Конспект урока по русскому языку "Имя существительное"( 2 класс)
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Аксёнова Валентина Яковлевна

    Разработанный урок русского языка предназначен в помощь учителям, работающим по программе «Школа России».

   На этом уроке дети не заучивают готовые правила, а учатся наблюдать, анализировать, делать выводы. Это помогает им усваивать новый материал не механически, а осознанно.

   Создание проблемной ситуации на уроке даёт возможность детям включаться в исследовательскую деятельность, формирует интерес к предмету.

   Вариативность заданий и дифференцированный подход позволяют каждому ребёнку выполнить задания в своём неповторимом варианте, помогают раскрыть индивидуальные возможности и способности, позволяют формировать творческую активность каждого ребёнка.

   На уроке использовалась накопительная система оценивания. Это помогает повысить учебную мотивацию учащихся, дать право ребёнку на ошибку, её исправление.

   Проведение данного урока способствует сплочению коллектива, воспитывает чувство взаимопомощи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Аксёнова Валентина Яковлевна,   

                                        учитель начальных классов,

                                  МБОУ «СОШ №24» Г.КЕМЕРОВО

                                     

                                       УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

                                        (2 класс, «Школа России»)

                               Тема урока: « Имя существительное» 

   Цели урока:

  1. Актуализировать знания о существительном, отделить старую информацию от новой, систематизировать её в виде определения; тренировать способность к исследованию ситуации; формировать способность к выделению существенного предмета в группе; закреплять алгоритмы проверки орфограммы в различных частях слова.
  2. Развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализа и синтеза, самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении.
  3. Расширять знания о родном языке; формировать навыки сотрудничества; воспитывать учебную активность, интерес к предмету.

Задачи урока:

         - обогащение речи учащихся языковыми средствами;

   - изучение норм русского литературного языка;

   - развитие и совершенствование умений и навыков связной речи;

   - изучение русского правописания.

Оборудование: памятка «Основные правила работы в группе», индивидуальные карточки, плакат «Имя существительное», сигнальные карточки, рабочие листы, планы исследовательской работы, «мишень» для самооценки, портреты Знайки и Учёной Мухи, магнитофон.

                                              ХОД УРОКА.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Ребята, поприветствуем друг друга. Скажем «здравствуйте» руками, скажем «здравствуйте» глазами. Сядьте ровно, все готовы? Чтоб сегодня наш урок всем ребятам пошёл впрок, постарайтесь все вникать, слушать, думать, понимать.

- Сегодня утром к нам в класс залетела муха, не простая, а учёная. Она долгое время прожила в нашей библиотеке и прочла множество умных книг. Любимыми её книгами были орфографические словари и справочники. Она приготовила для нас задания. Поэтому на уроке нужно быть внимательными и активными.

II. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

-Сегодня на уроке, чтобы открыть ещё одну тайну русского языка, мы будем учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. Подобрать ключ к этой тайне мы сможем только тогда, когда правильно выполним все задания Учёной Мухи. А помогать нам, как всегда, будет наш друг Знайка.

III. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

- Ребята, перед каждым из вас лежит мишень. Напишите на листе свою фамилию. Если

  вы хорошо справитесь с заданием, то значит попали в яблочко. Если ещё нужно

  поработать, то покажите, на каком расстоянии от цели вы находитесь. Там поставьте

  точку. После выполнения каждого задания я буду просить вас сделать самооценку

  своих знаний.                                                        

- Давайте вспомним «золотые» правила орфографии, о которых нам всегда напоминает Знайка на уроках русского языка:

   1.Пишу аккуратно, чисто и красиво.

   2. Пишу грамотно.

   3. Начало предложения пишу с большой буквы. Если предложение                                                              

 повествовательное, то в конце предложения ставлю точку. 

   4. Помню о красной строке при записи заданий и частей текста.

   5. Использую перенос слов с одной строки на другую.

   6. При письме проговариваю слова по слогам.

-Ребята, работать сегодня будем по группам. Какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро, а главное результативно. (На доске открывается плакат)

                               ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.

  1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
  2. Выслушать мнение каждого.
  3. Найти общее решение.
  4. Выбрать выступающего.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ.

- Учёная муха приготовила индивидуальные задания. Задания разные по трудности. Каждый из вызванных ребят выберет задание по душе.

- Пока ребята работают по карточкам, мы постараемся выполнить первое задание Учёной Мухи.

А). На доске записаны засекреченные слова. Попробуйте их разгадать, объяснить написание орфограммы и привести свои примеры на это же правило.

Декорев . я, релич( . ) ка, ур . кожай, жинура . , б . корьба, а . вокуратный.

Б) Проверка. Отметьте на мишени, на сколько близко вы находитесь от цели.

    - А теперь из первых букв соберите слово и вы узнаете, что поможет лучше спориться работе в группах. (Дружба)

IV. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

- Ребята, вы уже сейчас показали, что умеете находить и объяснять орфограммы, значит должны писать грамотно?

