Рабочая программа по русскому языку (письмо) для учащихся 1 класса по УМК Перспектива
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Мерзлютина Ирина Александровна

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение учебного предмета, календарно-тематическое планирование с учетом всех праздничных и выходных дней. Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой разработчиков и авторов примерной программы по русскому языку Л. Ф. Климановой  является гуманитарная направленность в соответствии с Образовательной программой МБОУ "Прогимназия №2".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_russkiy.docx83.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Прогимназия № 2»

       «Рекомендована к  утверждению»

        решением педагогического совета

        Протокол № 1 от 27.08.2015 г.

        Секретарь педагогического совета

        МБОУ Прогимназия №2

        __________________  /Калинина И. В./

«Утверждаю»

Приказ № 116-о от 28.08. 2015 г.

Директор МБОУ  «Прогимназия № 2»

______________________/Н.Н.Булгакова/

М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Письмо(Русский язык»)

для 1- в класса

на 2015-2016 учебный год

                                                                Разработчики: Мерзлютина И. А.,

учитель нач. классов, ВКК,

 руководитель ШМО учителей начальных классов.

г. Воронеж

2015год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса начальной школы на основе программы Образовательной системы «Перспектива», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует  федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения.  

  1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
  • Федерального закона от 29.12 № 273-ФЗ      «Об образовании в Российской Федерации».
  •  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009 года № 373.
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  •  Письма Министерства образования и науки РФ от 16.08.2010 № 03-48 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования»
  •  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10.
  • Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М.: Просвещение, 2011.
  •  Образовательной программы начального общего образования МБОУ Прогимназия № 2 на 2011-2016 годы.
  • Учебного плана МБОУ Прогимназия № 2 на 2015-2016 учебный год.

2. Цели и задачи программы:

Обучение грамоте (обучение письму)  является  начальным  этапом  изучения  русского языка и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности;
  • развитие  школьника  как  личности,  полноценно  владеющей  устной  и  письменной речью.

  1. Концепция, заложенная в содержание учебного материала с учётом контингента учащихся (ценностные ориентиры содержания учебного предмета и его общая характеристика).

В курсе русского языка реализуется коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

  1. Ценностные ориентиры содержания курса

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

  1. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой с обоснованием целесообразности внесения изменений:

Рабочая  программа  по  русскому  языку  для  1  класса  разработана    на основе авторской программы Л.Ф Климановой, Т.В. Бабушкиной  в соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного   образовательного  стандарта начального общего образования  (Приказ  Министерства    образования и  науки  РФ от 06.10.2009  № 373), с концепцией УМК «Перспектива».

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане – от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.

        Период обучения грамоте включает три этапа:

1) подготовительный,

2) основной,

3) послебукварный.

Все три подхода реализуются на всех этапах обучения:

1. Подготовительный этап («Давайте знакомиться!») начинается с курса общения. Его цель – ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения.

Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» предназначена для работы в подготовительный период обучения грамоте. Работая с ней, дети имеют возможность рисовать, раскрашивать, штриховать и т. п., что помогает укрепить мелкую мускулатуру пальцев, развить координацию движений руки при письме и тем самым хорошо подготовиться к написанию букв русского алфавита, слов и предложений.

2. Основной этап обучения. При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта.

Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения. В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в Прописях «Мой алфавит».

3. Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале Прописи «Пишу красиво». Главное назначение пособия – закрепить каллиграфические и орфографические навыки.

После обучения грамоте начинается изучение русского языка.

Программа по русскому языку представлена основными содержательными линиями:

1) основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика); грамматика (морфология и синтаксис);

2) орфография и пунктуация;

3) развитие речи.

        Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой разработчиков и авторов примерной программы по русскому языку Л. Ф. Климановой  является гуманитарная направленность в соответствии с Образовательной программой МБОУ Прогимназия №2.

  1. Место курса в учебном плане.

