Разработка урока по теме: "Музыкальная азбука"
план-конспект урока по музыке (2 класс) по теме
Цель: Познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знание музыкальной азбуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_azbuka.doc | 54 КБ |
muzykalnaya_a_z_b_u_k_a.ppt | 1.25 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УРОК МУЗЫКИ 2 класс
Тема: Музыкальная азбука
Цель: Познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знание музыкальной азбуки.
Задачи:
- Закрепить знание нотного стана, скрипичного ключа, название и расположение нот на нотном .
- Познакомить с понятием «динамика», динамические оттенки и их обозначениями.
- С помощью игры привить интерес к музыке.
- Развить фантазию и творчество.
Оформление и оборудование:
Доска, мел, указка, нотоносец на доске, карточки с новыми музыкальными терминами, эмблемы, карточки-иллюстрации овощей, скрипичный ключ, ноты, таблица динамических оттенков, динамический поезд (плакат), карточки каждому по 3 ( Р, f, mp), цветик-семицветик, плакаты: с нотными станами, скрипичными ключами, стихотворением «Рыбки-нотки», три кита, изображение коробок с динамикой, кроссворд «мелодия».
Музыкальный материал:
Песня Я.Дубравина, сл. В.Суслова «Ты откуда музыка?»
Песня В.Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек»
Песня В.Черчик, сл. В.Ключникова «Нотный хоровод»
Песня Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Песенка о гамме»
Ход урока
- Организационный момент:
Музыкальное приветствие.
- Повторение пройденного материала:
- Ребята, мы продолжаем знакомиться с музыкальной азбукой.
- Вы уже знаете все буквы. Для чего вам нужны буквы?
- Композиторам, для того, чтобы рассказать вам о том, что их волновало, тревожило, тоже понадобились буквы. Но эти буквы особенные – музыкальные. Их называют ноты.
- Так что же такое ноты? (это музыка, звуки)
- Ноты – это знаки, которыми записываются музыкальные звуки.
Где же они записываются? Где живут эти музыкальные жители?
(они живут в музыкальном домике)
- Вот как выглядит этот домик (показываю нотный стан на доске). Сколько этажей в этом домике? (пять)
-Как же называется этот домик? (нотный стан)
- Правильно, ребята. Эти пять линеек называются нотным станом.
Многие музыканты называют его нотоносцем. Почему?
(потому что он носит на себе ноты)
- Этот домик нелегко открыть, если нет чего? (ключа)
- Как называется этот ключ? (скрипичный)
- Он помощник наш отличный, мы зовем его ключ «соль»,
Все нам скажет ключ скрипичный, нотной азбуки король
-Вы знаете, что у каждой нотки есть свое место на нотном стане.
Где же пишутся ноты?(на линейках, между, над и под линейками)
-Нотам дали имена, нота каждая нужна. Называем нотки по порядку и помещаем каждую на свое место в домике.
( до, ре, ми, фа, соль, ля, си)
-5 линеек нотной строчки мы назвали нотный стан и на нем все ноты-точки, разместили по местам.
- У нас получился ряд звуков – звукоряд. Повторите за мной. Звукоряд (повторяют). Давайте, ребята, споем песенку про этот музыкальный домик и его жителей.
Звучит песня «Семь подружек»,
- Объяснение нового материала:
- А сейчас, ребята, мы с вами послушаем сказку.
В королевстве Музыкальной Выразительности жила красавица Динамика. Это была очень важная особа. Без нее не обходилось ни одно исполнение музыкального произведения. Динамика управляла Силой Звучания музыки. У Динамики было два верных друга. Одного из них звали Форте, другого – Пиано. Голос Пиано звучал тихо и спокойно, а голос Форте был громким и звучным.
Однажды, прогуливаясь по коридорам своего огромного дворца, Динамика услышала странные голоса. Они доносились из зала, в котором хранился старинный рояль. Динамика заглянула в зал и увидела такую картину: два верных ее помощника – Форте и Пиано о чем-то отчаянно спорили.
- Я музыке всегда нужен, - кричал Форте. – Я своим громким звучанием могу поднять настроение любому. Люди слушают громкую музыку и радуются, что в музыке есть я! А от Пиано нет никакого толку, музыка обошлась бы и без тебя.
- Ах, нет, - тихо возразил Пиано. – Ты, друг Форте, только и думаешь о праздниках, да о веселье. А ведь люди любят спокойные, тихие, приятные слуху мелодии. Например, колыбельные песни. Они всегда звучат тихо и ласково. Я нужнее в музыке, чем ты!
