Урок русского языка 3 класс "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: "Неопределенная форма глагола"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
2 квалификационной категории
Пищальникова Юлия Александровна
Урок русского языка. 3 класс
Тема: Неопределённая форма глагола.
Цель: Обучение детей нахождению глаголов неопределённой формы среди других глаголов с помощью постановки вопросов. Знакомство с суффиксами глаголов неопределённой формы.
Ход урока:
- Организационный момент (психологический настрой).
- Минутка чистописания (логопедический момент)
- Какие буквы спрятались в этом узоре? (даётся узор с буквами «п» и «т»)
- Какие звуки они обозначают?
- Что вы можете о них сказать? (согласные, глухие, бывают мягкие и твёрдые, парные, «п»-губной, «т»- зубной)
- Что общего у этих букв? (элементы)
- Вспомните, что помогло запомнить правописание «п» и «т»? (у «п» - пара ног, у «т»- три ноги)
- Запишите эти буквы в таком же узоре целую строку безотрывно.
- А теперь расшифруйте слова и запишите их в столбик. Какая буква будет обозначена двумя палочками? («п»), а какая тремя? («т») Слайд 1. (за//у///али, ///опи//, с//ал, ле///я///, //ойдё///, за//е///ь, ///о//а///ь)
- Давайте проверим, что получилось? (Сначала дети зачитывают, а потом проверяют на экране). Слайд 2. (запутали, топит, спал, летят, пойдёт, запеть, топать)
3. Постановка проблемы.
- Что за слова у вас получились? (глаголы)
- Докажите, что это глаголы. (доказывают)
- Определите число и время этих глаголов, рядом в скобках. (определяют)
- Вы смогли выполнить задание? (да или нет)
- Если да, давайте проверим (проверяют устно) Слайд № 3.
- Если нет, В чём затруднение? (не определяется число и время у глаголов запеть и топать)
- Какой возникает вопрос? (Что это за глаголы?)
4. Выдвижение гипотез и их проверка.
- Итак, какие у вас есть мнения?
Все гипотезы фиксируются учителем на доске:
Например:
- Это не глаголы.
- Это глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать?
- Нельзя определить время и число.
(Гипотезы проверяются по одной)
Решающая гипотеза: это глаголы, которые отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? У них нельзя определить время и число.
- Как же можно назвать такие глаголы? (глаголы неопределённой формы)
- Ответили мы на поставленный вопрос? (Да. Это глаголы неопределённой формы).
5. Открытие нового знания.
- Сделайте вывод. (Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? У них нельзя определить время и число).
- Какая тема урока сегодня? (Неопределённая форма глагола)
- Какая будет цель? (Учиться находить глаголы неопределённой формы среди других глаголов, правильно задавать к ним вопросы).
- Сравните ваш вывод с учебником на стр. 212.
6. Первичное закрепление.
- А теперь, давайте потренируемся.
- Перед вами слова. Что это за слова? (глаголы) Слайд 4 (косит, косить, нести, носят, носить, стричь, ходить, ходит)
- Вы должны выписать только глаголы неопределённой формы. Выполнять это задание будем вместе, всё проговаривая. (коллективно выполняют работу)
- Сравните со словами на экране. У вас также? Слайд 5 (косить, нести, носить, стричь, ходить)
- Как вы думаете, с помощью чего образуются глаголы неопределённой формы? (с помощью буквосочетаний –ть, -ти, -чь)
- Как вы думаете, что это? (высказывают свои мнения: окончания, суффиксы и т.д)
- Да, -ть, -ти – это формообразующие суффиксы, с помощью них образуются глаголы неопределённой формы. Они не входят в основу слова.
- А что такое -чь? Где находится? (в корне)
- Давайте это посмотрим.
- Подберите однокоренные слова к слову стричь. (стричь, стригу, стрижёт)
- Как это называется? (чередование)
- Что мы ещё узнали о глаголах неопределённой формы? ( имеют суффиксы –ть, -ти, -чь).
7. Составление в группах опорного сигнала.
- Представьте нашу тему урока в ввиде схемы, на которую вы смогли бы опираться при распознавании глаголов неопределённой формы. (дети работают в группах)
- Представьте свои схемы. (дети выходят и рассказывают). Физкультминутка
8. Самостоятельная работа.
- А теперь, пользуясь вашими знаниями, вам предстоит выполнить задание самостоятельно.
- Перед вами письмо Малыша,которое он написал Карлсону.Посмотрите на экран.Слайд 6
- Подчеркните в тексте самостоятельно только глаголы неопределённой формы.
Взаимопроверка. – Поменяйтесь тетрадями. (Дети зачитывают глаголы в неопределённой форме, а на экране выделяются эти слова)
- У всех так? Есть другие слова?
- Поставьте друг другу отметки.
-У кого «5»? «4»?
- А кто ещё недостаточно понял как находить глаголы неопределённой формы?
- Значит, что вам дя этого нужно?
9. Итог урока.
- Зачем нам нужна эта тема?
- Мы достигли нашей цели?
- Как мы определяем глаголы неопределённой формы?
- Кого мы можем отметить на этом уроке? Почему?
10. Домашнее задание ( на выбор)
1. Придумать и записать 10 глаголов неопределённой формы.
2. Выполнить упражнение № 568 на стр. 213.
3. Придумать стихотворение про неопределённую форму глагола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА "ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА"
+ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ...
Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"
Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"...
Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"
Урок развивающий и познавательный. Задания разнообразные и интересны для учеников....
урок русского языка "НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА"
Конспект урока русского языка с применением приёмов технологии критического мышления....
Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».
Цели деятельности учителя: познакомить детей с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...
Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А
Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А...
Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола», развити...