В соответствии с годовым календарным учебным планом на 2015-2016 учебный год в 1 классе на изучение русского языка отводится 165ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели),  из них 104 ч (21 учебная неделя) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 53 ч (10 учебных недель) – на уроки русского языка.

Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует авторской программе. Изменение общего количества учебных часов со 165 ч   до 126 ч  обусловлено учебным планом школы на 2015-2016 учебный год.  

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные  результаты обучающийся получит возможность:

  • осмыслить себя в качестве школьника, своё положительное отношение к школе;
  • осмыслить значение общения для передачи и получения информации;
  • для формирования уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку;
  • для формирования интереса к языковой и речевой деятельности, освоить правила общения;
  • получить представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа;
  • получить представление об этических чувствах (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, миролюбие, терпение и т. д.);
  • получить первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • для формирования потребности к творческой деятельности.

     Метапредметные  результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм («узелки на память»);
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач;
  • ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при освоении материала урока;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
  • понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать её, участвуя в диалоге с соблюдением правил бесконфликтного общения;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • использовать собственный опыт в решении познавательных задач;
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге;
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • признавать существование различных точек зрения, высказывать собственное мнение;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные  результаты  освоения  программы

    Развитие  речи.  Речевое  общение

Обучающийся научится:

  • первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
  • выслушивать вопросы, понимать их, отвечать на поставленные вопросы;
  • пересказывать сюжет известной сказки по рисунку;
  • составлять текст из набора предложений;
  • выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать устную и письменную речь;
  • различать диалогическую речь;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • соотносить заголовок и содержание текста;
  • составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
  • составлять текст по его началу и по его концу, по вопросам;
  • составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

     Главный  помощник  в  общении — родной  язык

Лексика

Обучающийся научится:

  • различать слово и предложение, слово и слог;
  • различать слово как двустороннюю единицу языка;
  • разбираться в значении слова и его звукобуквенной форме на основе наглядно-образных моделей;
  • различать слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы и отвечающие на вопросы кто? что?;
  • определять имена собственные и правильно их записывать;
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
  • выделять слова с общим значением (члены семьи, предметы одежды, виды транспорта и др.);

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • первоначальному представлению о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий;
  • первоначальному представлению о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах;
  • составлять тематические группы слов по определённым темам.
  • Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

  • различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами;
  • устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
  • различать гласные и согласные звуки, определять их в слове;
  • определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
  • различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
  • различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [й’], [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
  • обозначать ударение в слове;
  • правильно называть буквы в алфавитном порядке;
  • различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
  • переносить слова по слогам на письме;
  • раздельно писать слова в предложении;
  • верно  писать  буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах;
  • именах собственных;
  • верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
  • без ошибок списывать текст с доски и учебника;
  • употреблять заглавную букву в начале предложения;
  •  писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов;
  • самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • наблюдать за образованием звуков речи;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • различать  два  способа  обозначения  мягкости  согласных:
  • с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака;
  • находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова;
  • писать мягкий и твёрдый знаки в словах на основе анализа их звучания;
  • пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.

Морфология

Обучающийся получит возможность научиться:

  • распределять слова по группам в зависимости от их основного значения и вопросов;
  • находить в тексте слова — названия предметов, названия признаков предметов и названия действий.

Синтаксис и пунктуация

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение; предложение и слова, не составляющие предложения;
  • выделять предложения из речи;
  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
  • составлять предложения из слов;
  • составлять предложения по схеме, по рисунку;
  • писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
  • правильно оформлять предложения на письме: употреблять большую букву в начале предложения и точку в конце.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять существенные признаки предложения: смысловую и интонационную законченность;
  • устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам;
  • осмысливать роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи.
  1. Содержание курса русский язык 1 класс

Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует авторской программе. Изменение общего количества учебных часов со 165 ч   до 149 ч  обусловлено учебным планом школы на 2015-2016 учебный год (в первом классе на основании решения ШМО учителей начальных классов  - протокол № 5 от 20.05.2015 г. на изучение русского языка отводится по 4 часа в неделю).

