Рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему

Иваненко Наталья Юрьевна

 

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др. В неё входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование. Количество недельных часов-5. Общее количество часов-170.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkii_yazyk.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования и обеспечена УМК для 4 класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В.  Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

Язык по  своей  специфике и социальной значимости –  явление уникальное: он является  средством общения и воздействия, сред- ством  хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры   народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания  и,  наконец,  первоэлементом художе- ственной литературы как словесного искусства. В силу  этого обсто- ятельства язык  имеет только ему  присущий статус среди  других школьных предметов.

Курс  русского  языка  в начальной  школе  –  часть  единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:

чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык»  в началь-

ной  школе  состоит  в  том,   чтобы   заложить основу   формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель  определяется как  развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей  целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе  основных положений науки о языке (познавательная цель);

–  формирование коммуникативной  компетенции (социокультурная  цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей  патриотического чувства по отношению к род- ному  языку: любви  и интереса к нему, осознания его красоты и эсте- тической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей  чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),  совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;         

5) сообщение        необходимых         знаний         и         формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для  того,  чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие  с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной  грамотностью на  уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов  устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Русский язык»:

4)  приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

В 4-м  классе  расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с прямой речью.

Все  полученные знания и  умения делают возможным и  логичным  введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной  конструкции из двух  частей и начало развития умения ста- вить  запятую между частями сложного предложения.

В течение всего  учебного года  продолжается развитие читательских умений детей  на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при  чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие  абзаца как смысловой части текста.

В 4-м классе  продолжается развитие умений писать слова  с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова  с ь и  ъ. Изучается правописание  слов  с удвоенной буквой согласного в корне типа  ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова  с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на  материале трёх- сложных слов – с двумя безударными гласными в корне или  в словах  с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа  рассказ, рассвет. Дети  учатся пользоваться двумя способами проверки:  подбором однокоренных  слов   и  изменением  формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая  орфограмма –  обозначение  буквой  на  письме непроизносимого  согласного звука  в  корне  слова.  Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

Дети  знакомятся с окончанием и его  функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на  этом  материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением одно- коренных слов  с чередованием согласных в  корне типа   дорога  – дорожка  – дорожный; подбор  однокоренных слов).  Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того,  дети  знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в  разборе по  составу доступных слов, знакомятся  со сложными словами.

В 4-м  классе части речи  становятся главным предметом изучения, т.к. для  этого  есть  необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт  в  результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли  в предложении.  Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих  частей речи.

При изучении частей речи  особое внимание уделяется наблюдению  за  их ролью  в  предложении, тексте, за  особенностями употребления существительных,  прилагательных,  глаголов и  личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям  в  подборе   синонимов  и  антонимов,  тематических  групп слов.

В  курсе русского языка  дети  получают первоначальное  представление  о  системе языка,  т.к.  знакомятся на   элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов  «Слово»,   «Предложение»  и  «Текст»   в  курс русского        языка         входят  разделы  «Развитие        речи»         и

«Совершенствование  навыков  каллиграфии».  Два  последних не выделены в качестве специальных разделов для  изучения, но являются  ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

1)  Количественное и  качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей  в ходе наблюдения за лексическим  значением  слов,  подбора групп  однокоренных  слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе  работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами;  над   правильностью  употребления  форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговор- ной   речи,  устной  учебно-научной речи;  навыками  и  умениями понимания         и         элементарного        анализа         художественного        и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

4-й класс

Личностными результатами изучения  предмета «Русский  язык»

являются следующие умения и качества:

–  эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

–  эмпатия –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

–  чувство прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письмен- ной форме  общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения  этих  результатов служат тексты учебни-

ков, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения  курса  «Русский  язык»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответ- ствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных  УУД служат технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать   информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различ- ных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогиче- ской  формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения  курса  «Русский  язык»

