Рабочая программа по русскому языку (письмо)
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Подробная программа для 1 класса в период обучения грамоте по предмету русский язык (письмо) по программе "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pis_1_kl_prv.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ИМЕНИ

ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЭДУАРДА ДМИТРИЕВИЧА ПОТАПОВА»

Рассмотрено на заседании

методического совета

протокол №

от                        20      г.

Утверждено

Приказ №           от          20      г.

Директор МБОУ СОШ № 18

имени Э.Д. Потапова

____________________________

Бобкова Е.В.

____________________________

Шиленков Р.В.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (письмо)

 ДЛЯ 1 КЛАССА

на 2013-2014 учебный год

Мичуринск  2013

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………3

Содержание программы………………………………………………………..….5

Тематическое планирование…………………………………….…………..….....6

Информационные источники для учителя……………………………..….…....10

Информационные источники для ученика……………………………………...10

Пояснительная записка

Цели и задачи курса

Обучение грамоте (обучение письму) является органической частью учебного предмета «Русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

— сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

— обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

— обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

— развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Обучающиеся должны знать:

все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
  • знать способы их буквенного обозначения;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
  • определять место ударения в слове;
  • вычленять слова из предложений;
  • чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
  • грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;
  • употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
  • устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
  • знать гигиенические правила письма;
  • правильно писать формы букв и соединения между ними;
  • уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

В основе рабочей программы и тематического планирования лежит:

  1. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта второго поколения среднего образования. Образовательная область «Начальная школа».

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Автор: Л. Ф. Климанова

1 класс — (115 ч.)

Подготовительный (Добукварный) период (25 ч.)

Подготовка к письму.

Развитие фонематического слуха

Рабочая тетрадь «Рисуй. Думай. Рассказывай».

Ориентировка на листе: в центре, слева, справа. Пространственное расположение в рабочей полосе (рабочей строке): выше, ниже, слева, справа; штриховка. Параллельные линии. Раскрашивание. Прямые и наклонные линии. Обведение предметов по контуру (силуэту), бордюр. Элементы печатных и письменных букв. Петлеобразные линии. Безотрывные линии.

Основной (Букварный) период (80 ч.)

Прописи «Мой алфавит», часть 1,2.

«Письмо гласных букв Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ».

«Письмо букв, слогов, слов, предложений».

Элементы письменных букв – строчных и заглавных. Слитное письмо: верхнее и нижнее соединение. Письмо букв, обозначающих гласные звуки. Слитное соединение букв, безотрывное письмо с верхним и нижним соединением. Элементы букв русского алфавита – строчных и заглавных; слоговое письмо слов. Правила написания предложений. Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Послебукварный период (10 ч.)

Рабочая тетрадь «Пиши красиво».

Каллиграфическое письмо изученных букв, слогов, слов. Слово и предложение. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак. Простейший анализ предложений. Порядок слов и смысл в предложении, их взаимосвязь. Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (КЛИМАНОВА Л.Ф., МАКЕЕВА С.Г.)

Обучение грамоте. Письмо (115 ч).

Тема,

количество часов

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия (УУД)

Подготовительный (Добукварный) период обучения

(25 ч).

Ориентировка на листе: в центре, слева, справа. Пространственное расположение в рабочей полосе (рабочей строке): выше, ниже, слева, справа; штриховка. Параллельные линии. Раскрашивание.

Прямые и наклонные линии. Обведение предметов по контуру (силуэту), бордюр. Элементы печатных и письменных букв. Петлеобразные линии.Безотрывные линии.

П.: систематизация знаний о форме предметов, освоение элементов письменных букв.

Л.: формирование алгоритма своего действия, перевода внешней речи на внутренний план.

Р.: освоение способов ориентировки в пространстве (учебника, тетради) и способов сравнения.

К.: формирование умения объяснить свой выбор.

Ориентироваться на листе; штриховать, обводить фигуры по контуру, петлеобразные линии; писать элементы печатных и письменных букв.

Сравнивать предметы по размеру, форме, количеству.

Находить «рабочую строку».

Писать линии в рабочей строке, элементы печатных букв, письменных букв и безотрывных линий.

Овладеть правилами посадки при письме.

Основной (Букварный) период (80 ч).

Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ).

Гигиенические требования к письму.

Алгоритм написания букв.

Два типа ориентировки: ориентировка на строке; ориентировка в написании буквы Элементы письменных букв – строчных и заглавных.

Слитное письмо: верхнее и нижнее соединение.

Элементы букв русского алфавита – строчных и заглавных; слоговое письмо слов. Правила написания предложений. Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу. Слова с непроверяемым написанием. Ритмическое и связное письмо букв, соединение букв в словах. Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё. Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. Письмо предложений и текстов с соблюдением норм каллиграфии.

П.: осмысление соответствия звука букве; разницы между печатным и письменным шрифтами.

Л.: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Р.: освоение способов написания и соединения письменных букв.

К.: формирование умения объяснять свои действия (способ написания).

Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения букв, обобщённые графические элементы букв, слов, гласные буквы Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ,

слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, с непроверяемыми написаниями, слова с разделительными мягким и твёрдым знаками, элементарные предложения.

Объяснять алгоритм написания буквы.

Различать формы строчных и прописных букв. Анализировать графические элементы букв согласных звуков.

Различать строчные и заглавные буквы, анализировать их графическую форму. Списывать слова и предложения, с рукописного и печатного текста  с соблюдением гигиенических правил письма, графических и орфографических требований.

Сравнивать элементы букв, печатную и письменную букву, написанные буквы, их соединение с исходным, первоначальным написанием и образцом.

Находить элементы в написании строчных и прописных букв. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Проговаривать слова по слогам при их записи.  Обводить слова по пунктирным линиям.

Правильно выполнять соединения букв.

Послебукварный период (10 ч).

Слово и предложение.

Знаки препинания в конце предложения.

Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак.

Простейший анализ предложений. Порядок слов и смысл в предложении, их взаимосвязь.

Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова.

П.: освоение норм и правил письма.

Л.: формирование позитивного отношения к своей деятельности (умение видеть достоинства в своей и в чужой работе).

Р.: освоение способов сравнения своей работы с эталоном, способов нахождения и исправления ошибок.

К.: умение объяснить достоинства и недостатки в своей и в чужой работе.

Оформлять предложения на письме.

Составлять простые предложения по рисунку (серии рисунков). Определять количество слов в предложении, в тексте количество предложений и записывать их, последовательность предложений в деформированном тексте.

Отличать предложение от набора слов. Осмыслять роль  предложения (высказывания) в речевом общении. Выделять предложения из речи, оформлять их.

Записывать предложение, графически правильно оформлять его начало и конец. Устанавливать связь слов в предложении при изменении порядка слов. Дифференцировать слова на одушевлённые и неодушевлённые по вопросам кто? что?

Владеть умением писать разборчиво, соблюдать орфографический режим.

Информационные источники для учителя:

  1. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Климанова, Л. Ф. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Л. Н. Борейко. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Климанова, Л. Ф. Мой алфавит. Прописи. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. – М.: Просвещение, 2012.
  4.  Климанова, Л. Ф. Пиши красиво. Прописи. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Климанова, Л. Ф. Читалочка. Дидактический материал. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2012.
  6. Никифорова В.В., Короткова А.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо.1 класс.- М.: ВАКО, 2013.

Информационные источники для обучающихся:

  1. Климанова, Л. Ф. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Л. Н. Борейко. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Климанова, Л. Ф. Мой алфавит. Прописи. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. – М.: Просвещение, 2012.
  3.  Климанова, Л. Ф. Пиши красиво. Прописи. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. – М.: Просвещение, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, письму 1 класс

Пояснительная записка1.1.    Рабочая программа букварного периода составлена на основе учебного курса «Обучение грамоте», авторами которого являются В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Ш...

рабочая программа по Русскому языку + письмо 1 класс

Рабочая программа по русскому языку  + письмо. Тематическое планирование.1 класс. Школа ХХI век...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку(письмо) и литературному чтению (Азбука) по развивающей программе Занкова

Рабочая программа по письму (русскому языку )и азбуке (литературное чтение) по развивающей системе Занковаструктура программы:1.пояснительная записка2.содержание программы учебного курса3. учебно-тема...

Рабочая программа по русскому языку (письмо)

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, начального общего образования, программы Министерства Российской Федерации «Начальное общее образование», авторской прогр...

Рабочая программа по русскому языку (письмо) для учащихся 1 класса по УМК Перспектива

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение учебного предмета, календарно-тематическое планирование с учетом всех праздничных и выходных дне...

Рабочая программа по русскому языку (письму) 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания ...