Неопределенная форма глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Маслова Лариса Андреевна

 Урок русского языка глагола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Межевская СОШ

Русский язык

Тема: «Неопределенная форма глагола»

учитель начальных классов

Маслова Л.А.

Цель:  Формирование образовательных компетенций учащихся через интерактивные формы деятельности в предметной области «Русский язык» по теме «Неопределенная форма глагола»

Задачи:

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  •  формирование  умения ориентироваться в своей системе знаний;
  •  актуализация знаний о глаголе как части речи;
  •  выявление признаков глаголов в неопределенной форме;
  •  развитие умения распознавать глаголы в неопределенной форме и правильно  употреблять их в речи;
  •  формирование  умения осознавать роль глаголов в речи;

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование положительного отношения к познавательной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • развитие способности к самооценке;
  • формирование основ гражданской  идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее культуру
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, давать оценку событиям;
  • развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
  • развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.

     Оборудование:

  • Учебник Т.Г.Рамзаева «Русский язык» 4 класс ;
  • компьютер, проектор
  • презентация;
  • лист самооценки,  карточки-задания для работы в группах, карточки для игры «Разведка»;

Методы:

  • Проблемный
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский
  • Словесный
  • Репродуктивный
  • Наглядный

Форма обучения:

  • Индивидуальная
  • Коллективная
  • Групповая

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: проблемный урок.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

формирование УУД

Мотивационный этап

Актуализация знаний и умений

СЛАЙД 1

Выход на тему урока

Фиксирование индивидуального затруднения уч-ся

Этап построения проекта решения учебных задач

СЛАЙД 2

Целеполагание

(в  сотворчестве  с учащимися)

СЛАЙД 3

Реализация построенного проекта выхода из затруднения в ходе активного взаимодействия учителя и ученика

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

Этап первичного закрепления

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

Работа в группах.

Планирование деятельности.

Этап включения новых знаний в систему знаний

Самостоятельная работа

Этап рефлексии

Создаёт эмоциональный настрой.

-Здравствуйте,  ребята. Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

 Пусть этот урок нас порадует всех,

И каждый из нас ощутит свой успех.

- Сегодня 28 февраля.  Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно. Запишите в тетрадь дату и вид работы.

- В слове двадцать на что нужно обратить внимание?

- В слове восьмое, какая орфограмма,

- Начнем урок  с минутки чистописания.

  Чистописание

-Посмотрите на слайд 1

Легкий, перед лодкой, вагон, передо мной.

- Назовите орфограммы в словах

-Сегодня мы будем писать букву, которая находится в корне имени существительного в Т.п. и обозначает непарный звонкий тв. согласный.

Лл

Ла Ло Лу Лы Лэ ли ле ле ля лю

- О какой части речи мы вели разговор на предыдущих уроках?

Игра «Аукцион»

Организует интерактивную игру «Разведка»

Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти  

Организует беседу по выявлению знаний, которые повторили в ходе игры «Разведка»

Выдвигает проблему по формулировке темы  урока

- Все ли слова оказались на доске?

- Проверяем

- Какое лишнее? Почему?

Слова «решить, беречь, привезти»

-Почему эти глаголы  оказался лишними, не попали ни  в одну из трех групп.

Ваши  предположения……


Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

Давайте вернемся к нашим глаголам. Запишите их

 и попробуем определить время.

 Число?


А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?

Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.

Какова же тема нашего урока?

Неопределенная форма глагола

-Чему хотите научиться  на уроке?

Задачи урока

1.Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм

2.Ставить вопросы

3.Образовывать неопределенную форму

Откройте учебники

Упр.411

Устно. Найдите устно глаголы неопределенной формы.

Кто сможет рассказать о глаголах в неопределенной форме? (Пользуясь опорной схемой)

неопределенная        что делать?        -ть           время                                    форма                        что сделать?      -чь           число

                                                              -ти

-Откройте учебники с.69 прочитайте правило.

Что можете сказать?

       

- Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока

1.Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм

2.Ставить вопросы

3.Образовывать неопределенную форму

- Какие уже выполнили?

- Над какой задачей будем работать?

(Будем учиться образовывать неопределенную форму)

Организует работу в группах ,

 выступает в  качестве помощника – фасилитатора  наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

-Сдайте таблицы.

-Сделайте вывод.

Организует работу со словарями:

Продолжает работать.

Я предлагаю вам в место

физкультминутки

- Найдите в словаре каждому по очереди по 1 глаголу. Запишите на доске в столбик. Каждая группа.