является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

– видеть в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам (без  введения этого  понятия), правильно писать слова  с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непро- износимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами про- верки букв  гласных и согласных в корне; писать слова  с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова  с соединительной буквой о и е; частицу не  с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «усло- вия  выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

–  правильно  списывать слова, предложения,  текст,  проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова  с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

– находить в слове  окончание и основу, составлять предложения из  слов  в начальной форме  (ставить слова  в нужную форму),

образовывать слова  с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том  числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих  частей речи  в объёме программы;

– определять вид  предложения по цели высказывания и интонации,  правильно  произносить  предложения  с  восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

–  разбирать предложения  по  членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к  второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять  из   предложения  сочетания  слов,  связанных  между собой;

– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с  однородными членами  (без  союзов,  c  одиночным союзом  и);

– составлять предложения с однородными членами, употреблять

их в речи;

– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

–  читать художественные тексты учебника, осмысливая их  до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст  на  части  с  опорой  на  абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество   частей, задавать вопрос   к каждой части, составлять  план, пересказывать по плану);

–  письменно пересказывать  текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к  изучению родного языка, сознательно наблюдать за  своей  речью,  стремиться к  употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов,  к совершенствованию своей речи;

Структура курса.

4-й класс

170 ч (5 часов в неделю)

Вводный урок (1 ч)

Повторение. (15 ч)

Предложение. Текст.  (35 часов)

Расширение понятия о предложении. Предложения повествова- тельные,  вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные;   особенности интонации;  оформление  этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль  в речи.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за вто- ростепенными членами предложения.  Умение находить в предло- жении главные члены и второстепенные; определять, какие второ- степенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Понятие об однородных членах  предложения, их  роли  в  речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения.  Однородные члены,  связанные без  помощи союзов  и при  помощи одиночного союза  и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль  этого  знака препина- ния  в понимании смысла предложения.

Понятие о сложном предложении (на  примере конструкции из двух  частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между  двумя  частями  сложного предложения.  Смысловая роль этого  знака препинания (разделительная функция): запятая раз- деляет два  предложения, две мысли. Развитие внимания к струк- туре  предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на  материале текстов учебни- ка.  Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Имя существительное. (45 часов)

Определение имени существительного, значение и употребление; - род имени существительного: мужской, женский, средний;

существительные мужского и женского рода с шипящими на конце'(рожь, нож, ночь, мяч, мышь, ка-мыш, вещь); правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).  

Определение имени .существительного, значение и употребление; - род имени существительного: мужской, •;. женский, средний; существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, . ночь; мяч, мышь, вещь) ; правописание безударных падёжных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -мы, -ья, -ьё, -ия, -ов, -ин).  

Алгоритм определения склонения имен существительных ;алгоритм морфологического разбора.  

 Орфограмма «Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения».  Общее правило написания безударных падежных окончаний  имен существительных.

Имя прилагательное (20 часов)

Значение и употребление имен прилагательных в речи; изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными; склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ии, -ья, -ов,-ин;  правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц); правило, порядок морфологического разбора прилагательного;

правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Глагол.  (36 часов)

 Значение и употребление глагола в речи; неопределенная форма глагола, вопросы что делать? что сделать?; изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;  правописание глагол во 2-м лице ед. ч.

Алгоритм определения спряжения глагола.

Значение и употребление глагола в речи; - неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения)

Повторение. (17 ч)

Развитие речи  –  одно  из  направлений  работы на  всех  уроках русского языка.  Продолжение обогащения словарного запаса уча- щихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи  конструкция- ми с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи  в ходе  работы с языковым материалом, чте- ния  текстов и т.д. Развитие связной письменной речи  (написание свободных диктантов,  изложений,  небольших сочинений по  кар- тинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление  навыка  начертания  букв, способов соединений. Работа по  совершенствованию почерка,  устранению недочётов графического характера.

Резерв. (1 ч)

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.