-Вы согласны со мной?

-Тогда скажите, какие окончания мы напишем в словах (запись на доске)

к берёзке/и, смотришь/ешь, синюю/ию?

-Докажите свои предположения. Не можете.

- А почему? (не хватает знаний)

-Что для этого нужно? (учиться)

-Какую широкую тему мы начали изучать? (Части речи)

- Зачем нам нужно её изучать?

ВЫВОД. Изучение этой темы нам  поможет научиться правильно писать окончания разных частей речи.

V.ФИЗМИНУТКА. (Проверка умения различать части речи)

-Я называю любимые слова Учёной Мухи. Если это существительное, то вы встаёте, если глагол – садитесь, а если прилагательное – хлопок над головой.

ВАРЕНЬЕ, ЛЕТАТЬ, ЗЕЛЁНАЯ, УМНАЯ, ЖАРА, ВЕСЁЛАЯ, КРАСИВАЯ, ЖУЖЖАТЬ, АРБУЗ, ЛЕТНИЙ, САДИТЕСЬ.

VI. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

-Как вы думаете легче сразу одновременно изучать все части речи или по отдельности?                                                                      

(по отдельности)

 -С какой части речи вы предлагаете изучение? (с существительного)

-Почему? (самая главная, называет предмет, а все остальные под неё подстраиваются: обозначают её признак, действие, признак действия)

-Подумайте и сформулируйте кратко тему, которую мы сегодня начнём изучать. (Запись на доске)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

(Открывается рисунок весёлого человечка)                                                                            

- Этого человечка зовут «Имя существительное».

-Что он может нам рассказать о себе? Дайте ответы от первого лица.

(В процессе ответов на доске появляются полоски с ответами)

Я – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Я – ЧАСТЬ РЕЧИ.

Я ОТВЕЧАЮ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?

Я ОБОЗНАЧАЮ ПРЕДМЕТ.

VII. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

-Представьте, что из нашей речи в одночасье исчезли все существительные.

-Учёная Муха предлагает нам выяснить, какую роль играют существительные в нашей речи? Для этого проведём небольшую исследовательскую работу.  

А). РАБОТА В ГРУППАХ.

     ПЛАН ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ».

Прочитай текст 1.

«Язык появился потому, что без него люди не могли работать вместе. И наши далёкие предки вырвались из мира безмолвия. Язык – величайшее достижение человечества. Он самое дорогое наследие, которое мы получили от людей многих поколений. В слове хранится наша история и культура. Язык обогащали и украшали лучшие мыслители и поэты, его оберегали от порчи и засорения писатели и педагоги».

- О чём говорится в тексте?

Прочитай текст 2.

Появился потому, что без него не могли работать вместе. И наши вырвались из. Величайшее. Он – самое дорогое, которое мы получили от многих. В хранится наша и. Обогащали и украшали лучшее и, его оберегали от и.

- Какой текст больше понравился?

- Почему?

                  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.

Текст 2 отличается от текста1 словами, которые называются ________________________.

Эти слова делают текст _________________________________.

Они отвечают на вопросы _______________________________.

Они обозначают _______________________________________.

Они изменяются по  _______________________________________.

 Эта часть речи называется так потому, что ______________________________________.

Б). ПРОВЕРКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.

-Давайте обменяемся мнениями по результатам исследовательской работы.

- Отметьте на мишени, на сколько вы приблизились к цели, сделав это исследование.

VIII. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА – ОПИСАНИЯ ИЗ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРЕДЛОГОВ.

-А сейчас Учёная Муха предлагает выполнить творческую работу и сделать ещё одно открытие об имени существительном.                                                              

Возьмите рабочий лист №1. Прочитайте заглавие и начало текста, который приготовила вам Учёная Муха.

- Что вы себе представили?

-Какой это тип текста?

-Какую особенность этого текста заметили? (Состоит только из существительных и предлогов),

-Продолжим описание утра в деревне, используя только существительные и предлоги. Подумайте о ком и о чём можно составить предложения, выполните задания, которые даны на этом листе.

А) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Рабочий лист №1.                                                                

                                                        Раннее утро.

Утро в деревне. Капли росы на траве, скамейках, крылечке. На сирени _________.

Во дворе ______________.

Прочитайте текст. Получилось ли у вас нарисовать картину раннего утра?

Какую роль существительного вы наблюдали в тексте? Почему удалось составить текст?

 Б) ПРОВЕРКА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

-Получилось ли нарисовать картину раннего утра? (Да)

-Почему удалось составить текст? (Использовали существительные, а для связи слов в предложении использовали предлоги)

-Кто хочет прочитать свой текст?

-Так какую роль существительного вы наблюдали? (Передача выразительности)

-Отметьте на мишени, на сколько вы приблизились к цели, сделав ещё одно маленькое открытие.

IХ. СВЕДЕНИЯ ОБ ЯЗЫКЕ.     

