Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока на тему " Большая буква в фамилиях людей". Описаны цель урока, форма работы с детьми, оборудование. Идет разъяснение каждого этапа урока с УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1» г. Салават
Конспект урока
русского языка во 2 классе
"Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей"
Автор:
Ялалетдинова С.Ф.,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
МБОУ "Гимназия №1"
2016 г.
Русский язык
АЛФАВИТ.
НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ
Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.
Цель:
-ознакомить учащихся с новой орфограммой, научить писать без ошибокбольшую букву в фамилиях людей, расставлять их в алфавитном порядке;
–дальнейшее овладение родным языком на основе выявления мотивационных связей слов;
- развитие умения подбирать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений, ведущую к формированию умозаключения;
- развитие речи, памяти, орфографической зоркости;
- воспитание любви и уважения к семье.
Форма организации работы:
- Фронтальная;
- индивидуальная;
- исследование в группах;
- коллективная.
Оборудование:
- Презентация по теме «Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей».
- Мультимедийный проектор.
- Карточки с заданиями.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | Итак, друзья, внимание – Слайд 1. Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнём скорей урок! - Добрый день! Поприветствуем гостей и пошлём им свои улыбки. «Доскажи словечко» Слайд 2,1 анимация. - Очень люблю, когда все собираются. Белою скатертью стол накрывается. Рисунок семьи за столом Папа с мамой, сестрёнка и я Мы называемся вместе... (семья) Анимация2 - Как вы понимаете, что же такое семья? - Давайте исследуем это слово и обратимся за помощью к словарю. Слайд3,(анимация1,2,3) (читаем толкование слова) СЕМЬЯ | Толковый словарь Ожегова , -и, мн. семьи, -меи, семьям, ж. 1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей. 2. перен. Объединение людей, сплоченных общими интересами (высок.). Дружная школьная с. Студенческая с. 3. Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а также обособленная группа нек-рых животных, растений или грибов одного вида. С. медведей. С. бобров. Пчелиная с. (группа из рабочих пчел, матки и трутней). С. берез. С. груздей. * Семья языков - в языкознании: группа родственных языков. || уменьш. семейка, -и, ж. (к 1 и 3 знач.). || прил. семейный, -ая, -ое (к 1 знач.). - У каждого члена семьи есть своё собственное имя, а что общее связывает семью?(Фамилия) Слайд 4,анимация 1. - А что означает слово «фамилия»? - Где мы можем узнать?(Дети:обратимся за помощью к словарю.) Слайд 4,анимация 2. (читаем толкование слова) Фамилия То же, что семья (в 1 знач.)(устар.). Всей фамилией отправились в гости. Фамильная фотография. Фамильная черта (наследуемая). Фамильные драгоценности. А теперь попробуйте заменить слово «фамилия» словом «семья». Что получилось? Слайд 4, анимация 3. Итак, Фамилия: 1) наследуемое семейное наименование; 2) то же, что и семья. - Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударный гласный в корне. Запомните правописание этого слова. Слайд 4,анимация 4. - Кто догадался, о чём пойдёт речь на нашем уроке? – Это и будет тема нашего урока. | Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. |
II. Формулиро-вание темы, проблемы, планирование деятельности. | Тема урока: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей. –Как будем работать? Составим план урока.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) - Теперь я вам предлагаю такое задание. Дополните моё предложение. Моя фамилия... Приложение-2(карточка) – С какой буквы вы написали фамилию? – Кто из вас знает значение своей фамилии? (Зинатуллин Вадим,…)Приложение- 3 – А знаете ли вы, что ещё 150–200 лет назад у большинства людей фамилий не было? Были прозвища и отчества. Например, сына Михаила называли...Михайлов сын, а сына Юрия...Юрьев. - В XVI–XVIII вв. вводится единая трёхчинная система наименований (имя, отчество, фамилия). – Давайте попробуем придумать фамилии от имени Вася, Василий. – Запишите эти фамилии. (Васютин, Васечкин, Васильев…) – Сделайте 1-й вывод: как пишутся фамилии людей? – Фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные. Их важность, принадлежность одному лицу показывает большая буква в начале слова. – А какие интересные фамилии получались от прозвищ! Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, а фамилия получилась ... Слайд 6, анимация 1,2. - обладатель черных волос …Чернов, Черноволосый. - полных людей… Толстов, Животов. Анимация 4,5. - если человек был пекарем, то Хлебов, Хлебушкин. Слайд 7(1,2,3,4) -любил изготавливать глиняные изделия, значит, Гончаров, Горшков. Слайд 7 (5,6,7) Ученики записывают по 1–2 фамилии. Подчёркивают большую букву. – Сделайте 2-й вывод: от каких названий происходят фамилии людей? – Фамилии происходят от имён, прозвищ, места жительства, названий животных, птиц, растений. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока. 2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. |
