Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Александрикова Галина Григорьевна

Открытый урок русского языка  с применение технологии проблемного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

       

 Проблемный урок в 3 классе

          МОУ Снежногорская СОШ

          Учитель Александрикова Г.Г. 

Тема:     Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

           Цель:      Познакомить с новой  ролью ь – показатель  женского рода 

                           имён существительных.  

 

           Задачи:   1.Знакомство с правилом написания имён

                       существительных   М.р. и Ж.р. с шипящей на конце.

                   2.Развивать внимание, логическое мышление, умение  

                                сравнивать, сопоставлять, самостоятельно делать    

                                выводы, умозаключения.

                              3.Воспитывать упорство, коммуникативные умения,

                                 чувство взаимопомощи.

                                    Ход урока

                           

  1. Актуализация знаний

Учитель:

За горами, за долами,

За дремучими лесами

Есть страна удивительная.

Правит этой страной

 Существительное.

Существительное?

Что это такое?

Я хочу о нём узнать.

Кто из вас сейчас, ребята,

 О  нём может рассказать?

Д. (рассказывают правило о существительном).

У.- Говорят,  оно умеет,

Если надо изменяться,

А ещё оно умеет, как – то весело склоняться!

Может, вы расскажете?

На своих примерах нам это покажете?

Д.- Существительные изменяются

а) по числам: Ед. ч., Мн. ч. , стена – стены,

б) по родам: М. р.,  Ж.р., Ср. р.

в) по падежам (склоняются).

У.-  Сколько этих падежей?

Назови их поскорей

Не забудь к ним и вопрос.

Д. - И.п. кто? что?

        Р.п. кого? чего?

        Д.п. кому? чему?

        В.п. кого? что?

         Т.п. кем? чем?

        П.п. о ком? о чём?

У.- Падежи нам надо знать,

      Чтоб уметь определять

       Где, какой из них стоит.

       Каждый пусть определит.

         (проверка д/з)

-       А теперь давайте с вами

         Поиграем со словами.

         Говорят, у них есть Род.

         Каждый нам их назовёт.

         В руки карточки возьмите,

         Нужный род нам покажите.

(проверка д/з с помощью сигнальных карточек: М.р.,  Ж.р.,  Ср.р.)

2.Создание проблемной ситуации

У. – Вы о жителях страны многое узнали

       И сегодня на уроке дружно отвечали.

       Но в стране волшебной этой

       Есть ещё один секрет.

       Заключается он в чём, 

       Дайте ясный мне ответ.

(Двое учащихся пишут у доски, остальные в тетрадях, учитель диктует).

- Как назвать, одним словом?

- Часть суток с вечера до утра,  (ночь).

- Приспособление, с помощью которого открывают замок , (ключ).

- Сооружение из кирпича, для отопления дома, (печь).

- Суп со свёклой и другими овощами, (борщ).

- Небольшой серый грызун с острой мордочкой, (мышь).

- Бывает устная и письменная , (речь).

- Человек, который играет на скрипке, (скрипач).

- Ребёнок женского пола, (дочь).

- Верхняя одежда, которую надевают во время дождя, (плащ).

(дети могут написать с ошибками, например: доч, ключь и т. д. так как правило, написания данных слов они не знают).

Учитель 

- В государстве, где правит существительное, очень строгие порядки. Здесь не любят лентяев,  нерях, а ещё тех,  кто не умеет правильно писать имена существительные. Поэтому давайте проверим, как надо правильно писать эти слова.

(Открываются слова, написанные  заранее на доске, дети проверяют и удивляются)

- Вы удивлены?

-В каких словах допустили ошибки?

-А как вы думаете, почему в одних именах существительных надо писать мягкий знак в конце слова, а в других нет?

(дети предлагают свои версии.)

Д. – Звучит мягко, и др.

              У.-  Давайте попробуем всё- таки выяснить причину такого написания имён существительных.

(На доске помещается вопрос)

Проблемный вопрос: - Почему у имён существительных  в одних  случаях  пишется мягкий знак  на конце слов, а в других нет?

3.Поиск решения проблемы

1)Возьмите карточки и выполните первое задание

(определяют род имён существительных).

2)Выполните второе задание (делят существительные в два столбика: М.р.  Ж.р.)

-Кто уже может ответить на главный вопрос? (если не могут, ведём поиск дальше).

3) Подчеркните шипящие на конце существительных.

- Что вы заметили?

Вывод: У существительных, оканчивающихся на шипящую, в Ж.р. пишется ь, а в М.р.- не пишется

                                  Физминутка

                              (для глаз, для рук)

4. Воспроизведение знаний

а) Мы нашли ошибок суть,

     Не мешало бы сейчас

     Нам в учебник заглянуть. (Стр .170 правило)

б) Упражнение 453; (применение этого правила)

в) Игра «Да, нет» (Подготовить карточки, на которых изображён ь или знак - )

тиш…, глуш…, дич…, товарищ…, плащ…, малыш…, ноч…, плач….

-А теперь давайте вернёмся к словам, данным в начале урока.

-Какой же секрет мы узнали?

(рассказывают правило)

-Так какова тема нашего урока?

г) Самостоятельная работа на карточках (Стр.77 «разрезные карточки»)

-Закончите, пожалуйста, предложения:

Я знаю: (правило);

Я умею: писать имена существительные с шипящей на конце;

 Попробуйте составить схему к нашему правилу:

(составляют схему, рисунок и т. д.)

Домашнее задание: Стр. 170-171 правило, Упражнение 455;

                                     Пете- из олимпиадных заданий стр.37 зад. 24;

                                      Алёне – творческое задание стр. 10  №12;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...

Урок русского языка «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих» в 3 классе.

Урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учеников. С этой целью предлагается использовать дифференцированное задание (3 уровня сложноси). На уроке используется дополнительный материал по О...

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Конспект по русскому языку. Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих»,4 класс

.  Цели:Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;-  формировать осознание  у детей в  потребности работы с инфо...

Конспект урока по русскому языку. Тема: " Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Самоанализ урока русского языка в  классеУМК «Перспектива»Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих» Дата проведения: 21.01.20 годКласс...