№ п\п

Тема

Проверочная работа

Диктант

Контрольное списывание

Самостоятельная работа

Словарный диктант

Сочинение

Изложение

Свободный диктант

1

Диагностическая  контрольная работа

2


Повторение.

3

Простое предложение. Предложения  с однородными членами

4

Сложные предложения с союзами и, а, но

5

Предложения с прямой речью.

6

Что мы уже знаем об имени существительном.

7

Изменение имен существительных по падежам.

8

Три склонения имен существительных.

9

Правописание мягкого знака после шипящих на конце

существительных.

10

Правописание безударных падежных окончание имен существительных.

11

Правописание безударных падежных окончание имен прилагательных

12

Правописание безударных падежных окончание глаголов

13

Разбор глагола по составу.

14

Повторение.



15

Административная контрольная работа за 2  полугодие

Календарно-тематическое планирование.


п/п

Дата

Тема урока

Кол-во час.

Характеристика деятельности учащихся

Дом. задание.

По

 плану

По факту

1–2

Поэты и писатели

о русском языке

1

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

с. 7, упр. 3; сочинение «Самые дорогие слова»

Раздел 1. Повторение (15 часов)

3

Повторение фонетики и графики

1

Объяснять понятие «слово» и его лексическое значение

Обогащать словарный запас словами по изучаемым темам

Усваивать данные лексические единицы в соответствии с изучаемыми темами.

Объяснять значение слова и способы изменения формы слова.

Моделировать предложения (в том числе в ходе игр).

Уметь членить устную речь на предложения, а также Устанавливать смысловые отношения слов в словосочетаниях.

Различать слово, словосочетание, предложение

 Сравнивать собственные предложения с заданной моделью.

Находить в словах изученные орфограммы.

Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.

№ 6, 7 (дидактический материал)

4

Повторение фонетики. Слог и ударение

1

№ 13, 14 (дидактический материал)

5

Что такое графика. Контрольное списывание по теме «Повторение»

1

№ 18 (дидактический материал);

с. 34, № 1; с. 16 – запомнить порядок фонетического разбора;

с. 39, № 1

6

Фонетический разбор слова

1

7

Повторение орфографии

1

с. 39, № 2

8

Повторение изученных орфограмм

и их графического обозначения

1

с. 39–40,

№ 3

9

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания

1

№ 21 (учебник), № 23 (дидактический материал)

10

Повторение состава слова

1

с. 40, № 4; выучить определения, с. 26

11

Входная административная контрольная работа по теме «Повторение»

1

Повторить словарные слова

12

Работа над ошибками. «Пишу правильно»

Словарный диктант

1

 

13

Повторение изученного о частях речи

1

с. 40, № 5

14

Повторение изученного по синтаксису

1

Находить корень в группе однокоренных слов.

Обнаруживать чередующиеся соглсные звуки в корне однокоренных слов.

Контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки.

– выполнять словарную работу;

– разбор предложений (главные и второстепенные члены);

– определять виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

№ 21 (учебник), № 23 (дидактический материал)

15

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение»

1

с. 40, № 4; выучить определения, с. 26

16

Развитие речи.

Обучающее изложение «Золотой рубль»

1

17

Анализ изложений

и работа над ошибками

1

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами.

Устанавливать несоответствие произношения и написания.

 Обогащать словарный запас новыми словами и речевыми конструкциями.

Участвовать в учебном диалоге


Предложение. Текст (40 часов) 

Раздел 2. простое предложение. предложения с однородными членами (15 часов) 

18

Как отличить простое предложение

от сложного

1

– узнавать в тексте словосочетания, простые предложения;

– приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений;

– определять предложения по цели высказывания и интонации

№ 53 (у);

№ 29 (дидактический материал)

19

Как отличить простое предложение

от сложного

1

№ 28 (дидактический материал)

20-21

Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов

и с союзом и

2

№ 30 (дидактический материал)

22

Развитие речи. Обучающее изложение «Что я люблю»

1

№ 31 (дидактический материал)

23

Анализ изложений

и работа над ошибками

1

№ 32 (дидактический материал)

24-25

Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но

2

с. 53–54,

№ 1

26

Развитие речи. Обучающее сочинение «Что я люблю»

1

Участвовать в учебном диалоге

Воспринимать правильно русскую речь

Участвовать в учебном диалоге

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами.

