"Звуки и буквы"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Цель урока - научить детей отличать звук от буквы; отличать звуки речи и звуки окружающего мира; расширить представления о звуковом составе слова и его связи со значением слова; закрепить у школьников представление о букве как знаке звука; повышать культуру письменной и устной речи;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Звуки и буквы" | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Звуки и буквы»
Цель: - научить отличать звук от буквы; отличать звуки речи и звуки окружающего мира; расширить представления о звуковом составе слова и его связи со значением слова; закрепить у школьников представление о букве как знаке звука; повышать культуру письменной и устной речи;
- развитие интереса к русскому языку, мышления, фантазии, воображения
- воспитание культуры общения, бережное отношение к природе
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник и тетрадь с печатной основой Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева
презентация
Конверты с загадками, карточки с заданием запись звуков природы, детские песни
Ход урока.
Этап урока | Реализация задач. Содержание урока. | Форма работы |
Организационный Момент. Эмоциональный настрой. | Звучат звуки леса. -Куда, ребята мы попали? (в лес) Беседа о правилах поведения в лесу. Чьи звуки услышали? (Звуки природы) | Фронтальная. |
Актуализация знаний. Изучение нового. | Сегодня мы будем говорить о звуках, но не простых. Отгадать загадки в конвертах для каждой группы. Составить звуковую схему к словам отгадкам с помощью моделей на доске. (рабочая тетрадь стр.22) Кто любит морковку И прыгает ловко? Портит в огороде грядки, Удирает без оглядки? (заяц) Пёстрая крякушка ловит лягушек. (утка) Рыжая хозяйка По лесу пошла. Стёжки-дорожки Хвостом подмела (лиса) - Что объединяет героев загадок? (это предметы живой природы, они издают звуки) - А предметы неживой природы могут издавать звуки ?(Могут. Шум моря, дождя, ветра, шорох листьев) - Человек – это часть живой природы, он тоже издаёт звуки, но его звуки отличаются от звуков животных и неживой природы. Почему? ( У человека есть речь, он произносит звуки речи) - Правильно. Наша речь состоит из звуков. Звуки складываются в слова. Вспомните, из чего состоят слова? Предложения? Речь? (на доске выстраиваются «вагончики» строение речи) На письме звуки речи обозначают буквами. - Запишите, продолжив предложения: Звуки мы …(слышим и произносим) Буквы мы …(читаем и пишем) Отгадайте: что такое буква? АКУВЗКОЧАНЗ – АВКУБ - Сверьте вывод с учебником (стр.46) Запишите в тетрадь. - Как вы понимаете: Буква – это знак звука? - Приведите из жизни примеры знаков. (дорожные знаки, мимика, жесты, символы Гербы городов) | Групповая Взаимная Проверка Фронтальная Самостоятельная |
Первичное закрепление. | Учитель демонстрирует гербы городов Золотого Кольца, Дети записывают название городов, предварительно вспомнив правило написания имён собственных. Сергиев Посад, Переславль Залесский, Ростов Великий. Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. Мы построили с вами поезд, который показывает строение человеческой речи. Прокатимся на нём вместе с весёлыми путешественниками. | Просмотр презентации |
Физкультминутка. | Звучит Песенка друзей С.Михалкова, ребята вслед за учителем выполняют танцевальные движения. | |
Вторичное закрепление. | Роль звука в слове – огромна. Вы сейчас поймёте – почему? Ученики получают карточки с заданием вставить пропущенную букву в слово: ст_л (о,у, а), _рач (в, г), д_м (о,ы.а), _ук ( с, ж), п_лка (о,а,и), б_нт (а,и), ро_ы (з, к) - Почему у всех получились разные слова? (вставили разные буквы) - Что изменилось у слов? (Значение) - Сделайте вывод о роли звука в слове.( От звука (буквы) в слове зависит его значение) - Почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их? (Чтобы точнее выразить свою речь) | Работа в парах |
Продолжение работы над темой. Работа с учебником | Загадайте своему напарнику загадку (на стр. 46), запишите её в тетрадь вместе с отгадкой. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа, сверив с учебником, с образцом. Если нашли ошибку. Укажите товарищу на неё. - Оцените свою работу. Нарисуйте на полях лесенку успеха и зажгите на ней солнышко. | Работа в парах. Взаимопроверка. Самооценивание. |
Физкультминутка Релаксация | Под песню «Солнышко лучистое любит скакать» Дети выполняют физические упражнения. В лесу мы увидели пень, присели на него, закрыли глаза и стали ловить каждой клеточкой своего тела тепло солнечного света, вслушиваться в звуки леса. Что рассказал нам пень, на котором мы сидим? | |
Обобщение полученных знаний на уроке | Далее проводится обобщение знаний полученных на уроке 1. Звуковой анализ слова, составление модели 2.Запись слова буквами 3. Составление рассказа о пне (о чём поведал пень) Подвести ребят к мысли, что и после жизни дерево продолжает приносить пользу, являясь предметом отдыха туристов, домиком для насекомых, грибов. Счастье – быть полезным другим. 4. Запись одного предложения. | Индивидуальная Фронтальная |
Рефлексия | Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к уроку. Благодарю за работу. До новых встреч на уроках русского языка. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Прочитай и отгадай загадку | Прочитай и отгадай загадку | Прочитай и отгадай загадку |
Кто любит морковку И прыгает ловко? Портит в огороде грядки, Удирает без оглядки? | Рыжая хозяйка По лесу пошла. Стёжки-дорожки Хвостом подмела | Пёстрая крякушка ловит лягушек. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...