Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Открытый урок русского языка с применение технологии проблемного обучения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемный урок в 3 классе
МОУ Снежногорская СОШ
Учитель Александрикова Г.Г.
Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Цель: Познакомить с новой ролью ь – показатель женского рода
имён существительных.
Задачи: 1.Знакомство с правилом написания имён
существительных М.р. и Ж.р. с шипящей на конце.
2.Развивать внимание, логическое мышление, умение
сравнивать, сопоставлять, самостоятельно делать
выводы, умозаключения.
3.Воспитывать упорство, коммуникативные умения,
чувство взаимопомощи.
Ход урока
- Актуализация знаний
Учитель:
За горами, за долами,
За дремучими лесами
Есть страна удивительная.
Правит этой страной
Существительное.
Существительное?
Что это такое?
Я хочу о нём узнать.
Кто из вас сейчас, ребята,
О нём может рассказать?
Д. (рассказывают правило о существительном).
У.- Говорят, оно умеет,
Если надо изменяться,
А ещё оно умеет, как – то весело склоняться!
Может, вы расскажете?
На своих примерах нам это покажете?
Д.- Существительные изменяются
а) по числам: Ед. ч., Мн. ч. , стена – стены,
б) по родам: М. р., Ж.р., Ср. р.
в) по падежам (склоняются).
У.- Сколько этих падежей?
Назови их поскорей
Не забудь к ним и вопрос.
Д. - И.п. кто? что?
Р.п. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В.п. кого? что?
Т.п. кем? чем?
П.п. о ком? о чём?
У.- Падежи нам надо знать,
Чтоб уметь определять
Где, какой из них стоит.
Каждый пусть определит.
(проверка д/з)
- А теперь давайте с вами
Поиграем со словами.
Говорят, у них есть Род.
Каждый нам их назовёт.
В руки карточки возьмите,
Нужный род нам покажите.
(проверка д/з с помощью сигнальных карточек: М.р., Ж.р., Ср.р.)
2.Создание проблемной ситуации
У. – Вы о жителях страны многое узнали
И сегодня на уроке дружно отвечали.
Но в стране волшебной этой
Есть ещё один секрет.
Заключается он в чём,
Дайте ясный мне ответ.
(Двое учащихся пишут у доски, остальные в тетрадях, учитель диктует).
- Как назвать, одним словом?
- Часть суток с вечера до утра, (ночь).
- Приспособление, с помощью которого открывают замок , (ключ).
- Сооружение из кирпича, для отопления дома, (печь).
- Суп со свёклой и другими овощами, (борщ).
- Небольшой серый грызун с острой мордочкой, (мышь).
- Бывает устная и письменная , (речь).
- Человек, который играет на скрипке, (скрипач).
- Ребёнок женского пола, (дочь).
- Верхняя одежда, которую надевают во время дождя, (плащ).
(дети могут написать с ошибками, например: доч, ключь и т. д. так как правило, написания данных слов они не знают).
Учитель
- В государстве, где правит существительное, очень строгие порядки. Здесь не любят лентяев, нерях, а ещё тех, кто не умеет правильно писать имена существительные. Поэтому давайте проверим, как надо правильно писать эти слова.
(Открываются слова, написанные заранее на доске, дети проверяют и удивляются)
- Вы удивлены?
-В каких словах допустили ошибки?
-А как вы думаете, почему в одних именах существительных надо писать мягкий знак в конце слова, а в других нет?
(дети предлагают свои версии.)
Д. – Звучит мягко, и др.
У.- Давайте попробуем всё- таки выяснить причину такого написания имён существительных.
(На доске помещается вопрос)
Проблемный вопрос: - Почему у имён существительных в одних случаях пишется мягкий знак на конце слов, а в других нет?
3.Поиск решения проблемы
1)Возьмите карточки и выполните первое задание
(определяют род имён существительных).
2)Выполните второе задание (делят существительные в два столбика: М.р. Ж.р.)
-Кто уже может ответить на главный вопрос? (если не могут, ведём поиск дальше).
3) Подчеркните шипящие на конце существительных.
- Что вы заметили?
Вывод: У существительных, оканчивающихся на шипящую, в Ж.р. пишется ь, а в М.р.- не пишется
Физминутка
(для глаз, для рук)
4. Воспроизведение знаний
а) Мы нашли ошибок суть,
Не мешало бы сейчас
Нам в учебник заглянуть. (Стр .170 правило)
б) Упражнение 453; (применение этого правила)
в) Игра «Да, нет» (Подготовить карточки, на которых изображён ь или знак - )
тиш…, глуш…, дич…, товарищ…, плащ…, малыш…, ноч…, плач….
-А теперь давайте вернёмся к словам, данным в начале урока.
-Какой же секрет мы узнали?
(рассказывают правило)
-Так какова тема нашего урока?
г) Самостоятельная работа на карточках (Стр.77 «разрезные карточки»)
-Закончите, пожалуйста, предложения:
Я знаю: (правило);
Я умею: писать имена существительные с шипящей на конце;
Попробуйте составить схему к нашему правилу:
(составляют схему, рисунок и т. д.)
Домашнее задание: Стр. 170-171 правило, Упражнение 455;
Пете- из олимпиадных заданий стр.37 зад. 24;
Алёне – творческое задание стр. 10 №12;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...
Урок русского языка «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих» в 3 классе.
Урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учеников. С этой целью предлагается использовать дифференцированное задание (3 уровня сложноси). На уроке используется дополнительный материал по О...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе . Тема: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок составлен с использованием технологии ИСУД...
открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...
Конспект по русскому языку. Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих»,4 класс
. Цели:Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;- формировать осознание у детей в потребности работы с инфо...
Конспект урока по русскому языку. Тема: " Мягкий знак на конце существительных после шипящих."
Самоанализ урока русского языка в классеУМК «Перспектива»Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих» Дата проведения: 21.01.20 годКласс...