Неопределенная форма глагола
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Прокофьева Елена Александровна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Начальная форма глагола" УМК Канакиной В.П. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalnaya_forma_glagola.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Неопределенная форма глагола.

Цель: познакомить обучающихся с особенностями глаголов неопределенной формы.

Планируемые результаты: формирование умения правильно ставить вопросы что делать? что сделать?, к глаголам в неопределенной форме, отличать глаголы неопределенной формы от других глаголов; развивать умение самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

Методы: наблюдение, анализ, синтез, классификация.

Формы работы: коллективные, групповые (работа в парах), индивидуальные формы работы.

Средства: ноутбук, интерактивная доска, документкамера, фотоаппарат, презентация (     ), карточки для работы в парах.

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Примечание

Мотивация познавательной деятельности

Мы сегодня продолжаем раскрывать тайны русского языка.

А девизом нашего урока я предлагаю слова.

Прочитайте.

Девиз: Что одному не под силу, то легко коллективу.

- Как в понимаете смысл этого выражения?

Пусть вам сегодня на уроке помогут сообразительность, внимание, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Всем вместе легко справиться с любыми трудностями.

Актуализация знаний

1. Интервью.

    Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

 – Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги .

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

     на "десятку" знали.

     На письме и в разговоре

     Меня  употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке?

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала?  

2.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам?

Молодцы!

Просмотр видеоролика.

(потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

Часть речи

Действие предмета

Что делает? и др.

Сказуемым

Да

Прочитайте слова, записанные на доске.

тетрадь аккуратный писать

Запишите слова в тетрадь, соблюдая все правила каллиграфии, выделите орфограммы.

Кто всё выполнил проконтролируйте своего соседа, не мешая ему.

-Какой они части речи записанные слова?

Что можно сказать о форме имени существительного?

Прилагательного?

Глагола?

Какую цель поставим сегодня на уроке?

Для определения темы урока мы

побываем с вами в прошлом, заглянем в будущее, и, конечно, вернёмся в настоящее. 
– Ребята, распределите глаголы:

1-ая группа – действия совершаются до момента речи (в прошлом),

2-ая группа – в момент речи (в настоящем),

3-я - после разговора (произойдут в будущем). 

- 2 глагола остались. Почему?

- Как будут называться форма этих глаголов? (нельзя определить когда совершаются действия)?

Это тема нашего урока.

Запишите эти глаголы к себе в тетрадь.

Неопределенная – это начальная форма глагола.

-Как определить эту форму глагола?

-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Стр. 106 Сравним наши выводы со сведениями о языке в учебнике.

-Какие новые знания обнаружили?

Подчеркните в глаголах, которые мы записали эти окончания.

Составим алгоритм, как определить неопределенную форму глагола.

Кто может дать самостоятельно новое определение неопределенной формы глагола с учетом полученных знаний?

тетрадь аккуратный писать

Сущ. Прил. Гл.

Начальная форма (им.п., ед.ч.)

Начальная форма (ед.ч. какой?)

Пока не знаем

Узнать новые сведения о глаголе (начальную форму глагола).

Непонятно, когда совершаются действия. 

Неопределенная форма глагола

Непонятно когда совершаются действия.

Что делать?

Что сделать?

Обучающиеся читают правило.

Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на ти, ть, чь.


Проверка по эталону

Сигнал

Доска

Слайд

Физминутка для глаз

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Самостоятельная работа с самопроверкой

Стр.106 упр.181

Прочитайте первую пару глаголов.

Сравните.

Что общего?

Чем различаются?

Что можно сказать об этих глаголах?

-Как называют эту форму глаголов?

Подчеркните глагол, который отвечает на вопрос Что сделать?, выделите приставку.

Еще 3 пары около доски с комментированием

Дальше самостоятельно.

Проверка по эталону

-Что заметили у глаголов, которые отвечают на вопрос что сделать?

Родственные слова

Отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?

Неопределенная форма глагола

Употребляются с приставками.

Проверка по эталону

Документкамера

Сигнал

Физминутка

 Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.

Как определить глагол неопределенной формы?

Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.

По вопросу

Включение нового материала в систему знаний

Работа на карточках.

 Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы и запишите их рядом.

- Как определить форму глагола?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) спокойно.  Зарядку  нужно (делаю) при открытой форточке.

-Прочитайте полученный текст.

-Кто сделал так же?

-Кто использует эти советы?

-Те, кто не использует, постарайтесь их запомнить, ведь недаром они называются полезными. Они помогают нам укреплять и сохранять здоровье.

Работа в парах.

ЛЕЖАТЬ

Проверка на доске.

Рефлексия учебной деятельности

- Какая была тема урока? Цель?

- Достигли ли цели урока?

- С какой формой глагола познакомились на уроке?

- Какие узнали отличительные признаки глагола неопределенной формы?

Продолжите предложения

Я научился…

Я испытывал затруднения, когда….

Я могу похвалить себя за …..

Я порадовался за….

Я хочу поблагодарить …. за……

Я бы хотел стать более…..

Закрасьте последний сигнал на карточке.

Кто понял что такое неопределенная форма глагола- зеленым цветом.

Кому надо еще потренироваться в определении неопределенной формы глагола –желтый сигнал.

А кому не понятна новая тема – красный сигнал.

Покажите свои сигнальные карточки.

Неопределенная форма глагола

Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Оканчивается на ть, ти, чь.

Домашнее задание

Стр. 106 правило .

Кто понял новый материал – записать по 5 глаголов неопределенной формы, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?

Кто сомневается в полученных знаниях – упр. 182


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

конспект урока для 4 кл. авт.Зеленина, в соответствии с ФГОС...

урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"

Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...