Урок русского языка 4 класс по теме: «Прилагательные, отвечающие на вопрос чей?»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка 4 класс по теме: «Прилагательные, отвечающие на вопрос чей?», прилагается презентация.
Задачи урока:
Закреплять умения:
- определять грамматические и смысловые связи слов в предложении;
- находить в предложении словосочетания прилагательных с существительными.
Формировать умения:
- понимать и чувствовать семантическую (по значению) разницу между прилагательными, которые обозначают качества предметов и отвечают на вопрос «какой?» и теми, что обозначают, кому предмет принадлежит (или к кому имеет какое либо отношение), и отвечающими на вопрос «чей?»;
- ставить к прилагательным вопросы «чей?», «какой?», в соответствии со значением слов, обозначающих признаки предметов;
- различать разный состав слова у прилагательных, обозначающих качество предмета и у обозначающих, кому предмет принадлежит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план урока и презентация к уроку, соответствует умк перпективная школа | 60.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 4 класс по теме:
«Прилагательные, отвечающие на вопрос чей?»
Учитель МБОУ СОШ №6 Гулакова Н.Ф.
Задачи урока:
Закреплять умения:
- определять грамматические и смысловые связи слов в предложении;
- находить в предложении словосочетания прилагательных с существительными.
Формировать умения:
- понимать и чувствовать семантическую (по значению) разницу между прилагательными, которые обозначают качества предметов и отвечают на вопрос «какой?» и теми, что обозначают, кому предмет принадлежит (или к кому имеет какое либо отношение), и отвечающими на вопрос «чей?»;
- ставить к прилагательным вопросы «чей?», «какой?», в соответствии со значением слов, обозначающих признаки предметов;
- различать разный состав слова у прилагательных, обозначающих качество предмета и у обозначающих, кому предмет принадлежит.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык» ч.2. (с.140-143), рабочая тетрадь 2.
Ход урока
- Упр. 144 с. 140.
УЧИТЕЛЬ: Прочитайте сочетания слов.
(1) мокрый барсучий нос;
2) синий папин костюм.)
УЧИТЕЛЬ: Рассмотрите первый пример. С помощью слов какой части речи охарактеризован нос?
ДЕТИ: Слово «нос» характеризуется с помощью прилагательных.
УЧИТЕЛЬ: Какое из двух прилагательных отвечает на вопрос «какой?».
ДЕТИ: Прилагательное «мокрый».
УЧИТЕЛЬ: А какое отвечает еще и на вопрос «чей?».
ДЕТИ: прилагательное «барсучий».
УЧИТЕЛЬ: Можно ли из словосочетания «мокрый нос» понять, кому этот нос принадлежит: барсуку? Мальчику? Котенку? И еще кому-нибудь?
ДЕТИ: Нельзя определить, кому этот мокрый нос принадлежит.
УЧИТЕЛЬ: А из словосочетания «барсучий нос» ясно ли, кому принадлежит нос?
ДЕТИ: Словосочетание «барсучий нос» точно указывает на то, что имеется в виду нос барсука.
УЧИТЕЛЬ: Как вы по-другому скажете: «барсучий нос – это нос …» кого?
ДЕТИ: Это нос барсука.
УЧИТЕЛЬ: Какое прилагательное во втором примере указывает на того, кому принадлежит костюм?
ДЕТИ: Прилагательное «папин» указывает на того (на папу), кому принадлежит костюм.
УЧИТЕЛЬ: На какой вопрос отвечает это прилагательное?
ДЕТИ: Прилагательное папин отвечает на вопрос «чей?».
УЧИТЕЛЬ: Как можно по-другому сказать: «папин костюм – это костюм …» кого?
ДЕТИ: Папин костюм – это костюм папы.
УЧИТЕЛЬ: Прочитайте другие сочетания слов.
3) небольшой охотничий домик;
4) глубокая волчья нора;
5) старая рыбачья сеть.
УЧИТЕЛЬ: Какое из прилагательных в каждом примере показывает, что данный предмет кому-то принадлежит или к кому-то имеет отношение?
ДЕТИ: Домик какой? - небольшой, чей? – охотничий.
Нора какая? – глубокая, чья? – волчья.
Сеть какая? – старая, чья? – рыбачья.
УЧИТЕЛЬ: Кому именно принадлежит домик? Нора? Сеть?
ДЕТИ: Домик – охотнику, нора – волку, сеть – рыбакУчитель:
Вывод: прилагательные, отвечающие на вопрос «чей?», показывают, что данный предмет кому-то принадлежит или к кому-то имеет отношение.
УЧИТЕЛЬ: Вот сейчас мы это докажем, выполнив упражнение 145.
УЧИТЕЛЬ: Прочитайте задание к упражнению.
Вернись к 3-му, 4-му, 5-му сочетаниям слов из предыдущего упражнения. Запиши столбиком словосочетания, состоящие из двух слов: существительного и зависимого от него прилагательного, отвечающего на вопрос чей? Прилагательные, отвечающие на вопрос какой?, не записывай.
Затем, рядом с каждым прилагательным, запиши существительное, которое дало ему жизнь.
ДЕТИ: Домик чей? – охотничий (охотник).
Нора чья? – волчья (волк).
Сеть чья? – рыбачья (рыбак).
УЧИТЕЛЬ: Какой можно сделать вывод?
ДЕТИ: Мы доказали, что прилагательные, отвечающие на вопрос «чей?», показывают, что данный предмет кому-то принадлежит или к кому-то имеет отношение.
IV. Первичное закрепление нового материала.
УЧИТЕЛЬ: Работаем с упражнением 146, с. 142.