Находить и исправлять орфографические ошибки.

Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

с. 54, № 3

27

Анализ сочинений

и работа над ошибками

1

с. 54, № 4

28-29

Развитие умения ставить запятую

в предложениях

с однородными

членами

2

. 54, № 2; № 33 (дидактический материал)

30

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 1

1

31

Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения

с однородными членами

1

№ 36 (дидактический материал)

32

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Словарный диктант

1

№ 35 (дидактический материал)

Раздел 3. сложные предложения с союзами  и, а, но (13 часов)

33-34

Отличие простого предложения от сложного. Запятая

в сложном предложении с бессоюзной связью

2

Знать:

– правила расстановки знаков препинания в сложном предложении;

  • признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения.

использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами

и, а, но;

составлять устный рассказ на грамматическую тему по плану

Участвовать в учебном диалоге

Воспринимать правильно русскую речь

Участвовать в учебном диалоге

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами.

Находить и исправлять орфографические ошибки.

Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

– применять полученные теоретические знания;

– «читать» схемы предложений;

– отличать простые предложения с однородными членами от сложных;

– расставлять запятые;

– составлять по схемам предложения и грамотно оформлять их на письме;

с. 69, №1; № 38 (дидактический материал)

35-36

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

2

с. 69, № 2; правило;

№ 39 (дидактический материал)

37

Развитие речи. Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант «Мечты о подвиге»









1

Повторить изученные орфограммы

38-40

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами

и, а, но

3

с. 70, № 3; с. 71, № 4

41

Развитие речи. Обучающее сочинение «Субботний вечер

у нас дома»

1

№ 40 (дидактический материал)

42-43

Повторение и обобщение материала по теме «Сложные предложения с союзами

и, а, но». Проверочная работа № 2

2

№ 42, 43 (дидактический материал)

44

Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами

и, а, но»

1

№ 46 (дидактический материал)

45

Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант 

1

№ 41 (дидактический материал)

Раздел 4. предложения с прямой речью (12 часов)

46

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение

с прямой речью

1

Знать, из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи

Правило; № 48 (дидактический материал)

47-48

Знаки препинания

в предложениях

с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора

2

Знать правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Уметь пунктуационно оформлять такие предложения

 оформлять цитаты на письме

применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы


применять знания при выполнении самостоятельной работы

с. 84, № 2;

с. 83, № 1; правило

49

Развитие речи.

Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование предложений

с прямой речью

в письменной речи

1

с. 84, № 3; упр.97; принести газету

50

Анализ сочинений. Запись цитаты в виде предложения

с прямой речью

1

с. 84, № 4

51

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью

1

52

Развитие речи. 

Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух»

1

53-54

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью





2

55

Проверочный диктант  по теме «Предложения

с прямой речью»

1

записывать текст под диктовку, контролировать свое письмо

56

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Словарный диктант

1

выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта

слово (103 часа)

имя существительное (40 часов)

Раздел 5. что мы знаем об имени существительном (3 часа)

57

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных

1

– определение имени существительного, значение и употребление;

– род имени существительного: мужской, женский, средний;

– существительные мужского и женского рода с шипящими на

№ 53 (дидактический материал)

58

Составление устного рассказа на тему «Имя существительное как часть речи». Роль имен существительных в предложении, в речи.

