Технологическая карта урока русского языка на тему «Алфавит или азбука» (закрепление) 1 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Дудник Екатерина Александровна

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей об алфавите, определить  формирование умений  пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита.


Планируемые результаты

Предметные:
- знать: общее представление об алфавите; для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;
- уметь пользоваться алфавитом; правильно записывать буквы в алфавитном порядке.

Личностные:
- осознавать важность изучения русского языка;
- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;
- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников ;

- проявлять интерес к учебной деятельности.


Тип урока: рефлексия
Оборудование: учебник В.П. Канакина  1класс 2 часть «программа «Школа России», рабочая тетрадь  В.П. Канакина  1 класс  
4 часть «программа «программа «Школа России», презентация, карточки с заданием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_ili_alfavit_zakreplenie.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей об алфавите, определить  формирование умений  пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита.


Планируемые результаты

Предметные:
- знать: общее представление об алфавите; для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;
- уметь пользоваться алфавитом; правильно записывать буквы в алфавитном порядке.

Личностные:
- осознавать важность изучения русского языка;
- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;
- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников ;

- проявлять интерес к учебной деятельности.


Тип урока: рефлексия
Оборудование: учебник В.П. Канакина  1класс 2 часть «программа «Школа России», рабочая тетрадь  В.П. Канакина  1 класс  
4 часть «программа «программа «Школа России», презентация, карточки с заданием.

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап самоопределения к деятельност
и Словесный
: беседа

Практический: самоопределение

1 мин

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжки, ручки  и  тетрадки?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Приветствуют учителя

- Слушают, настраиваются на работу.

- Высказывания детей

Л: самоопределение к деятельности;

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа,объяс-ние;

Практический: Повторение правильной посадки

Словесный:

беседа

Подводящий диалог

Наглядный – демонстрация слайда;

Проблемный – создание проблемной ситуации;

 Практический – запись словарных слов в тетрадь.

10
мин

Ребята о чем мы говорили на прошлом уроке? Совершенно верно! Сегодня мы продолжим эту тему! Песня Бориса Заходера:

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, —

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха,

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —

Вот и все они, друзья!

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они — стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!- Запишите с доски сегодняшнее число и классная работа.  

Я тетрадь свою открою

 И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою -

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Словарно-орфографическая работа:

- Сейчас я буду загадывать вам загадки, вы должны будете отгадать их и отгадки записать через запятую. 

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Без крыльев по небу летает,

Расплачется и пропадает.    (Туча.)

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.    (Сорока.)

 Никого я не боюсь -

Сам к любому прицеплюсь.    (Репей.)

Был он желтым, стал он белым,

Только дунет ветерок -

К облакам взлетит он смело,

Он - летающий цветок.    (Одуванчик.)

Этот жёлтый плод растет

Там, где лето круглый год.

Он как краешек луны,

Все вы знать его должны.    (Банан.)

Вспомним о чём мы говорили на прошлом уроке? Как образовались слова “алфавит”, “азбука”?

Сегодня мы продолжаем изучать тему “Русская азбука, или алфавит”.

- Слушают учителя

- Об алфавите

- Открывают тетради

- Записывают число, классная работа;

- Одни звуки произносятся с шумом, а при произнесении других слышен голос.

-  Туча

-  Сорока

- Репей

- Одуванчик

- Банан

-  Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. Раньше букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. В греческом языке первая буква называлась “Альфа”, вторая –  “Вита”. Отсюда – слово алфавит.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П: построение логической цепочки рассуждений;

 П: поиск и выделение необходимой информации

П: анализ объектов с выделением существенных признаков.

Постановка учебной задачи

 Словесный:

Беседа Форму-ание темы урока   

1 мин

- И так, о чём пойдёт речь на уроке?

- Сегодня на уроке поговорим о звуках и буквах.

Отдохнём перед работой. Встаём, выполняем динамическую паузу, движения повторяем за мной

- продолжим говорить об алфавите, уметь пользоваться алфавитом, знать алфавитный порядок

- Выполняют динамическую паузу

П: самостоятельное

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Словесный – беседа, объяснение;

Частично-поисковый –анализ языкового материала;

Наглядный – демонстрация слайда;

Работа с книгой – чтение и изучение;

Практический –

Комментированное письмо;

морфологическое упражнение

Практический:
выполнение анализа слова Практический:

Работа в парах над заданием

10 минут

Зачем нам нужно изучать эту тему? Правильно! Ошибки в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а  правильное название букв является показателем культуры человека. Задача наших уроков по этой теме – запоминание алфавита, мы должны хорошо знать порядок букв и их названия.  Назовите буквы по порядку. Что мы знаем о русской азбуке? Вот домики для букв. Давайте заселим буквы.