-Ребята, Учёная Муха хочет поделиться с нами своими знаниями по теме «Имя существительное». Послушайте их внимательно и потом скажите, что нового о существительном вы узнали из рассказа Мухи. (Магнитофонная запись)                        

«Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы, явления. Весь мир улиц, животных, растений, явлений природы, города, реки, озёра, горы, государства, события, качества, действия – всё названо, всё имеет своё имя, и всё это – имена существительные»

-Так что же нового вы узнали об имени существительном? ( Существительные обозначают не только предметы)

Х. УПРАЖНЕНИЯ В КЛАССИФИКАЦИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

А). Запомнили, что обозначают существительные? Тогда поиграем в игру «Назови одним словом». Каждая группа отвечает по очереди.

-Пёс, петух, корова, кошка - …? (животные)

-Кукла, мячик и гармошка - …? (игрушки)

-Лук, редиска, огурцы - …?        (овощи)

-Молоток, топор, щипцы - …?   (инструменты)

-Платья, юбка и рубашка - …?   (одежда)

-Бак, стакан, кастрюля, чашка - …? (посуда)

-Василёк, ромашка, роза - …?     (цветы)

-Ветер, дождичек, морозы - ..? (явления природы)

Б). САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

-А теперь аналогичную работу Учёная Муха предлагает продолжить в группах. Возьмите рабочий лист №2, выполните задание и сделайте вывод после проделанной работы.

Рабочий лист №2.

Люди: кто? Врач, брат, __________________________________________.

Растения: что? Рябина, __________________________________________.

Птицы: кто? Сокол, _____________________________________________.

Рыбы: кто? Сазан,  _____________________________________________.

Звери: кто? Медведь,  ___________________________________________.

Явления природы: что? Снег, _____________________________________.

Вещи: что? Брюки, _____________________________________________.

Орудия труда: что? Лопата, ______________________________________.

Транспорт: что? Автобус, _______________________________________.

Сделайте вывод. Существительными называются слова, которые обозначают ____________________________________________________________________

и отвечают на вопросы ______________________________________________.

В). ПРОВЕРКА.

-Какие слова дописали?

-Какой вывод сделали?

Оцените свой вклад в работу. Покажи на мишени, на сколько ты приблизился к цели.

ХI. РАБОТА НА ПЕРСПЕКТИВУ.

- На какие две группы можно разбить эти слова?

-Тема нашего следующего урока русского языка называется «Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? Имена существительные, отвечающие на вопрос что?»

-Когда мы будем задавать вопрос кто? А когда вопрос что?

-Вы уверены в этом? Тогда подумайте, на какие вопросы будут отвечать слова труп и мертвец?

ХII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

А) Учёная Муха предлагает вам, ребята, выполнить небольшой тест. Для этого возьмите лист с тестом и подпишите его.

-Подумайте, как бы вы продолжили эти предложения?

-Допишите, что нового узнали на этом уроке?

                                                        ТЕСТ.

Ф.И. ученика _________________________________________________.

1. Чаще всего в речи употребляются имена _________________________.

2. Луна, трель, ночь, подруга – это ________________________________.

3. Имя существительное обозначает _______________________________.

4. Имя существительное отвечает на вопросы _______________________.

5. Имя существительное – это ___________________________часть речи.

6. Сегодня на уроке я ___________________________________________.

Б) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

- Что теперь может рассказать о себе человечек «Имя существительное»?

(В процессе ответов на доску добавляются полоски с ответами)

-Я – САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

- Я  НАЗЫВАЮ ПРЕДМЕТЫ, ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ, СОБЫТИЯ И Т.Д.

-Я В ТЕКСЕ ПЕРЕДАЮ ЕГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

ХIII. РЕФЛЕКСИЯ.

- Какая группа сегодня лучше работала?

-Кого особо хотели бы отметить?

-Посчитайте свои баллы.

(До 30 баллов – знания удовлетворительные, нужно ещё поработать,

от 30 до 35 баллов – знания хорошие, от 36 до 40 баллов – отличные знания)

ХIV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Учёная Муха приготовила домашнее задание на листочках разного цвета.

На красных листочках задания сложнее, на зелёных – легче. Выбирайте

листочек с домашним заданием для себя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Имя Существительное" 3 класс

Урок-закрепления по учебника Зеленина, Хохлова....

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе" 2 урок

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числеЦель урока: формировать навык написания безударных падежных окончаний существительны...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 2 урок

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительныхЦель урока: Сформировать понятие  у учащихся   о правописании О-Е после ...

конспект урока по русскому языку, 3 класс, школа 21 века Род имён существительных. Неизменяемые имена существительные

Материал содержит краткое содержание конспекта урока русского языка в 3 классе...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема урока: Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов. Автор УМК: А.В. Полякова по системе развивающего обучения Л. В. Занкова

Конспект урока по русскому языку  4 класс Тема урока: Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов.  Автор УМК: А.В. Полякова по системе развивающего обучения Л. ...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».

Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...