- Остановитесь, друзья, - пропела красавица Динамика, - как можно спорить о том, кто главнее в музыке? Вы оба нужны музыкантам. Без вас динамических оттенков, музыка была бы неяркой, невыразительной. Именно вы делаете музыку красивой, разнообразной и насыщенной.
От этих слов динамическим знакам Форте и Пиано стало стыдно, и больше они никогда не спорили. Красавица Динамика, несмотря на свои юные годы, сумела рассудить и помирить друзей.
-Все знают, что звуки по своей природе бывают тихими и громкими, и их никогда никто не перепутает. Динамика – в переводе с греческого означает – сила звука, она является очень важным свойством музыкальных звуков. Музыка, как и человеческая речь, наполнена множеством звуковых оттенков, чем больше таких оттенков, тем она выразительнее. Эти звуковые оттенки называются динамическими. Динамические оттенки – это своеобразные краски, которые раскрашивают речь или музыку в разные цвета.
Итальянские слова форте f и пиано p обозначают «громко» и «тихо».
Давайте постучим по столу
Тихо…
Чуть громче…
Еще громче…
Громко!
Очень громко!!!
- Обратите внимание,
Чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать.
- Внимание! Внимание! Динамический поезд приближается – значит звук усиливается!
(на доске появляется динамический поезд)
- На следующем уроке мы подробнее еще остановимся на динамических оттенках и запишем их в свои нотные тетради.
- А сейчас мы поиграем. Я рассказываю вам стихотворение про ленивого кота и на тех словах, которые означают силу звука, вы должны будете поднять тот знак, который соответствует данному слову.
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил,
Громко, настойчиво кушать просил.
Да чуть потише на печке храпел…
Вот вам и все, что он делать умел.
Мыши тихо вышли из норки.
Громко хрустя, съели хлебные корки.
Потом чуть потише, смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
- молодцы, ребята! Ну а теперь давайте споем песенку «Домисолька»
Звучит песня «Домисолька»
- Закрепление пройденного и нового материала:
- Ребята, сейчас я вам расскажу одну историю про ноты, которые не дружили между собой. Вы ведь никогда не ссоритесь? А вот ноты однажды поссорились, и вот что из этого получилось.
В НОТНОМ ДОМЕ ЖИЛИ НОТЫ
Между речкой и болотом, в нотном доме жили ноты.
Ключ скрипичный помогал, двери в доме отпирал.
Рано утром на работу расходились эти ноты.
Кто в театр, а кто в кино, где работали давно.
И по знаку дирижера ноты дружно пели хором.
И танцуют, и поют – это главный нотный труд.
А потом после работы, отложив свои заботы.
Собирались посидеть, вместе песенки попеть.
На линеечке, под первой «до» сидела непременно,
А за нею нота «ре» на крылечке во дворе.
Вслед за нею «ми» сидела, дальше «фа» тихонько пела,
Дальше «соль», за нею «ля» - вместе пели тра-ля-ля.
А потом под самой крышей всех грустнее и всех выше –
Почему-то нота «си», - у нее самой спроси.
«Здесь сидеть мне неохота, - отвечает эта нота, -
И грущу я оттого, что хочу быть рядом с «до».
- Вот беда. А ноты-то поссорились и растерялись. Что же делать?
Придется отправится в музыкальное путешествие. Нам нужно будет выполнять задания, отгадывать загадки, и тогда ноты вернуться. Ну что, согласны? Тогда в путь!
(музыкальная заставка)
- К нам пришел на праздник цветик, наш волшебный семицветик.
Чудо – цветик, диво – цветик – музыкальный семицветик.
Уж давно известно всем, лепестков в нем ровно семь.
Музыкальный семицветик хочет с нами поиграть.
Нам поможет семицветик звукоряд запоминать.
Сможет цветик-семицветик исполнять желания – выполнять задания.
- Для выполнения заданий мы разделимся на 2 команды. Команда мальчиков и команда девочек.
- Первыми приступают к выполнению заданий команда мальчиков.
М - (отрывает лепесток «до» и выполняет 1-ое задание)
- Ребята, на нашем пути стоят домики, это случайно, не наши музыкальные домики? Внимание, задание. Определить правильный нотный стан.
(на доске домики)
- За правильный ответ, вы получаете первую ноту «до».
Д - (отрывает лепесток «ре»)
- Вам надо назвать овощи в названиях которых есть нота «ре»
(огурец, репа, редиска, редька)
М – А вот ключи, но какой из них наш? (плакат)
Д – А загадки вы любите? Отгадайте загадки, получите ноту.
- Семь ребят на лесенке заиграли песенки. Что это? (ноты)
- В руках неумелых скрипит, о мастере старом грустит.
Чарует, волнует, искрится, поет волшебница… (скрипка)
- Струн дано мне очень мало, но пока что мне хватало,
Струны ты мои задень и услышишь: длень-длень-длень
Ну-ка! Кто я. Отгадай-ка! Озорная…(балалайка)
М – Прочитайте стихотворение «Рыбки-нотки».
(на доске плакат со стихотворением)
Д – Ребята, у меня на столе лежат карточки разных цветов и оттенков. Сейчас будет звучать музыка, нужно выбрать из комплекта цвет, соответствующий настроению прослушанной музыки и разложить оттенки цвета в соответствии с динамикой.
М – На столе у меня прячутся звуки громкие и тихие. Внимание! Задание! Отобрать те звуки, которые относятся к громким, и поместить в колонку под знаком f, а тихие под знаком P.
- Вот какие молодцы! Теперь все ноты в сборе. У нас получился звукоряд, т.е. ГАММА. Споемте песенку о гамме.
Звучит «Песенка о гамме»
- Вы запомнили ноты? А вот и последнее задание, для того, чтобы все ноты жили дружно, решите следующий маленький кроссворд.
(на доске кроссворд «Вспомни ноты»)
- Попробуйте вписать названия нот в горизонтальные ряды, пользуясь «словом – подсказкой».
(выполняет задание команда девочек и получает эмблему «нотный стан с ключом»)
- Молодцы! Вы хорошо справились со всеми заданиями. И если вы по-настоящему любите музыку, то подружитесь с нотками крепко-накрепко. Тогда вам откроется неведомый мир музыкальных звуков. Вы научитесь понимать музыку, слышать ее в окружающей природе. Вы поймете, какое многообразие мелодий могут составить всего семь ноток-подружек. Именно они делают окружающий мир еще прекрасней и добрей.
Звучит песня «Ты откуда, музыка?»
- Подведение итогов.
- Что нового, ребята, вы узнали на уроке? С каким важным свойством музыки вы познакомились? (динамика)
- Какие динамические оттенки вы узнали? (f, p, ff, pp, mf, mp )
- Все эмблемы, которые вы сегодня заслужили, оставьте у себя. Наш урок закончен. До свидания, друзья!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыкальная а з б у к а
Музыкальная а з б у к а
Д и н а м и к а f (форте) – громко p (пиано) – тихо mf (меццо-форте) – не очень громко mp (меццо-пиано) – не очень тихо pp (пианиссимо) – очень тихо ff (фортиссимо) – очень громко
Н о т н ы й х о р о в о д
Н о т н ы й х о р о в о д
П е с е н к а о г а м м е
Т ы о т к у д а, м у з ы к а ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему: Музыкальная речь
Урок на тему: Музыкальная речь...
Технологическая карта урока музыки для 1 класса по теме «Музыкальная азбука» . Программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.
Технологическая карта урока музыки для 1 класса по теме «Музыкальная азбука»....
Презентация к уроку по теме "Музыкальная азбука"
Презентация к уроку в 1-м классе по теме "Музыкальная азбука"...
Открытый урок по теме "Музыкальные инструменты России"
Цели:Пополнение знания учащихся по темам «Музыкальные инструменты России»,Расширение кругозора учащихся, представления о разнообразии музыкальных инструментов, в том числе ударных.Воспитан...
Методическая разработка урока литературного чтения «Живая азбука» (конспект+презентация)
Урок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника Горецкого В.Г. “Азбука”, УМК “Школа России”.Является завершающим этапом при работе над проектом "Живая аз...
Конспект урока на тему: "Музыкальное восприятие весны в произведениях искусства".
Аннтотация к урокуУрок музыки разработан для учащихся 3 классов общеобразовательной школы. Цель данного урока - способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся через взаимосвязь героических о...
Технологическая карта урока на тему "Музыкальные инструменты". Предмет: Музыка.1класс.
Технологическая карта урока на тему "Музыкальные инструменты". Предмет: Музыка.1класс....