Рабочая программа по русскому яз 3 класс программ "Гармония"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа по русскому яз 3 класс программ "Гармония" составлена на основе основной общеобразовательной программы с учётом стандартов второго поколения и предназначена для учащихся 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тематическое планирование по русскому яз 3 класс программа "Гармония" | 68.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ п.п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Содержание работы | Характеристика деятельности учащихся | Предметные результаты | ||||||
План | Факт | |||||||||||
I четверть | ||||||||||||
I. Знаем – повторим, не знаем – узнаем. (18ч.) | ||||||||||||
Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - Осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка. Представление о богатых возможностях русского языка. Осознание коммуникативного мотива грамотного письма и в целом изучения русского языка. - Становление интереса к русскому языку, положительного отношения к урокам русского языка. - Осознание необходимости контроля за качеством своей речи, за её правильностью. Элементы способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей. - Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи; о необходимости контроля за правильностью выбора букв. - Способность оценивать свои трудности и достижения. (Л.) Регулятивные УУД Обучающийся научится: - Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) свои действия. Действовать по намеченному плану, по известной памятке; выполнять учебные действия в речевой и умственной форме; использовать при выполнении действий известные модели. Осуществлять действия контроля и оценки применительно к «чужому продукту»; контролировать выполнение и результат своих действий. - Оценивать свои действия и полученный результат. - Выполнять коллективные действия , отражать выводы в схемах. Планировать свои действия для решения новых задач письма, осуществлять их в речевой и умственной форме, контролировать процесс решения и результат. Познавательные УУД Обучающийся научится: - Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. - Читать учебный текст для приобретения информации, находить новые сведения, соотносить их с известными, использовать для решения практических задач. Осознавать общий способ действия, ориентироваться на него при решении конкретных задач. Пользоваться словарём и справочными материалами учебника -Выполнять анализ, синтез (конструирование), сравнение; делать выводы и обобщения. - Целенаправленно слушать учителя (или читать), получать и использовать информацию; понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную. Устанавливать Устанавливать причинно - следственные связи, делать умозаключения. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. - Участвовать в совместной деятельности; отвечать на вопросы, высказывать своё мнение. - Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь. | ||||||||||||
1,2 | Повторение изученного. Воспоминание о лете. Обучение | 2 | Повторение изученного во 2 классе. Работа с учебником. Работа над пониманием определенного значения вынесенных названий слов. Тренировка в исправлении ошибок и в выборе точного слова | .Обмениваются впечатлениями, сравнивают и группируют слова, подводят под понятие «текст», анализируют способы выражения главной мысли, использованные средства языка; проверяют и редактируют написанное, находят, объясняют и исправляют ошибки в чужом тексте; обдумывают свой текст, отбирают материал и создают текст, выбирают языковые средства; осуществляют контроль за правильностью письма. | Обучающийся научится: – работать с учебником; – составлять рассказ по определенной теме; – искать логику в передаче содержания текста; – правильно употреблять слова в своей речи и ставить ударения в них; – составлять предложения со словами определенного значения; | |||||||
3 | Понятия точности речи | 1 | Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения | Уточняют значения понятий; наблюдают за образованием слов, исправляют ошибки; сравнивают значения слов-синонимов, выбирают наиболее точные с учётом контекста; планируют действия, необходимые для грамотного письма, тренируются в их осуществлении; планируют и выполняют орфографические действия при списывании и письме | Обучающийся научится: – корректировать свой текст; – решать орфографические задачи, выделять «окошками» трудные написания | |||||||
4 | Какие есть значения у слова. Знакомство с понятием «основа слова»; с двумя значениями слова: основа и окончание | 1 | Значение основы | Образуют однокоренные слова, анализируют строение и значение слов, выявляют взаимосвязи, делают умозаключения; читают сообщения учебника, выявляют новые сведения, дополняют свои знания, осваивают новые понятия. Сравнивают слова по строению и значению, устанавливают соответствие между ними, делают выводы, обобщают; делятся дома новыми знаниями. Работают со словарём. | Обучающийся научится: – выделять «основу слова»; – значение окончания; – основы, признаки родственных слов | |||||||
5 | Какие есть значения у слова. Повторение памятки «Как узнать строение слова» | 1 | Решение известных орфографических задач. Лексическая работа (шоссе) | Вносят дополнение в памятку «Как узнать строение слова?», тренируются в её применении, сравнивают слова по строению, выявляют различия. | Обучающий научится: – правильно употреблять слова в речи, ставить ударения в них; – находить основу в словах | |||||||
6,7 | Повторение изученного по орфографии. Решаем орфографические задачи – известные и новые | 2 | Повторение основных корневых орфограмм, способов решения известных орфографических задач. Словарная работа | Повторяют освоенные орфографические понятия, признаки и состав орфограмм; обсуждают известные способы решения орфографических задач, решаю орфографические задачи разными способами | Обучающийся научится: – находить опасные места в словах; – объяснять значения слов; – подбирать однокоренные слова | |||||||
8 | Проверочные слова для нескольких орфограмм в корне. | 1 | Знакомство со словами, в которых встречаются соче- | Сравнивают написание слов, выявляют закономерности, читают информацию в учебнике, осваивают новые сведения и применяют их при письме; анализируют и группируют слова по указанным признакам. | Обучающийся научится: - распознавать слова, которые нужно проверять, - -обосновывать написание проверяемой орфограммы, делать выводы | |||||||
9 | Правописание суффиксов -ек-, -ик-(общее понятие). | 1 | Работа над совершенствованием навыков письма суффиксов -ек, -ик | Анализируют слова с точки зрения их строения и значения; преобразовывают слова, сравнивают звучание и написание слов и их отдельных частей, делают выводы, фиксируют их схематически, подводят выявленные факты под понятие «орфограмма». Наблюдают за изменением слов, предполагают возможный способ решения орфографической задачи, проверяют своё предположение по учебнику. Определяют общий способ действия для решения новой задачи письма и применяют его при записи конкретных слов; рассуждают, доказывают правильность выбора букв.. | Обучающийся научится: - решать орфографическую задачу в правописании суффиксов -ик, -ек | |||||||
10, 11 | Правописание ударных и безударных сочетаний (общее знакомство). | 2 | Формирование представления о правописании звука [ы] после ц. Упражнения в правильном написании слов со слогами цы и ци | Пользуются орфографическим словарём учебника. Анализируют содержание текста, озаглавливают его, преобразуют слова, повышая их точность с учётом контекста. Объясняют значения слов, наблюдают за их образованием и строением, приобретают новые знания о словах русского языка и учатся этими знаниями пользоваться | Обучающийся научится: -предупреждать ошибки в написании таких слов | |||||||
12 | Освоение изученных орфографических правил | 1 | Развитие орфографической зоркости. Систематизация накопленных знаний | Объясняют значения слов, наблюдают за их образованием и строением, приобретают новые знания о словах русского языка и учатся этими знаниями пользоваться | Обучающийся научится: - решать орфографические | |||||||
13 | Общее знакомство со сложными словами. | 1 | Ознакомление со сложными словами (состоящими из двух корней) и правилами их написания | Анализируют слова с точки зрения их строения и значения; преобразовывают слова, сравнивают звучание и написание слов и их отдельных частей, делают выводы, фиксируют их схематически, подводят выявленные факты под понятие «орфограмма». Наблюдают за изменением | Обучающийся научится: - составлять и записывать сложные слова, выделять корни | |||||||
14, 15, 16 | Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении | 3 | Дальнейшее формирование осознанных умений. Работа над правописанием сложных слов | Соотносят имеющиеся знания и умения с новыми, коллективно систематизируют их. Выполняют различные способы действия, оценивают их выполнение другими. Анализируют и классифицируют слова, выбирают задания для выполнения, определяют свои трудности и достижения. | Обучающийся научится: - находить в тексте опасные места и решать орфографические задачи | |||||||
17 | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия | 1 | Работа по обучению передаче текста свободно в устной форме | Выполняют различные способы действия, оценивают их выполнение другими | Обучающийся научится: - передавать содержание текста своими словами | |||||||
18 | Контрольное списывание | 1 | Работа над совершенствованием | Выполняют различные способы действия, оценивают их выполнение другими | Обучающийся научится: – записывать текст с «окошками»; – правильно писать слова в предложении | |||||||
II. Каждое слово – часть речи (74 ч.) | ||||||||||||
Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - Представление о богатых возможностях русского языка, о сознательном отношении к качеству своей речи, о способах предупреждения её недостатков. Становление коммуникативного мотива изучения русского языка. - Элементы способности оценивать свои трудности и достижения. - Осознание языка как средства общения; представление о богатых возможностях русского языка; элементы коммуникативного мотива освоения русского языка, становление положительного отношения к его изучению. - Элементы способности оценивать свои трудности, готовность совместно с учителем искать пути их преодоления. Осознание необходимости контроля за своей речью. Осознание важности правильного построения предложений для выражения и понимания мыслей. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действия для её решения. Планировать свои действия. Действовать по намеченному плану. Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Выполнять проверку действий «другого» и осуществлять самоконтроль; осознавать возникающие трудности. - Выполнять каждую необходимую операцию и всю последовательность действий. Выполнять рассуждения в материализованной, речевой и умственной форме; использовать речь и графические средства для регуляции своих действий. Осуществлять самоконтроль, находить ошибки как в способе действия, так и в результате, вносить коррективы - Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия для решения конкретных задач. Выполнять каждую необходимую операцию и всю последовательность действий. Выполнять рассуждения в материализованной, речевой и умственной форме; использовать речь и графические средства для регуляции своих действий. Осуществлять самоконтроль, находить ошибки как в способе действия, так и в результате, вносить коррективы Обучающийся получит возможность научиться: - Коллективно ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять необходимые действия для её решения, в том числе понимать и выполнять инструкции. - - Коллективно планировать свои действия, осуществлять их, выводить необходимый способ действия для решения практических (языковых и речевых) задач, фиксировать его или понимать его представление в словесной и схематичной форме; выполнять каждую операцию, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата. Познавательные УУД Обучающийся научится: - Читать учебный текст, понимать его содержание, завершать отдельные предложения. Обдумывать заданные вопросы, предполагать ответы на них и проверять предположения по учебнику; находить в учебном тексте новые сведения. Осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач. Понимать информацию, представленную в табличном виде, дополнять её новыми сведениями; переводить информацию в словесную форму. Анализировать факты Обучающийся получит возможность научиться: Анализировать факты языка, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы. Выделять существенные признаки, подводить по ним факты языка под понятия. Классифицировать, слова по заданным признакам, группировать их; работать с таблицей, дополнять её, обобщать и систематизировать материал. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности, соблюдать правила речевого поведения. Высказывать свои предположения, своё мнение по обсуждаемым вопросам, слушать и учитывать другие мнения. Понимать задаваемые вопросы и отвечать на них. Строить небольшие монологические сообщения научно-делового характера и слушать сообщения других. - Анализировать и оценивать правильность употребления средств языка в речи, ясность выражения мысли; использовать освоенные способы устранения и предупреждения речевых недочётов. Делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её. Обучающийся получит возможность научиться: - Участвовать в совместном поиске и решении задач, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь. - Точно отвечать на вопросы, задавать вопросы. Высказывать своё мнение, выслушивать чужие мнения, соотносить их со своим, проявлять терпимость. Соблюдать нормы литературного языка, обнаруживать их нарушения и исправлять, проявлять при этом понимание, уважительное отношение к партнёру. Делиться приобретённой информацией с другими, в том числе дома, стараться донести и объяснить её, учитывать при общении особенности адресата. - Участвовать в совместной деятельности, в том числе поисковой; высказывать свою точку зрения, слушать собеседников. Строить короткие сообщения. Передавать приобретённую информацию с другим, учить ею пользоваться. | ||||||||||||
19 | Анализ контрольного списывания. Учимся рассказывать о словах | 1 | Работа над развитием умений находить орфограммы и объяснять их. Знакомство с историей происхождения слов | Читают сведения в учебнике, заканчивают предложения, обобщают изученное о слове, расширяют сведения и осваивают новые понятия. Строят научное сообщение по его готовому началу, формулируют опознавательные признаки, по которым различаются части речи. На основе картинки подбирают и классифициру-ют слова. | Обучающийся научится: -находить орфограммы и объяснять их, - проявлять интерес к историческому происхождению слов | |||||||
20 | В какие группы объединили слова. Представление понятия «части речи» | 1 | Представление об историческом происхождении слов, о словах, объединенных в группы по определенным признакам | Анализируют и группируют слова, разными способами решают в них орфографические задачи. | Обучающийся научится: -разграничивать слова не только по вопросам и значению, но и по особенностям изменения | |||||||
21, 22 | Знакомство с названиями частей речи. Всему название дано | 2 | Ознакомление с частями речи. Формирование представлений о словах, объединенных в группы по опреде ленным признакам. Письмо по памяти | Читают информацию и предполагают названия частей речи, обсуждают догадки и проверяют их по учебнику. Анализируют предложения, по опознавательным признакам квалифицируют слова как части речи, классифицируют и группируют слова | Обучающийся научится: - различать части речи: сущест- вительное, местоимение, глагол | |||||||
23 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 | Распознавание частей речи в тексте, их отличительные особенности. Написание диктанта. Выполнение грамматических заданий | Обучающийся научится: -предварительно объяснять написание слов, -выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку | ||||||||
24, 25 | Назовем слова-указатели. Личные местоимения | 2 | Личные местоимения, их значение и употребление вместо имени существительного. Группы местоимений. Личные местоимения | Анализируют тексты, выясняют причины их недостатков, делают умозаключение об особенностях слов-указателей и их роли в речи; уточняют сведения по учебнику, осмысливают название данной части речи и конкретные слова, её составляющие. С опорой на информацию, представленную в изобразительно-схематичной форме, осваивают значения личных местоимений. Читают материал учебника | Обучающийся научится: - находить местоимения в тексте и заменять ими существительные | |||||||
26, 27 | Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные | 2 | Работа по разграничению частей речи на самостоятельные и служебные. Ознакомление с местоимениями 1, 2, 3-го лица, c изменением их по чис-лам и падежам | Дополняют информацию о частях речи, о названии, назначении и правописании слов-помощников. Из речи учителя (из учебника) узнают о двух больших группах слов, уточняют смысл их названия; обобщают и систематизируют сведения о частях речи, учатся по таблице строить сообщение о них. | Обучающийся научится: - находить местоимения в тексте, определять лицо и число местоимений | |||||||
28 | Обучение употреблению и написанию служебных | 1 | Работа над развитием умений распознавать служебные части речи в тексте. Представление о словах-помощниках: предлоги, частицы, союзы. Правило о служебных частях речи (с. 50 учебника) | Квалифицируют слова как части речи, анализируют их употребление, оценивают как правильное или неверное, обобщают наблюдения, сверяют свои решения с информацией в учебнике, обнаруживают и исправляют ошибки в употреблении и написании предлогов с местоимениями; накапливают опыт осознанного и правильного использования и написания слов разных частей речи | Обучающийся научится: - распознавать самостоятельные и служебные части речи и правильно писать служебные слова. - особенности местоимений 3-го лица; (при употреблении с предлогами начинается | |||||||
29 | Части речи все нужны! Части речи все важны! | 1 | Работа над закреплением изученного. Продолжение знакомства с признаками, по которым определяются части речи | Наблюдают за использованием слов разных частей речи и их назначением; тренируются в их уместном и правильном употреблении в своей речи, в написании. Повторяют различные вопросы правописания, совершенствуют все орфографические умения. | Обучающийся научится: -использовать слова разных частей речи, определять части речи по их признакам, составлять предложения по картине | |||||||
30 31 32 33 34, 35, 36 | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия с элементами сочинения Анализ изложения. Повторение различных вопросов орфографии Формирование умения правильно определять части речи Понятие «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. Слово и его форма | 1 1 1 1 3 | Подготовка к письменному пересказу. Исправление ошибок в предложениях и их запись Работа по закреп- Ознакомление с понятием «фразеологический оборот». Упражнение в письменной передаче содержания текста Изменение формы слова. Ознакомление с понятиями «начальная форма», «изменение слов» Упражнение в использовании терминов «форма слова», «начальная форма». Продолжение работы по изучению начальной формы и изменению слов. Упражнение в определении начальной формы глагола и существительного | Знакомятся с историей одного из выражений, обсуждают его значение и возможности употребления; наблюдают за построением текста, отдельных предложений и выбором слов. Письменно воспроизводят текст, проверяют и редактируют написанное; применяют весь комплекс орфографических умений. Анализируют, сравнивают слова, делают умозаключения; читают информацию в учебнике и выделяют новые сведения. Анализируют значение и строение слов, сравнивают их. Читают сообщения учебника для приобретения информации, используют её для решения языковых задач. Сравнивают вопросы к словам, выявляют отличия, соотносят слова и вопросы; находят и группируют слова по указанным признакам, устанавливают их заданную последовательность; подбирают и выбирают слова. Анализируют текст, озаглавливают его, наблюдают за его строением, развитием мысли, выбором языковых средств. Действуют по освоенной инструкции; обсуждают решения вопросов. Списывают и пишут под диктовку, выполняют все освоенные орфографические действия; осуществляют совместную деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль. | Обучающийся научится: – применять в изложении разные части речи; – выделять части текста; – подбирать сино- - исправлять ошибки -определять части речи и правильно писать служебные слова; ,- выделять части слова, которыми различаются слова -разграничивать разные слова и формы одного и того же слова - образовывать от начальной формы существительного начальную форму прилагательного – работать с понятиями «начальная форма» и «изменение слова»; – находить начальную форму прилагательного, глагола и существительного | |||||||
37 | Род имен существительных Зависимость рода имени прилагательного от имени | 1 | Ознакомление с родом имен существительных и прилагательных | Разграничивают по освоенным признакам самостоятельные и служебные части речи, слова разных частей речи. Выявляют ошибки мальчика-иностранца, исправляют их и пытаются объяснить исправления. Дополняют и уточняют объяснения на основе информации учебника; работают с информацией, представленной в схематичной, табличной и изобразительной форме, переводят информацию в словесную форму; делают выводы и обобщают. Наблюдают за закономерностями языка, формулируют их и применяют для решения языковых задач. Анализируют слова по указанным и самостоятельно выявленным признакам, сравнивают их, соотносят друг с другом; применяют освоенные Анализируют строение текста, характеризуют слова как части речи. Выявляют и выписывают глаголы, наблюдают за их использованием в речи, воображают себя операторами, снимающими кино, проводят аналогию с делением плёнки на кадры; сравнивают исходный текст с неудачным пересказом, обсуждают недостатки, делают вывод; по выделенным «кадрам» сами пересказывают текст. . Наблюдают за словами, выявляют новые закономерности и особенности слов, осваивают правила изменения, употребления и написания слов, нормы русского языка. Знакомятся с инструкциями, алгоритмами действия, в том числе представленными в схематичном виде, накапливают опыт их применения. Конструируют предложения, сравнивают их, анализируют формы и употребление слов, выявляют погрешности, устраняют их. Находят в текстах примеры слов по заданным признакам. | Обучающийся научится: определять род существительного | |||||||
38, 39 40 41 42 43 44 45 | Способы определения родовых окончаний имен прилагательных Изменение имен существительных и прилагательных по числам и родам Контрольный диктант по итогам I четверти Анализ диктанта. Работа над ошибками Изменение глаголов прошедшего времени по родам Как еще могут изменяться слова? Изменение имен существительных по падежам Название падежей и их вопросы. Способы определения падежей | 2 1 1 1 1 1 1 | Ознакомление со способом определения родовых окончаний имен прилагательных. Работа над совершенствованием навыков сравнения двух частей речи Изменение имен прилагательных по числам и родам, согласование с именами существительными. Знакомство с существительными, не имеющими какого-либо числа Систематизация и обобщение знаний, полученных в I четверти Рассмотрение проблемы: чем похожи имена прилагательные и некоторые глаголы Работа над рас- Ознакомление с изменением частей речи по падежам, с единым Изменение имен существительных по падежам (падежные вопросы). Выполнение тренировочных упражнений в изменении имен существительных по вопросам
| Обучающийся научится: - определять родовые окончания у имен прилагательных, находить ошибкоопасные места в словах Обучающийся научится: – определять род имен существительных и прилагательных; – правильно писать родовые окончания прилагательных; Обучающийся научится: - записывать текст под диктовку; самостоятельно объяснять и проверять написание слов Обучающийся научится: находить ошибки и исправлять их Обучающийся научится: - выполнять действия для правильного выбора рода у одной из форм глагола. - изменять глагол по родам и числам Обучающийся научится: - изменять слова по вопросам, Обучающийся научится: - изменять слова по вопросам,определять, где родственные слова, а где форма одного и того же слова, записывать слова, связывая их по смыслу | ||||||||
II четверть | ||||||||||||
46 47 48 49 50 51 52 53 54, 55 56 57 58 59 60 | Освоение способа действия для определения падежей Как еще изменяются слова? Закрепление изученного Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагатель- ных Повторение ранее изученного о частях речи. Контрольный тест Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол. Повторяем о глаголе. Наблюдение за ролью глаголов в речи Когда глаголы особенно важны. Когда глаголы особенно важны. Изменение глаголов по временам Особенности изменения глаголов прошедшего, будущего и настоящего времени Как отличить глагол от Знакомство с понятием «неопределенная форма» и ее двумя вопросами Способ нахождения неопределенной формы глагола Контрольное списывание Закрепление изученного о глаголах в неопределенной форме | 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 | Названия падежей и их вопросы. Тренировка в определении падежей имен существительных в стишках-небылицах Сходство и различие имен (существительных, прилагательных, , чис- Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Ознакомление с изменением имен числительных по падежам Работа по развитию умения распознавать части речи, работать в команде Повторение изученных сведений о глаголе, написание словарных слов. Начальное обучение детализации действий в рассказах и событиях Значение и употребление в речи глаголов. Тренировочные упражнения в употреблении в устной и письменной речи глаголов Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Выполнение тренировочных упражнений Тренировочные упражнения в правильном употреб- Наблюдения над тем, как применяются глаголы. Изменение глаголов по временам. Уточнение и обобщение сведений об изменении глаголов Понятие: принадлежность слова к той или иной части речи. Отличительные признаки каждой части речи. Расширение представления учащихся о значении глагола Понятия «неопределенная форма глагола», «начальная форма»; способы ее нахождения. Работа над развитием орфографической зоркости Неопределенная форма глагола и его начальная форма, способы ее нахождения Упражнение в правильном образовании временных форм глаголов. Выполнение работы по контрольному списыванию Образование глаголов начальной формы. Отличие глаголов, отвечающих на вопрос «что делать?», от глаголов, отвечающих на вопрос «что сделать?» | Обобщают новые сведения по предложенным вопросам, соотносят их с изученными ранее, систематизируют материал. Обсуждают вопросы в парах, ведут диалог. Списывают тексты, решают орфографические задачи, вычленяют пока не решаемые, устанавливают связи слов, характеризуют, классифицируют и группируют слова по освоенным признакам; разграничивают формы слов и однокоренные слова. Выявляют общий способ изменения всех имён. Наблюдают за употреблением слов разных частей речи, за организацией текста, за значением слов, объясняют значения. Читают информацию в учебнике, сравнивают её со своими наблюдениями, получают совет. Анализируют и оценивают представленные пересказы, сравнивают их с текстами писателей, выявляют отличия, устанавливают роль глаголов, открывают «секреты» писателей; соотносят текст с иллюстрацией к нему, учатся выбору и употреблению глаголов. Анализируют морфологические признаки слов, списывают, решают орфографические задачи. Анализируют связи и изменения слов, обнаруживают и исправляют ошибки в образовании форм слов, объясняют исправления. Выделяют и анализируют формы глагола. Систематизируют и обобщают сведения об изменении глаголов, фиксируют информацию в таблице; выявляют неизвестный способ изменения, осознают новую учебную задачу. Обсуждают и оценивают мнение персонажа, высказывают свою точку зрения, уточняют состав необходимых действий по учебнику. Сравнивают изменения частей речи, действуют со словами, выводят способ определения части речи, проверяют его по памятке в учебнике. Размышляют над вопросом персонажа, читают информацию в учебнике для ответа на заданный вопрос. Находят в тексте нужную форму, сравнивают с другой формой, выявляют отличия. Читают сообщение в учебнике, приобретают новую информацию. По опознавательным признакам выявляют в тексте заданную форму глагола, преобразуют её в другую, наблюдают за последовательностью выполняемых действий, уточняют и дополняют сведения о вопросах к глаголам в неопределённой форме. Выводят способ действия для постановки глагола в неопределённую форму, пользуются схематической опорной моделью, проговаривают нужный способ действия и применяют его. Преобразуют формы глаголов, комментируют свои действия, фиксируют их, используют схему-план. Систематизируют новые сведения по вопросному плану, строят сообщения, рассказывают о новых знаниях и умениях дома. Выявляют глаголы и характеризуют их по указанным признакам. Читают сообщение и выделяют новые сведения. Анализируют глаголы, ставят их в указанную форму, ведут рассуждение, проговаривают и комментируют свои действия. Выявляют наличие новой орфограммы, читают учебник, узнают о способе решения задачи и решают её по словарю. Пользуются словарём, группируют и записывают слова. Сравнивают глаголы по смыслу, выбирают нужные и конструируют текст. Решают различные орфографические задачи, используют освоенные способы действия, комментируют и объясняют свои решения. Анализируют, сравнивают, классифицируют и группируют слова, преобразуют формы слов. Находят и исправляют ошибки в образовании форм глаголов, обращаются к словар.. | Обучающийся научится: - распознавать части речи, определять род, число и падеж существительных; – работать по усвоению названий и Обучающийся научится: – сравнивать части речи; – определять – сопоставлять имена существительные и местоимения Обучающийся научится: – записывать прилагательные с существительными, с которыми они могут быть связаны по смыслу Обучающийся научится: – определять часть речи; – изменять по падежам; – соединять проверяемое слово с проверочным Обучающийся научится: употреблятьв своей речи гла- Обучающийся научится: – распознавать части речи, выделяя глагол среди всех остальных; – объяснять значимость части речи – глагола Обучающийся научится: – выделять глагол среди остальных частей речи; – следить за особенностями изменений глагола в речи Обучающийся научится: – отличать одну временную форму от другой по вопросу; – выделять в речи различные ее части (части речи) Обучающийся научится: – отличать одну временную форму от другой по вопросу; – соединить в пару начальную форму с различными временными формами глагола Обучающийся научится: определять принадлежность слов к той или иной части речи Обучающийся научится: -находить неопределенную форму от заданной. - определять время глагола Обучающийся научится: распознавать неопределенную форму глагола Обучающийся научится: - применять орфографические правила при написании контрольной работы Обучающийся получит: представление о временах глагола и его грамматических, орфографических и речевых особенностях | |||||||
61 62 63, 64 65, 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 | Прошедшее время глагола, его значение, применение и особенности изменения. Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени. Использование глаголов прошедшего времени в речи Из прошлого – в настоящее. Особенности глаголов настоящего времени Диктант по теме «Правописание глаголов прошедшего времени» Из настоящего – в будущее. Знакомство с двумя формами будущего времени Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению Повторение изученного Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени Учимся рассказывать о действиях.Закрепление знаний о грамматических признаках глагола Обучающее изложение: пересказ текста от первого лица Знакомство с особеннос- Изложение текста-воспоминания. Пишем письма Анализ ошибок в изложении | 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Представление о временах глагола. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Редактирование текста. Наблюдение за изменением родовых окончаний и суффиксов у глаголов прошедшего времени Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Упражнение в распознава- нии принадлежности слова к той или иной части речи. Разбор слов по составу. Составление таблицы изменений родовых окончаний у глаголов прошедшего времени Правописание родовых окончаний, правильное ударение в словах (послала, начала). Тренировочные упражнения в написании глаголов прошедшего времени Изменение глаголов настоящего времени по лицам. Работа по наблюдению за окончаниями глаголов настоящего времени; обсуждение сущ ности названий этих окончаний – личные Обучение написанию личных окончаний глаголов настоящего времени. Работа над совершенствованием умения пользоваться приемом письма с «окошками» Упражнение в правильном Развитие умения в ходе наблюдений выявлять зна чения глаголов будущего времени Обучение постановке глагола в начальную форму и образованию глагольных форм времени. Повторение изученного о глаголе. Уточнение значения форм единственного и множественного числа у разных форм глагола Проведение тренировочного диктанта. Способы действия при решении орфографических задач Работа по развитию устной и письменной речи. Пересказывание текста от другого лица Обучение пересказу от первого лица. Работа по формированию умений выделять главную мысль в тексте и излагать свои действия на бумаге, по предупреждению повтора в предложениях Обучение состав- Обучение изменению глаголов по временам. Работа по формированию умения писать Закрепление | Наблюдают за употреблением глаголов, определяют время, группируют по указанному признаку, сравнивают формы, преобразуют их и вновь сравнивают. Делают умозаключение, объясняя название «родовые окончания». Систематизируют ранее изученное, читают учебник и выявляют новые сведения. Изменяют глаголы , в соответствии с установкой, действуют по установленному способу действия, рассуждают, читают и применяют рекомендации, советы. Анализируют слова, осознают учебные задачи, планируют способ действия для их решения, выполняют его. Сравнивают смысл предложений, слова по значению и строению, устанавливают их взаимосвязь. Наблюдают за использованием глаголов в речи, выявляют недочёты, объясняют и исправляют их. Выбирают наиболее точные слова и конструируют предложения. Наблюдают за употреблением и изменением глаголов в тексте, анализируют глаголы, изменяют их форму, заполняют таблицу. Систематизируют изученное и дополняют информацию, читая учебник. Анализируют предложения и слова, выбирают глаголы по указанному признаку, обобщают сведения о значении форм настоящего времени. Сравнивают тексты по указанному признаку, анализируют формы глаголов, преобразуют их. Выбирают задание для выполнения; находят в тексте слова по указанным признакам, выписывают их. Анализируют, классифицируют и группируют слова по различным признакам. Списывают, пишут под диктовку, решают орфографические задачи, обсуждают решения, осуществляют взаимо- и самоконтроль. Оценивают свои умения. Анализируют и обсуждают текст; выявляют средства выразительности речи, средства передачи определённых значений; сравнивают средства языка. Преобразуют текст в заданном направлении, наблюдают за изменениями в использовании языковых средств. Выбирают более точные слова и выражения, конструируют отдельные предложения. Осознают последовательность событий, ход развития мысли, обсуждают их; воспроизводят текст в соответствии с установкой. | Обучающийся научится: - выделять глаголы прошедшего времени, разбирать их по составу Обучающийся научится: – различать глаголы прошедшего – правильно находить суффикс глаголов этой формы; – работать над родовыми окончаниями глаголов прошедшего времени Обучающийся научится: – работать с глаголами прошедшего времени; – правильно писать суффиксы глаголов прошедшего времени и родовые окончания Обучающийся научится: – выделять глаголы настоящего времени, изменять их по лицам и числам; – определять лицо глагола; Обучающийся научится: образовывать от начальной формы глагола будущее время, отличать их в тексте Обучающийся научится: – правильно писать личные окончания глаголов; – выявлять значения глаголов будущего времени Обучающийся научится: – ставить глагол в начальную форму и в указанные формы времени; – определять из- – диктовать друг другу «Словарики» Обучающийся научится: - находить способы действия при решении орфографических задач Обучающийся научится: обобщить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, временах глагола Обучающийся научится: – работать над развитием своей речи; – пересказывать от другого лица (1-го лица множественного числа); – передавать содержание рассказа; – точно употреблять глаголы в речи Обучающийся научится: – четко и правильно составлять инструкции; – работать над текстами инструктив- Обучающийся научится: – изменять глаголы по временам; – передавать содержание рассказа и точно употреблять глаголы в тексте Обучающийся научится: составлять инструкции, поздравительные открытки и письма | |||||||
77 78 79 80 81 82 83 84 85, 86 87, 88 89 90 91 92 | Написание инструкции об изготовлении елочной гирлянды. Анализ ошибок. Написание новогодних поздрав- Контрольная работа по Повторение изученного о частях речи Сходство и различие имен существительных и имен прилагательных Отличие глаголов от других частей речи Способ нахождения неопределенной формы глагола Определение времени глагола. Изменение по лицам Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи Знакомство со способом выбора между -тся или Изложение. Обучение Изложение. Обучение Изложение. Обучение словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени Анализ изложений | 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 | Обучение составлению поздравлений, текстов-приглашений Обучение написанию поздравительных открыток и писем. Закрепление знаний учащихся о глаголе Повторение и обобщение изученного о частях речи Заполнение опорной таблицы «Как изменяются части речи». Характеристика слов Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Закрепление непроверяемых написаний Повторение известного о неопределенной форме глагола Обучение постановке глагола в неопределенную форму. Работа по развитию умения отличать глаголы от других частей речи, употреблять в речи глаголы, близкие и противоположные по смыслу Обобщение изу- Обучение морфологическому разбору глагола. Работа по формированию умения грамотного письма. Совершенствование умений пользоваться приемами письма с «окошками». Упражнение в из- дущее время, на- Обучение созданию повествовательных текстов, составлению плана текста, выделению главной мысли в тексте и изложению своих действий на бумаге Обучение созданию повествовательных текстов, составлению плана текста, выделению главной мысли в тексте и изложению своих действий на бумаге Обучение построению текста, пересказу текста от другого лица. Продолжение работы по накоплению опыта построения таких текстов Обучение делению текста на части и озаглавливанию их, выделению в каждой части текста основной мысли | Осознают речевую задачу, обсуждают её; знакомятся со способом решения, планируют будущие действия, определяют количество частей в тексте. Рассматривают рисунки, анализируют опорные слова, коллективно конструируют первые предложения. Работают в парах: обмениваются своими высказываниями, слушают друг друга, осуществляют взаимопомощь и взаимоконтроль. Создают текст, проверяют и редактируют его. Выбирают предложения для оценки своего отношения к учению, к школе; достраивают предложения, формулируют мысль. Определяют принадлежность слов к частям речи, сравнивают слова. Обдумывают проблему, сформулированную в теме урока, обсуждают ответ на заданный в учебнике вопрос. Анализируют и сравнивают слова, находят основания для их объединения; классифицируют слова по заданным признакам. Сравнивают слова по возможности изменения, выявляют связь между способностью слова к изменению и наличием окончания, делают умозаключение, вывод. Наблюдают за строением глаголов, делают умозаключения об особенностях глаголов и их форм. Обсуждают, значение каждого времени, осмысливают особенности форм; тренируются в выполнении общего способа действия для определения времени глагола, анализируют и используют внешние приметы каждого из времён. Наблюдают за значениями, скрытыми в окончаниях разных времён, сравнивают их, делают умозаключение о различии значений. Составляют план характеристики глагола, сравнивают его с планом в учебнике, осознают последовательность действий и выполняют их, пользуются образцом анализа глагола в устной и письменной форме. Систематизируют сведения о глаголе, анализируют, сравнивают, изменяют глагольные формы, осмысливают использование новых терминов, выявляют «прирост» своих знаний. Выполняют различные вида анализа слов, решают разнообразные орфографические задачи, Анализируют языковой материал, делают умозаключение о наличии орфограммы, выявляют её опознавательные признаки, выводят способ действия для решения новой орфографической задачи и проверяют своё предположение по учебнику. Осваивают способ решения новой задачи комментируют выполняемые действия, используют новую терминологию. Сравнивают слова заголовка по значению и строению, выявляют сходство и различие. Читают и коллективно анализируют тексты с точки зрения темы, главной мысли, построения, использованных языковых средств. Озаглавливают тексты и его части; осмысливают понятие «план», анализируют готовые образцы планов и составляют свои.. Наблюдают за выбором языковых средств, за построением предложений и их связью, делают выводы о «секретах» авторов. Соотносят тексты и иллюстрации, дополняют (при наличии задания) тексты своими суждениями. Воспроизводят повествовательные тексты, накапливают опыт построения таких текстов, обсуждают способ действия при составлении плана; учатся пользоваться разными формами глаголов; пишут изложения, целенаправленно перечитывают их, ищут возможности для улучшения, редактируют их. Применяют весь комплекс орфографических умений. Анализируют рисунки как источник будущего текста, обмениваются личными наблюдениями на заданную тему; обсуждают (коллективно и в парах)общее построение собственного текста, выбор слов, их форм, построение предложений, их связь друг с другом. Создают свои тексты, проверяют и редактируют их | Обучающийся научится: писать поздравительные письма и открытки, составлять тексты-приглашения Обучающийся научится: – правильно писать слова с ударными и безударными Обучающийся научится: - определять различные части Обучающийся научится: -объяснять правила написания слов Обучающийся научится: - различать имя прилагательное и имя существительное Обучающийся научится: - различать части речи. Обучающийся научится: – определять время глагола; – осмыслить особенности временных значений, выделять внешние приметы каждого из времен Обучающийся научится: – отличать глаго- – определять лицо глагола Обучающийся научится: – распознавать форму глагола; Обучающийся научится: – распознавать форму глагола; Обучающийся научится: - воспроизводить и создавать повествовательные тексты, передавать содержание рассказа по плану Обучающийся научится: - воспроизводить и создавать повествовательные тексты, передавать содержание рассказа по плану Обучающийся научится: – пользоваться – передавать со- – точно употреблять глаголы в речи – составлять – делить текст на части и озаглавливать каждую – пользоваться разными формами глагола | |||||||
III. Предложение (14 ч.) | ||||||||||||
Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - Осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка: становление интереса к изучению русского языка, уважения к нему. - - Осознание важности правильного построения предложений для выражения и понимания мыслей. Элементы способности оценивать свои достижения и трудности. Обучающийся получит возможность для формирования: - Представления о богатых возможностях русского языка; становление интереса к изучению русского языка, уважения к нему. Осознание необходимости вдумчивого отношения к своей речи, контроля за её качеством. Элементы способности оценивать свои достижения и трудности Регулятивные УУД Обучающийся научится: - Понимать, принимать, ставить и сохранять учебную задачу. - Выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий. - Понимать инструкции и следовать им в практической работе. - Оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя Обучающийся получит возможность научиться: - Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения; вносить необходимые коррективы. Познавательные УУД Обучающийся научится: - Читать и понимать учебный текст, находить в нём определённые сведения, уточнять сделанные выводы, использовать информацию для решения практических задач. - Понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, схематичном виде, интерпретировать её, переводить в словесную форму. - Подбирать языковые примеры к схемам, моделям; находить в предложенных материалах примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей. -Осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач; осознавать возможность решения некоторых задач различными способами. - Осуществлять действия анализа, синтеза, сравнения, классификации, группировки; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, обобщения; подводить факты языка под понятия. (П-2.) Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - Участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета. Высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их. - Осознавать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от ситуации общения. Соблюдать нормы литературного языка, выяснять или уточнять их с помощью словаря. - Развивать воображение. - Создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывать особенности жанра. Отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. | ||||||||||||
| ||||||||||||
93 | Что ты знаешь предложении? Повторение изученного о предложении | 1 | Употребление в речи простых и сложных предложений. Представление о предложении как целостной единице речи | Обсуждают ответ на вопрос заголовка, систематизируют изученное. Анализируют предложения с точки зрения передаваемого значения; выявляют границы предложений, аргументируют решение. Разграничивают набор слов и предложение, уточняют опознавательные признаки предложений; находят в тексте предложения определённых видов, конструируют предложения. | Обучающийся научится: – правильно строить предложения и последовательно употреблять их в тексте, устанавливая между ними связь; – правильно оформлять предложения на письме | |||||||
94 | Знакомствос понятием «член предложения». | 1 | Составление текста по теме «Зимний денек» | Осмысливают понятие «член предложения», соотносят его с другим – «часть речи»; осознают различие; выявляют условие, при котором слова становятся членами предложения. Читают учебник, находят новые сведения, дополняют ими имеющуюся информацию. Соотносят понятия «слово» и «член предложения», устанавливают различие, сравнивают количество слов и членов предложения в предложенной записи. Конструируют предложения и составляют свои, выявляют в них количество слов, членов | Обучающийся научится: значение нового понятия «члены предложения | |||||||
95, 96 | Понятие «главные члены предложения» | 2 | Нахождение в предложении главных членов (грамматической основы). Связь между главными членами предложения Грамматическая основа предложения | . Читают сообщение в учебнике и получают новую информацию; осмысливают понятие «главные члены» предложения. Выводят способ действия для выявления главных членов предложения, тренируются в его применении. Наблюдают за способами выражения главных членов предложения, расширяют сведения о них, выявляют их в предложениях и характеризуют. | Обучающийся научится: - распознавать в предложении главные члены предложения | |||||||
97 | Общее представление о второстепенных членах; предложения распространенные и нераспространенные предложения | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. Доказательство необходимости употребления второстепенных членов в предложении | Обобщают проводившиеся наблюдения, делают умозаключения о наличии в предложении других членов; продолжают наблюдения, ставят опыт, убеждаются в необходимости второстепенных членов предложения для выражения мыслей и чувств. Разграничивают предложения и группы слов, | Обучающийся научится: правильно строить предложения, находить в них главные члены (грамматическую основу) | |||||||
98, 99 | Характеристика предложения | 2 | Ознакомление | Знакомятся с памяткой «Как характеризовать предложения?», выявляют новые сведения, тренируются в полной характеристике предложений. | Обучающийся научится: – выделять в предложении второстепенные члены; – характеризовать предложения | |||||||
100, 101 | Устанавливаем связи слов. Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме | 2 | Ознакомление | Обсуждают связь главных членов предложения, выполняют определённую последовательность действий: находят подлежащее и сказуемое, определяют число и род слова-подлежащего, ставят в ту же форму слово-сказуемое и записывают нужное окончание; выбирают буквы гласных в суффиксах и в окончаниях глаголов, наблюдают за заменой постфиксов -ся и -сь; исправляют ошибки. Анализируют схемы построения предложений, с опорой на них конструируют предложения; ставят опыты, наблюдают за порядком слов в предложении, выбирают лучший; выделяют главные члены предложения и другие пары членов предложения, связанных по смыслу и грамматически, начинают овладевать необходимым способом действия. Разграничивают вопросы от одного члена предложения к другому «по смыслу» и «по форме», осваивают их практическое применение | Обучающийся научится: - грамматически правильно связывать сказуемое с подлежащим и грамотно оформлять эту связь при письме | |||||||
102, 103 | Обучение установлению связи слов в предложении и
| 2 | Установление связи слов в предложении. Работа над совершенствованием знаний, приобретенных в рамках изучения темы. Выделение пар второстепенных членов предложения | Обучающийся научится: – грамотно и правильно составлять предложения, выделять в них главные и второстепенные члены; – выделять пары второстепенных членов предложения | ||||||||
104 | Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи | 1 | Ознакомление со способом действия для выделения пар членов предложения. Решение орфографических задач | Анализируют тексты с точки зрения их строения, построения предложений, устанавливают связи слов, выделяют пары членов предложения. Наблюдают за использованием средств языка, характеризуют способы усиления выразительности письменной речи. Выбирают наиболее точные слова и конструируют предложения. Анализируют и оценивают использование языковых средств в работах учащихся; проверяют работы с точки зрения грамотности, выявляют и исправляют ошибки, аргументируют исправления. Обобщают наблюдения о богатстве русского языка, осваивают использование различных по конструкции предложений; убеждаются в ограниченности своих знаний: не всем предложениям они могут дать характеристику, разграничивают | Обучающийся научится: составлять предложения и находить в них главные и второстепенные члены, решать орфографические задачи | |||||||
105 | Контрольная работа по теме «Предложение» | 1 | Проверка сформи- | Пишут диктант, выполняют все освоенные орфографические, а также грамматические (в соответствии с заданиями) действия; осуществляют самоконтроль. | Обучающийся научится: - записывать текст под диктовку, выполнять грамматическое задание, осуществлять само- | |||||||
106 | Анализ контрольной | 1 | Работа над разви- Формирование | Обучающийся научится: – находить и исправлять ошибки; – восстанавливать текст по основам предложений; – проверять ошибкоопасные местами | ||||||||
IV. Текст (40 ч. ) | ||||||||||||
Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - Осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка. - Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. Становление интереса к русскому языку. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. - Планировать свои речевые действия, осуществлять их по намеченному плану; фиксировать отдельные операции схематически; выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. - Выполнять действия самоконтроля; вносить необходимые коррективы. Познавательные УУД Обучающийся научится: - Под руководством учителя вести наблюдения за фактами языка, размышлять над ними, извлекать из них определённую информацию. Читать текст учебника, слушать учителя для проверки и дополнения своих умозаключений; черпать новые сведения, соотносить их с имеющимися, пользоваться схематичными условными обозначениями. -Понимать информацию, представленную в изобразительной форме; интерпретировать её и переводить в словесную форму. - Осознавать общий способ действия для решения определённых речевых задач, ориентироваться на него в практической речевой деятельности. Находить в предложенных материалах примеры для иллюстрации освоенных речевых понятий.. - Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, классификации; подводить факты речи под определённые понятия; проводить аналогии; устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, обобщения. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: Участвовать в коллективной познавательной деятельности, высказываться по обсуждаемым вопросам, слушать и понимать высказывания других; соблюдать правила речевого поведения. - Осознавать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств, построения предложений) от задач и ситуации общения. Замечать в речи средства языка, повышающие её точность и выразительность. Создавать свои высказывания, небольшие письменные тексты, определяя содержание и выбирая языковые средства с учётом решаемых речевых задач и ситуации общения, заботясь о правильности речи, её точности и выразительности. - Делиться приобретёнными знаниями с другими. | ||||||||||||
107 | Создание текстов изобразительного характера | 1 | Работа над разви- | Обсуждают тему и главную мысль будущей зарисовки, возможные языковые средства; ищут сравнения, метафоры (без термина), анализируют, обсуждают и оценивают предлагаемые варианты, выявляют средства выразительности речи, средства передачи определённых значений, способы ухода от неоправданных повторов слов; сравнивают средства языка. Планируют и создают свои тексты-зарисовки, проверяют их и редактируют | Обучающийся научится: – составлять устные и письменные рассказы; – осуществлять поиск собственных сравнений; – передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках | |||||||
108 | Создание | 1 | Работа над развитием умения употреблять в речи официально-деловую лексику | Обсуждают требования к тексту-инструкции, план построения такого текста; выделяют основные части, характеризуют содержание каждой, сравнивают и выбирают языковые средства. Создают деловые тексты, используют специальные слова | Обучающийся научится: составлять устные и письменные рассказы | |||||||
109, 110, 111 | Повторение изученного об именах. Проверочная работа | 3 | Сходство и различие слов разных частей речи. Работа по повторению и сопоставлению частей речи | Обсуждают особенности частей речи, анализируют, сравнивают и классифицируют слова; читают учебник и углубляют свои знания об именах существительных и именах прилагательных, сопоставляют части речи, проверяют свои решения по таблице на обложке в конце учебника; пользуются общим способом действия при определении частей речи; расширяют представление о тех семантических группах слов, которые относятся к именам существительным, доказывают принадлежность слов к группе имён существительных, оперируют для этого всем набором признаков: вопрос, значение, изменение. Объясняют значения слов, выявляют строение, выделяют однокоренные, анализируют звуковой состав, группируют слова. | Обучающийся научится: находить в предложении | |||||||
112 113, 114 | Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного Род и число имен су- ществительных и имен прилагательных | 1 2 | Составление Работа над разви- | Сравнивают значение и изменение однокоренных имён существительных и прилагательных, выявляют различие этих частей речи по признаку рода, делают умозаключение о способе разграничения этих имён. Группируют слова по указанному признаку, осознают трудности в определении рода некоторых слов; знакомятся со словарём «Какого рода и числа слово? Словарь трудностей» Устанавливают связи слов, делают вывод о необходимости для правильной связи слов узнавать род имени существительного. По вопросам определяют окончания имён прилагательных. Наблюдают за изменением имён прилагательных по родам в единственном и во множественном числе, делают вывод об отсутствии такого изменения во множественном числе, проверяют его по учебнику. Устанавливают связи связи слов и определяют род и число имён существительных и прилагательных. | Обучающийся научится: – находить в пред ложении слова разных частей речи; – составлять ряды родственных слов Обучающийся научится: – отличать имена – составлять опорную схему о частях речи; – подбирать родственные слова, относящиеся к разным частям речи | |||||||
115, 116 | Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имен. | 2 | Расширение представлени оразновидностях имен прилагательных. Ознакомление с притяжательными именами прилагательными и вопросами к ним | Обучающийся научится: -правильно определять окончания имен прилагательных | ||||||||
117, 118 | Анализируем имя существи- | 2 | Изменение и связь имен существительных и прилагательных. Обучение выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов | Знакомятся с планом морфологического разбора имён существительных и имён прилагательных, сравнивают его с планом разбора глагола, делают вывод, что план анализа единый, учатся проводить морфологический разбор слов. | Обучающийся научится: – находить в тексте различные части – анализировать имена существительные и прилагательные как части речи. Знать план морфологического разбора имен существительных и имен прилагательных | |||||||
119 | Знакомство с правилом | 1 | Имена существительные мужского и женского рода | Сравнивают слова, определяют их грамматические признаки, делают умозаключение о написании ь в именах существительных женского рода с шипящими на конце; проверяют заключение по учебнику и выводят орфографическое правило. Убеждаются в наличии орфограммы на конце существительных после шипящих, фиксируют вывод схематически, формулируют и аргументируют его. Определяют способ действия для решения орфографической задачи, сверяют его с учебником, планируют свои действия и осуществляют их при записи слов | Обучающийся научится: -распознавать существительное м.и ж. рода | |||||||
120, 121 | Освоение правила написания ь на конце имен существительных после шипящих | 2 | Работа по формированию умений грамотно писать слова с буквами шипящих на конце, активно использовать словарь трудностей | Обучающийся научится: – писать ь на конце имен существительных (в начальной форме) после букв шипящих; – активно использовать словарь трудностей | ||||||||
122, 123 124 | Обобщение и повторение изученного Имя прилагательное и имя существительное | 2 1 | Работа по развитию умений обнаруживать орфограммы, определять их разновидность и применять соответствующее правило. Значение, назначение имен прилагательных и имен существительных | Повторяют и систематизируют изученное, отрабатывают введённые способы действия, обеспечивающие решение грамматических и орфографических задач; коллективно выявляют трудности в выполнении действий, находят и исправляют специально предъявленные ошибки в способе действия и его результате; осуществляют взаимо- и самоконтроль, оценивают свои умения, совершенствуют их. | Обучающийся научится: – производить морфологический разбор частей речи; – осуществлять самостоятельный контроль за грамотным письмом Обучающийся научится: распознавать род и падеж имен существительных и имен | |||||||
125 | Контрольная работа | 1 | Проверка отработанных ранее способов действий, обеспечивающих решение орфографических задач | Пишут диктант и выполняют грамматические задания. Осуществляют самоконтроль. | Обучающийся научится: – определять части речи и производить морфологический разбор различных частей речи; | |||||||
126 | Анализ ошибок контрольной работы | 1 | Исправление ошибок в контрольной работе. Подведение итогов по пройденной теме | – анализировать типичные ошибки, исправлять их | ||||||||
127 | Учимся правильно употреблять слова. | 1 | Работа над развитием умений осваивать слова «трудного» рода и числа. Упражнение в правилах согласования слов в предложении | Осваивают слова «трудного» рода и числа, учатся правилам согласования с этими словами имён прилагательных, обнаруживают и исправляют грамматические и лексические ошибки; работают со словарём трудностей. | Обучающийся научится: - правильно строить предложения и грамотно употреблять слова; – осваивать слова «трудного» рода и числа. | |||||||
128 | Обучение правильности и точности речи | 1 | Оформление письменного текста. | Обучающийся научится: – правильно употреблять слова и строить предложения; – создавать грамотно построенные тексты | ||||||||
129 | Учимся правильно употреблять слова в предложении | 1 | Употребление слов в предложении. Работа над исправлением ошибок и доказательством правильности выполнения задания | Осваивают слова «трудного» рода и числа, учатся правилам согласования с этими словами имён прилагательных, обнаруживают и исправляют грамматические и лексические ошибки; работают со словарём трудностей. | Обучающийся научится: – правильно употреблять слова и строить предложения; – создавать грамотно построенные тексты | |||||||
130 | Изложение с элементами | 1 | Оформление письменного текста. Типы текста. Работа над обогащением словарного запаса, развитием речи, творческих способностей | Анализируют текст с точки зрения темы и главной мысли; выявляют строение текста, составляют его план; наблюдают за построением предложений, за их связью, за выбором языковых средств; ищут слова- подсказки для связи частей текста. Письменно пересказывают текст, проверяют и редактируют его. | Обучающийся научится: – правильно употреблять и строить предложения; – создавать грамотно построенные тексты; – выражать свои мысли при помощи слов | |||||||
131 132 | Повторение общих сведений о частях речи и предложении Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов | 1 1 | Работа над совершенствованием знаний о частях речи Систематизация знаний о частях | Читают отрывки из стихотворений, по опознавательным признакам разграничивают группы слов и предложения; определяют падежи, выявляют отсутствующие, составляют предложения. Анализируют «секреты» рисования словом, устанавливают связи слов, решают орфографические задачи; наблюдают за явлениями омонимии, определяют части речи, анализируют слова; разграничивают изученные и неизученные орфограммы; списывают тексты, выбирают слова для различных видом анализа. | Обучающийся научится правильно употреблять слова и строить предложения Обучающийся научится - различать части речи, правильно употреблять слова | |||||||
133 | Контрольное списывание | 1 | Списывают текст и выполняют грамматические задания. Осуществляют самоконтроль | |||||||||
134 | Связь слов в предложении. Работа над правильностью речи | 1 | Обучение пересказу текста, решению грамматико-орфографических задач. Пополнение знаний о возникновении слов | Выявляют различные нарушения правильности речи, обращаются к словарям учебника, исправляют ошибки и объясняют исправления. Анализируют тексты, употребление в них слов, сравнивают, группируют слова; объясняют значения слов, выявляют связь между значением и написанием. Обобщают и систематизируют изученные сведения, пользуются учебником как справочником; используют приобретённые знания для решения различных языковых и речевых задач | Обучающийся научится: - сопоставлять части речи, их грамматические признаки | |||||||
135 | Обобщение сведений о частях речи | 1 | Обучение письменному пересказу познавательного текста. Ознакомление с устаревшими и образованными словами, появляющимися в языке, объяснение их значения; обогащение словарного запаса | Обобщают знания о словах, анализируют модели слов, предполагают возможные грамматические признаки слов, характеризуют слова по моделям, подбирают соответствующие слова, выявляют наличие в них лексического значения. Находят слова по описанию их лексического значения, подбирают слова по указанным признакам. | Обучающийся научится: – различать части речи, сопостав- – определять главные и второстепенные члены предложения | |||||||
136 | Повторение способов решения разных орфографических задач | 1 | Ознакомление с устаревшими и образованными словами, появляющимися в языке, объяснение их значения; обогащение словарного запаса | Обобщают и систематизируют изученные сведения, пользуются учебником как справочником; используют приобретённые знания для решения различных языковых и речевых задач. | Обучающийся научится: – разбирать слова по составу; – решать разные орфографические | |||||||
137 | Совершенствование орфографических умений | 1 | Обобщение знаний об изученных орфограммах. Упражнения в применении знаний на письме | Обобщают и систематизируют изученные сведения, пользуются учебником как справочником; используют приобретённые знания для решения различных языковых и речевых задач. | Обучающийся научится: – разбирать слова по составу; – решать разные орфографические | |||||||
138 | Контрольное изложение. | 1 | Проверка сформированности | Пишут изложение. Осуществляют самоконтроль | Обучающийся научится: – письменно передавать содержание текста; – совершенствовать навыки грамотного письма | |||||||
139, 140 | Систематизация изученных орфограмм, правил; | 2 | Упражнение в применении полученных знаний при решении разнообразных практических задач | По предъявленным моделям определяют и повторяют изученные правила, систематизируют их, соотносят примеры со схематически обозначенными правилами. Проверяют предложенные записи, находят и исправляют ошибки, объясняют исправления, выявляют и обсуждают недостатки в способе применения правил; практикуются в использовании словаря. Списывают тексты, находят орфограммы Списывают тексты, находят орфограммы, классифицируют их как освоенные и неосвоенные, выполняют требуемые орфографические действия. Составляют на основе словаря словарные диктанты, пишут их, выполняют все орфографические действия при письме под диктовку. Проверяют написанное. Выполняют задания тестового характера. Находят в тексте предложения, слова по указанным признакам, анализируют, группируют их, выполняют с ними различные действия. | Обучающийся научится: – работать в группах; – совершенствовать приобретенные навыки | |||||||
141, 142, 143, 144 | Совершенствование орфо- | 4 | Работа над развитием внимания,орфографической зоркости, над правописанием орфограмм. | Обучающийся научится: – работать в группах; – совершенствовать приобретенные навыки | ||||||||
145 | Контрольный диктант по итогам изученного материала за год | 1 | Грамматико-орфографическая проверка знаний, умений и навыков | Пишут диктант и выполняют грамматические задания. Осуществляют самоконтроль | Обучающийся научится: - писать слова на изученные орфограммы, подчеркивать главные члены предложения, выписывать словосочетания, указывать части речи, анализировать слова как части речи | |||||||
146 | Анализ ошибок в контрольной | 1 | Коллективный анализ и самоанализ допущенных ошибок, исправление ошибок | Анализировать ошибкоопасные места, подбирать способы проверки | Обучающийся научится: - анализировать ошибкоопасные места, подбирать способы проверки | |||||||
Продолжаем учиться хорошей речи ( 24ч. ) Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - Осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка. - Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. Становление интереса к русскому языку. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. - Планировать свои речевые действия, осуществлять их по намеченному плану; фиксировать отдельные операции схематически; выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. - Выполнять действия самоконтроля; вносить необходимые коррективы. Познавательные УУД Обучающийся научится: - Под руководством учителя вести наблюдения за фактами языка, размышлять над ними, извлекать из них определённую информацию. Читать текст учебника, слушать учителя для проверки и дополнения своих умозаключений; черпать новые сведения, соотносить их с имеющимися, пользоваться схематичными условными обозначениями. -Понимать информацию, представленную в изобразительной форме; интерпретировать её и переводить в словесную форму. - Осознавать общий способ действия для решения определённых речевых задач, ориентироваться на него в практической речевой деятельности. Находить в предложенных материалах примеры для иллюстрации освоенных речевых понятий.. - Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, классификации; подводить факты речи под определённые понятия; проводить аналогии; устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, обобщения. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: Участвовать в коллективной познавательной деятельности, высказываться по обсуждаемым вопросам, слушать и понимать высказывания других; соблюдать правила речевого поведения. - Осознавать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств, построения предложений) от задач и ситуации общения. Замечать в речи средства языка, повышающие её точность и выразительность. Создавать свои высказывания, небольшие письменные тексты, определяя содержание и выбирая языковые средства с учётом решаемых речевых задач и ситуации общения, заботясь о правильности речи, её точности и выразительности. - Делиться приобретёнными знаниями с другими. | ||||||||||||
147 | Оцениваем, описываем, повествуем. | 1 | Работа над обдумыванием содержания и выбора средств языка, улучшением текста после записи | Читают предложение, оценивают его ясность, предполагают причину неясности; сравнивают предложение с текстом, делают умозаключение, проверяют его и дополняют сведениями из учебника. Наблюдают за построением текста, сравнивают предложения, выявляют отличия. Знакомятся с новыми понятиями, на основе учебника раскрывают их содержание. Размышляют о процессе снятия кино, проводят аналогию с процессом речи, открывают приём, помогающий различать тексты разных типов; проверяют предположение по учебнику. Анализируют текст, применяют новый приём, выделяют в тексте нужные части, графически | Обучающийся научится: - правильно употреблять слова и строить предложения; – пользоваться разными типами речи | |||||||
148 | Сопоставление изобразительного повествования и описания предметов, | 1 | Упражнение в различении повествования и описания предмета. Построение описания предмета | Читают и анализируют тексты, по освоенным признакам находят нужные фрагменты текста, оперируют новыми понятиями. Наблюдают за построением предложений, обсуждают выбор слов, «открывают секреты» писателей. Письменно пересказывают тексты по частям или списывают их. | Обучающийся научится: – письменно пересказывать текст; – строить текст-описание предме- | |||||||
149 | Обучение построению фрагментов текста с описанием и повествованием | 1 | Упражнение в различении повествования и описания предмета. Работа по обучению опи- | Обучающийся научится: - соотносить лексическое значение оценочных слов и их функций с описанием и повествованием | ||||||||
150 | Работа над основной мыслью текста | 1 | Обучение определению темы текста. | . Выявляют основную мысль каждого текста, соотносят её с конкретным предложением, делают умозаключение о назначении предложений со значением оценки; проверяют предположение по учебнику, иллюстрируют его примерами. | Обучающийся научится: определять тексты-повествования и тексты-описания; – соотносить оценочные слова | |||||||
151 | Обучение включению в повествование и описа- ние предметов предложений со значением оценки | 1 | Продолжение работы с различными типами речи (оценивание, описание, повествование). Работа над развитием умений пользоваться различными типами речи: описывать предметы, повествовать о них, давать им оценку, определять типы речи в текстах | Анализируют предложения со значением оценки, сравнивают их; предполагают типы текстов, для которых они предназначены. Читают тексты, характеризуют их, выбирают для них предложения со значением оценки, обсуждают и обосновывают решения. | Обучающийся научится: - создавать словесные истории по картинкам; – определять виды текста: описание, повествование, оценка | |||||||
152, 153 | Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям | 2 | Обучение созданию словесных историй, умению употреблять | Перечитывают знакомые тексты, вспоминают «секреты» писателей, соотносят их с типом текста, делают выводы о возможных способах повышения выразительности повествований. Рассматривают серию рисунков, обсуждают содержание и последовательность действий. Выявляют главную мысль художника, формулируют её. Коллективно планируют возможное построение текста, его части, строение предложений и выбор слов. Воображают произошедшие события и с опорой на рисунки создают свой текст; проверяют и редактируют его. Готовят рассказы о забавных случаях с животными. | Обучающийся научится: . – создавать словесные истории по картинкам; – употреблять в письменной речи предложения со значением оценки | |||||||
154, 155, 156 | Создание словесных этюдов | 3 | Введение понятий «этюд-описание» и «этюд-повествование». Обучение составлению словесных историй по картинкам, точному употреблению глаголов | Выявляют неизвестное понятие, знакомятся с его содержанием по учебнику (слушают учителя). Перечитывают знакомые тексты и подводят их под новое понятие. Анализируют тексты с разных точек зрения, выявляют «секреты» писателей, находят сравнения, выбирают их из предложенных, подбирают сами. Рассматривают рисунки, делятся личными наблюдениями, размышляют над предложенной главной мыслью, обмениваются мнениями о способах её раскрытия, о содержании текстов, их типах, особенностях выбора слов и построения предложений. Создают свои тексты на основе рисунков и личных наблюдений, пишут их, редактируют и обсуждают. | Обучающийся научится: - правильно употреблять слова и строить предложения; – редактировать и записывать исправленный текст | |||||||
157, 158 | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям | 2 | Обучение построению словесных зарисовок. Составление словесных историй по картинкам, точное употребление глаголов | Обучающийся научится: - создавать словесные этюды-описания или этюды-повествова- ния, словесные картины по собственным наблюдениям | ||||||||
159 | Контрольная работа по | 1 | Проверка сформированности умений писать грамотно слова с изученными орфограммами | Пишут диктант и выполняют грамматические задания. Осуществляют самоконтроль | Обучающийся научится: записывать текст под диктовку грамотно, в соответствии с изученными орфограммами; – выполнять языковые задания | |||||||
160 | Анализ контрольной | 1 | Анализируют ошибкоопасные места, подбирать способы проверки | Обучающийся научится: проверять слова на изученные орфографические правила | ||||||||
161, 162 | Рисование | 2 | Работа над развитием умений составлять словесные этюды, употреблять сравнение, предложения восклицательные и вопросительные, грамотно оформлять их на письме, писать словесные картины по собственным наблюдениям | Выявляют неизвестное понятие, знакомятся с его содержанием по учебнику (слушают учителя). Перечитывают знакомые тексты и подводят их под новое понятие. Анализируют тексты с разных точек зрения, выявляют «секреты» писателей, находят сравнения, выбирают их из предложенных, подбирают сами. Рассматривают рисунки, делятся личными наблюдениями, размышляют над предложенной главной мыслью, обмениваются мнениями о способах её раскрытия, о содержании текстов, их типах, особенностях выбора слов и построения предложений. Создают свои тексты на основе рисунков и личных наблюдений, пишут их, редактируют и обсуждают. | Обучающийся научится: - создавать словесные этюды-описания и этюды-повествования, работать над сочинением-миниатюрой описательного характера | |||||||
163, 164, 165 | Создание текстов разных жанров | 3 | Работа над развитием умений составлять словесные этюды, употреблять сравнение, предложения восклицательные и вопросительные, грамотно оформлять их на письме, писать словесные картины по собственным наблюдениям | Отгадывают кроссворд, вспоминают признаки и названия освоенных жанров речи. Читают тексты, анализируют их, определяют и указывают жанр каждого; дополняют тексты недостающими частями. Выбирают типы текстов, которые будут создавать, уточняют требования к ним, обсуждают и планируют процесс создания, решают вопрос об адресатах речи; обдумывают, пишут и редактируют тексты разных жанров. | Обучающийся научится: - писать приглашение | |||||||
166, 167, 168, 169, 170 | Повторение изученного | 5 | Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Работа с таблицами в учебнике; упражнение в постановке вопросов одноклассникам по таблицам. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов. Обучение написанию сочинения по воспоминаниям | Анализируют оглавление учебника, содержание справочных страниц, вспоминают изученные вопросы, обсуждают и оценивают приобретённые знания и умения. Коллективно (в группах) разрабатывают викторины, конкурсы, формулируют вопросы, обдумывают ответы, обсуждают и планируют форму проведения, участвуют в осуществлении плана. Обмениваются мнениями об уроках русского языка, о важности хорошего владения русским языком, аргументируют свои мысли, иллюстрируют их; вспоминают различные эпизоды, обсуждают трудности и способы их преодоления. Предполагают вопросы, которые должны изучаться в дальнейшем | Обучающийся научится: - писать сочинение по воспоминаниям; – работать с текстом (структура, план, требования к письменной речи); – называть отличительные особенности каждого вида текста (телеграмма, записка, письмо, поздравление, | |||||||
Порядок действий в выражениях со скобками. Преобразование текста задачи так, чтобы вопрос стоял после условия задачи. № 386-389 | 1 | Нахождение значений числовых выражений со скобками. Решение текстовых задач арифметическим способом. | Решение выражений со скобками. Преобразование текстов задач. | Обучающийся научится: - устанавливать порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней. | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...
Рабочая программа по русскому языку3 класс "Школа России"
рабочая программа, календарно тематическое планирование порусскому языку 3 класс (Канакина "Школа России")...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку4 класс "Начальная школа 21 века"
РП содержит поснительную записку и КТП...
Рабочая программа по русскому 3 класс УМК Л.В.Занков
Рабочая программа курса «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Русский язык...
рабочая программа по русскому языку1 класс. Школа России.
календарно-тематическое планирование...