Конспект урока русского языка "Стили речи" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока содержит подготовку к восприятию нового материала, изучение нового материала в занимательной, наглядной форме и закрепление изученного в виде исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prosetskoy_t.v.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект урока-исследования
Просецкой Татьяны Вячеславовны, учителя начальных классов.
Место работы: МБОУ гимназия г. Узловая.
УМК «Развивающая система Л.В.Занкова»
Тема урока: Функциональные стили речи: разговорный, художественный, научный .
Класс: 2 класс
Предмет: Русский язык.
Учебник: автор Н.В.Нечаева.
Русский язык: 2 класс / под редакцией Н.В.Нечаевой, Самара: Издательство
« Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров», 2011.
Урок №3 в теме «Законы языка в практике речи».
Тема урока: Функциональные стили речи: разговорный, художественный, научный .
Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения, развитие связной устной и письменной речи в процессе выполнения творческих, аналитических и проблемных видов работ.
Планируемые результаты образования:
Предметные: уч-ся научатся различать стили речи, осознавать цели и ситуации устного и письменного общения; получат возможность научиться способам изложения материала в соответствующем стиле.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – представление о различных видах и формах общения: в устной форме – слушание и говорение, в письменной – чтение и письмо; понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи; логические – осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.
Регулятивные: Проводить работу по предложенному плану. Используя необходимые средства; оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи.
Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия. Достигать положительных результатов труда.
Средства обучения: Учебник , ноутбуки, компьютер , продукт ТСО- презентация по теме урока , раздаточный материал- таблицы « Стили речи».
№ п/п | Ход урока | Формирование УУД | |||||
коммуника тивные | познаватель ные | регулятивные | личностные | ||||
Название этапа урока | Задачи этапа урока | Деятельность учителя и учащихся | |||||
I | Мотивация к деятельно-сти | Введение ситуации, мотивирующей изучение родного языка | -Звонок прозвенел. Он позвал на урок. Пора! Тишина! К нам наука идёт! - У нас сегодня не простой урок, а урок – исследование. -Вы любите такие уроки? Чем мы занимаемся на таких уроках? - Вот и сегодня мы с вами будем работать по группам, проводить эксперименты и как настоящие учёные делать свои маленькие открытия. | Вызвать интерес и готовность к учебной деятельности | |||
II | Введение темы урока. Актуализа-ция опорных знаний. | Постановка учебной задачи. Создать условия для осознания темы урока и ситуаций устного общения | Работа с блок-схемой на доске. -Давайте вспомним, что вы знаете про «речь»? Какая она бывает? -Какие речевые действия вы отнесёте к устной речи, а какие к письменной? - Одинаково ли мы будем выражать свои мысли, если нам надо поговорить с соседом по парте или выступить с научным докладом? Почему? -От чего зависит , как люди выражают свои мысли? -Что мы будем исследовать сегодня на уроке? | Строят понятные высказыва-ния. Формулируют простые выводы | Представле-ние о видах и формах общения. | Оценивать правиль-ность общения, осуществ-лять самоанализ успешности участия в учебном диалоге. | |
III | Открытие новых знаний. | Научатся различать стили речи и применять их в нужных речевых ситуациях. | -Чтобы ответить на эти вопросы мы должны рассмотреть несколько речевых ситуаций и заполнить таблицы, которые лежат у вас на столах. Что мы должны с вами выяснить? ( С кем мы общаемся и зачем мы общаемся) - Итак внимание на экран.( Двое детей беседуют). Давайте попробуем озвучить этот слайд( дети озвучивают). -Кто участвует в этой речевой ситуации? Как её можно назвать? Оба участника активно принимают участие в разговоре, значит мы можем нарисовать 2 активных смайлика - С какой целью происходит диалог? ( С целью общения) - Как можно назвать такой стиль речи? ( разговорный) - Внимание на экран : речевая ситуация №2.( Мальчик читает стихотворение). Озвучивание слайда. -Кто участвует в этой речевой ситуации? - С какой целью он читает стихотворение?( Чтобы передать эмоции, чувства и настроение своё или автора). - Как можно назвать такой стиль речи?( художественный) -Снова обратим внимание на экран. Речевая ситуация №3. (девочка делает сообщение по окружающему миру). Озвучьте этот слайд. Не так просто это сделать. Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем статью про подснежник. - -Кто участвует в этой речевой ситуации? - С какой целью девочка читает доклад?(передать другим научные знания, информацию) - Как можно назвать такой стиль речи?(научный) -А сейчас волшебный стиль сделает чудо. Пред вами предстанут все 3 стиля речи, которые мы обнаружили. Раз, два, три, выходи. - Ну, давайте знакомиться. ( Стили по очереди читают стихотворения) 1.-Артисты говорят в гримёрной, Твой друг беседует с тобой- Стиль это просто…………….. А не какой –нибудь другой. 2.Рассказ читаешь или стих, Роман, поэму, пьесу- Знай в них………………стиль Стиль очень интересный! 3. А вот в словарике статья, И правила когда мы учим, -Посмотрите ,ребята, наши стили похожи друг на друга? А чем они отличаются? (одеждой). -Как одет разговорный стиль? Почему? --Как одет художественный стиль? Почему? -Как одет научный стиль? Почему? | Владение монологической и диалогической формами речи. Представлять различные формы общения. | Осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте. Самостоятельное решение проблем поискового характера. | Умение задавать уточняющие вопросы, формулирование простых выводов; использование интонационной выразительности речи. | |
IV | Включение в систему знаний и повторения . | Осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в тексте. | - А теперь волшебные стили , хотят посмотреть, сможете ли вы определить в каком стиле речи записан каждый текст. Упр. 367 стр.86 в учебниках. (записать в тетрадях 1……….. .2. ………………… .3. ………….. .) Волшебные стили проверят и подведут итоги по группам. | Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самокон-троль при выполнении письменных заданий; | |||
V | Физкультминутка. | Создание условий для психоэмо-циональной раз-грузки учащихся и развития фоне-тических, лекси-ческих навыков на уроке русского языка через использование физкультминуток. | Вот и наступила музыкальная переменка. Каждый волшебный стиль приготовил со своей группой музыкальный вопрос. Какой стиль речи используется в этой песенке? (1 группа-« Расскажи, Снегурочка, где была?»; 2 группа- «У моей России длинные косички»; 3 группа- «Спор Маши и Вити».) | Самоопреде-ление и самоконт-роль | Используют усвоенные приемы работы | ||
VI | Экспериментальная работа. | Осознание ситуации выбора определённого стиля речи к данной речевой ситуации. Применение новых знаний на практике. | -В своём исследовании мы выяснили, что стили речи отличаются друг от друга. -А как вы думаете, что получится ,если стили речи нечаянно перемешаются? -Давайте проведём эксперимент. Перед вами ноутбуки и на них записан текст, в скобках указаны слова ,которые надо вставить. Давайте мы их прочитаем и подумаем как эти слова называются? (синонимы) У ручья ( выросла, вымахала) красавица Роза . На ветку перед ней (сел, взгромоздился) Соловей . С восхищением он( смотрел , уставился) на Розу. Соловьиные ( трели, верещания ) звучали над ручьём , и тот ( вторил, поддакивал ) им тихим ( журчанием , бульканьем ). Но пришла осень.( опали , отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей ( унёс, уволок ) их вдаль , и ( смолкла , заглохла ) соловьиная песня. А.Смирнов. 1 группа- редактирует текст, вставляя первые синонимы. 2 группа- редактирует текст со вторым синонимом , данным в скобках. 3 группа- редактирует текст вставляя сначала первый синоним, потом второй. -Что получилось? В чём разница между прозвучавшими текстами? 6. Выводы урока .-Какой можно сделать вывод нашего исследования? «Язык что одежда»,-говорит некий английский лингвист. И действительно, на лыжах не ходят во фраке, никто не явится на официальный бал, облачившись в замусоленную курточку, которая вполне хороша для черновой работы в саду. | Использо-вать интонационную выразительность речи. | Понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи. Анализ объекта, классификация, выдвижение гипотез и доказатель-ства. | Осуществ-лять самоанализ успешности участия в учебном диалоге. Проводят работу по предложенному плану. | Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач Владеют приемами действо-вать по алгоритму. |
VII | Итог урока и рефлексия | Организовать фиксацию нового материала , изучен- ного на уроке. Орга- низовать рефлексив- ный анализ учебной деятельности. Организовать оце- нивание учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке, как направлений будущей учебной деятельности. | -Что полезного и нового для себя вы узнали на уроке? - Прикрепите на доску смайлики –жёлтый (понравился урок), зелёный (испытывал трудности), белый (не всё понял, не всё усвоил).. - Что вы хотели бы вспомнить дома? Над чем поработать? -Домашнее задание: придумать2-3 предложения про подснежник в разных стилях речи. - Урок окончен. | Формулируют простые выводы. | Обсновыва-ют и оценивают собственную деятельно-сть, отделяют знания от незнания и прогнозиру-ют будущую деятельно-сть. | Оценивают правиль-ность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке. | Осознают необходи- мость само- совершенст вования , выражают желание осваивать новые знания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")
Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...