Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Ялалетдинова Сария Фаритовна

Конспект урока на тему " Большая буква в фамилиях людей".  Описаны цель урока, форма работы с детьми, оборудование. Идет разъяснение каждого этапа урока с УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1» г. Салават

 

 

 

Конспект урока

русского языка во 2 классе

"Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей"

Автор:

Ялалетдинова С.Ф.,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

МБОУ "Гимназия №1"

2016 г.


Русский язык

АЛФАВИТ.

НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ

Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Цель:

-ознакомить учащихся с новой орфограммой, научить писать без ошибокбольшую букву в фамилиях людей, расставлять их в алфавитном порядке;

–дальнейшее овладение родным языком на основе выявления мотивационных связей слов;

- развитие умения подбирать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений, ведущую к формированию умозаключения;

- развитие речи, памяти, орфографической зоркости;

- воспитание любви и уважения к семье.

Форма организации работы:

  • Фронтальная;
  • индивидуальная;
  • исследование в группах;
  • коллективная.

Оборудование:

  • Презентация по теме «Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей».
  • Мультимедийный проектор.
  • Карточки с заданиями.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Итак, друзья, внимание –                                                                                  Слайд 1.

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

- Добрый день! Поприветствуем гостей и пошлём им свои улыбки.

«Доскажи словечко»                                                                       Слайд 2,1 анимация.

- Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.                                       Рисунок семьи за столом

Папа с мамой, сестрёнка и я

Мы называемся вместе...     (семья)                                                     Анимация2

- Как вы понимаете, что же такое семья?

- Давайте исследуем это слово и обратимся за помощью к словарю.

                                                                                                 Слайд3,(анимация1,2,3)

(читаем толкование слова)

СЕМЬЯ | Толковый словарь Ожегова

, -и, мн. семьи, -меи, семьям, ж. 1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей. 2. перен. Объединение людей, сплоченных общими интересами (высок.). Дружная школьная с. Студенческая с. 3. Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а также обособленная группа нек-рых животных, растений или грибов одного вида. С. медведей. С. бобров. Пчелиная с. (группа из рабочих пчел, матки и трутней). С. берез. С. груздей. * Семья языков - в языкознании: группа родственных языков. || уменьш. семейка, -и, ж. (к 1 и 3 знач.). || прил. семейный, -ая, -ое (к 1 знач.).

- У каждого члена семьи есть своё собственное имя, а что общее связывает семью?(Фамилия)                                    Слайд 4,анимация 1.

- А что означает слово «фамилия»?

- Где мы можем узнать?(Дети:обратимся за помощью к словарю.)

Слайд 4,анимация 2.

(читаем толкование слова)

Фамилия

То же, что семья (в 1 знач.)(устар.). Всей фамилией отправились в гости. Фамильная фотография. Фамильная черта (наследуемая). Фамильные драгоценности. 

А теперь попробуйте заменить слово «фамилия» словом «семья». Что получилось?

                                                                                                Слайд 4, анимация 3.

Итак,

Фамилия:

1) наследуемое семейное наименование;

2) то же, что и семья.

- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударный гласный в корне. Запомните правописание этого слова.

   Слайд 4,анимация 4.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

– Это и будет тема нашего урока.

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

II. Формулиро-вание темы, проблемы, планирование деятельности.  

Тема урока: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

–Как будем работать? Составим план урока.

  1. Как пишутся фамилии.
  2. От каких названий происходят фамилии/                        Приложение-1(карточка)

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

- Теперь я вам предлагаю такое задание. Дополните моё предложение. Моя фамилия...                                                                                   Приложение-2(карточка)

– С какой буквы вы написали фамилию?

– Кто из вас знает значение своей фамилии? (Зинатуллин Вадим,…)Приложение- 3

– А знаете ли вы, что ещё 150–200 лет назад у большинства людей фамилий не было? Были прозвища и отчества.

Например, сына Михаила называли...Михайлов сын,

а сына Юрия...Юрьев.

- В XVI–XVIII вв. вводится единая трёхчинная система наименований (имя, отчество, фамилия).

– Давайте попробуем  придумать  фамилии от имени Вася, Василий.

– Запишите эти фамилии.

(Васютин, Васечкин, Васильев…)

Сделайте 1-й вывод: как пишутся фамилии людей?

– Фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные. Их важность, принадлежность одному лицу показывает большая буква в начале слова.

– А какие интересные фамилии получались от прозвищ! Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, а фамилия получилась ...

Слайд 6, анимация 1,2.

- обладатель черных волос …Чернов, Черноволосый.

- полных людей… Толстов, Животов.                                                    Анимация 4,5.

- если человек был пекарем, то Хлебов, Хлебушкин.                    Слайд 7(1,2,3,4)

-любил изготавливать глиняные изделия, значит, Гончаров, Горшков.  

                                                                                                                Слайд 7 (5,6,7)

Ученики записывают по 1–2 фамилии. Подчёркивают большую букву.

