Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Слова,отвечающие на вопросы Кто? и Что?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Поддубная Анна Юрьевна

Урок учит ребят различать существительные одушевлённые и неодушевлённые, классифицировать их по вопросам кто? и что?, отличать слова-существительные от других частей речи, развивает воображение, творческое мышление, умение работать в парах и группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_dlya_2_klassa_got.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку для 2 класса: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?»

Учебные задачи:

· Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

· Повторить понятия «имя существительное», «одушевленные и неодушевленные существительные»

· Учить различать слова, одинаковые по написанию, но различные по значению

· Учить различать имена существительные от других частей речи

· Развивать умение подкреплять теоретические понятия собственными примерами

· Развивать творческое воображение и творческое мышление

· Учить оцениванию своих знаний, формировать адекватную самооценку, учить выявлять собственные трудности при усвоении учебной темы

· Актуализировать умение работать в паре, в группе, индивидуально.

Ход урока:

1. Орг.момент.

Сегодня к нам на урок пришёл необычный гость, отгадайте загадку и вы поймёте, кто это ( можно использовать любую загадку или ребус про солнце).

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?

(Появляется картинка с веселым солнцем).

Вместе с солнышком к нам пришли герои нашего учебника (Катюша Персикова, Петя Зайцев, Вова Колесников).

2.  Введение в тему. Теоретические понятия.

Нашему солнышку так понравились дети 2 класса, что оно запело песенку:

«Кто, кто в этом домике живет?

Кто, кто вместе с солнышком встает?»

(эта фраза написана на доске, рядом прикреплены рисунки куклы, мальчика, компьютера, щенка, розы)

-  Посмотрите внимательно на картинки и выберите те слова, которые могли бы служить ответом на вопрос солнышка. Обоснуйте свой ответ. (прикрепляется табличка кто?)

(дети выбирают слова мальчик, щенок)

- Как вы узнали, какие слова отвечают на вопрос кто? (прикрепляется табличка одушевленные)

- Какие слова в русском языке относятся к одушевленным существительным? (прикрепляется табличка люди и животные)

-  А на какой вопрос отвечают слова роза,компьютер,кукла? (прикрепляется табличка что?)

-  Какие слова отвечают на вопрос что? (прикрепляется табличка неодушевленные)

-  Какие слова относятся к неодушевленным существительным? (прикрепляется табличка остальные предметы)

-  А кто запомнил, как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?  (прикрепляется табличка имена существительные)

3. Постановка целей урока.

- Посмотрите на доску, вставьте пропущенные слова и назовите тему нашего урока.

(На доске: Слова, которые отвечают на вопросы …? и …?- это ……….)

- Прочитаем тему урока еще раз все вместе.

- Сегодня мы с вами научимся различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? 

4.  Практическая работа по учебнику.

А сейчас солнышко предлагает нам поработать с учебником.

Упр. 50 стр.36.

· Прочитаем задание (расположить слова в 2 столбика, которые отвечают на вопросы кто? и что? )

·  Как вы поняли, каким образом надо записать слова? (в столбик)

·  1 ученик выполняет задание на доске с проговариванием, полным объяснением)

·  Последние 3 слова дети пишут самостоятельно

·  Проверка самостоятельной работы

(Учитель обращает внимание детей на слова чудо и Чуковский)

-  Как мы отличали, какие слова отвечают на вопросы кто? и что? 

Физкультминутка для глаз.

«Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо)

Ах, как солнце высоко.

(Посмотреть вверх.)


Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками)


В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)


Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

5. Проблемная ситуация (работа в группах).

- Наши герои выполняли похожее задание по русскому языку, им встретилось слово мишка (прикрепляется табличка). Катюша написала это слово в 1 столбик (вопрос что?), Петя – во 2 столбик (вопрос кто?)

-  Посоветуйтесь в группах, кто прав? Обоснуйте свой ответ.

-  Проверка задания (чаще всего дети называют, что правы оба ученика, так как мишкой называют зверя (вопрос кто?) и игрушку (вопрос что?))

-  Некоторые дети предполагают, что мишкой был мальчик. Ребята из других групп возражают им, так как это слово написано с маленькой буквы, а имена людей пишутся с большой буквы (Учитель обращает внимание детей на то, что так называть ребенка неприлично, лучше назвать Михаил или Миша)

-  Кто из вас знает похожие слова? (зайчик, котик, и т.д.)

Физкультминутка.

Если учитель называет слово, которое отвечает на вопрос кто? - дети хлопают в ладоши.

Если учитель называет слово, которое отвечает на вопрос что? -  дети приседают.

Если встречается слово другой части речи («ловушка»), дети скрещивают руки над головой.

6. Самостоятельная работа.

Под рисунком солнца прикрепляются домики, на которых написаны вопросы кто? и что? Рядом написаны слова: окно, тополь, писать, кошка, красный и т.д.

Установка: «Кого и что ты встретишь на пути, ты помоги им домик свой найти»

-  Как вы поняли задание, как запишем слова в тетрадь? Не забывайте о словах-ловушках.

-  1 ученик выполняет задание за доской

- Задание для лидеров: придумайте и запишите свои примеры

-  Проверка (покажите ладошками знак согласия и несогласия)

-  Как мы рассуждали, какие слова отвечают на вопросы кто? и что? 

- Проверка задания для лидеров.

7. Работа в парах.

-  Придумайте 2 вопроса для соседа (какие слова отвечают на вопросы кто? и что? ) 

8. Творческие упражнения (задания по выбору)

- Наши герои тоже придумали для нас задания. Выберите то, которое вам больше понравилось, выполните в тетради.

Петя.

(прикрепляется табличка с заданием)

Что?…, …, ….

Кто?…, …, ….

Катюша.

«Волшебное превращение»

(замени одну букву так, чтобы получилось слово, которое отвечает на вопрос кто?)

Что? Коса, мак, капля

Кто?……, ……, …….

(ответы: коса-оса, киса, коза, мак- рак, капля- цапля)

(2 ученика выполняют задание за доской)

8. Экспресс-проверка теоретических знаний.

- А  что же за задание приготовил для нас Вова Колесников? Он прислал аудиописьмо.

- Если вы согласны с его утверждением, ставьте в тетради +, если нет, ставьте -.

(1 ученик выполняет задание за доской)

Включается магнитофонная запись с детским голосом:

·  Имена существительные отвечают на вопросы какой?, какая?

·  К одушевленным именам существительным относятся только люди и животные

·  К одушевленным именам существительным относятся растения и люди

· Имена существительные отвечают на вопросы кто? и что?

·  Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?

Запись в тетради:  - + - + -

9. Итоги, рефлексия.

Вопросы.

-  Что нового узнали?

-  Что получалось легко?

-  Что было трудно?

-  Что стало получаться лучше, чем вчера?

- Нашему солнышку понравилось ваши ответы, ваша работа. Посмотрите, как оно нам улыбается! Солнышко дарит вам своих друзей - маленьких солнышек (детям учитель раздает картинки).

- Нарисуйте ваше настроение от сегодняшнего урока: 

- веселое, радостное

- спокойное   

- грустное

10. Домашнее задание. Дидактический материал упр.35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 2 класс. Какие слова отвечают на вопрос кто? а какие на вопрос что?

Урок русского языка во 2 классе по программме "Школа 2100". Цель: познакомить учащихся со словами, отвечающими на вопросы кто? и что?...

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа 2100" по теме: Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

Данный урок разработан для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Школа 2100". Урок открытия новых знаний построен в технологии системно - деятельностного метода (проблемный урок). На уроке дети ...

Конспект урока русского языка 2 класс "Слова,отвечающие на вопросы какой?какая? какое?какие?" с презентацией

Конспект с использованием элементов ТРИЗ технологии,ИКТ. Разнообразие видов деятельности учащихся с использованием пословиц и поговорок....