Разработка урока по теме «Алфавит, или азбука»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
во 2 классе по теме:
«Алфавит, или азбука»
Цели: -познакомить с алфавитом (азбукой), его историей, ролью в жизни людей; совершенствовать умение правильно называть буквы алфавита и пользоваться алфавитом в практической деятельности.
Ход урока .
1. Организация урока
.Кто старается всегда,
Тот осилит все дела.
Всё он сделает, поймёт,
Разберётся и смекнёт.
(запись на доске) Сначала аз да буки, а там и науки.
- Как вы понимаете эту пословицу?
-Объясните значение слов «аз да буки?»
-Назовите тему нашего урока? (ответы детей)
-Правильно, сегодня мы будем говорить об алфавите, или азбуке. Вспомним историю происхождения русского алфавита.
2.Работа по теме урока.
а)-Почемучка на странице 52 задаёт нам вопрос, что такое алфавит? А что такое азбука? Почему их так называют?( ответы детей)
Вывод: азбука, или алфавит – это буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке.
б)Прочитайте названия букв в упражнении 89.
-Сколько букв в современном алфавите? (33)
-Сколько гласных букв? (10) Назовите их.(ученики называют, а учитель записывает гласные буквы в два ряда) а, о, у, ы, э
я ,е, ю, ё,и
- Почему они записаны в две строчки?(ответы детей)
-Сколько согласных букв? (21) Назовите их. Почему они записаны в два ряда? (глухие –звонкие звуки)
-Какие буквы не обозначают звука? (ъ,ь)
в)История славянской азбуки.
- Изобретение букв и рождение письменности у древних славян, наших предков связано с именами братьев Кирилла и Мефодия. 24мая 863 года, более тысячи лет назад, Кирилл и Мефодий заявили о создании славянской азбуки. В старорусской «похвале» говорилось о том, что они «произвели великое дело, не перенимая ни у кого, а сызнова буквы изобрели». С тех пор появились на Руси и других славянских странах первые книги. Сначала их писали от руки.
- А теперь давайте узнаем, почему, почему буквы, расположенные в определённом порядке. Мы называем то азбука, то алфавит? (упражнение 90)
-О чём сообщается в тексте? (ответы детей)
Самый длинный в мире алфавит а абазинцев, народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква.
Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
г) Чистописание.
Красиво напишите буквы русского алфавита по порядку ( работа в тетради)
д)Сравнение современного и старославянского алфавита.
-Рассмотрите листок из Азбуки Тихомировых. По нему учились ваши прабабушки и прадедушки. Чем он отличается от современной азбуки?
-Каких букв нет в современном алфавите? Буква Ё – моложе других букв. Она появилась позже. Написания букв тоже были более сложные, чем сейчас. Упростил её император Пётр 1. Именно он убрал из азбуки лишние буквы и упростил их написание. Таким алфавит и дошёл до наших дней.
е) Тренировка в расположении слов в алфавитном порядке. Выполнение упражнения92.
- Как можно назвать слова из каждой строчки? (ответы детей). Выполните задание учебника.
-Где мы можем встретить применение алфавита? (в словаре, в библиотеке, т.д)
Практическая работа со словарём. Найдите слова в словаре: арбуз, машина, девочка, класс, ягода.(с помощью учителя)
- Для чего располагать слова по алфавиту?(ответы детей) Давайте поможем библиотекарю расположить книги в алфавитном порядке. Выполнение упражнения 93.
ж) Словарная работа.
- Отгадайте слово : 20, 6. 20, 18, 1, 5, 30. (тетрадь) , запишите его, обозначьте ударение и безударную гласную.
Истории этого слова: образовалось от греческого слова тетра (тэ) – четыре. Сначала тетрадью называли свёрнутый вчетверо лист бумаги.
3.Самостоятельная работа.
Выпишите из стихотворения в алфавитном порядке названия предметов, которые нужны для постройки дома. (стихотворение напечатано на листочках)
Чтобы дом построить новый,
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску.
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом. (Ю. Благинина)
4. Подведение итогов.
-Что такое азбука, или алфавит?
-Для чего нужен алфавит?
Домашнее задание: написать семь имён в алфавитном порядке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "Алфавит", 1 класс
Урок проводится в 1 классе после изучения всех букв башкирского алфавита...
Разработка урока по теме: "Музыкальная азбука"
Цель: Познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знание музыкальной азбуки....
Обобщение темы «Алфавит». Проект "Азбука здоровья"
План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. Систематизация и обобщение пройденного. Урок соответствует требованиям ФГОС....
Урок русского языка в 1 классе на тему: "Алфавит, или азбука. Значение алфавита"
Технологическая карта урока русского языка по программе "Школа России". К сожалению, не смогла добавить в папку фильм "Алфавит" (сл.И.Резника). Специально к уроку обрезала начало и конец фильма. Можно...
Технологическая карта урока русского языка на тему«Алфавит или азбука» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование знаний детей с русским алфавитом и объяснить его значение. Планируемые результатыПредметные:- знать: общее представление об алфавите; для ч...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Алфавит или азбука» (закрепление) 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей об алфавите, определить формирование умений пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита.Планируемые результ...
Конспект урока русского языка "Алфавит или азбука" (1 класс УМК"Школа России")
Конспект урока русского языка...