Белый домик

Синий домик

Красный домик

Буквы, которые обозначают гласные звуки

Буквы, которые обозначают согласные звуки

А этот домик для каких букв? Итак, в русском языке 10 букв, которые обозначают гласные звуки,  21 буква обозначает согласные звуки и 2 буквы звуков не обозначают.Откройте учебник на стр. 54 упражнение 5.

Почему буквы спускаются на разных воздушных шариках?» Какие буквы опоздали? Где их место в алфавите?

Поиграем в игру “Знаешь алфавит – угадаешь слово”.  Вы записываете слова, делите на слоги, ставите ударение

  1. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.
  2. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.
  3. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.
  4. В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая буква в алфавите – двадцать первая, третья буква в алфавите – вторая, четвёртая буква в алфавите – восемнадцатая.

На какие группы можно разделить слова?

В каждом их этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались? Запишите слова, которые вы нашли в алфавитном порядке.

Вывод: названия букв должен знать каждый грамотный человек, это знание и умение пользоваться алфавитом нужно человеку любой профессии и в течение всей жизни.

Выполняем упр. 7, с. 55. «Когда употребляются буквы печатные, письменные, строчные, заглавные?»

 Работа со словами ученик, ученица. Выяснение значений слов ученик, ученица, подбор к ним слов, близкие по значению: школьник, школьница. Объяснение написания слов и их запись в тетрадь

- Слушают учителя

- Выполняют задание

Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

Книги в библиотеке стоят по алфавиту.

Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту.

Справочники составляются по алфавиту и т.д.

 - Называют буквы по порядку

- В русской азбуке тридцать три буквы.

- Красный домик

- Синий домик

- Для ь и ъ. Так как эти буквы звуков не обозначают.

- Слушают учителя

- Выполняют задание

- Открывают учебники

- Высказывания детей

- Ёё, Йй, Ъ, Ы, Ъ

- Слушают учителя

- Выполняют задание

- Волк, коса, щель, зубр.

 -Одушевлённые и неодушевлённые; мужского рода и женского рода;  1 слог и 2 слога; ударение

- Вол, оса, ель, зуб.

- Вол,ель, зуб, оса

- Слушают учителя

- Выполняют задание

- Выполняют задание

П: построение логической цепочки рассуждений;

 П: поиск и выделение необходимой информаци

П: анализ объектов с выделением существенных признаков.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.


П: выдвижение гипотез и их обоснование.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

Самостоятельная работа

Наглядный: демонстрация самопроверка по образцу.

5

минуты

- Откройте рабочую тетрадь на стр.  29 упр. 14

- Кто прочтет нам задание?

- Хорошо. Всем понятно задание?

- У вас 2 минуты на выполнение.

- Проверьте по эталону.

- У кого есть ошибки?

- Молодцы!


Открывают рабочие тетради.

- Один читает, остальные слушают.

- Да.

- Выполняют упражнение.

- Проверяют по эталону.

К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы.

П:

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

1минуты

Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги  нашего урока. - Какую цель мы ставили перед собой?

-Мы достигли её?  Ребята, я предлагаю вам оценить нашу сегодняшнюю работу на уроке с помощью ромашек-узнавашек. 

У вас на партах лежат ромашки-узнавашки  

Вам нужно сейчас раскрасить её серединку, если урок вам понравился, вы считаете его полезным и сможете ответить на вопросы, то раскрасьте серединку в жёлтый.

Если вам показалось, что чего-то не хватило и вы не совсем поняли тему, но можете ответить на вопросы, то раскрасьте в зелёный.

А если тема вам показалась совсем не нужной и неинтересной, вам было непонятно, то раскрасьте серединку в красный.

Покажите мне ваши ромашки-узнавашки.

Спасибо за честность, мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок!

Анализируют свою работу на уроке

- закрепить знания об алфавите, уметь пользоваться алфавитом, знать алфавитный порядок

 

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Р: оценка результатов работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме " Что такое глагол?" 2 класс УМК "Школа России"

Цели: формирование общих представлений о глаголе, как части речи,развитие умения соотносить слово, обозначающее действие с вопросом, на который отвечает это слово, развитие умения различать глаголы по...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока русского языка на тему«Алфавит или азбука» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование знаний  детей с русским алфавитом и объяснить его значение. Планируемые результатыПредметные:- знать: общее представление об алфавите; для ч...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Единственное и множественное число прилагательных» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения распознавать прилагательные в единственном и множественном числе.Задачи урокаДидактические:1)  формировать знания уч...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений  об имени прилагательном как части речи;Задачи урокаДидактические:1)  формировать умения определять...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "В словари-за частями речи!" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений учащихся о словарях, совершенствование навыков работы со словарями.Задачи урокаДидактические:1) формировать умение...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном»(УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: формирование понятия о выполнении устного и письменного разбора имени прилагательного и закрепление умения определять признаки имени прилагательного.Задачи урокаДи...