Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Неопределенная форма глаголов (обобщение)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelennaya_forma_glagolov_obobshchenie.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15.04.19

ФИО учителя: Максимова Н.А __________

Школа: 141

ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 4 «В»

ФИО методиста: Кондратьева И.И _________

Кабинет: 29

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Неопределенная форма глаголов»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения употреблять глаголы неопределенной формы,

развитие умения правильно ставить вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы в речи; знакомство с суффиксами неопределённой формы глагола.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать и называть изученные грамматические признаки глаголов;
  • уметь различать глаголы среди других частей речи;
  • уметь употреблять глаголы в неопределенной форме.

Личностные:

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока: общеметодологической направленности.

Оборудование: УМК «Школа России» (4 кл. 2 ч., стр 75), презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2019 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

Здравствуйте, ребята!

Наступила весна - начало пробуждения природы Радует нас ласковое теплое солнышко. Засияло оно и у нас сегодня в классе. Улыбнитесь друг другу. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье и поднимает настроение, располагает к плодотворному общению.

(приветствие учителя и учащихся)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

(Словесный – Беседа)

(Практический – проверка домашней работы)

(Практический-  орфографическая минутка)

10 минут

Проверка домашнего задания:

-Учебник, страница 74, упр.153 (творческое задание); страница 71, упражнение 150.

-РТ, страница 43, упражнение 95,96.

Запишите в тетради число и классная работа. Для орфографической разминки я задумала слово - узнайте его. Это (Жёлтый) - прилагательное, 2 слога, 6 букв, 6 звуков. Может обозначать цвет одуванчика.

Составьте транскрипцию этого слова в тетради и на доске. Составьте предложение с этим словом.

Подберите к слову жёлтый родственные слова (работа в парах)

Запишите слова к себе в тетрадь.

Назовите грамматические характеристики слов: Желтеет, желтел, пожелтеет

 

Запишите слова и их грамматические характеристики в тетрадь.

(проверяют домашнюю работу)

-Слово жёлтый.

(выполняют работу в тетради и у доски)

(выполняют работу самостоятельно в парах) Желтизна, желтеть, желтоватый, жёлтенький

-Желтеет – глагол, наст. времени. ед. ч. . 3л.

Желтел- глагол прош. вр., ед. ч., м. р.

Пожелтеет – глагол будущего времени, ед.ч.. 3л.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л:целеполагание.

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

5 минут

Сегодня мы продолжаем знакомство с самой живой частью речи. Как вы думаете с какой?

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.

Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Что можете сказать о глаголе? Выберите правильный ответ.

Глагол  – это
а) часть слова;
б) часть речи
Глагол обозначает
а) признак предмета;
б) действие предмета
Глагол отвечает на вопросы
а) что делать? что сделать?
б) кто? что?
В предложении глагол является
а) главным членом предложения;
б) второстепенным членом предложения
Как изменяются глаголы?
а) по падежам, родам и числам
б)по временам и числам
Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени? 
а)в единственном числе они изменяются по родам
б) во множественном числе имеют склонение

Сейчас вернемся к глаголам, образованным от слова «жёлтый».А можно ли отнести глагол Желтеть ко второй группе, которые мы с вами записывали ранее? Почему?

Как вы думаете, ребята, чем мы будем заниматься с вами сегодня?

Верно. Поставьте себе цель на урок:

-научиться лучше…
-запомнить…
-поупражняться…

Желаю вам удачи в достижении ваших целей!

-Мы продолжаем знакомство с глаголом.

-Мы продолжали изучать тему «Неопределенная форма глаголов»

(выполняют работу устно по цепочке)

-Нет, потому что глагол Желтеть имеет неопределенную форму и его грамматические признаки нельзя определить.

-Сегодня мы продолжим работу над  неопределенной формой глаголов.

(формулируют цели на урок)

Л: формулировка проблемы; 

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

1 минута

Давайте сделаем паузу и разомнемся.

Игра «Узнай меня».

Помогите найти глаголы неопределённой формы. Если слышите глагол неопределенной формы – поднимаете руки вверх, если глагол относится к другой форме – приседаете.

Скрипач, зажечь, испечь, речь, обжечь, ночь, врач, беречь, ткач, прилечь, грач, беречься

(выполняют упражнения в соответствии со словами и движениями учителя)

Р.: саморегуляция

VI. Самостоятельная работа самопроверкой

(Практический – упражнение)

(Имитативный – запоминание)

15 минут

На основе имеющихся у вас знаний составим алгоритм определения глагола неопределённой формы, работая в паре.

