Конспект урока русского языка "Алфавит или азбука" (1 класс УМК"Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Школа:
Класс:
Кабинет:
Дата:
Технологическая карта урока русского языка
Тема: Алфавит или азбука.
Цели деятельности учителя: ознакомление с русским алфавитом и объяснить его значение,формирование умения располагать слова в алфавитном порядке, развивать речь учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей:
Уметь: использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту;
Личностные :выполнять задания творческого и поискового характера.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: УМК Русский язык «Школа России», 1кл., 1ч.: презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Этап самоопределения к деятельности. Словесн.: слово учителя. | 1 мин. | - Здравствуйте! Улыбнитесь мне, теперь соседу по парте. Присаживайтесь. Меня зовут Людмила Руслановна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка! | Организуют рабочее место. Выполняют действия сказанные учителем. | Р.: Формирование навыков самоконтроля: умений организовывать рабочее место, осуществлять настрой на работу. |
2. Актуализация знаний и мотивация. Практич.:выполнение заданий в тетради. Минутка каллиграфии | 4 мин. | - Открыли тетрадь, записали число, классная работа. Минутка чистописания оро, оро ворона сорока воробей НА ДОСКЕ: Л Ф А Т В А И
-На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные). -Назовите согласные. (Л Ф Т В) - Назовите буквы, которые имеют пары по звонкости/глухости.(Ф В Т) - Что можете сказать про букву Л? -Назовите гласные (А И). -Что можно сказать о букве И? (Согласные звуки произносятся мягко в слиянии со звуком [и]). -Что можно сказать о букве А? (Согласные в слиянии произносятся твёрдо. | Пишут число, классная работа. Делят буквы на две группы. Отвечают на вопросы. . | П: Выявление существенного. Р: Самоопределение к деятельности. |
3. Постановка учебной задачи. Словесный – беседа | 4 мин. |
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какие цели?) -узнать, как образовалось слово «алфавит», -для чего нужен алфавит, - где применяют алфавит - На 2-ой строке запишите слово АЛФАВИТ. | Определяют тему и цели урока. | Л.: Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. П.: Выявление существенного; осознавать познавательную задачу. Р.: Принятие и сохранение учебной задачи. |
4. Открытие нового знания. Словесный: Лексический анализ Обобщающий вывод | 13 мин. | Ребята, как вы думаете, что же такое алфавит? Прочитаем в учебнике на стр 52. Сильный ученик читает, что такое алфавит.Что такое алфавит? ( это все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке) -Что такое буквы? ( знаки ,которые служат для обозначения речи на письме) - Сколько всего букв в русском алфавите? ( 33) -Сколько гласных букв- звуков? (10) - Сколько согласных букв- звуков? ( 21) -Какие буквы не обозначают звуков? ( Ъ,Ь) - Для чего нужны буквы? ( для письма , чтения)- Для чего нужно знать алфавит? ( для расположения слов, фамилий в классном журнале, фамилий авторов книг в библиотеки) Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит.
- Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука). -Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей). — Прочитайте текст в рубрике «Сведения о языке». -Это первые две буквы из старославянского письма- «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука. Русское слово «Азбука» и греческое слово «Алфавит» – обозначают одно и тоже. -После слова АЛФАВИТ запишите слово АЗБУКА. Чтение хором алфавита, по цепочке. | Рассуждение детей. Отвечают на вопросы. | П.: Выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. К.: построение высказываний, ответов. |
Динамическая пауза | 1 мин | Мы сидели и писали. Мышцы тела все устали. Потянулись и зевнули, Спинки дружно все прогнули, Повернулись вправо, влево- Стало гибким наше тело. А теперь попляшут ножки: Побежали по дорожке. Быстро –быстро-топ-топ-топ. И в ладоши- хлоп-хлоп- хлоп. Ножку вытянем вперёд- Влево, вправо поворот. Головой все повращаем И урок наш продолжаем. | Выполнение упражнений | |
5. Первичное закрепление во внешней речи. Фронтальная работа Метод: практический Прием:выполнение упражнения с взаимопроверкой | 5 мин. | Чтение алфавита хором, правильно называя буквы. Ребята найдите на стр 53 №4. Один из учеников читает задание. Каких букв тут нет? Какие буквы перепутали свои места? А теперь в тетрадях красивым почерком, записываем все буквы русского алфавита в алфавитном порядке. Работа по учебнику (с. 53, упр. 3) — Прочитайте предложение. Постарайтесь объяснить, почему надо уметь хорошо читать? | Выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя и рассуждают. Отвечать на вопросы Выполнять упражнение Заслушиваются ответы учащихся. | К: Построение речевых высказываний. П.: Выявление существенного. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. Метод: словесный Прием: беседа Метод: практический Прием: морфолог. Упр. | 5 мин. | Взаимопроверка. После написания, поменяйтесь тетрадками. Найди место пропущенным буквам в строчках алфавитном порядке? Аа ? Вв ? Дд Ее ? Жж Зз Ии ? Кк Лл ? Нн ? Пп Рр Сс ? Уу ? Хх ? Чч Шш ? ъ ы ? Ээ Юю ? | Работают самостоятельно , оценивают свою работу. | П.: Выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. |
7. Включение в систему знаний. Практич. Словесный –беседа Наглядный – демонстрация слайд | 5 мин. | — Послушайте отрывок. Вспомните, кто автор этого произведения. Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. (К. Чуковский) Жил старик со своею старухой У самого синего моря. (А. Пушкин) У Вари был чиж. Чиж в клетке ни разу не пел. (Л. Толстой) Зайку бросила хозяйка. Под дождём остался зайка. (А. Барто) — Расположите карточки с фамилиями авторов в алфавитном порядке. (А. Барто, А. Пушкин, Л. Толстой, К. Чуковский.) | Слушают открывок, располагают карточки с фамилиями авторов в алфавитном порядке. | П.: использование знаково-символические средства для решения различных учебных задач. |
8. Рефлексия деятельности. Словесный – беседа. | 3 мин. |
| Высказывать свое мнение, отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание | Р: проведение оценки деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Заглавная буква в имена собственных" с презентацией....
Конспект урока русского языка в третьем классе УМК "Школа России"
Конспект угока русского языка с элементами психологии...
Конспект урока русского языка в 4 классе (УМК «Школа России»)
Цель и ожидаемый результат: формирование представлений о способах соединения простых предложений в составе сложного, умений расставлять знаки препинания в сложных предложениях с союзами и ...
Конспект урока русского языка во 2 классе, УМК « Школа России», с применением здоровьесберегающих технологий
Конспект урока русского языка во 2 классе, УМК « Школа России», с применением здоровьесберегающих технологий Лысенко Светлана Анато...
Перенос слов. Конспект урока русского языка в 1 классе. УМК "Школа России"
Данный урок направлен на изучение правил переноса слов по слогам с мягким знаком и буквой Й в середине слова. Это второй урок по теме "Перенос слов"....
Конспект урока русского языка в 3 классе. Программа «Школа России». Учебник В. П. Канакина В. Г. Горецкий 2017 год
Урок русского языка по теме "Имя числитеное". Тип урока – открытие новых знанийЦель: знакомство с новой частью речи – именем числительным. Задачи урока: •...
Конспект урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа России» Тема урока: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Цель урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; учить выделять окончание в словах.Тип урока: урок усвоения новых знаний....