Разработка урока по теме «Алфавит, или азбука»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Окунева Татьяна Николаевна

Разработка урока по теме «Алфавит или азбука»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka2.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 во 2 классе по теме:

«Алфавит, или азбука»

                                         

Цели:   -познакомить с алфавитом (азбукой), его историей, ролью в жизни людей;      совершенствовать умение правильно называть буквы алфавита и пользоваться  алфавитом в практической деятельности.

Ход урока .

1. Организация урока

.Кто старается всегда,

Тот осилит все дела.

Всё он сделает, поймёт,

Разберётся и смекнёт.

(запись на доске) Сначала аз да буки, а там и науки.

- Как вы понимаете эту пословицу?

-Объясните значение слов «аз да буки?»

-Назовите тему нашего урока? (ответы детей)

-Правильно, сегодня  мы будем говорить об алфавите, или азбуке. Вспомним историю происхождения русского алфавита.

2.Работа по теме урока. 

а)-Почемучка на странице 52 задаёт нам вопрос, что такое алфавит? А что такое азбука? Почему их так называют?( ответы детей)

Вывод: азбука, или алфавит – это буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке.

б)Прочитайте названия букв в упражнении 89.

-Сколько букв в современном алфавите? (33)

-Сколько гласных букв? (10) Назовите их.(ученики называют, а учитель записывает гласные буквы в два ряда)  а, о, у, ы, э

                                                я ,е, ю, ё,и

- Почему они записаны в две строчки?(ответы детей)

-Сколько  согласных букв? (21) Назовите их. Почему они записаны в два ряда? (глухие –звонкие звуки)

-Какие буквы не обозначают звука? (ъ,ь)

в)История славянской азбуки.

- Изобретение букв и рождение письменности у древних славян, наших предков связано с именами братьев Кирилла и Мефодия. 24мая 863 года, более тысячи лет назад, Кирилл и Мефодий заявили о создании славянской азбуки. В старорусской «похвале» говорилось о том, что они «произвели великое дело, не перенимая ни у кого, а сызнова буквы изобрели». С тех пор появились на Руси и других славянских странах первые книги. Сначала их писали от руки.

- А теперь давайте узнаем, почему, почему буквы, расположенные в определённом порядке. Мы называем то азбука, то алфавит? (упражнение 90)

-О чём сообщается в тексте? (ответы детей)

Самый длинный в мире алфавит а абазинцев, народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква.

Самый короткий  в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

г) Чистописание.

Красиво напишите буквы русского алфавита по порядку ( работа в тетради)

д)Сравнение современного и старославянского алфавита.

-Рассмотрите листок из Азбуки Тихомировых. По нему учились ваши прабабушки и прадедушки. Чем он отличается от современной азбуки?

-Каких букв нет в современном алфавите? Буква Ё – моложе других букв. Она появилась позже. Написания букв тоже были более сложные, чем сейчас. Упростил её император Пётр 1. Именно он убрал из азбуки лишние буквы и упростил их написание. Таким алфавит и дошёл до наших дней.

е) Тренировка в расположении слов в алфавитном порядке. Выполнение упражнения92.

- Как можно назвать слова из каждой строчки? (ответы детей). Выполните задание учебника.

-Где мы можем встретить применение алфавита? (в словаре, в библиотеке, т.д)

Практическая работа со словарём. Найдите слова в словаре: арбуз, машина, девочка, класс, ягода.(с помощью учителя)

- Для чего располагать слова по алфавиту?(ответы детей) Давайте поможем библиотекарю расположить книги в алфавитном порядке. Выполнение упражнения 93.

ж) Словарная работа.

- Отгадайте  слово : 20, 6. 20, 18, 1, 5, 30. (тетрадь) , запишите его, обозначьте ударение и безударную гласную.

Истории этого слова: образовалось от греческого слова тетра (тэ) – четыре. Сначала тетрадью называли свёрнутый вчетверо лист бумаги.

3.Самостоятельная работа.

Выпишите из стихотворения в алфавитном порядке названия  предметов, которые нужны для постройки дома. (стихотворение напечатано на листочках)

Чтобы дом построить новый,

Запасают тёс дубовый,

Кирпичи, железо, краску.

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом. (Ю. Благинина)

4. Подведение итогов.

-Что такое азбука, или алфавит?

-Для чего нужен алфавит?

Домашнее задание: написать семь имён в алфавитном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Алфавит", 1 класс

Урок проводится в 1 классе после изучения всех букв башкирского алфавита...

Разработка урока по теме: "Музыкальная азбука"

Цель: Познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знание музыкальной азбуки....

Обобщение темы «Алфавит». Проект "Азбука здоровья"

План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. Систематизация и обобщение пройденного. Урок соответствует требованиям ФГОС....

Урок русского языка в 1 классе на тему: "Алфавит, или азбука. Значение алфавита"

Технологическая карта урока русского языка по программе "Школа России". К сожалению, не смогла добавить в папку фильм "Алфавит" (сл.И.Резника). Специально к уроку обрезала начало и конец фильма. Можно...

Технологическая карта урока русского языка на тему«Алфавит или азбука» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование знаний  детей с русским алфавитом и объяснить его значение. Планируемые результатыПредметные:- знать: общее представление об алфавите; для ч...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Алфавит или азбука» (закрепление) 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей об алфавите, определить  формирование умений  пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита.Планируемые результ...