Развитие умения писать большую букву в фамилии людей
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Виноградова Татьяна Викторовна

Урок русского языка во 2 классе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx24.13 КБ
Файл pril.pptx2.04 МБ

Предварительный просмотр:

 

Урок русского языка

2-й класс

"Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".

УМК «Школа 2100»

Виноградова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов

Цель:

Развитие умений писать большую букву в фамилиях людей, расставлять их в алфавитном порядке.

Задачи:

  • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных:

- формирование  умения понимать роль заглавных букв в русском языке;

- формирование  умения понимать роль большой буквы в именах собственных;

- формирование  умения писать предложение;

- формирование  умения анализировать текст.

  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
  • Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
  2. Пособие для учителя «Методические рекомендации для учителя» Е.В. Бунеева, Н.А. Исаева
  3. Галкина И.А. Электронные физминутки для глаз. Часть 2.
  4. Презентация « Происхождение фамилий».

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  Оргмомент

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят,

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

I. Актуализация знаний

 

Словарная работа
Прочитайте слова, запишите их в алфавитном порядке:

Ребята, человек, артист, девочка, мальчик, ученик.

– Какой темой объединены эти слова?

 

Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1) формируем умение проговаривать последовательность действий.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других.

II. Постановка учебной проблемы

Знакомство с новым словарным словом
Учитель обращается к классу:
– С чего обычно мы начинаем 1-й урок? (Отмечаем отсутствующих, иногда спрашиваем дежурных).

– Как же это происходит? (Называем их фамилии).  

– А что же такое фамилия? Что означает само это слово фамилия? (слайд 2)
Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните букву безударного гласного. Запомните написание этого слова.
– Сохраняется ли алфавитный порядок?
– Дополните предложение:
Моя фамилия…
Фронтальная проверка данного задания.
– Что вы заметили?
– Правильно, у каждого человека своя фамилия.

Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение высказывать свое предположение на основе жизненного опыта.
Регулятивные УУД
1) формируем умение прогнозировать
предстоящую работу.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

III. Сообщение темы и целей урока

– Какое правило вы использовали при записи своей фамилии?
– Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать?
(слайд 3)

Познавательные УУД
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.
Регулятивные УУД
1) формируем умение определять и формулировать тему урока.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение оформлять мысли в устной форме.

IV. Открытие нового знания

Работа по словообразованию.
А кто из вас знает, что означает ваша фамилия?
–А знаете ли вы, что еще лет 150 – 200 назад у большинства людей не было фамилии. Были отчества и прозвища: Петров, Иванов, Александров – это были сыновья Петра, Ивана, Александра.
Придумайте фамилии от имени Петя. (Петров, Петрушин, Петрушкин, Петухов и др.)
– Запишите эти фамилии. Как будете писать?
– Это имена собственные. Их важность, принадлежность одному лицу показывает большая буква в начале слова.

– А какие интересные фамилии получались от прозвищ! Если у человека белые волосы, его могли прозвать Беляк. А фамилия получилась… (дети называют фамилию)

Презентация «Образование фамилий»
(слайды 4–6)

Познавательные УУД
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Регулятивные УУД
1) формируем умение прогнозировать предстоящую работу.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1) формируем умение проговаривать последовательность действий.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других.

V. Первичное закрепление

Образование фамилий.
Сейчас мы с вами попробуем придумать фамилии людей (комментированная запись фамилий в тетради и на доске):
1. Если у человека были большие уши, то фамилия …
2. Если у человека была борода, то…
3. Какая будет фамилия у человека, который шьет сапоги?
4. Какая будет фамилия у человека, который работает в кузнице?
5. Если человек жил возле реки Волга, то…

6. Какие будут фамилии  от названий животных, птиц …

7. Какие будут фамилии от названий растений …                                            

 – Сделайте вывод: от каких названий происходят фамилии людей?

 
ФИЗМИНУТКА (слайды 8–9)

Познавательные УУД
1) формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1) формируем умение проговаривать последовательность действий.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение работать в паре.

VI. Самостоятельная работа

– Вспомните список нашего класса.

– Что есть в этом списке?

– Что находится на 1-м месте?

– А в каком порядке они расположены?

– Вспомните алфавит.

– Запишите фамилии ребят нашего класса.

– Что делать, если есть несколько учеников, у которых фамилия начинается на одну букву?

Упражнение 147 на с. 93 (слайд 10)
Учащиеся работают в группах.
– Придумайте, как могли появиться эти фамилии.

Самопроверка (слайд11)

Познавательные УУД
1) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1) формируем умение проговаривать последовательность действий.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Работа со стихотворным текстом
Учитель читает отрывок стихотворения С.Михалкова «Смешная фамилия»
Каких фамилий только нет:
Пятеркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Самоед,
Пупков и Перепупов!...
Но может некий Комаров
Иметь характер львиный.
А некий Барсов или Львов
Умишко комариный!
Плевков фамилию сменил –
Алмазовым зовется,
Но в основном ослом он был –
Ослом и остается!
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков –
Все дело в человеке!
– Итак, ребята, какой вы можете сделать?

Вывод (делают дети):
Не фамилия красит человека, а человек фамилию. Смешная фамилия не повод давать обидные клички.

Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение извлекать информацию из текса.
Регулятивные УУД
1) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других

Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1) формируем умение проговаривать последовательность действий.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других

VIII. Итог урока

– Что интересного было на уроке?
– Что больше всего понравилось?
– Как пишутся фамилии людей?


Самооценка своей деятельности на уроке

Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД
1)формируем умение слушать и понимать речь других.
Личностные УУД
1) формирование способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

IX. Домашнее задание

Упражнение 126 на с. 58 («Дидактический материал»)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"

Слайд 2

Фамилия – наследуемое семейное наименование; то же, что и семья.

Слайд 3

Тема урока: развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Слайд 4

внешний вид полный человек Чернов, Черноволосый черные волосы Толстов, Животов

Слайд 5

от профессии гончар Хлебов, Хлебушкин печет хлеб Гончаров, Горшков

Слайд 6

от места жительства жил в Новгороде Новгородцев

Слайд 7

Зарядка для глаз

Слайд 11

Антонов, Борисов, Воронина, Гришина, Дёми- на, Ершов, Жигалова, Ка- шина, Мишин, Паршина, Совков, Шишкина, Щукин, Ягодин.

Слайд 12

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе с использованием ИКТ по программе "Школа 2100"...

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

презентация к уроку "Развитие умения писать большую букву в отчествах людей"

В презентации представлены задания, используемые при изучении данной темы....

Конспект урока для 2 класса. Тема:"Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".

Разработка урока русского языка для 2 класса по программе "Школа 2100" на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей."...

План - конспект урока по русскому языку 2 класс «Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев». ОС "Школа 2100"

План - конспект урока по русскому языку 2 класс «Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев». ОС "Школа 2100"Цель  урока: развитие личности ребёнка на основе формирования учеб...

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".

Конспект урока на тему " Большая буква в фамилиях людей".  Описаны цель урока, форма работы с детьми, оборудование. Идет разъяснение каждого этапа урока с УУД....