Урок русского языка в 4 классе. Неопределенная форма глагола.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Синельщикова Лидия Ивановна

 

Цель: познакомить детей особенностями глаголов неопределѐнной формы; учить правильно, ставить вопросы к глаголам в неопределѐнной форме;

Задачи: 
Образовательные: 
- совершенствовать умение определять глагол как часть речи; 
- актуализировать знания учащихся о глаголе как часть речи (грамматические признаки глагола: число, род, время); 
Развивающие: 
- развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность; 
- продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока. 
Воспитательные: 
- создать условия для формирования коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать; 
- социальной компетентности: взаимное сотрудничество; 
- воспитывать духовно-нравственные качества;

Тип урока: изучение нового.

Форма проведения: урок-исследование с применением ИКТ.

Урок разработан  в соответствии с содержанием  программы  по УМК «Школа 21 века». Урок проведен по технологии проблемного обучения с применением ИКТ, носит  характер исследовательской деятельности самих учащихся и способствует активизации деятельности учащихся на урок, повышению их мотивации к обучению, усилению коммуникативного аспекта в  обучении, развитию рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopred_forma_glagola.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока.  Неопределенная форма глагола.  4 класс .

Цель: познакомить детей особенностями глаголов неопределѐнной формы; учить правильно, ставить вопросы к глаголам в неопределѐнной форме;

Задачи: 
Образовательные: 
- совершенствовать умение определять глагол как часть речи; 
- актуализировать знания учащихся о глаголе как часть речи (грамматические признаки глагола: число, род, время); 
Развивающие: 
- развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность; 

- продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока. 
Воспитательные: 
- создать условия для формирования коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать; 
- социальной компетентности: взаимное сотрудничество; 
- воспитывать духовно-нравственные качества;

Тип урока: изучение нового.

Форма проведения: урок-исследование с применением ИКТ.

  1. Самоопределение к деятельности.             Слайд 1

 Удел знания – говорить.

Удел мудрости – слушать.

- Как вы понимаете эти слова?

(делиться знаниями друг с другом, слушать друг друга.)

- Почему я предлагаю начать урок с этого выражения?

- Чему оно нас учит?

II. Актуализация знаний о глаголе.

1. Интервью.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- Что вы больше всего любите? (Люблю действовать.)

- Что вы больше всего не любите? (Не люблю предлоги и известную всем частицу.)

- Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята на «десятку» знали.

 На письме и в разговоре  меня употребляли.

 Что без меня предметы?  Лишь названия.

 А я приду – всё в действие придёт.

 Летит ракета.   Люди строят здания.

 Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

- О какой части речи пойдёт речь на уроке?

- Конечно же – это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала? (Потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё.)

Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

2. «Экспресс – тест». У детей на столе листочки с заданиями:

1. Прочитайте. Выберите букву правильного ответа.

Глагол -это

в) часть речи;

г) член предложения.

2. Глагол называет:

д) предмет;

е) действие предмета;

ж) признак предмета.

3.Глаголы отвечают на вопросы:

о) Что? Кто?

п) Кому? Откуда?

р) Что делать? Что сделать?

4.Каким членом предложения является?

л) подлежащим;

м) дополнением;

н) сказуемым.

5. Как подчеркивается в предложении?

о)двумя черточками

п)пунктирной линией

р)одной черточкой

 - Проверьте себя сами. Какое слово составили из букв? («Верно») Выборочное оценивание.

- А как изменяются глаголы?

3. - Прочитайте написанные на доске слова:

выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти

- Что их объединяет?    (это все глаголы)

- Какие можете назвать различия? (Число, время.)

- Распределите данные слова по временам: п.в., н.в., б.в. (1 у доски, остальные на листочках).

- Проверяем.

-Какие слова вызвали затруднения?

- Слова «решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?

- Какая перед нами возникла проблема?

III. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

- Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения.

Давайте вернемся к нашим глаголам и попытаемся определить время.   (нельзя)

Число?   (тоже нельзя)

А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)

Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.

Какова же тема нашего урока?

Тема: Неопределенная форма глагола.

- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке? (Глаголы, у которых нельзя определить время и число.)

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, как она еще называется,  чем они отличаются от других глаголов.

IV.   «Открытие нового знания» (построение  проекта выхода из затруднения).

1. Работа в группах

 

Прочитайте название сказки. Вам понятно, о чѐм пойдѐт речь в сказке?

- А где мы можем узнать, что такое Инфинитив?  (в словарях, в Интернете)

Вот дома и узнаете, а потом сообщите остальным.

Предлагаю найти ответы: на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?  

Сказка об Инфинитиве

В одной книге девочка Оля попадает в гости к Инфинитиву. На двери зала, где он живѐт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.

– Почему вы живѐте здесь один?

 – Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещѐ у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьѐзные!

 – Расскажите, пожалуйста, это так интересно!

– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:

Начальной формой быть приятно, Начало лучше, чем конец – Инфинитив – звучит занятно, – Я вам назвался, наконец. Ко мне летят лишь два вопроса, В них смысл жизни для меня. А если про другое спросят, Молчу, – меня не обвинят. Вид у меня бывает разный… А про лицо я дам ответ:

Его не видели ни разу, его, по-видимому, нет. Всегда по горло делом занят. Нет времени – так где же взять? Тому, кто этого не знает, Инфинитива не понять.

Оля поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:

– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?

 – И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид. Глаголы, отвечающие на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? обозначают завершенное действие, поэтому они совершенного вида. Глаголы, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? обозначают незавершенное действие, поэтому они несовершенного вида.

– Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный.

В. Агафонов

2. Анализ работы в группах.

– Что вы узнали о глаголе неопределѐнной формы?

– Какие грамматические признаки глаголов неопределѐнной формы вы выделили?

Глагол неопределѐнной формы (инфинитив)

Вопросы: что делать? Что сделать?

Вид несовершенный или совершенный.

Время нет.

Лицо нет.

Число нет.

-Ребята, скажите, какую роль играют суффиксы в словах?

(Образуют слова с новым лексическим значением, например куст-кустик, волк-волчище)

-Давайте понаблюдаем, что происходит у глаголов.

3. Наблюдение за изменением глагола.

– Попробуем образовать время глаголов от глагола неопределённой формы

Собирать – собираю – соберу - собирал.

- Что вы заметили?

От глагола неопределённой формы можно образовать времена глагола.

-Какой глагол был вначале?

Какое название будет иметь глагол неопределённой формы?

(Начальная форма.)

-Скажите изменилось ли лексическое значение у глаголов?

Изменилась только форма.

Суффиксы ть и ти являются формообразующими, поэтому и не входят в основу слова.

4. Вывод:

 – Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, "мы, умеющие считать". Автору неважно, кто умеет считать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем считать, писать. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение.

Посмотрите  на доску. Мы получили план, по которому теперь можем рассказать все о неопределенной форме глагола. Попробуйте это сделать.

Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь.

Вывод: в неопределенной форме глаголы могут оканчиваться на –чь. Это орфограмма.

V. Физкультурная минутка для глаз.

VI. Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный».

Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Записать глаголы в неопределенной форме, выделить суффиксы.

Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

VII.      Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  1. Замените данные словосочетания (фразеологизмы) глаголами неопределенной формы.

Бить баклуши - …, вешать нос -…, витать в облаках -…, зарубить на носу -…, держать язык за зубами - …, дрожать как осиновый лист - …, водить за нос -…, ходить на голове - ….

Слова для справок: грустить, молчать, мечтать, запомнить, трусить, обманывать, проказничать, бездельничать.

-Составьте предложение с любым из этих фразеологизмов.

  1. Карточка.  (Индивидуально 3 человека.)

Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы.

                                                     Полезные советы.

 Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

VIII.         Включение нового знания в систему знаний и повторение.

  1. На доске записаны пословицы: Слайд № 3

Не торопись…. – торопись...

Жизнь … не поле …

Нужно много …, чтобы много ….

Лучше хорошо …, чем хорошо ….

(Слова для справок: отвечать, слушать, прожить, перейти, читать, знать, поступать, говорить)

– Прочитайте, какие предложения у вас получились. Слайд № 4

– В какой форме стоят вписанные вами глаголы? (в неопределенной форме).

– Почему она неопределенная?

– На какие вопросы отвечают эти глаголы?

– Как можно еще назвать неопределенную форму глагола? (начальная форма).

  1. Выполним самостоятельную работу.

Поставьте глагол в н.ф., выделите суффиксы.  Будьте внимательнее и не торопитесь.

живешь – …, ползешь-…, бережешь-…, глядишь-…, спишь-…, растешь-…, печешь-….

Проверка:   карандашом ставить +, если слово записано правильно.

 Поднимите руку, кто не испытывал затруднений. У кого 7 плюсов поставьте за самостоятельную работу 5. Кто испытал затруднения? В чем? Какова причина?

IX.   Рефлексия. Итог урока.

Наше исследование подошло к концу.

Удалось ли вам решить поставленную задачу?

Каким способом?

 Какое открытие вы для себя сделали?

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Какие грамматические признаки имеют данные глаголы?

Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

 Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее. Поставьте самостоятельно выставленные  отметки в дневник,

В течение урока учащиеся работали с исследовательской карточкой, которая потом станет памяткой и будет использоваться дальше. В процессе работы учащиеся выделяли учебные задачи, решали их и записывали в исследовательскую карточку. На уроке есть парная работа: упражнение "Полезные советы", групповая работа: замена фразеологизмов словом-глаголом. Перед изучением новой темы создана проблемная ситуация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Неопределенная форма глагола"

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: "Неопределенная форма глагола"...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Неопределенная форма глагола" 4 класс

Знакомство с особенностями глаголов неопределенной  формы...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Неопределенная форма глагола" 1 час

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...