Урок русского языка в 4 классе. Неопределенная форма глагола.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цель: познакомить детей особенностями глаголов неопределѐнной формы; учить правильно, ставить вопросы к глаголам в неопределѐнной форме;
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умение определять глагол как часть речи;
- актуализировать знания учащихся о глаголе как часть речи (грамматические признаки глагола: число, род, время);
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность;
- продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока.
Воспитательные:
- создать условия для формирования коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;
- социальной компетентности: взаимное сотрудничество;
- воспитывать духовно-нравственные качества;
Тип урока: изучение нового.
Форма проведения: урок-исследование с применением ИКТ.
Урок разработан в соответствии с содержанием программы по УМК «Школа 21 века». Урок проведен по технологии проблемного обучения с применением ИКТ, носит характер исследовательской деятельности самих учащихся и способствует активизации деятельности учащихся на урок, повышению их мотивации к обучению, усилению коммуникативного аспекта в обучении, развитию рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopred_forma_glagola.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Неопределенная форма глагола. 4 класс .
Цель: познакомить детей особенностями глаголов неопределѐнной формы; учить правильно, ставить вопросы к глаголам в неопределѐнной форме;
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умение определять глагол как часть речи;
- актуализировать знания учащихся о глаголе как часть речи (грамматические признаки глагола: число, род, время);
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность;
- продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока.
Воспитательные:
- создать условия для формирования коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;
- социальной компетентности: взаимное сотрудничество;
- воспитывать духовно-нравственные качества;
Тип урока: изучение нового.
Форма проведения: урок-исследование с применением ИКТ.
- Самоопределение к деятельности. Слайд 1
Удел знания – говорить.
Удел мудрости – слушать.
- Как вы понимаете эти слова?
(делиться знаниями друг с другом, слушать друг друга.)
- Почему я предлагаю начать урок с этого выражения?
- Чему оно нас учит?
II. Актуализация знаний о глаголе.
1. Интервью.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
- Что вы больше всего любите? (Люблю действовать.)
- Что вы больше всего не любите? (Не люблю предлоги и известную всем частицу.)
- Что бы вы пожелали ребятам?
Чтобы русский все ребята на «десятку» знали.
На письме и в разговоре меня употребляли.
Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
- О какой части речи пойдёт речь на уроке?
- Конечно же – это знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так сказала? (Потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё.)
Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
2. «Экспресс – тест». У детей на столе листочки с заданиями:
1. Прочитайте. Выберите букву правильного ответа.
Глагол -это
в) часть речи;
г) член предложения.
2. Глагол называет:
д) предмет;
е) действие предмета;
ж) признак предмета.
3.Глаголы отвечают на вопросы:
о) Что? Кто?
п) Кому? Откуда?
р) Что делать? Что сделать?
4.Каким членом предложения является?
л) подлежащим;
м) дополнением;
н) сказуемым.
5. Как подчеркивается в предложении?
о)двумя черточками
п)пунктирной линией
р)одной черточкой
- Проверьте себя сами. Какое слово составили из букв? («Верно») Выборочное оценивание.
- А как изменяются глаголы?
3. - Прочитайте написанные на доске слова:
выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти
- Что их объединяет? (это все глаголы)
- Какие можете назвать различия? (Число, время.)
- Распределите данные слова по временам: п.в., н.в., б.в. (1 у доски, остальные на листочках).
- Проверяем.
-Какие слова вызвали затруднения?
- Слова «решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?
- Какая перед нами возникла проблема?
III. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
- Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения.
Давайте вернемся к нашим глаголам и попытаемся определить время. (нельзя)
Число? (тоже нельзя)
А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)
Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.
Какова же тема нашего урока?
Тема: Неопределенная форма глагола.
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке? (Глаголы, у которых нельзя определить время и число.)
- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, как она еще называется, чем они отличаются от других глаголов.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
1. Работа в группах
Прочитайте название сказки. Вам понятно, о чѐм пойдѐт речь в сказке?
- А где мы можем узнать, что такое Инфинитив? (в словарях, в Интернете)
Вот дома и узнаете, а потом сообщите остальным.
Предлагаю найти ответы: на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
Сказка об Инфинитиве
В одной книге девочка Оля попадает в гости к Инфинитиву. На двери зала, где он живѐт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
– Почему вы живѐте здесь один?
– Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещѐ у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьѐзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:
Начальной формой быть приятно, Начало лучше, чем конец – Инфинитив – звучит занятно, – Я вам назвался, наконец. Ко мне летят лишь два вопроса, В них смысл жизни для меня. А если про другое спросят, Молчу, – меня не обвинят. Вид у меня бывает разный… А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу, его, по-видимому, нет. Всегда по горло делом занят. Нет времени – так где же взять? Тому, кто этого не знает, Инфинитива не понять.