- Придумать фамилии от названий птиц, животных. Слайд8 (Зайцев, Медведев, Воробьёв…) - Что мы можем добавить ко 2 выводу? 2. Мини-беседа. – Вспомните список вашего класса. Слайд 9. – Что есть в этом списке? (Фамилии и имена.) – Что находится на 1-м месте? (Фамилия.) – А в каком порядке они расположены? (По алфавиту.) – Прочитайте алфавит по цепочке. – На что нужно обратить внимание? - Какой вариант в задании № 1, тема 12 в Рабочей тетради вы выбрали? Прочитайте ещё раз алфавит с этой буквы. – Какое слово было зашифровано в упр. 145 (домашнее задание)? (Букварь) – Правильно назовите каждую букву в этом слове.(бэ,у,ка,вэ,а,эр)
- Вспомним правила работы в группе. Слайд 10. Задание 1.Упр. 147 – ученики в группах записывают фамилии детей в алфавитном порядке. Приложение-4. Проверка по слайду11. Задание 2. – Запишите фамилии ребят нашего класса. Всего в классе 22 ученика, учитель может назвать количество учеников для 1-й, 2-й групп и количество учеников для 3-й группы. 1-я группа – с А до З. 2-я группа- с Л до О. 3-я группа – с Пдо Я. – Что делать, если есть несколько учеников, у которых фамилия начинается на одну букву? (Нужно посмотреть на следующую букву и располагать фамилии в алфавитном порядке этой буквы.) Затем ученики читают списки и сравнивают со списком. При наличии ошибок учитель корректирует их по списку (можно представить на слайде).Слайд12. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что вам нужно было сделать? – Удалось ли вам выполнить задание? – Вы сделали всё правильно или были недочёты? – Сейчас мы вместе дали оценку своей работе. 4. Занимательный материал. – А бывают ли смешные фамилии? – Помните, как говорил кот Матроскин про дразнительные фамилии: «Иванов без штанов. Петров без дров». – А вот басня С. Михалкова «Смешная фамилия». Каких фамилий только нет: Пятёркин, Двойкин, Супов, Слюнтяев, Тряпкин-Самоед, Пупков и Перепутов. Но может некий Комаров Иметь характер львиный, А некий Барсов или Львов – Умишко комариный. Плевков фамилию сменил, Алмазовым назвался, Но в основном – ослом он был, Ослом он и остался. А Грибоедов, Пирогов Прославились навеки! И вывод, стало быть, таков: Всё дело не в фамилии, а в человеке! – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
6. Работа с пословицами. Письмо по памяти. - Какие пословицы о семье вы знаете? (варианты детей) Не нужен клад, когда в семье лад. 1) чтение 2) смысл - Как вы понимаете эту пословицу? - Что значит, в семье лад? 3) орфограммы - Какие опасные места встретились в этой пословице? - Проведём орфографическую подготовку. 5) чтение индивидуальное 6) хоровое чтение - Запишите по памяти, выделите орфограммы. Взаимопроверка - Проверьте друг у друга правильность написания пословицы. Если выполнили правильно, пожмите друг другу руки. - Молодцы, вы тоже дружно и хорошо работали. - А вы бы хотели, чтобы в вашей семье был лад? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в группе. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Рефлексия. | – Выполните задание № 2, тема 12 в Рабочей тетради. Давайте проверим. – На что нужно обращать внимание, если фамилия начинается на одинаковую букву? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня доволен собой? – А теперь с помощью смайликов оцените себя. Приложение - смайлики. | |
V. Домашнее задание. | Упр. 126 («Дидактический материал»). |
Деятельность учеников:
– Называть правильно буквы в алфавитном порядке.
– Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.
– Расставлять заданные слова в алфавитном порядке.
Литература:
- Как построить урок в соответствии с ФГОС/ А.В.Миронов. - Волгоград: Учитель, 2013.-174 с.
- Толковый словарь русского языка./ С.И.Ожегов-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.
Урок русского языка во 2 классе с использованием ИКТ по программе "Школа 2100"...
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
Развитие умения писать большую букву в фамилии людей
Урок русского языка во 2 классе "Школа 2100"...
Конспект урока для 2 класса. Тема:"Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".
Разработка урока русского языка для 2 класса по программе "Школа 2100" на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей."...
Конспект урока русского языка по УМК "Школа России" по теме "Большая буква в словах"
Конспект урока по русскому языку (письмо) в период обучения грамоте по УМК "Школа России" по теме "Большая буква в словах"...
Урок русского языка. 1 класс. Тема: Правописание слов с большой буквы.
Тема. Правописание слов с большой буквы.Основная цель:Формирование умения писать имена собственные с заглавной буквы.Задачи урока:- углубить представление детей о написании загл...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс (8 вид вариант 1) «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных»
laquo;Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных»...