- Посмотрите, на что оканчивается

- Сделайте вывод

- Почему так?

Неопределенная форма глагола  не несет на себе отпечатка времени, числа, рода, поэтому ее выбрали как начальную форму. От нее образуются другие глагольные формы

- Вспомним задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока.

- Со всеми ли мы справились?

- Наш урок подходит  к концу.

-Заполните листы самооценки.

Я знаю, что такое «Неопределенная форма глагола»

Я умею образовывать неопределенную форму глагола.

У меня _________________настроение

Вступают в диалог с учителем

Работа по группам:

(н.вр., б.вр. (простая форма), пр.вр

Игра «Разведка»

«Дети-разведчики» выбирают, согласно карточкам-помощницам, детей с глаголами в разных временных формах и приглашают к доске.

Карточки с глаголами прикрепляют на доску.

«Дети-разведчики» обосновывают свой выбор.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения

Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.

Определяют задачи урока, обосновывают свою точку зрения

Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения

 

Вступают в диалог с учителем.

Формулируют тему урока

Ставят вопросы к глаголам.

Анализируют, сопоставляют, делают выводы

Составляют алгоритм отличия глагола в неопределенной форме от других глагольных форм

Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение

Работа с учебником

Восстанавливают задачи урока, анализируют степень выполнения

Работа в группах.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.

Объединяются в группы,

распределяют роли, осуществляют поиск, сбор и анализ информации, составляют ответы на поставленные вопросы. По мере необходимости консультируются с учителем.

Проверяют работу, оценивают свои действия

Находят в различных словарях  глаголы,

анализируя форму.

Формулируют вывод наблюдения.

Проверяют работу, оценивают свои действия

Находят в различных словарях  глаголы,

анализируя форму.

Формулируют вывод наблюдения

Заполняют листы самооценки.

Участвуют в диалоге с учителем

Регулятивные

Умение оценить своё эмоциональное состояние 

Коммуникативные 

Умение оформлять свои мысли в устной речи;

умение включаться в диалог

Познавательные

Умение ориентироваться в своей системе знаний по изучаемой теме

Познавательные УУД

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Познавательные

умение анализировать, проводить аналогии; узнавать части речи по их существенным признакам;

Коммуникативные

умение сотрудничать со сверстниками, управлять поведением партнёра

Регулятивные УУД

умение контролировать  и оценивать учебные действия, выявлять причины неудач

Коммуникативные

Умение включаться в диалог и коллективно обсуждать проблему

с учителем и сверстниками;

умение высказывать мотивированное, аргументированное суждение

Регулятивные УУД

умение отличать новое знание от уже известного

Познавательные УУД

умение ориентироваться в своей системе знаний;

выдвигать гипотезы;

умение прогнозировать

Регулятивные

Умение проявлять инициативу в постановке учебной задачи

Коммуникативные

Умение задавать вопросы

Познавательные

Умение выделить нужную информацию, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;

использовать знаково-символические средства для решения учебных задач

Познавательные

Умение осуществлять анализ при составлении алгоритма

Регулятивные

Умение соотносить выполнение работы с алгоритмом

Познавательные

Умение строить рассуждения по теме урока;

анализировать, сравнивать

Регулятивные

Умение сохранять учебную задачу, воспроизводить её на разных этапах урока;

планировать свои действия в течение урока

Коммуникативные

Умение владеть диалоговой речью,

Задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании собеседника;

соблюдать правила речевого этикета;

договариваться и приходить к общему решению;

планировать,  контролировать, корректировать действия партнера

Познавательные

Умение выделять существенную информацию из справочной литературы;

использовать логические операции при сравнении фактов

Регулятивные

Умение выявлять признаки глаголов в неопределенной форме , приводить примеры для раскрытия темы;

оценивать правильность выполнения работы, используя критерии, заданные учителем

Личностные

Умение осознавать ответственность за будущий результат;

сотрудничать со сверстниками

Познавательные

Умение образовывать неопределенную форму глагола;

анализировать;

определять умения, которые будут сформированы  на основе выполнения данного вида работы  

Коммуникативные

Умение включаться в диалог и коллективно обсуждать проблему

с учителем и сверстниками;

принимать и понимать задачу совместной работы;

распределять роли при выполнении заданий;

умение слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с поставленной задачей;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Домашнее задание

Упр.413, правило


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

конспект урока для 4 кл. авт.Зеленина, в соответствии с ФГОС...

урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"

Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...