пособия. | В первую очередь утвержденные МОН РФ | |
Печатные пособия | |||
2. | Таблицы:
|
| комплекты
|
| Информационно-коммуникативные средства | ||
3. | Мультимедийные обучающие программы: «Уроки Кирилла и Мефодия»,1-4 классы. Игровые компьютерные программы Материал на информационном носителе(флэш-карта) |
|
в перспективе |
Технические средства обучения | |||
4. | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Интерактивная доска. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. Ксерокс. Цифровая фотокамера (по возможности)
| в перспективе в перспективе в перспективе |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 3-м классе (170 часов – 5 часов в неделю)
№ п.п | Тема урока | Дата | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове. | ||
Повторение (11ч.) | |||
2 | Повторение знаний о тексте. | - знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; - прогнозировать содержание и виды работы по учебнику; - называть отличительные признаки слова, предложения, текста; - отличать текст от набора предложений, записанных как текст; - составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; - сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников; - классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь); - находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты; - группировать слова с изученными орфограммами; - графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты; - находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму; | |
3 | Повторение знаний о тексте. Особенности текста. | ||
4 | Повторение. Отличительные признаки единиц речи (слово, предложение, текст). | ||
5 | Основные признаки, по которым можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. | ||
6 | Развитие умения классифицировать изученные орфограммы, графически обозначать их. | ||
7 | Развитие умения находить в словах изученные орфограммы, группировать слова с изученными орфограммами. | ||
8 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. | ||
9 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание № 1. | ||
10 | Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита. | ||
11 | Контрольный диктант № 1(входной) | ||
12 | Пишу правильно(анализ и работа над ошибками) | ||
Слово (121ч.) | |||
Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне (3 ч.) | - находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора; - обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни; - составлять связный текст из деформированных предложений; | ||
13 | Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова. | ||
14 | Развитие умения обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов. | ||
15 | Развитие речи. Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений. | ||
Правописание букв проверяемых согласных в корне слова (5 ч.) | - наблюдать за словами с изученными орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания; - участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов; - находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки; - осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова; -формулировать обобщенное правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова; - писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами; - писать свободный диктант после предварительной подготовки. | ||
16 | Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (на конце и в середине). | ||
17 | Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. | ||
18 | Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | ||
19 | Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. Подготовка к проверочной работе | ||
20 | Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове». | ||
Удвоенные буквы согласных в корне слова (6 ч.) | |||
21 | Понятие об удвоенных согласных буквах. | ||
22 | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова. | ||
23 | Развитие умения писать слова с удвоенными согласными буквами в корне слова под диктовку. | ||
24 | Развитие речи. Составление текста по ключевым словам (с. 66 упр. 74) | ||
25 | Развитие умения писать слова с удвоенными согласными. Подготовка к проверочной работе. | ||
26 | Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова». | ||
Непроизносимые согласные в корне слова (10 ч.) | |||
27 | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. | ||
28 | Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. | ||
29 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р.р. Сочинение по опорным словам (с. 85) | ||
30 | Развитие умения писать слова с сочетанием –сн-. | ||
31 | Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова». | ||
32 | Повторение по теме «Непроизносимая согласная в корне слова. Подготовка к проверочной работе». | ||
33 | Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». | ||
34 | Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными в корне слова. | ||
35 | Контрольный диктант № 2 | ||
36 | Пишу правильно (анализ и работа над ошибками). | ||
Безударные гласные в корне слова (9 ч.) | |||
37 | Правописание безударных гласных в корне слова. Развитие умения подбирать проверочные слова к словам с двумя безударными гласными. | ||
38 | Развитие умения видеть в словах орфограммы – безударные гласные. | ||
39 | Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных. Р.р. Свободный диктант | ||
40 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. | ||
41 | Развитие умения писать слова с безударными гласными в корне слова. Подготовка к проверочной работе. | ||
42 | Проверочная работа № 4 по теме «Безударные гласные в корне слова». | ||
43 | Р.р. Обучающее сочинение по опорным словам | ||
44 | Контрольный диктант № 3 | ||
45 | Пишу правильно (анализ и работа над ошибками). | ||
Сложные слова и их правописание (7 ч.) | - находить в предложении (тексте) сложные слова путем выделения двух корней и соединительной буквы о (е); - осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней; - использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер). | ||
46 | Знакомство с понятием «Сложные слова». | ||
47 | Знакомство с соединительными гласными о и е в сложных словах. Контрольный словарный диктант. | ||
48 | Знакомство с образованием сложных слов. | ||
49 | Развитие умения распознавать сложные слова (имена существительные и имена прилагательные), их использование в речи для характеристики людей. | ||
50 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Р.р..Свободный диктант (упр. 142) | ||
51 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Подготовка к проверочной работе. | ||
52 | Проверочная работа № 5 по теме «Сложные слова и их написание». | ||
Части слова. Приставка (1 ч.) | - находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги; - мотивировать слитное – раздельное написание ( по – это приставка, так как…, поэтому пишется слитно; по –это предлог, так как …, поэтому пишется раздельно; это орфограмма – пробел); - различать приставки по- и па-, про- и пра-; - различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня; - анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ и ь, исходя из состава слова и опознавательных признаков; - выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму; - систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы; - участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками. - выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи; - составлять в группе обобщенную схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника; - открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи; - определять грамматические признаки имен существительных; - определять начальную форму имени существительного; - наблюдать за использованием имен существительных в речи; - анализировать текст с преимущественным употреблением имен существительных; - употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имен существительных (П); - анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определенной последовательности (выполнять морфологический разбор); - образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения; - разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой; - продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею…»); - письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста); - сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами. | ||
53 | Приставка, ее роль в слове (повторение). Развитие умения находить в словах приставки. | ||
Безударные гласные в приставках (3 ч.) | |||
54 | Правописание безударных гласных в приставках. | ||
55 | Развитие умения писать безударные гласные в приставках. | ||
56 | Развитие умения различать и правильно писать приставки про- и пра-, по- и па-. | ||
Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня (2 ч.) | |||
57 | Знакомство с причиной появления удвоенной согласной буквы на стыке приставки и корня. | ||
58 | Развитие умения различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня | ||
Разделительные ъ и ь (7 ч.) | |||
59 | Звук ( й ) и его обозначение на письме. Знакомство с правилами правописания слов с разделительными ъи ь | ||
60 | Развитие умения правильно писать слова с разделительными ъи ь. | ||
61 | Развитие умения правильно писать слова с разделительными ъи ь. Подготовка к проверочной работе. | ||
62 | Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Разделительные ъ и ь». | ||
63 | Упражнения в правописании слов с разделительными ъи ь. Р.р. Свободный диктант. | ||
64 | Контрольный диктант № 4. | ||
65 | Пишу правильно (анализ и работа над ошибками). | ||
Части слова. Окончание и основа (2 ч.) | |||
66 | Формирование понятия об окончании и основе слова. | ||
67 | Развитие умения находить в слове окончание. | ||
Основа слова и окончание ( 2 ч.) | |||
68 | Формирование умения выделять в слове основу. | ||
69 | Развитие умения находить в слове окончание и основу. | ||
Части слова. Суффикс (2 ч.) | |||
70 | Понятие о суффиксе и его роль в слове. | ||
71 | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова. | ||
Разбор слова по составу (5 ч.) | |||
72 | Формирование умения составлять слова по схемам. Порядок разбора слова по составу. | ||
73 | Развитие умения выполнять разбор слова по составу. Словарный диктант. | ||
74 | Развитие умения выполнять разбор слова по составу. Подготовка к проверочной работе. | ||
75 | Проверочная работа № 7 по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу». | ||
76 | Контрольное списывание № 2. | ||
Части речи в русском языке (1 ч.) | |||
77 | Части речи в русском языке. | ||
Имя существительное как часть речи (2 ч.) | |||
78 | Формирование понятия об имени существительного. | ||
79 | Определение роли имени существительного. Р.р. Составление текста. | ||
Имена существительные одушевленные и неодушевленные (3 ч.) | |||
80 | Формирование понятия об одушевленных и неодушевленных именах существительных. | ||
81 | Наблюдение за использованием имен существительных в речи. | ||
82 | Обобщение по теме «Имя существительное». | ||
Род имен существительных (3 ч.) | |||
83 | Знакомство с именами существительными мужского, среднего и женского рода. | ||
84 | Род – постоянный признак имен существительных. | ||
85 | Знакомство с окончаниями имен существительных мужского, среднего и женского рода. | ||
Число имен существительных (4 ч.) | |||
86 | Формирование умения изменять имена существительные по числам. | ||
87 | Формирование умения образовывать имена существительные множественного числа. Словарный диктант. | ||
88 | Окончание имен существительных в единственном и множественном числе. | ||
89 | Развитие умения выполнять разбор имени существительного как части речи. | ||
Словообразование имен существительных (9 ч.) | |||
90 | Формирование умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением. | ||
91 | Знакомство с уменьшительно-ласкательными формами мужских и женских имен в русском языке. | ||
92 | Формирование умения образовывать имена существительные от основ существительных и глаголов. | ||
93 | Р.р..Сочинение сказки по серии картинок с использование имен существительных с разными суффиксами. | ||
94 | Развитие умения выполнять разбор имени существительного по составу. | ||
95 | Р.р. Обучающее изложение «Мурлыка». | ||
96 | Употребление имён существительных в речи. Р.р. Свободный диктант. | ||
97 | Повторение по теме «Имя существительное как часть речи». Подготовка к проверочной работе. | ||
98 | Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи». | ||
Местоимение как часть речи (7 ч.) | |||
99 | Формирование понятия о местоимении. Личные местоимения. | - отличать местоимения от слов других частей речи; - заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования); - писать предлоги с местоимениями раздельно; - осознавать роль личных местоимений в речи; - продуцировать текст с использование местоимений (сочинение «О себе»). | |
100 | Знакомство с местоимениями 1, 2,3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. | ||
101 | Формирование умения выполнять разбор местоимения как части речи. | ||
102 | Роль личных местоимений в речи. Р.р. Обучающее изложение «О себе». | ||
103 | Р.р. Свободный диктант «Паучок». | ||
104 | Закрепление знаний о местоимении. Подготовка к проверочной работе. | ||
105 | Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи». | ||
Имя прилагательное как часть речи (4 ч.) | - группировать слова по частям речи; - находить в тексте имена прилагательные по вопросу; -наблюдать за ролью имен прилагательных в речи; - анализировать текст с преимущественным употреблением имен прилагательных (П); - различать текст- описание и текст – повествовании (П); - выделять в предложении словосочетания прил.+ сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному; - называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор); - продуцировать текст- описание по опорным словам; - подбирать антоним к данному имени прилагательному (П); - проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса; - разбирать по составу имена прилагательные. | ||
106 | Формирование понятия об имени прилагательном как части речи. | ||
107 | Определение роли имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными. | ||
108 | Наблюдение за использованием имен прилагательных в речи. | ||
109 | Формирование умения выполнять разбор имени прилагательного как части речи. | ||
Правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных (4 ч.) | |||
110 | Знакомство с окончаниями имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. | ||
111 | Формирование умения проверять правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. | ||
112 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами. | ||
113 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами. | ||
Разбор имен прилагательных по составу (5 ч.) | |||
114 | Словообразование имен прилагательных. Р.р. Сочинение по опорным сочетаниям слов. | ||
115 | Развитие умения выполнять разбор имени прилагательного по составу. | ||
116 | Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи». | ||
117 | Контрольный диктант № 5. | ||
118 | Пишу правильно (анализ и работа над ошибками). | ||
Глагол как часть речи (4 ч.) | - наблюдать за ролью глаголов в речи; - анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов (П); - участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов; - выделять начальную (неопределенную) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную; - образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени; - выделять суффикс –л- в форме прошедшего времени глагола; - определять изученные грамматические признаки глагола; - накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм; - совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи. | ||
119 | Формирование понятия о глаголе как части речи. | ||
120 | Наблюдение за изменением глаголов по временам. | ||
121 | Знакомство с суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | ||
122 | Наблюдение за изменением глаголов по числам. | ||
Правописание частицы не с глаголами (2 ч.) | |||
123 | Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами. | ||
124 | Развитие умения писать частицу не с глаголами. Р.р. Свободный диктант. | ||
Неопределенная форма глагола (9 ч.) | |||
125 | Формирование понятия о неопределенной форме глагола. | ||
126 | Неопределенная форма глагола. Формирование умения писать ь в глаголах неопределенной формы. | ||
127 | Образование форм времени от неопределенной формы глагола. | ||
128 | Развитие умения выполнять разбор глагола как части речи. | ||
129 | Повторение. Подготовка к проверочной работе. | ||
130 | Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом». | ||
131 | Пишу правильно (анализ и работа над ошибками). | ||
132 | Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол как часть речи». | ||
133 | Р.р. Контрольное изложение. | ||
Предложение и текст (26 ч.) | - различать виды предложений о цели высказывания; - произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; - накапливать опыт постановки логического ударения; - различать слово, словосочетание и предложение; - находить в предложении грамматическую основу, обозначать ее графически; - различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения; - устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов. - разделять непунктированный текст на предложения; - совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения; - использовать этот порядок при разборе; - оценивать правильность работы; - распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл; - находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами; - объяснять постановку знаков препинания; - конструировать предложения с однородными членами; - накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений; - наблюдать за ролью разделительного знака- запятой в предложении с однородными членами; - различать простое и сложное предложения (одна грамматическая основа – две грамматические основы) (П); - накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью (П); - конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу) (П); - совместно составлять алгоритм синтаксического разбора предложения, действовать по алгоритму, проверять себя (П); | ||
Виды предложений по цели высказывания и интонации (3 ч.) | |||
134 | Знакомство с видами предложений по цели высказывания. | ||
135 | Формирование умения использовать интонацию в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. | ||
136 | Знакомство с восклицательными и невосклицательными предложениями. | ||
Главные и второстепенные члены предложения (7 ч.) | |||
137 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. | ||
138 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое. | ||
139 | Формирование понятия о второстепенных членах предложения. | ||
140 | Составление схем предложения и предложений по схемам. | ||
141 | Формирование понятия о распространенных и нераспространенных предложениях. | ||
142 | Развитие умения выполнять разбор предложения. Контрольный словарный диктант. | ||
143 | Развитие умения выполнять разбор предложения. | ||
Предложения с однородными членами (8 ч.) | |||
144 | Формирование понятия об однородных подлежащих и сказуемых. | ||
145 | Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении. | ||
146 | Определение роли знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. | ||
147 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | ||
148 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. | ||
149 | Развитие умения объяснять постановку знаков препинания в предложении. | ||
150 | Развитие умения ставить запятые в предложениях с однородными членами (урок-практикум). | ||
151 | Р. р. Свободный диктант. | ||
Простые и сложные предложения (8 ч.) | |||
152 | Формирование понятия о простом и сложном предложениях. | ||
153 | Знакомство с правилами постановки запятой в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. | ||
154 | Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. | ||
155 | Формирование умения ставить запятую в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. | ||
156 | Р.р Свободный диктант. | ||
157 | Развитие умения выполнять разбор простого и сложного предложений. | ||
158 | Развитие умения выполнять разбор простого и сложного предложений. Подготовка проверочной работе. | ||
159 | Проверочная работа № 12 по теме «Предложение». | ||
Повторение (11 ч.) | - систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации; представить его в виде схем, таблиц; - продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу. | ||
160 | Повторение знаний о предложении, тексте. | ||
161 | Повторение о частях речи | ||
162 | Контрольное списывание № 3 | ||
163 | Повторение изученных орфограмм. Безударная гласная в корне слова, в приставке | ||
164 | Повторение изученных орфограмм. Парная согласная в корне слова. Непроизносимая согласная в корне слова | ||
165 | Повторение изученных орфограмм. Удвоенная согласная в корне слова. Разделительные ъ и ь | ||
166 | Итоговый диктант | ||
167 | Пишу правильно (работа над ошибками). Части слова | ||
168 | Итоговая контрольная работа | ||
169 | Анализ итоговой контрольной работы | ||
170 | Такой увлекательный русский язык (урок-игра) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 3...
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 3 класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунее...
Рабочая программа по технологии 1 класс "Школа 2100" ФГОС
Программа с тематическим планированием...
Рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа 2100" ФГОС
Данный материал поможет учителю при составлении рабочей программы по русскому языку....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по математике 3 класс Школа 2100 ФГОС
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта...