Предлог как слово и его роль в речи. Масленица.
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме
Урок разработан для учащихся 2 класс. УМК "Школа России". Целью данного урока является: формирование навыков грамотного осознанного письма. По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии и ТРКМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
t._redkozubova_predlog_kak_slovo.docx | 187.83 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15 х. Садовый
Предмет: русский язык.
Класс: 2 класс (программа 1-4).
УМК «Школа России»
Тема урока: Предлог как слово и его роль в речи.
Оборудование: мультимедиа проектор; экран; компьютер; монитор; доска; видеофильм; учебник Т. Г. Рамзаевой «Русский язык 2 класс» 2 часть; индивидуальные задания по русскому языку (разработанные учителем); карточки.
Редкозубова Татьяна Петровна
учитель начальных классов,
Ставропольский край,
Минераловодский район
2014 год
Интегрированный урок. 2 класс
Тема: Раздельное написание предлогов со словами. Масленица.
Цели урока: формирование навыков грамотного осознанного письма.
Задачи урока (УУД):
Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
Сформировать опыт выполнения и устранения пробного действия, выявления и устранения причины затруднения на основе рефлексивного метода.
Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость, память, внимание; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, рассуждать, мыслить, сравнивать, обобщать и делать выводы из полученной информации.
Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка, математика, литературное чтение; воспитание уважения к традициям русского народа и культуру общения. Планируемые результаты: развитие умения раздельно писать предлоги с другими словами в предложении;
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.
Оборудование: видеопрезентация; учебник “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Т. Г. Рамзаева; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; бортовой журнал; алфавит; картинный словарь; чучело масленицы; блины-жетоны; приглашение.
Контингент участников: учащиеся 2-го класса (9 лет).
Тип урока: открытие новых знаний.
План урока
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
3.Постановка учебной задачи.
4.Открытие «нового» знания. Первичное закрепление во внешней речи.
5.Реализация построенного проекта. Структурирование полученных знаний.
6.Первичное закрепление нового способа действия.
7.Рефлексия УДД на уроке.
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.(2 мин.)
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться
Будем думать, рассуждать
Можем мы урок начать.
У нас сегодня в классе присутствуют гости, и мы, как гостеприимные хозяева, должны уделить им внимание.
Ученица: Мы рады приветствовать Вас в классе нашем!
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Ученик: Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Ученица: Поручено нам Вас сегодня встречать. И знаниями нашими вас покорять.
Учитель: Так что же, ребята, начнём наш урок, Улыбнитесь друг другу, за дело, дружок!
-Я желаю вам успешной работы на уроке и приятного общения. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Контроль правильной осанки:
Руки? – НА МЕСТЕ!
Ноги? – НА МЕСТЕ!
Локти? – У КРАЯ!
Спина? – ПРЯМАЯ!
2. Чистописание. (4 мин.)
Работа с алфавитом.
- Кроме реальных гостей нас с вами ждет еще встреча со сказочной гостьей, отгадаете, кто это?
-Предлагаю поиграть. Запишите заглавную и строчную буквы соответствующие числам: 14, 1, 19, 13, 6, 15, 10, 24, 1.
Мм Аа Сс Лл Ее Нн Ии Цц Аа
Какое слово у вас получилось? (Масленица).
- Правильно, это Масленица.
Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
(Появляется Масленица (чучело)).
-Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинов себе горячих напечём –
Нам метели и морозы нипочём!
А чтобы блины у нас получились вкусными, нужно правильно тесто поставить. Масленица предлагает нам решить грамматическую задачу.
На Масленка – ка + ной повеселел – ел + ись, да блин + ком угол – л + стись=
На Масленой повеселись, да блинком угостись.
Комментировано записать пословицу.
-Этот праздник пришел из старины,
Из нашей древней глубины.
К восходу весны золотой,
К уходу зимы лютой.
Давным-давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Ярила, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю, по всей России уже началась масленая неделя. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней.
- Ребята, Сударыня Масленица за хорошую работу на уроке будет вас блинами угощать, а в конце урока мы с вами подведем итоги, кто больше всех блинов получит, у того будет хорошая оценка. А еще мы сегодня узнаем много нового об этом празднике. Сколько дней гуляет Масленица?
-Правильно, Масленица – семь дней гуляет. И каждый день нас ждет новое задание.
ПОНЕДЕЛЬНИК – день для встречи,
В гости все к друзьям идут.
3. Словарная работа (5 мин.)
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
- Масленица - это маскарад. Участники маскарада – ряженные в костюмах животных, птиц. А мы к празднику нарядимся, а мы к празднику обрядемся. (Дети отгадывают загадку, записывают отгадку, ставят ударение, выделяют безударные гласные; учитель надевает на них шапочку с изображением птицы или животного в зависимости от отгадки).
-Летом серый, а зимой белый. (Заяц).
- Рыжая, с пушистым хвостом,
живет в лесу под кустом. (Лисица).
-У меня отличный слух,
Умный взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я ... (Собака).
-Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь).
-Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова).
-Кто раньше всех встает? (Петух).
-В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей).
-Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? (Ворона).
-Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... (Сорока). - Зимой спит,
Летом с медвежатками - ульи ворошит.. (Медведица).
-Молодцы, ребята. Теперь мы настоящие участники карнавала. Продолжаем наш праздник. Нас ждет второй день Масленицы – вторник.
4. Актуализация знаний (2 мин.)
" А во ВТОРНИК – песни, пляски.
Заигрышем день зовут.
- И этот день Масленица приготовила для вас следующее задание. (Прослушивание стихотворения о предлоге. Видеослайд 21).
- Скажите, о какой части речи идет разговор в стихотворении?
- Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами. Но не говорили о них подробно.
-В русском языке очень много тайн, в т.ч. и о предлоге, наша задача на уроке раскрыть еще одну тайну данной части речи.
– Скажите, что вы узнали о предлоге, прослушав стихотворение.
Сформулируйте тему урока.
5. Объявление темы урока. Целевая установка. (1 мин.)
- Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи и зависит ли написание предлога от его произношения.
Но прежде чем перейти к новой теме мы должны вспомнить все то, что мы уже знаем. Перед вами бортовые журналы. Я прошу вас поработать в них. Работа в бортовых журналах.
-Отметьте в 1 колонке то, что вы уже знаете о предлоге.
6. Подготовка к изучению нового материала. (3 мин.)
Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
-Продолжаем пополнять копилку наших знаний о предлоге.
(Слайды видеоурока 8, 10, 12, 20).
-Что нового вы узнали о предлоге?
Учитель. Предлог – это служебная часть речи. В русском языке около двухсот предлогов и они занимают четвертое место по частотности употребления. Чаще других употребляются предлоги: о, об, по, под, от, около, за, на, над, с, к, из, в, без, и др. «Предлог» в переводе с греческого означает «перед словом». К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
7. Физкультминутка (музыкальная). (2 мин.)
А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.
Блины
Мы печем блины с утра,
Чтобы их была ГОРА!
Хлоп!
Хватит всем друзьям, знакомым!
Первый блин, конечно, комом.
Хлоп!
Будет пир у нас горой!
Подгорел слегка второй.
Хлоп!
Тут за дело взялся папа –
Третий блин скатился на пол.
Хлоп!
Брат решил испечь один –
Разорвал четвертый блин.
Хлоп!
Бабушка взялась за пятый –
Получился он помятый!
Хлоп!
А шестой пекла сестра –
Ужинать пришла пора!
Хлоп!
Дедушка седьмой испёк –
Сразу блин стащил щенок!
Хлоп!
Остальные делал я –
Тесто кончилось, друзья!
Хлоп! Ну, а мама прокричала:
«Завтра всё начнем сначала!»
8.Построение и реализация проекта выхода из затруднения. (5 мин.)
ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Работа в парах.
-Перед вами карточки с текстом. Прочитайте текст.
- Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
- Чего не хватает в тексте? Как установить связь слов в предложениях?
-Вставьте подходящие по смыслу предлоги. Прочитайте текст с предлогами.
Карточка.
1 ряд: Обычай праздновать Масленицу берет начало …(с) древнейших времен от обрядов славян – язычников. Самой популярной забавой …(в) дни масленицы считались катания … (на) санках. Впервые … (про) эту забаву отмечали еще … (при) Иване Грозном.
Слова для справок: про, на, в, с, при.
2 ряд: Затейником … (в) народных праздниках прослыл Петр I. Особенно он любил потехи … (в) масленицу. Каждую зиму он устраивал шумные и веселые катания … (на) Москве – реке, вдоль кремлевской стены, …(у) Красных ворот. Сам царь открывал праздник.
Слова для справок: у, на, в.
3 ряд: Катальные горы, карусели, качели строились … (на) площадях … (для) народа … (во) всю масленицу. Эти увеселения устраивались и … (в) Москве … (при) Покровском дворце, куда Екатерина II любила ездить и веселиться всем двором.
Слова для справок: для, на, во, в, при.
- Установилась ли связь слов в предложениях?
- Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
- Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.
- Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?
- Правильно, предлоги дружат с именами существительными, прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.
- Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
- Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами, что нужно помнить?
- Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
- Прочитайте правило на с. 39, 40.
Предлоги пишутся раздельно с другими словами в предложении.
Написание предлогов не зависит от их произношения.
9. Закрепление изученного материала. (7 мин.)
Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
Комментированное письмо.
-Выполнение упражнения № 285, с. 39.
10. Итог. (3 мин.)
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
Заполнение бортового журнала (2 часть).
Работа в парах. Кластер «Предлог».
Ребята, вы славно все здесь занимались!
Хочу сказать спасибо вам!
А также угостить блинами
И пожелать здоровья всем!
До свидания!
11. Домашнее задание. (1 мин.):
Правило с. 39, 40. Упражнение № 287. Выделить орфограммы.
12. Рефлексия. (2 мин.)
Лесенка достижений
- Сегодня на уроке я научился…
- Мне было интересно..
- Мне было трудно…
- Я понял, что…
- Я почувствовал, что…
- Больше всего мне понравилось…
- Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
13. Оценка учащихся. (1 мин.)
-Оценим свою деятельность. Посчитаем, сколько блинов вы заработали за урок.
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Бортовой журнал
Я знаю о предлоге | Я узнал о предлоге |
1.Предлоги со словами пишутся отдельно. | 1.Предлоги со словами пишутся отдельно. |
2.Предлог – это служебная часть речи. | 2.Предлог – это служебная часть речи. |
3.Написание предлогов не зависит от их произношения. | 3.Написание предлогов не зависит от их произношения. |
4.Предлоги служат для связи слов в предложении. | 4.Предлоги служат для связи слов в предложении. |
5.Предлоги не изменяются и не отвечают на вопросы. | 5.Предлоги не изменяются и не отвечают на вопросы. |
6.Предлоги не употребляются перед глаголами. | 6.Предлоги не употребляются перед глаголами. |
7. В русском языке около двухсот предлогов. | 7. В русском языке около двухсот предлогов. |
8. «Предлог» в переводе с греческого означает «перед словом». | 8. «Предлог» в переводе с греческого означает «перед словом». |
9. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. | 9. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. |
- Карточки
Карточка № 1: Обычай праздновать Масленицу берет начало … древнейших времен … обрядов славян – язычников. Самой популярной забавой … дни масленицы считались катания … санках. Впервые … эту забаву отмечали еще … Иване Грозном.
Слова для справок: про, на, в, с, при, от.
Карточка № 2: Затейником … народных праздниках прослыл Петр I. Особенно он любил потехи … масленицу. Каждую зиму он устраивал шумные и веселые катания … Москве – реке, вдоль кремлевской стены, … Красных ворот. Сам царь открывал праздник.
Слова для справок: у, на, в.
Карточка № 3: Катальные горы, карусели, качели строились … площадях … народа … всю масленицу. Эти увеселения устраивались и … Москве … Покровском дворце, куда Екатерина II любила ездить и веселиться всем двором.
Слова для справок: для, на, во, в, при.
- Лесенка достижений
- Сегодня на уроке я научился…
- Мне было интересно..
- Мне было трудно…
- Я понял, что…
- Я почувствовал, что…
- Больше всего мне понравилось…
- Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык.Слова,которые выражают различные чувства,их роль в речи.
Урок формирует ответственность к учению, воспитывает уважение к школе, учителю. На уроке используется технология проблемно- диалогического обучения....
План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)
План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....
Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»
Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...
Визитняя карточка урока "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"
УМК "Школа 2100"...
Урок русского языка во 2 классе по теме «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи »
ОС «Школа 2100» Учебник Р.Н. Бунев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык».2 классРабочая тетрадь Яковлева М.А.Тетрадь по чистописанию. 2-й класс. (К учебнику «Русский язык», 2-й кл...
Предлог как отдельное слово и его роль в речи
План-конспект урока по русскому языку. 4 класс Коррекционная школа для обучающихся с умственной отсталостью. Цель урока: формирование представления о предлоге, как о слове и его роли в предложении...
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Предлог как слово и его роль в речи»
Цели урока:ПредметныеФормировать представление о предлоге как часть речи;раскрыть роль предлога в речи;устанавливать связь слов в предложении с помощью предлогаМетапредметныеиспользовать специальную т...