Сделайте 2-й вывод: от каких названий происходят фамилии людей?

– Фамилии происходят от имён, прозвищ, места жительства, названий животных, птиц, растений.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

  1. Фронтальная работа с классом.

- Придумать фамилии от названий птиц, животных.  Слайд8

(Зайцев, Медведев, Воробьёв…)

- Что мы можем добавить ко 2 выводу?

2.  Мини-беседа.

– Вспомните список вашего класса.                                               Слайд 9.

– Что есть в этом списке? (Фамилии и имена.)

– Что находится на 1-м месте? (Фамилия.)

– А в каком порядке они расположены? (По алфавиту.)

– Прочитайте алфавит по цепочке.

– На что нужно обратить внимание?

- Какой вариант в задании № 1, тема 12 в Рабочей тетради вы выбрали? Прочитайте ещё раз алфавит с этой буквы.

– Какое слово было зашифровано в упр. 145 (домашнее задание)? (Букварь)

– Правильно назовите каждую букву в этом слове.(бэ,у,ка,вэ,а,эр)

  1. Работа в группах.3 группы.

- Вспомним правила работы в группе.                                   Слайд 10.

Задание 1.Упр. 147 – ученики в группах записывают фамилии  детей в алфавитном порядке.                                                       Приложение-4.

Проверка по слайду11.

Задание 2.

– Запишите фамилии ребят нашего класса.

Всего в классе 22 ученика, учитель может назвать количество учеников для 1-й, 2-й групп и количество учеников для 3-й группы.

1-я группа – с А до З.

 2-я группа- с Л до О.

3-я группа – с Пдо Я.

Что делать, если есть несколько учеников, у которых фамилия начинается на одну букву? (Нужно посмотреть на следующую букву и располагать фамилии в алфавитном порядке этой буквы.)

Затем ученики читают списки и сравнивают со списком. При наличии ошибок учитель корректирует их по списку (можно представить на слайде).Слайд12.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось ли вам выполнить задание?

– Вы сделали всё правильно или были недочёты?

– Сейчас мы вместе дали оценку своей работе.

4. Занимательный материал.

– А бывают ли смешные фамилии?

– Помните, как говорил кот Матроскин про дразнительные фамилии: «Иванов без штанов. Петров без дров».

– А вот басня С. Михалкова «Смешная фамилия».

Каких фамилий только нет:

Пятёркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин-Самоед,

Пупков и Перепутов.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов –

Умишко комариный.

Плевков фамилию сменил,

Алмазовым назвался,

Но в основном – ослом он был,

Ослом он и остался.

А Грибоедов, Пирогов

Прославились навеки!

И вывод, стало быть, таков:

Всё дело не в фамилии, а в человеке!

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

  1. Физминутка для глаз.                                       Слайд 13.

6. Работа с пословицами. Письмо по памяти.

- Какие пословицы о семье вы знаете? (варианты детей)

                       Не нужен клад, когда в семье лад.

1)  чтение

2)  смысл

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Что значит, в семье лад?

3)  орфограммы

- Какие опасные места встретились в этой пословице?

- Проведём орфографическую подготовку.

5)  чтение индивидуальное

6)  хоровое чтение

- Запишите по памяти, выделите орфограммы.

Взаимопроверка

- Проверьте друг у друга правильность написания пословицы. Если выполнили правильно, пожмите друг другу руки.

- Молодцы, вы тоже дружно и хорошо работали.

- А вы бы хотели, чтобы в вашей семье был лад?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Рефлексия.

– Выполните задание № 2, тема 12 в Рабочей тетради. Давайте проверим.

– На что нужно обращать внимание, если фамилия начинается на одинаковую букву?  

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня доволен собой?

– А теперь с помощью смайликов оцените себя. Приложение - смайлики.

V. Домашнее задание.

Упр. 126 («Дидактический материал»).

Деятельность учеников:

 – Называть правильно буквы в алфавитном порядке.

 – Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.

 – Расставлять заданные слова в алфавитном порядке.

Литература:

  1. Как построить урок в соответствии с ФГОС/ А.В.Миронов. - Волгоград: Учитель, 2013.-174 с.
  2. Толковый словарь русского языка./ С.И.Ожегов-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе с использованием ИКТ по программе "Школа 2100"...

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Развитие умения писать большую букву в фамилии людей

Урок русского языка во 2 классе "Школа 2100"...

Конспект урока для 2 класса. Тема:"Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".

Разработка урока русского языка для 2 класса по программе "Школа 2100" на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей."...

Конспект урока русского языка по УМК "Школа России" по теме "Большая буква в словах"

Конспект урока по русскому языку (письмо) в период обучения грамоте по УМК "Школа России" по теме "Большая буква в словах"...

Урок русского языка. 1 класс. Тема: Правописание слов с большой буквы.

Тема. Правописание слов с большой буквы.Основная   цель:Формирование умения писать имена собственные с  заглавной буквы.Задачи урока:- углубить представление детей о написании загл...