Оля поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид. Глаголы, отвечающие на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? обозначают завершенное действие, поэтому они совершенного вида. Глаголы, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? обозначают незавершенное действие, поэтому они несовершенного вида.
– Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный.
В. Агафонов
2. Анализ работы в группах.
– Что вы узнали о глаголе неопределѐнной формы?
– Какие грамматические признаки глаголов неопределѐнной формы вы выделили?
Глагол неопределѐнной формы (инфинитив)
Вопросы: что делать? Что сделать?
Вид несовершенный или совершенный.
Время нет.
Лицо нет.
Число нет.
-Ребята, скажите, какую роль играют суффиксы в словах?
(Образуют слова с новым лексическим значением, например куст-кустик, волк-волчище)
-Давайте понаблюдаем, что происходит у глаголов.
3. Наблюдение за изменением глагола.
– Попробуем образовать время глаголов от глагола неопределённой формы
Собирать – собираю – соберу - собирал.
- Что вы заметили?
От глагола неопределённой формы можно образовать времена глагола.
-Какой глагол был вначале?
Какое название будет иметь глагол неопределённой формы?
(Начальная форма.)
-Скажите изменилось ли лексическое значение у глаголов?
Изменилась только форма.
Суффиксы ть и ти являются формообразующими, поэтому и не входят в основу слова.
4. Вывод:
– Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, "мы, умеющие считать". Автору неважно, кто умеет считать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем считать, писать. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение.
Посмотрите на доску. Мы получили план, по которому теперь можем рассказать все о неопределенной форме глагола. Попробуйте это сделать.
Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь.
Вывод: в неопределенной форме глаголы могут оканчиваться на –чь. Это орфограмма.
V. Физкультурная минутка для глаз.
VI. Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный».
Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Записать глаголы в неопределенной форме, выделить суффиксы.
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Замените данные словосочетания (фразеологизмы) глаголами неопределенной формы.
Бить баклуши - …, вешать нос -…, витать в облаках -…, зарубить на носу -…, держать язык за зубами - …, дрожать как осиновый лист - …, водить за нос -…, ходить на голове - ….
Слова для справок: грустить, молчать, мечтать, запомнить, трусить, обманывать, проказничать, бездельничать.
-Составьте предложение с любым из этих фразеологизмов.
- Карточка. (Индивидуально 3 человека.)
Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы.
Полезные советы.
Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- На доске записаны пословицы: Слайд № 3
Не торопись…. – торопись...
Жизнь … не поле …
Нужно много …, чтобы много ….
Лучше хорошо …, чем хорошо ….
(Слова для справок: отвечать, слушать, прожить, перейти, читать, знать, поступать, говорить)
– Прочитайте, какие предложения у вас получились. Слайд № 4
– В какой форме стоят вписанные вами глаголы? (в неопределенной форме).
– Почему она неопределенная?
– На какие вопросы отвечают эти глаголы?
– Как можно еще назвать неопределенную форму глагола? (начальная форма).
- Выполним самостоятельную работу.
Поставьте глагол в н.ф., выделите суффиксы. Будьте внимательнее и не торопитесь.
живешь – …, ползешь-…, бережешь-…, глядишь-…, спишь-…, растешь-…, печешь-….
Проверка: карандашом ставить +, если слово записано правильно.
Поднимите руку, кто не испытывал затруднений. У кого 7 плюсов поставьте за самостоятельную работу 5. Кто испытал затруднения? В чем? Какова причина?
IX. Рефлексия. Итог урока.
Наше исследование подошло к концу.
Удалось ли вам решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какое открытие вы для себя сделали?
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
Какие грамматические признаки имеют данные глаголы?
Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?
Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее. Поставьте самостоятельно выставленные отметки в дневник,
В течение урока учащиеся работали с исследовательской карточкой, которая потом станет памяткой и будет использоваться дальше. В процессе работы учащиеся выделяли учебные задачи, решали их и записывали в исследовательскую карточку. На уроке есть парная работа: упражнение "Полезные советы", групповая работа: замена фразеологизмов словом-глаголом. Перед изучением новой темы создана проблемная ситуация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс "Неопределенная форма глагола"
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: "Неопределенная форма глагола"...
Технологическая карта урока русского языка по теме " Неопределенная форма глагола" 4 класс
Знакомство с особенностями глаголов неопределенной формы...
Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Неопределенная форма глаголов (открытие)
УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Неопределенная форма глаголов (закрепление)
УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Неопределенная форма глаголов (обобщение)
УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Неопределенная форма глагола" 1 час
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...