Познакомьтесь с первой частью задания.
Выпиши из каждой пары словосочетаний то, в котором прилагательное может отвечать на вопрос «чей?» ( чья?, чье?). На цвет пока не обращай внимания!
- Шелковый шарф, мамин шарф;
- Глубокая нора, лисья нора;
- Воронье гнездо, большое гнездо;
- Шерстяной пиджак, папин пиджак;
- Волчий зуб, больной зуб;
- Пуховый платок, нянин платок.
Дети записывают словосочетания.
Мамин шарф
Лисья нора
Воронье гнездо
Папин пиджак
Волчий зуб
Нянин платок
УЧИТЕЛЬ: От основы какого существительного образовано каждое из этих прилагательных. Назови эти существительные.
Дети устно называют:
Прилагательное мамин образовано от основы существительного «мама».
Прилагательное лисий образовано от основы существительного «лиса».
Прилагательное воронье образовано от основы существительного «ворона».
Прилагательное папин образовано от основы существительного «папа».
Прилагательное волчий образовано от основы существительного «волк».
Прилагательное нянин образовано от основы существительного «няня».
УЧИТЕЛЬ: Прочитайте словосочетания выделенные цветом.
Дети читают.
УЧИТЕЛЬ: Обратите внимание: во всех словосочетаниях, выделенных цветом, оба прилагательных образованы от основ существительных,-сказала Евдокия Васильевна. –Но лишь одно из прилагательных в каждой паре отвечает на вопрос чей? Другое отвечает на вопрос какой?
Подтвердите слова Евдокии Васильевны. Назовите существительные, от основ которых образованы прилагательные в словосочетаниях, выделенных цветом.
ДЕТИ: Все прилагательные в словосочетаниях образованы от основ существительных:
Шелковый от основы существительного «шелк»
Мамин от основы слова «мама»
Шерстяной от основы слова «шерсть»
Папин от основы слова «папа»
Пуховый от основы слова «пух»
Нянин от основы слова «няня».
УЧИТЕЛЬ: Какова разница между прилагательными в этих словосочетаниях?
ДЕТИ: Только прилагательные мамин, папин, нянин отвечают на вопрос чей?
Остальные – шелковый, шерстяной, пуховый отвечают на вопрос какой?
УЧИТЕЛЬ: Покажите письменно, как образованы прилагательные, выделенные цветом в 4-ом и 6-ом словосочетаниях.
ДЕТИ: Устно объясняют по образцу на стр.143 механизм словообразования.
Шелк/ - шелк/; шелк/+ов+…=шелковый;
Мам/а – мам/; мам/+ин+…=мамин;
Дальше задание дети выполняют у доски.
Шерсть/ - шерсть/;шерсть/+ян+…=шерстяной;
Пап/а-пап/;пап/+ин+…=пап/ин/
Пух/ -пух/;пух/+ов+…=пух/ов/ый;
Нян/я-нян/;нян/+ин+…=нян/ин/
УЧИТЕЛЬ: Следующее задание упражнение 147 с.143.
Запиши прилагательные в два столбика:
- Прилагательные, отвечающее на вопрос «чей?».
- Прилагательные, отвечающие на вопрос «какой?».
Дети по цепочке называют прилагательные, которые отвечаю на вопрос «чей?» (сорочий, песий, заячий, паучий, беличий, лягушачий, овечий).
Дети про себя читают все прилагательные. Вслух, по цепочке называют прилагательные, которые отвечают на вопрос «какой?» ( живучий, шипучий, горячий, тягучий, дремучий, сыпучий, линючий).
Дети рядом с прилагательными из первого столбика пишут в скобках существительные, от основ которых, они образованы (сорока, пес, заяц, паук, белка, лягушка, овца).
Дети называют краткую форму слов к прилагательным из второго столбика (живуч, шипуч, горяч, тягуч, дремуч, сыпуч, линюч).
Учитель обращает внимание на то, что все краткие формы прилагательных с шипящими на конце основы пишутся без ь.
- Итог урока
- Какие цели урока мы ставили сегодня?
- Мы выполнили эти цели?
- Что нового узнали сегодня? (что прилагательные, отвечающие на вопрос «чей?» показывают, что данный предмет кому-то принадлежит или к кому-то имеет отношение.
VI. Домашнее задание
Рабочая тетрадь №2, с. 72 №68.
- Рефлексия
Наш урок подходит к концу. На какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь?
(Дети в дневниках цветом обозначают свои достижения: хочу знать больше – зелёным, хорошо, но могу лучше – синим, пока испытываю трудности – желтым).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что?
Введение темы 1 урок....
Урок русского языка «Составление предложений со словосочетаниями, отвечающими на вопросы: « Какой? (какая? какие?) + что?»
Технологическая карта урока русского языка «Составление предложений со словосочетаниями, отвечающими на вопросы: « Какой? (какая? какие?) + что?». Третий урок по теме. На уроке учащиеся научатся...
Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс
Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...
Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
урок русского языка по теме:«Профессии. Слова, отвечающие на вопросы что делал? что делает? что сделает?» с презентацией
В данной работе представлена технологическая карта урока по русскому языку на тему: Слова, отвечающие на вопросы что делал? что делает? что сделает? (с использованием УУД) В карте подробно представлен...
Конспект урока русского языка по теме "какие слова отвечают на вопрос (кто?), а какие - на вопрос (что?)" (урок 1)
Конспект урока по программе "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка по теме "какие слова отвечают на вопрос (кто?), а какие - на вопрос (что?)" (урок 2)
Конспект урока русского языка по программе "Школа 2100"...