Развитие речи. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна»

1

– различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода;

– различать склонения имен существительных

59

Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы

1

Упр. 115

Раздел 6. Изменение имен существительных по падежам (12 часов)

60

Наблюдение за словоизменением имен существительных

1

– определение имени существительного, значение и употребление;

– род имени существительного: мужской, женский, средний;

  • существительные мужского и женского рода с шипящими
  • – различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена
  • существительные мужского, женского и среднего рода;
  • – различать склонения имен существительных;
  • – изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы

с. 117, № 1; выучить таблицу «Падежи»

61

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их

в разные падежные формы

1

с. 117, № 2

62

Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе

1.

Составить рассказ

63

Развитие речи.

Обучающее изложение по рассказу

Э. Шима «Жук на ниточке»

1.

64

Анализ изложений. Именительный и винительный падежи

1

с. 118, № 3

65

Родительный падеж

1.

упр. 142

66

Административная контрольная работа

1.

67

Работа над ошибками. Дательный падеж

1.

с. 118, № 5

68

Творительный падеж

1.

– изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы)

№ 67 (дидактический материал)

69

Предложный падеж

1.

с. 119, № 6

70

Обобщение знаний

о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю

об изменении имен существительных

по падежам»

1.

составлять устный рассказ, предложения со словами

в разных падежах

№ 69 (дидактический материал)

71

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имен существительных по падежам»

1.

Раздел 7. три склонения имен существительных (6 часов)

72

Что такое склонение? Три склонения имен существительных

1.

Знать вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен существительных

с. 11, № 1

73

Развитие речи.

Контрольное изложение за 1-е полугодие

1.

 

74

Анализ изложений. Развитие умения определять склонение имен существительных

1.

с. 11, № 2

75

Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного

1.

с. 11, № 4

76

Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления

1.

Знать алгоритм морфологического разбора.

Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного

с. 11, № 3

77

Развитие речи. Обучающее сочинение «Пальчики оближешь» Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами

1.

Уметь находить, отличать несклоняемые существительные, определять их особенности

Раздел 8. правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (7 часов)

78

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

Словарный диктант

1.

определять признаки «опасных» мест в словах, записывать по памяти словарные слова, графически обозначать орфограмму

 

с. 12, № 5

79

Буква Ь после шипящих на конце имен существительных.

1.

с. 12, № 6

80

Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы.

1.

с. 12–13,  

№ 7

81-82

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4

2

применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий

№ 81 (дидактический материал)

83

Контрольный диктант № 5 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»

1.

№ 83 (дидактический материал)

84

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Словарный диктант

1.

№ 87 (дидактический материал)

Раздел 9. правописание безударных падежных окончаний имен существительных (11часов)

85

Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных

1.

Определять начальную форму имени существительного.

Определять грамматические признаки имён существительных.

Наблюдать за использованием имён  существительных в речи

с. 24, № 1, правило, с. 17–18

86-87

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму

2

с. 25, № 2; № 88 (дидактический материал)

88

Развитие речи. Обучающее изложение «Первая газета»

1.

с. 25, № 3

89-91

Анализ изложений. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания

3

с. 26, № 4; № 92 (дидактический материал)

92-93

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

2

составлять устный рассказ «Что я знаю о словоизменении имен существительных» по плану

с. 27,

№ 2, 4

94

Проверочный диктант  по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

1

Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта

с. 27, № 3

95

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Словарный диктант

1

Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта

№ 91 (дидактический материал)

Имя прилагательное (20 часов)

Раздел 10. что мы знаем об имени прилагательном (4 часа)

96

Повествование

и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных

в речи

1.

Знать:

– значение и употребление имен прилагательных в речи;

– изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными;

– склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин;

– правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц)

с. 47, № 1

97

Роль прилагательных-антонимов

в речи

1.

с. 48, № 2

98

Развитие речи. Обучающее сочинение-описание «Прогулка»

1.

№ 99 (дидактический материал)

99

Работа над ошибками сочинения. Морфологический разбор имени прилагательного

1.

с. 48, № 3

Раздел 11. Словоизменение имен прилагательных (3часа)

100-101

Изменение имен прилагательных

по падежам

2

порядок морфологического разбора прилагательног

с. 49, № 4; № 103 (дидактический материал)

102

Словосочетание

существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании

1.

изменять прилагательные по родам, числам и падежам, выполнять морфологический разбор прилагательного

с. 49, № 5

Раздел 12. правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (13 часов)

103

Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных

1

Знать правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Уметь применять правило на практике, графически обозначать орфограммы

с. 49, № 6

104

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания

1.

с. 50, № 7

105-106

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания

2

с. 50, № 8; № 110 (дидактический материал)

107

Обучающее изложение «Первое путешествие»

1.

использовать в сочинении имена прилагательные

№ 111 (дидактический материал)

108-109

Анализ изложений. Упражнения на повторение

2

№ 114, 115 (дидактический материал)

110-111

Повторение по теме «Имя прилагательное»

2

№ 104, 101 (дидактический материал)

112

Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

1.

с. 51, № 3

113

Закрепление изученного материала по теме «Имя прилагательное». Проверочная работа № 6

1.

актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал

с. 51, № 4

114

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное»

1.

применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта

с. 51, № 2

115

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

Словарный диктант

1

выполнять работу над ошибками, редактировать текст

№ 102 (дидактический материал)

Глагол (43 часа)

Раздел 13. Что мы знаем о глаголе (4 часа)

116

Роль глаголов

в предложении,

в речи. Правописание глаголов с частицей не

1.

Знать:

– значение и употребление глагола в речи;

– неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

– изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

– изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

– правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.

№ 124, 125 (дидактический материал)

117-118

Значение и грамматические признаки глагола

2

№ 129, 130 (дидактический материал)

119

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе

1

№ 134 (дидактический материал)

Раздел 14. словоизменение глаголов (3 часа)

120

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения

1.


Наблюдать за ролью глаголов в речи.

Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени.

Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени.

№ 138 (дидактический материал)

121-122

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное

2

№ 140 (дидактический материал)

Раздел 15. Правописание безударных личных окончаний глаголов (21 час)

123

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

1

Знать:

– значение и употребление глагола в речи;

– неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

– изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

с. 94, № 1

124-125

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму

2

с. 94, № 2; № 144 (дидактический материал)

126-127

Глаголы-исключе-ния. Выбор способа определения спряжения глагола

2

Наблюдать за ролью глаголов в речи.

Правильно писать частицу не с глаголами.

с. 94, № 3; № 152 (дидактический материал)

128

Развитие речи. Обучающее сочинение по картинкам

1.

с. 95, № 4

129-131

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Анализ сочинений

3

Наблюдать за ролью глаголов в речи.

Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени.

Выделять начальную (неопределённую ) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

с. 95, № 5; № 155 (дидактический материал)

132

Разбор глагола

как части речи

1.

№ 153 (дидактический материал)

133

Проверочный диктант  по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1.

№ 154 (дидактический материал)

134-135

Работа над ошибками. Знакомство

с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и -ться

2

с. 96, № 6; № 156 (дидактический материал)

136

Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическими правилами

1.

№ 279; правило,

с. 86

137-138

Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа

2

№ 161, 162 (дидактический материал)

139-140

Развитие умения писать глаголы с безударной гласной

в личных оконча-

ниях

1.

№ 163, 164 (дидактический материал)

141

Обучающее изложение «Первые школы»

1

№ 290

142

Работа над ошибками. Редактирование текста изложений

1

редактировать текст изложений

№ 159 (дидактический материал)

143

Контрольное списывание по теме «Глагол»

1

№ 160 (дидактический материал)

Раздел 16. разбор глагола по составу (15 часов)

144-145

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом

2

выполнять разбор глагола по составу (по алгоритму)

№ 165 (дидактический материал)

146

Обучающее сочинение. Использование в письменной речи глаголов в форме настоящего времени с изученными орфограммами (40 минут)

1.

Уметь использовать

в письменной речи глаголы в настоящем времени с изученными орфограммами

№ 167 (дидактический материал)

147-149

Анализ сочинений. Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов

3

Уметь разбирать глаголы по составу

Знать:

– значение и употребление глагола в речи;

– неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;

– изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

– изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

– правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.;

№168 (дидактический материал)

150-151

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами

1.

№ 306

152

Развитие речи. Обучающее сочинение «День моей мамы»

1.

№169 (дидактический материал)

153-154

Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. Повторение по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант 

1.

№ 307;

с. 107, № 4

155

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7 по теме «Глагол»

1.

с. 107, № 5

156

Обобщение и систематизация знаний

по теме «Глагол», закрепление орфографических, пунктуационных и языковых умений

1

с. 107, № 6

157

Административный контрольный диктант

1.

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

№ 170 (дидактический материал)

158

Работа над ошибками. «Пишу правильно»

1.

применять правила, выполнять работу над ошибками

с. 107, № 3

Раздел 17. повторение (12 часов)

159-161

Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст»

3

применять

в системе полученные знания

№ 172, 173 (дидактический материал)

162

Контрольное изложение «Странный дуэт» (40 минут)

1.

№ 174 (дидактический материал)

163

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текста

1.

выполнять работу над ошибками, редактировать текст

№ 175 (дидактический материал)

164-165

Повторение по теме «Имя существительное»

2

выполнять итоговое тестирование по пройденному материалу

№ 313 (дидактический материал);

№ 78

166-167

Повторение по теме «Имя прилагательное»

2

применять

в системе полученные знания

№ 96, 97 (дидактический материал)

168-169

Повторение по теме «Глагол»

2

применять

в системе полученные знания

№ 179 (дидактический материал)

170-171

Урок-игра «Кто хочет стать отличником?»

2

172-172

Повторение

4

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Печатные пособия:

  • Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык». Учебник для 4 класса. М., «Баласс» 2011.
  • Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева, Л.Ю. Комиссарова «Методические рекомендации для учителя. Русский язык 4 класс».
  • Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Дидактический материал к урокам русского языка. 4 класс»
  • Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Проверочные и контрольные работы. 4 класс» Тетради на печатной основе

ТСО (средства ИКТ)

  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Интерактивная доско
  • Проектор
  • Компьютер

Цифровые образовательные ресурсы:

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ

http://fsu.edu.ru/p1.html

Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

http://www.rost.ru

Федеральный портал "Российское образование"

http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

http://www.ict.edu.ru

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования

http://ndce.edu.ru

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

http://www.rostobr.ru

Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области

http://www.rostobrnadzor.ru

Учительская газета

http://www.ug.ru

Газета "Первое сентября"

http://ps.1september.ru

Газета "Начальная школа"

http://nsc.1september.ru

Журнал "Вестник образования России"

http://www.vestniknews.ru

Школьная пресса: информационный портал

http://portal.lgo.ru

Издательство «Баласс»        

www.school2100.ru

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»        

www.lbz.ru

Издательский центр "Владос"        

www.vlados.ru

Издательский центр "Мой учебник"        

www.my-tbook.ru

Издательство Московского государственного университета        

www.msu.ru/depts/MSUPubl2005

Педагогический университет «Первое сентября» (взаимодействует с факультетом педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова и Московским институтом открытого образования)

http://edu.1september.ru/courses/distance/?info=2

Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

http://roipkpro.ru/index.php/do-progr

edu.ru - ресурсы портала для общего образования        

school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.

§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК" Школа 2100" 2 класс

Учебно-тематическое планирование по русскому языку.1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование 2 кл....

Рабочая программа по русскому языку (ОС "Школа 2100") в 4 классе

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, т...

Рабочая программа по русскому языку ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по русскому языку ОС "Школа 2100" 4 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса Образовательная система «Школа 2...

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа 2100 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 классУМК Школа 2100в неделю 3 часа, за год 102 ч.по учебнику "Русский язык" Е.В.Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В.Прониной, О.В. Чиндиловой....