Алгоритм:

1.Задай вопрос.

2.Посмотри на суффикс.

3.Сделай вывод.

Сейчас сформируйте группу и выполните задание на карточках:

1 группа  

Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме и запишите

Разговаривать громко- кричать

дать ответ  -                                    

покрыть краской -                                              

лить слёзы -                                  

сделать подарок -                        

сделать проверку -                               

2 группа

Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме и запишите

Сделать подарок- подарить

сделать покупку-

одержать победу-

резать пилой-

оказывать помощь-

 давать корм  -                          

3 группа  

Объясните фразеологизм одним глаголом, употребив его в неопределенной форме

Следите за вопросом!

Держать язык за зубами -

Зарубить на носу -

Повесить нос -

Слова для справок: радовался, похвалить, запомнили, грустил, голодал, молчал, обманывали, кричали, наказал

4 группа  

Объясните фразеологизм одним глаголом, употребив его в неопределенной форме

Следите за вопросом!

Показать, где раки зимуют -

Пускать пыль в глаза -

Слова для справок: радовался, похвалить, запомнили, грустил, голодал, молчал, обманывали, кричали, наказал

5 группа

«Замени одним словом». (Нужно заменить каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме).

Есть вечером-

Становиться зелёным-

Находиться в действии-

Уничтожаться огнём-

Испытывать желание-

6 группа

Образуйте глаголы неопределенной формы от других  частей речи:

От имени существительного:

 бритва - брить

  коса -……..

  пила -……..

  свет -…….

  чтение -……

  смех -…….

Выберите одного человека, который запишет результаты вашей работы на доске. Остальные проверяют работу на наличие ошибок, проверяя работу группы по эталону и выставляют оценку все группе по критериям:

-точность выполнения работы

-отсутствие орфографических ошибок

(работают самостоятельно в паре)

(выполняют задание самостоятельно на карточках в группах)

(выполняют самопроверку и взаимопроверку)

(выполняют взаимооценку деятельности)

П: структурирование знаний;

К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися;

Л:синтез

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

 

(Практический – работа с учебником)

(Практический – упражнение)

2 минуты

Выполним упражнение 155 на странице 75. Что нужно сделать?

Образуйте однокоренные глаголы от данных при помощи приставок и запишите их в тетрадь.

Прочитаем по цепочке слова, которые у вас получились.

Какие глаголы могут употребляться со всеми приставками, данными в упражнении?

Давайте составим пару предложений с любыми образованными глаголами и запишем их в тетради и на доске.

Давайте посмотрим на рубрику «Обратите внимание!» под упражнением. О чем говорится в данной рубрике?

Верно. Запишите данные суффиксы в тетрадь.

-Нужно образовать глаголы неопределенной формы с помощью приставок.

(работают самостоятельно в тетради)

(работают устно по цепочке)

-Говорить, писать, ходить.

(работают самостоятельно в тетради и у доски)

-Здесь говорится о том, что перед суффиксом –ть- в глаголах могут стоять некоторые глагольные суффиксы.

(выполняют работу самостоятельно в тетради)

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

3 минуты

Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня?

Скажите, что же такое неопределенная форма глаголов?

Закончите предложения:

Я узнал(а)…

Я повторил(а)…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею…

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

-Учебник, страница 155, рубрика «Обрати внимание!» - придумайте и запишите глаголы неопределенной формы с предложенными суффиксами.

-РТ, страница 43, упражнение 97,98.

Хочу сказать вам большое спасибо за урок. До свидания!

-«Неопределенная форма глаголов»

(высказывают мнение)

(выполняют самооценку деятельности)

(записывают домашнее задание)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

В данном конспекте частично применяется технология дифференцированного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, тема: «Неопределённая форма глагола» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Неопределённая форма глагола" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...

Конспект урока по Русскому языку. Тема: "Неопределённая форма глаголов" (3класс)

Цели деятельности учителя:формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; познакомить с понятием неопределенной (начальной) формы глагола.Планируемые результатыПре...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Неопределённая форма глагола» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопрос...

Конспект урока по русскому языку.Тема "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России,3 класс)

Тема: Неопределенная форма глагола  Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления и обобщения знаний учащихся о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах г...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; формирование умения распознавать глаголы в неопределенной форме. Планируемые результаты Предметные: - знать что та...