"Звуки и буквы"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Фёдорова Елена Анатольевна 1968

Цель урока -  научить детей  отличать звук от буквы; отличать звуки речи и звуки окружающего мира; расширить представления о звуковом составе слова и его связи со значением слова; закрепить у школьников представление о букве как знаке звука; повышать культуру письменной и устной речи;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Звуки и буквы"18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Звуки и буквы»

Цель: - научить отличать звук от буквы; отличать звуки речи и звуки окружающего мира; расширить представления о звуковом составе слова и его связи со значением слова; закрепить у школьников представление о букве как знаке звука; повышать культуру письменной и устной речи;

- развитие интереса к русскому языку, мышления, фантазии, воображения

- воспитание культуры общения, бережное отношение к природе

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник и тетрадь с печатной основой Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева

презентация

Конверты с загадками, карточки с заданием запись звуков природы, детские песни

Ход урока.

Этап урока

Реализация задач. Содержание урока.

Форма работы

Организационный

Момент.

Эмоциональный настрой.

Звучат звуки леса.

-Куда, ребята мы попали? (в лес)

Беседа о правилах поведения в лесу.

Чьи  звуки услышали?  (Звуки природы)

Фронтальная.

Актуализация знаний.

Изучение нового.

Сегодня мы будем говорить о звуках, но не простых.

Отгадать загадки в конвертах для каждой группы. Составить звуковую схему к словам отгадкам с помощью моделей на доске. (рабочая тетрадь стр.22)

Кто любит морковку

И прыгает ловко?

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки? (заяц)

Пёстрая крякушка ловит лягушек. (утка)

Рыжая хозяйка

По лесу пошла.

Стёжки-дорожки

Хвостом подмела (лиса)

- Что объединяет героев загадок? (это предметы живой природы, они издают звуки)

- А предметы неживой природы могут издавать звуки ?(Могут.  Шум моря, дождя, ветра, шорох листьев)

- Человек – это часть живой природы, он тоже издаёт звуки, но его звуки отличаются от звуков животных и неживой природы. Почему?

( У человека есть речь, он произносит звуки речи)

- Правильно. Наша речь состоит из звуков. Звуки складываются в слова. Вспомните, из чего состоят слова? Предложения? Речь?

(на доске выстраиваются «вагончики» строение речи)

На письме звуки речи обозначают буквами.

- Запишите,  продолжив предложения:

Звуки мы …(слышим и произносим)

Буквы мы …(читаем и пишем)

Отгадайте: что такое буква?

                                   АКУВЗКОЧАНЗ – АВКУБ

- Сверьте вывод  с учебником (стр.46)

Запишите в тетрадь.

- Как вы понимаете: Буква – это знак звука?

- Приведите из жизни  примеры знаков.

(дорожные знаки, мимика, жесты, символы

Гербы городов)

Групповая

Взаимная

Проверка

Фронтальная

Самостоятельная

Первичное закрепление.

Учитель демонстрирует гербы городов Золотого Кольца,

Дети записывают название городов, предварительно вспомнив правило написания имён собственных.

Сергиев Посад, Переславль Залесский, Ростов Великий. Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир.

Мы построили с вами поезд, который показывает строение человеческой речи. Прокатимся на нём вместе с весёлыми  путешественниками.

Просмотр презентации

Физкультминутка.

Звучит Песенка друзей С.Михалкова, ребята вслед за учителем выполняют танцевальные движения.

Вторичное закрепление.

Роль звука в слове – огромна. Вы сейчас поймёте – почему?

Ученики получают карточки с заданием вставить пропущенную букву в слово: ст_л  (о,у, а), _рач (в, г), д_м (о,ы.а), _ук ( с, ж), п_лка (о,а,и), б_нт (а,и), ро_ы (з, к)

- Почему у всех получились разные слова? (вставили разные буквы)

- Что изменилось у слов? (Значение)

- Сделайте вывод о роли звука в слове.( От звука (буквы) в слове зависит его значение)

- Почему так важно правильно произносить  в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?

(Чтобы точнее выразить свою речь)

Работа в парах

Продолжение работы над темой.

Работа с учебником

Загадайте своему напарнику загадку (на стр. 46), запишите её в тетрадь вместе с отгадкой.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа, сверив с учебником, с образцом. Если нашли ошибку. Укажите товарищу на неё.

- Оцените свою работу. Нарисуйте на полях лесенку успеха и зажгите на ней солнышко.

Работа в парах.

Взаимопроверка.

Самооценивание.

Физкультминутка

Релаксация

Под песню «Солнышко лучистое любит скакать»

Дети выполняют физические упражнения.

В лесу мы увидели пень, присели на него, закрыли глаза и стали ловить каждой клеточкой своего тела тепло солнечного света, вслушиваться в звуки леса. Что рассказал нам пень, на котором мы сидим?

Обобщение полученных знаний на уроке

Далее проводится обобщение знаний полученных на уроке

1. Звуковой анализ слова, составление  модели

2.Запись слова буквами

3. Составление рассказа о пне (о чём поведал пень) Подвести ребят к мысли, что и после жизни дерево  продолжает приносить пользу, являясь предметом отдыха туристов, домиком для насекомых, грибов. Счастье – быть полезным другим.

4. Запись одного предложения.

Индивидуальная

Фронтальная

Рефлексия

Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к уроку.

Благодарю за работу. До новых встреч на уроках русского языка.

 

                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ

Прочитай и отгадай загадку

Прочитай и отгадай загадку

Прочитай и отгадай загадку

Кто любит морковку

И прыгает ловко?

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки?

 Рыжая хозяйка

По лесу пошла.

Стёжки-дорожки

Хвостом подмела

Пёстрая  крякушка ловит лягушек.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...