Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия для осознания практической необходимости знания алфавита ,совершенствовать умения правильно называть буквы русского алфавита, располагать слова в алфавитном порядке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2_kl._alfavit_yashkina_e.v.docx | 750.03 КБ |
alfavit_yashkina_e.v.pptx | 2.35 МБ |
karta_uroka.docx | 532.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Класс 2А
Дата:21.10.2021
Учитель:Яшкина Евгения Викторовна
МБОУ "СОШ-детский сад №17" города Евпатории
Раздел 5. Звуки и буквы
Урок 30
Тема урока :"Русский алфавит или азбука".
Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия для осознания практической необходимости знания алфавита ,совершенствовать умения правильно называть буквы русского алфавита, располагать слова в алфавитном порядке.
Задачи урока:
Образовательная: закрепить знания об алфавите, развивать умения располагать слова в алфавитном порядке;
Развивающая: развивать зрительное восприятие, речевую деятельность детей, устойчивое внимание, логическое мышление;
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к труду, к учебной деятельности, усидчивость, любознательность.
Планируемые результаты.
Предметные: учащиеся научатся располагать слова в алфавитном порядке, находить слово в словаре.
Метапредметные:
Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
Коммуникативные: работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
Личностные: развития навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке ;
формирование позитивной самооценки.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная .
Оборудование : учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г.Русский язык.2 класс. Учебник общеобразовательных организаций в 2-х частях,2020год, тетрадь, карточки для индивидуальной и парной работы, презентация, интерактивная доска.
Ход урока.
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Долгожданный дан звонок.
Начинаем наш урок. (слайд2)
Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов в освоении нового. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытие на уроке русского языка Скажите себе: У меня всё получится! Садитесь.
2. Актуализация знаний.
Учитель:Русский язык удивительный и мы продолжаем раскрывать его тайны.. Будьте, пожалуйста, друг к другу терпеливы, доброжелательны, не забудьте взять собой тёплую, светлую улыбку. И так, в путь!
-Руки? -На месте.
-Ноги?- На месте!
-Локти?- У края!
-Спинка? -Прямая!
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою, что я ручку так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь! (проговариваем совместно с детьми)
Учитель: Соблюдая все правила каллиграфии, запишите в тетради число, классная работа.
Сравните написанное в тетради с образцом записи на доске.
Минутка каллиграфии
Первая буква Аа
Запись соединений
(слайд3)
Словарная работа.
Учитель: Урок хочу начать с загадки. Отгадая её, мы определим тему сегодняшнего урока. (слайд4)
На страницах букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей.
Дети: Алфавит.
3.Постановка темы и целей урока.
Учитель : Тема сегодняшнего урока: "Алфавит".
В начале узнаем, где мы встречали данное слово?
Дети :В словаре.
Учитель :Доминика напомнит, что обозначает это слово.
Ученица читает статью из толкового словаря.
Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.
Учитель. Предположите, чему будем учиться сегодня? Что узнаем об алфавите?
Дети :Располагать слова по порядку. Узнаем, для чего нам нужен алфавит.
Учитель:А сейчас давайте запишем это словарное слово в тетрадь.
Чтение слова в словаре. Определение опасных мест.
Объяснение этимологии слова. (Чтение информации подготовленным учеником). (слайд5)
Маргарита: Слово «алфавит» составлено из начальных букв греческого алфавита — альфа (α) и бета (β).
Слово «азбука» произошло от начальных букв кириллицы — аз и буки. Оно — точная копия греческого «alfabetos»: оба слова построены совершенно одинаково. (слайд
Запись в тетрадь с выделением орфограмм.
4.Выявление места и причины затруднения.
Учитель: Тема урока: Алфавит. (слайд6)
А для чего нам нужно знать алфавит?
Дети высказывают свои предположения.(располагать слова в алфавитном порядке)
Учитель :Узнать , где нам с вами пригодится знание алфавита, поможет задание на соответствие.
Предлагаю выполнить задание в паре.
Дети работают в паре.
Карточка
Для чего нужен алфавит?
Соедини фотографии и соответствующие записи.
В алфавитном порядке располагают
составляются справочники и каталоги | |
расставляются книги в библиотеке | |
хранятся медицинские карточки в больнице | |
располагаются слова в словарях | |
ведутся классные журналы |
Пара, выполнившая задание первой, выполняет задание на интерактивной доске. Сверка с доской . (слайд7)
Пары, у кого задание выполнено правильно, поднимают руки.
Учитель подводит мини-итог : Знание алфавита очень облегчит поиск информации.
Значит нам необходимо знать алфавит.
Учитель: Сегодня у меня для вас хорошая новость : в нашу библиотеку привезли новые книги. Мария Евгеньевна просит помочь их расположить в каталоге.
Как это сделать? (слайд8)
Высказывание предложений .
Учитель: Ребята. Какие знания нам нужны, чтобы справиться с этим заданием?
Дети знание алфавита.
Учитель: Обратимся к учебнику. С.81 (слайд9-10)
Повторение алфавита -хором с правильным названием букв .Повторение алфавита с помощью "Песенки-азбуки" Заходера.
Учитель .Проверим, как вы готовы к выполнению задания. Соберите рассыпавшийся алфавит. (слайд11)
Игра "Каких букв не хватает?" Впишите.
Аа … Вв … Дд Ее … Жж Зз Ии … Кк Лл … Нн … Пп Рр Сс … Уу … Хх … Чч Шш … ъ ы …Ээ Юю …
(Парная работа).
Проверка у доски . (слайд12)
Сравните свою запись с эталоном .Встаньте те пары, кто выполнили задание правильно.
Физ.минутка.
Задание «Покажи печатную букву своим телом»
1) Н, М (работа в парах)
2) Р, В (индивидуальная работа)
5.Выявления места и причины затруднений
Учитель: Теперь мы сможем справиться с заданием Марии Евгеньевны.
Расположите слова в алфавитном порядке ( с записью в тетрадь) фамилии писателей.
Носов, Драгунский, Пушкин, Барто, Маршак, Бианки, Пришвин. (слайд13)
Учитель: Что интересного заметили?
Дети. Есть слова на одну букву.
Учитель: Какой вопрос у вас возникает?
Дети: Как расположить слова с алфавитном порядке на одну букву? (слайд14)
6.Построение проекта выхода из затруднения.
Работа с алгоритмом на доске. (слайд15)
Учитель: Что заметили интересного в списке авторов новых книг,
Как расп0ложить книги в алфавитном порядке, если они начинаются с одной и той же буквы?
1) Назови первые буквы в словах.
2) Вспомни место этих букв в алфавите.
3) Запиши слова в алфавитном порядке по первой букве.
4) Если в словах первые буквы одинаковые, то назови вторые
буквы в словах.
5) Запиши слова в алфавитном порядке по второй букве.
6) И т. д.
7.Реализация построенного проекта(Освоения способа действия).
Выполнение задания. Сверка по эталону. (слайд16)
Барто, Бианки, Драгунский, Маршак, Носов, Пришвин, Пушкин
Мини-итог
Учитель: Справились с заданием Марии Евгеньевны?
Какие знания мы использовали при выполнении задания?
Гимнастика для глаз, упражнение для спины.
8.Первичное закрепление.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой. (слайд17)
Задание: расположите имена учеников в алфавитном порядке для записи в журнал
- Михаил
- Алексей
- Мария
- Сергей
- Ольга
- Роман
- Алина
- Софья
Эталон (слайд18)
- Алексей
- Алина
- Мария
- Михаил
- Ольга
- Роман
- Сергей
- Софья
Взаимопроверка (Даётся эталон)
Выявление затруднений, уточнение понятий.
На данном этапе ученики самостоятельно выполняют задание, проверяют его по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.
9.Включение в систему знаний.
1. Расположите слова в алфавитном порядке и получите предложения.
Дождик, на, капает, улице.
Ветер, окном, за, гудит.
Проверка работы.
2.Игра. "Расшифруй слово". (слайд19)
Учёба – это __ __ __ __ .
Угадайте слово,
первая буква которого стоит в алфавите перед буквы У,
вторая – после буквы П,
третья – за буквой Т,
четвёртая – после буквы Г.
10. Подведение итога .Возвращение к теме и целям урока.
Учитель: Узнаем, как вы потрудились. Наша цель: научиться располагать слова в алфавитном порядке.
Соотнесение целей и результатов выполнения заданий.
Мини- тест(слайд20,21,22)
Учитель: Чтобы узнать, усвоили вы тему предлагаю каждому пройти мини-тест.
1 Буквы ,стоящие в определённом порядке, это ,,,
а)текст ;
б)алфавит.
2. Сколько букв в русском алфавите:
а) 30; б) 33; в)35.
3.Выделите зелёным цветом ту группу слов, в которой не нарушен алфавитный порядок.
Зеленый
Взаимопроверка(слайд23,24,25)
Вывод
11. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.
Рефлексия. Лесенка успеха. (слайд26).
Учитель: Определите, на какой ступеньке вы сегодня стоите:
зелёный цвет – тему понял, ошибок в тесте не было;
жёлтый цвет - тему понял, была 1 ошибка в тесте;
синий- надо поработать над темой ещё .
(слайд27)
12.Домашнее задание. Выполни одно задание из рабочей тетради на выбор:№77,78,79;выучи алфавит.
Приложение 1.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
1. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, пишем, можем прочитать.
2. А если буквы поставить в определённом порядке, то получится алфавит.
Алфавит – буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет свое место, свое начертание и свое название.
3. Знание расположения букв в алфавитном порядке сокращает время на поиск информации, приучает к логике действий.
Алфавит используется при составлении списков, словарей и в любых других ситуациях, когда расположение слов в алфавитном порядке удобно для использования.
4. Вся литература на полках в библиотеке располагается в алфавитном порядке.
5. Чтобы быстрее находить карту пациента, медработники располагают медкарты в алфавитном порядке.
6. Телефонная книга в любом телефоне формируется согласно алфавитному порядку.
Работа в Интернете требует знания алфавита. Некоторые способы поиска информации построены на алфавитном принципе.
7. Есть ещё немало ситуаций, когда помогает знание алфавита. Значит, чтобы им пользоваться, алфавит надо знать.
Приложение 2 .
Задания из рабочей тетради.
Приложение 3.
Заходер «Песенка – азбука»
Песенка-азбука
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, —
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха, –
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –
Вот и все они, друзья!
Тридцать три родных сестрицы
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Долгожданный дан звонок, Начинается урок…
Каллиграфическая минутка Аа
Словарная работа А лф а вит На страницах букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов – богатырей Знает каждый грамотей .
Словарная работа А лф а вит Слово «алфавит» составлено из первых букв греческого алфавита — альфа ( α ) и бета ( β ).
Алфавит Цель урока Узнать, что такое алфавит Научиться располагать слова в алфавитнм порядке
составляются справочники и каталоги расставляются книги в библиотеке хранятся медицинские карточки в больнице располагаются слова в словарях ведутся классные журналы В алфавитном порядке располагают
Расставь книги в библиотеке на полки Носов, Драгунский, Пушкин, Барто , Маршак, Бианки, Пришвин .
Работа по учебнику С.81 Упр.121
Работа по учебнику
Игра «Каких букв не хватает». Аа … Вв … Дд Ее … Жж Зз Ии … Кк Лл … Нн … Пп Рр Сс … Уу … Хх … Чч Шш … ъ ы … Ээ Юю …
Игра «Каких букв не хватает». Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ы ьЭэ ЮюЯя
Расставь книги в библиотеке на полки Носов, Драгунский, Пушкин, Барто , Маршак, Бианки, Пришвин .
Слова начинаются с одной буквы Барто 1. 2. Бианки
н азови первые буквы в словах; в спомни место этих букв в алфавите; з апиши слова в алфавитном порядке по первой букве; е сли в словах первые буквы одинаковые, то назови вторые буквы в словах; з апиши слова в алфавитном порядке по второй букве; … по третьей букве Алгоритм «Как расположить слова в алфавитном порядке»:
Расставь книги в библиотеке на полки Барто , Бианки, Драгунский, Маршак, Носов, Пришвин, Пушкин
Расположите имена учеников в алфавитном порядке Михаил Алексей Мария Сергей Ольга Роман Алина Софья
Расположите имена учеников в алфавитном порядке 1.Алексей 2.Алина 3. Мария 4. Михаил 5. Ольга 6. Роман 7. Сергей 8. Софья
Учёба – это __ __ __ __ . Угадай слово: первая буква которого стоит в алфавите перед буквой У, вторая – после буквы П, третья – за буквой Т, четвёртая – после буквы Г.
Мини-тест 1 Буквы ,стоящие в определённом порядке, это ,,, а)текст ; б)алфавит.
2. Сколько букв в русском алфавите: а ) 30; б) 33; в)35.
вворона 3.Выделите зелёным цветом ту группу слов, в которой не нарушен алфавитный порядок . Ворона Воробей Соловей Петух Дорога Адрес Орех Класс Алфавит Герой Город Огурец
Проверка 1 Буквы ,стоящие в определённом порядке, это … б)алфавит .
2 . Сколько букв в русском алфавите: б ) 33
вворона 3.Выделите зелёным цветом ту группу слов, в которой не нарушен алфавитный порядок . Ворона Воробей Соловей Петух Дорога Адрес Орех Класс Алфавит Герой Город Огурец
Рефлексия. Лесенка успеха. Зелёный – тему понял, ошибок не было. Жёлтый- тему понял, была 1 ошибка. Синий- надо поработать над темой ещё.
Спасибо за урок
Предварительный просмотр:
Карта урока
Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определённом порядке.
Для чего нужен алфавит?
Соедини фотографии и соответствующие записи.
В алфавитном порядке располагают
составляются справочники и каталоги | |
расставляются книги в библиотеке | |
хранятся медицинские карточки в больнице | |
располагаются слова в словарях | |
ведутся классные журналы |
1.Игра "Каких букв не хватает?" Впишите пропущенные буквы
Аа … Вв … Дд Ее … Жж Зз Ии … Кк Лл … Нн … Пп Рр Сс … Уу … Хх … Чч Шш … ъ ы …Ээ Юю …
2.Расположи фамилии писателей в алфавитном порядке .Запиши в тетрадь.
Носов, Драгунский, Пушкин, Барто, Маршак, Бианки, Пришвин.
3. Расположите имена учеников в алфавитном порядке для записи в журнал. Запиши в тетрадь.
Михаил Алексей Мария Сергей Ольга Роман Алина Софья | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
4. Расположите слова в алфавитном порядке и запиши полученные предложения.
Дождик, на, капает, улице.
Ветер, окном, за, гудит.
Игра" Расшифруй слово".
Учёба – это __ __ __ __ .
Первая буква стоит в алфавите перед буквой У,
вторая – после буквы П,
третья – за буквой Т,
четвёртая – после буквы Г.
Мини тест.
1 Буквы ,стоящие в определённом порядке, это ,,,
а)текст ;
б)алфавит.
2. Сколько букв в русском алфавите:
а) 30; б) 33; в)35.
3.Выделите зелёным цветом ту группу слов, в которой не нарушен алфавитный порядок.
Оцени себя. Лесенка успеха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"
Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Конспект урока русского языка на тему "Новый учебник «Русский язык». Алфавит"
Урок русского языка на тему "Новый учебник «Русский язык». Алфавит" (ПНШ)....
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука" УМК "Школа России"
Дети познакомятся с этимологий слов "Алфавит", "Азбука", со значением алфавита в жизни людей; получат возможность называть буквы в алфавитном порядке....
Конспект урока русского языка "Алфавит или азбука" (1 класс УМК"Школа России")
Конспект урока русского языка...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...
Конспект урока русского языка. 1 класс. Тема: Русский алфавит, или Азбука
Конспект урока русского языка. 1 класс. Тема: Русский алфавит, или Азбука...