Содержание учебного предмета

1 класс (_149_ часов)

Учебно - тематический план

№№

п/п

Сроки прохождения

Тема

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Контроль

Обучение грамоте

(обучение письму)

115

100

1

Подготовительный  (добукварный)  период.  Рабочая  тетрадь  «Рисуй,  думай, рассказывай»

25

18

2

Основной (букварный). Прописи «Мой алфавит»

80

59

3

Обобщающий  (послебукварный).              Рабочая тетрадь «Пиши красиво»

10

23

Русский язык

50

49

1

В мире общения

4

4

2

Слово и его значение

2

2

3

Имя собственное

3

3

4

Слова с несколькими значениями

1

1

5

Слова, близкие и противоположные по значению

2

2

6

Группы слов

4

3

7

Звуки и буквы. Алфавит

3

3

8

Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки

3

4

9

Слоги. Перенос слов

4

3

10

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами

4

5

Административный диктант – 1

Контрольное списывание - 1

11

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме

4

4

Диктант - 1

12

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу

3

4

13

Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак

3

3

14

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами

2

2

15

От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения

3

3

16

От предложения к тексту. Повторение

4

4

Итого за учебный год

165

149

Диктант – 2

Списывание - 1

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

  1. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.

Выбор учебно-методического комплекса обусловлен тем, что содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Русский язык. 1 класс» полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО.

Для реализации программного содержания используется УМК:

Обучение грамоте (обучение письму)

  1. Климанова, Л. Ф. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Л. Н. Борейко. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Климанова, Л. Ф. Мой алфавит. Прописи. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. – М.: Просвещение, 2014.
  3.  Климанова, Л. Ф. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Климанова, Л. Ф. Читалочка. Дидактический материал. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2014.
  5. Климанова, Л. Ф. Обучение грамоте : метод. пособие / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2012.

Русский язык

  1. Климанова, Л. Ф. Русский язык : учеб. для общеобразоват. учреждений. 1 класс / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2011.
  2. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2014.
  3. Климанова, Л. Ф. Русский язык. 1 класс: метод. пособие / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2009.

2.  Техническое оснащение программы.

Средства обучения:

  1. Приложение на электронном носителе к учебнику:  Русский язык. 1 класс. Л.Ф.Климанова.
  2. АБВГДейка. Как хорошо уметь читать! 34 видеоурока, 34 презентации, 33 упражнения, 33 картинки с буквами (CD)
  3. Интерактивная доска.
  4. Презентации, созданные учителем самостоятельно.
  5. Цифровые и электронные образовательные ресурсы.
  6. Демонстрационные пособия.

Календарно - тематическое планирование Обучение письму (русский язык  )

№№

п/п

Тема урока

Страницы в учебнике

Кол-во часов


Дата

 

I четверть

35 часов

Подготовительный период. Письмо (18 ч)

Подготовка к письму.  Развитие фонематического слуха

Рабочая тетрадь «Рисуй. Думай. Рассказывай»

Характеристика деятельности учащихся:

  Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению. Выполнять задания, ориентируясь на образец, контролировать выполнение упражнения.

День Знаний

1

01.09

Ориентировка на рабочей строке, обведение по образцу. Сравнение предметов по величине

3-7

1

02.09

Обозначение жестов стрелкой.  Обведение предметов по стрелкам и линиям. Штриховка

8-13

03.09

Рабочая строка. Письмо наклонных и прямых линий

14-17

1

07.09

«Целое и часть». Написание линий, различных по величине

18-23

1

08.09

«Овал». Элементы печатных букв а, б

24-25

1

09.09

Обведение и штриховка. Элементы печатных букв в, г

26-27

1

10.09

Письмо элементов печатных букв д, е

28-29

1

14.09

Письмо элементов печатных букв ж, з

30-31

1

15.09

Штриховка, безотрывные линии, звуковая ориентировка в слове

32-35

1

16.09

Обведение петлеобразных линий по пунктирам. Обведение, штриховка; преобразование овалов

36-39

1

17.09

Обведение образцов. Письмо элементов печатных букв

40-43

1

21.09

Раскрашивание, штриховка, обведение.  Печатание элементов букв.

44-47

1

22.09

Написание прямых линий по пунктирам. Письмо элементов письменных букв

48-49

1

23.09

Печатание элементов букв

50-51

1

24.09

Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв

52-55

1

28.09

Письмо элементов письменных букв (строчных и заглавных). Диалог

56-60

1

29.09

Классификация. Из истории орудий письма

61-63

1

30.09

Основной (букварный) – 59 часов. Прописи «Мой алфавит»

Характеристика деятельности учащихся:

Печатные буквы А,а; Оо; Уу; Ии; ы; Ээ; Мм; Сс; Нн; Лл; Тт; Рр; Кк; Пп; Вв; Гг; Ее; Ёё.

 Самостоятельное воспроизведение графической формы строчных букв «а, о, у, и, ы, э, м, с, н, л, т, р, к, п, в, г, е, ё», в вертикальной полосе, сравнение с образцом.

 Письмо строчной и заглавной буквы «а, о, у, и, ы, э, м, с, н, л, т, р, к, п, в,г,е,ё».

Составление предложения по схеме. Устный рассказ по опорным словам. Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов. Разгадывание ребусов, раскрашивание. Буквенная мозаика. Запись коротких слов. Парные звуки [б] — [п]. Письмо слов парами: порт — борт, балка — палка.

Сравнение звуков [з] и [с]. Сравнение звуков [д]-[т]. Правописание сочетаний жи-ши. Парные согласные [ж]—[ш]. Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу. Запись слов с буквами в — ф, их сравнение

Пропись  «Мой алфавит» (ч. 1)

Знакомство с тетрадью «Мой алфавит». Строчные и заглавные буквы а, А.

4-7

1

01.10

Строчные и заглавные буквы  а, А, о, О

8-9

1

05.10

Строчная и заглавная буквы у, У

10-11

1

06.10

Строчная и заглавная буквы и, И

12-13

1

07.10

Буквы и, ы строчные. Буква И заглавная

13-14

1

08.10

Строчная и заглавная буквы  э, Э

15-16

1

12.10

Повторение изученных букв. Буквенная мозаика

17-19

1

13.10

Строчная и заглавная буквы  м, М. Запись слов и предложений

20-21

1

14.10

Строчная и заглавная буквы  с, С. Запись слов под диктовку

22- 23

1

15.10

Строчная и заглавная буквы  н, Н. Письмо слогов, слов и предложений

24-25

1

19.10

Строчная и заглавная буквы  л, Л. Составление и запись слогов и слов

26-27

1

20.10

Закрепление написания букв М, С, Н, Л. Письмо слияний с изученными буквами

28-29

1

21.10

Строчная и заглавная буквы  т, Т. Списывание слов и предложений

30-31

1

22.10

Письмо изученных строчных  и заглавных букв. Запись слов под диктовку

32-33

1

26.10

Строчная и заглавная буквы  к, К

34-35

1

27.10

Письмо слогов, слов и предложений с буквами К, к

36-37

1

28.10

Повторение. Написание соединений с изученными буквами

38-39

1

29.10

Повторение изученных букв. Буквенная мозаика

40-41

1

II четверть

35 часов

09.11

Строчные и заглавные буквы  р, Р

42-43

1

10.11

Строчные и заглавные буквы  в, В

44-45

1

11.11

Письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами

46-47

1

12.11

Строчная и заглавная буквы  п, П

48-49

1

13.11

Строчная буква г. Письмо слов. Составление рассказа

50-51

1

16.11

Заглавная буква Г. Сравнение звуков [г] и [к]

52-53

1

17.11

Гласные буквы  Е, е

54-55

1

18.11

Гласные буквы Ё, ё

56-57

1

19.11

Буквы е, ё после согласных, как показатель их мягкости

58-59

1

20.11

Письмо изученных букв, слов и предложений

60-61

1

23.11

Повторение изученных букв. Буквенная мозаика

62-63

1

24.11

Пропись «Мой алфавит» (ч. 2)

Строчная и заглавная буквы б, Б. Парные звуки [б] – [п]

4-6

1

25.11

Строчная и заглавная буквы з, З.Сравнение звуков [з] и [с]

7-8

1

26.11

Упражнения в написании слов с изученными буквами

9-10

1

27.11

Упражнения в написании слов с изученными буквами

10-11

1

30.11

Строчная и заглавная буквы  д, Д

12-13

1

01.12

Сравнение звуков[д] и [т], [д,] и [т,] Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами

14

1

02.12

Строчная и заглавная буквы ж, Ж. Письмо слов и предложений

15-16

1

03.12

Упражнения в написании слов с изученными буквами. Буквенная мозаика

17-19

1

04.12

Буква Я в начале слова и после гласных

20-21

1

07.12

Строчная буква я после согласных

22-23

1

08.12

Буквы а–я, о–ё, ы–и. Письмо слов и предложений по памяти

24-25

1

09.12

Строчная и заглавная буквы Х, х.

26-27

1

10.12

Мягкий знак. Запись слов с ь. Повторение изученных букв

28-29

1

11.12

Мягкий знак. Запись слов с ь. Повторение изученных букв

30-31

1

14.12

Административная контрольная работа по письму. Диктант

1

15.12

Строчная и заглавная буквы й, Й. Списывание слов и предложений  с печатного текста

32-33

1

16.12

Повторение. Письмо слов с буквами Й, й, ь

34-35

1

17.12

Строчная и заглавная буквы ю, Ю. Имена собственные

36-37

1

18.12

Письмо слов с буквой ю. Чудеса со словами

38-39

1

21.12

Строчная и заглавная буквы ш, Ш.

40-41

1

22.12

Правописание сочетаний жи – ши

42-43

1

23.12

Строчная и заглавная буквы ч, Ч. Правописание буквосочетаний ча – чу

44-45

1

24.12

Строчная и заглавная буквы щ, Щ.

46-47

1

25.12

Правописание буквосочетаний ча – ща, чу – щу

48-49

1

III четверть

44 часа

11.01

Строчная и заглавная буквы ц, Ц. Письмо слов и предложений

50-51

1

12.01

Строчная и заглавная буквы ф, Ф. Сравнение значения и звучания слов

52-53

1

13.01

Написание слов с парными согласными [ф-в]. Повторение изученных букв

54-56

1

14.01

Разделительные ь и ъ. Повторение изученных букв

57-58

1

15.01

Разделительные Ъ и Ь. Повторение букв Ъ и Ь

59-60

1

18.01

Обучение списыванию текста. Буквенная мозаика. Алфавит

61-63

1

19.01

Послебукварный этап – 23час.  Пропись «Пиши красиво»

Характеристика деятельности учащихся:

Списывать с рукописного и печатного текста  с соблюдением гигиенических правил письма, графических и орфографических требований. Правильно называть элементы букв. Сравнивать элементы букв. Сравнивать печатную и письменную букву. Находить элементы в написании строчных и прописных букв. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы, их соединение с исходным, первоначальным написанием и образцом. Проговаривать слова по слогам при их записи.  Списывать слова и предложения, обводить слова по пунктирным линиям. Писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. Писать соединения букв, слова, предложения. Списывать и записывать под диктовку небольшие предложения с соблюдением норм каллиграфии. Записывать предложение, графически правильно оформлять его начало и конец. Устанавливать связь слов в предложении при изменении порядка слов

Алфавит. Письмо основных элементов букв алфавита

4-7

1

20.01

Письмо плавных линий с точкой

8-9

1

21.01

Письмо прямых линий с закруглением с двух сторон

10-11

1

22.01

Письмо букв, включающих прямые линии с одним и двумя закруглениями

12-13

1

25.01

Письмо прямых линий с двумя закруглениями и плавными линями

14-15

1

26.01

Письмо прямых линий с петлей вверху и внизу

16-17

1

27.01

Письмо прямых линий с петлей вверху и внизу

18-19

1

28.01

 Письмо овалов и полуовалов в заглавных буквах «О», «С»

20-21

1

29.01

Письмо овалов в строчных буквах «ю», «о», «б», «д», «а», «в».

22-23

1

01.02

Письмо изученных букв ЭЭ, Хх, Жж, Фф

24-25

1

02.02

Письмо изученных букв Ее, Ёё

26-27

1

03.02

Письмо изученных букв

28-29

1

04.02

Письмо изученных букв «ь», «ъ»

30-31

1

05.02

Заглавная буква в именах собственных. Безударные гласные в корне слова

32-34

1

08.02

Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?

35-36

1

09.09

Правописание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу

37-36

1

10.02

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое?

39-40

1

11.02

Слова, отвечающие на вопросы: что делать? Что сделать? какой? какая? какое?

41-42

1

12.02

Правописание имён собственных

43-45

1

24.02

Правописание слов с сочетаниями чк, чн.

Обозначение на письме мягкости согласного

46-52

1

25.02

Правописание шипящих согласных. Правописание слов с  разделительными ь и ъ знаками.

53-57

1

26.02

Оформление предложений в тексте. Списывание текста

58-59

1

29.02

Записка. Письмо

60-62

1

01.03

Итого

100

Русский язык

В мире общения (4 часа)

Характеристика деятельности учащихся:

Работа в парах. Коллективный обмен мнениями. Ориентирование в учебнике по заданиям учителя. Рассматривание рисунков, их словесное описание. Диалог. Беседа-рассуждение Составление устных рассказов по рисунку

В мире общения. Цели и формы общения

4-6

1

02.03

В мире общения. Язык как средство общения

7-9

1

03.03

Развитие речи. Работа с деформированными предложениями. Словесное творчество

10-11

1

04.03

Роль слова в общении. Объяснительный диктант

12-14

1

09.03

Слово и его значение (2 часа)

Характеристика деятельности учащихся:

Сравнение слов по звучанию и значению. Языковые игры. Построение модели слова. Работа в парах. Коллективный обмен мнениями. Ориентирование в учебнике по заданиям учителя. Письмо по памяти. Чтение и обсуждение текста. Списывание с образца. Анализ изобразительных средств на основе составленных словосочетаний

Слово и его значение

15-17

1

10.03

Развитие речи. Изобразительные средства речи в предложении

18-20

1

11.02

Имя собственное (3 часа)

Характеристика деятельности учащихся:

Обсуждение сообщения И. Самоварова о том, как по-разному слова называют предметы. Письменная работа. Работа в парах. Составление рассказов о своих собаках (или каких-то других домашних животных). Коллективные ответы на вопросы. Знакомство со словарями-справочниками. Составление словосочетаний (работа в группах)

Имя собственное. Клички животных

21-22

1

14.03

Имя собственное. Имена людей. Образование ласковых имен

23-27

1

15.03

Имя собственное. Творческая переменка. Развитие речи

27-28

1

16.03

Слова с несколькими значениями (1 час)

Характеристика деятельности учащихся:

Работа с толковыми  словарями. Объяснение значения слов  с опорой на рисунки

Слова с несколькими значениями

29-30

1

17.03

Слова, близкие и противоположные по значению (2 часа)

Характеристика деятельности учащихся:

Работа с моделями слов. Составление предложений со словами, близкими по значению. Сравнивание букв и – ц – у, нахождение общих элементов и различий. Знакомство со страничкой словаря синонимов М. Р. Львова. Знакомство со словарем антонимов. Анализ антонимических пар, запись пословиц. Подбор антонимов, запись предложений

Слова близкие по значению

31-32

1

18.03

Слова противоположные по значению. Развитие речи

33-34

1

21.03

Группы слов (3 часа)

Характеристика деятельности учащихся:

Упражнения на классификацию слов по группам. Чтение и обсуждение. Знакомство со старинными учебниками. Выполнение задания на классификацию. Составление загадок.  Работа в паре. Составление простейших высказываний

Группы слов. Классификация по группам

35-38

1

22.03

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

39-41

1

23.03

Слова-названия предметов. Слова-признаки. Слова-действия. Из старинных учебников

42-44

1

IV четверть

35 часов

04.04

Звуки и буквы. Алфавит (3 часа)

Характеристика деятельности учащихся:

Наблюдение. Формулирование вывода. Звуковой анализ слов. Уточнение представлений о букве как значке звука. Работа с загадками. Упражнения в культуре произношения. Проверка знания алфавита в игровой форме. Практическая работа: запись имен собственных в алфавитном порядке. 

Звуки и буквы

45-47

1

05.04

Звуки и буквы. Обучающий диктант

47-49

1

06.04

Алфавит

50-51

1

07.04

Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки(4 часа)

Характеристика деятельности учащихся:

Расширение сведений о звуках и буквах. Сравнение слов по значению, звучанию, написанию. Стилистические наблюдения. Работа над значением слов. Приведение примеров согласных звуков, их характеристика, соотнесение с буквами. Звукобуквенный анализ слов. Упражнения в произношении согласных звуков. Подбор к звукам звукоподражательных слов. Работа в группах. Выполнение задания «Говори правильно».

Гласные звуки, обозначение их буквами

52-53

1

08.04

Буквы я, ю, ё, е в начале слова и после гласных

54-55

1

11.04

Согласные звуки. Обозначение их буквами

56-58

1

12.04

Роль согласных звуков в словесном творчестве. Развитие речи

59-60

1

13.04

Слоги. Деление слов на слоги. Перенос слов (3 часа)

Характеристика деятельности учащихся:

Рассматривание рисунка в учебнике, чтение предложений. Обсуждение сообщения о слоге. Упражнения в делении слов на слоги. Списывание слов на основе орфографического проговаривания. Упражнения в делении слова на слоги, определение в слове количества слогов. Воспроизведение правила переноса слов по памяти, приведение собственных примеров. Работа со словарными словами. Коллективное составление пословицы, ее запись. Определение односложных и двусложных слов. Проведение тренировочных упражнений в парах.

  1.  

Слоги

61-63

1

14.04

Деление слов на слоги. Зрительный диктант

64-66

1

15.04

Перенос слов. Перенос слов с буквами й, ь, ъ

67-70

1

18.04

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами (5 часов)

Характеристика деятельности учащихся:

Работа с моделями слов. Определение в словах ударения. Развитие речи учащихся на основе текста К. Д. Ушинского «Два петушка». Выразительное чтение и определение основной мысли. Работа с орфоэпическим словарем. Работа с текстом Л. Толстого: чтение, озаглавливание (о чем?), выделение основной мысли (о чем предупреждают птичку?), списывание.

Ударение. Значение ударения

71-73

1

19.04

Административный контрольный  диктант за год

1

20.04

Р/ош. Орфоэпические нормы языка. Словарь «Говори правильно»

75-76

1

21.04

Ударение. Контрольное списывание

74

1

22.04

Р/ош. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами

77-79

1

25.04

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме

 (4 часа)

Характеристика деятельности учащихся:

Работа с моделями слов, сравнение количества звуков и букв. Сравнение пар слов, различающихся своим значением и звучанием. Отгадывание загадок. Лексическая работа на основе текста загадок. Звуковой анализ слов. Дополнение предложений словами, подходящими по смыслу. Выполнение задания в паре. Составление предложений по вопросам. Нахождение мягких согласных звуков в словах, их подчеркивание. Классификация слов. Работа с текстом Л. Толстого: чтение, запись

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их мягкости на письме. Предупредительный диктант

80-81

1

26.04

Обозначение мягкости согласных звуков на письме

82-85

1

27.04

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв я, ё,  ю, и, е

86-88

1

28.04

Способы обозначения мягкости согласных на письме

88-90

1

29.04

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу (4 часа)

Характеристика деятельности учащихся:

Речевая разминка: чтение, слушание, проговаривание звукоподражательного текста. Выполнение характеристики согласных звуков [ж], [ш], [ч’], [щ’] как шипящих. Повторение правил правописания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Коллективное составление цепочек слов. Игровые тренировочные упражнения. Обучение изложению текста по вопросам: чтение текста, придумывание заглавия

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

91-93

1

04.05

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Развитие речи. Загадки

93-95

1

05.05

Повторение правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

96-98

1

06.05

Контрольный диктант по теме «Твердые и мягкие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

1

10.05

Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак (3 часа)

Характеристика деятельности учащихся:

Сравнение мягкого знака как показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака. Каллиграфическое списывание пословицы. Практическое усвоение слов с разделительным твердым знаком. Рассматривание рисунка, чтение текста

Работа над ошибками. Разделительный ь

99-100

1

11.05

Развитие речи. Разделительный ь. Рифмованные слова

101-102

1

12.05

Разделительный ъ

103-105

1

13.05

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (2 часа)

Характеристика деятельности учащихся:

Сравнение звучания и значения слов. Упражнение в звуковом анализе слов. Чтение и осмысление пословиц. Ознакомление со способом проверки парных согласных на конце слова. Упражнение в правописании слов с парными согласными на конце. Составление ответов на вопросы к тексту (коллективно)

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их согласными буквами

106-108

1

16.05

Правописание парных звонких и глухих согласных

109-111

1

17.05

От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (3 часа)

Характеристика деятельности учащихся:

Сопоставление отдельных слов и предложений через сравнение их функций. Упражнения в составлении предложений с помощью вопросов. Рассказывание о знаках препинания в конце предложения. Работа с текстом учебника. Работа по озаглавливанию текста. Создание текстов (устных, письменных) по опорным словам по теме

От слова к предложению.

112-113

1

18.05

От слова к предложению. Р/р распространение предложений

114-115

1

19.05

Знаки препинания в конце предложения

116-119

1

20.05

От предложения к тексту. Повторение (3 часа)

Характеристика деятельности учащихся:

Составление текста записки. Рассуждение. Обсуждение. Создание собственных текстов (устных, письменных) по опорным словам на предложенную тему

Текст. Отличие предложения от текста

120-121

1

23.05

Раскрытие особенностей письма как текста

122-124

1

24.05

Упражнения на повторение

1

25.05

Итого

149

22;23.02 – 23 Февраля

07;08.03 – Международный женский день

02;03;09.05 – майские праздники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, письму 1 класс

Пояснительная записка1.1.    Рабочая программа букварного периода составлена на основе учебного курса «Обучение грамоте», авторами которого являются В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Ш...

рабочая программа по Русскому языку + письмо 1 класс

Рабочая программа по русскому языку  + письмо. Тематическое планирование.1 класс. Школа ХХI век...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку(письмо) и литературному чтению (Азбука) по развивающей программе Занкова

Рабочая программа по письму (русскому языку )и азбуке (литературное чтение) по развивающей системе Занковаструктура программы:1.пояснительная записка2.содержание программы учебного курса3. учебно-тема...

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте). 1 класс. "Перспектива"

Рабочая программа включает в себя подробное календарно-тематическое планирование, четко распределен учебный материал, указаны основные элементы содержания, предметные, метапредметные и личностные резу...

Рабочая программа по русскому языку. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Перспектива 2 класс

Рабочая программа по русскому языку. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Перспектива 2 класс...

Рабочая программа по русскому языку (письму) 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания ...