Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме
Урок русского языка во 2 классе с использованием ИКТ по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk_urok.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.
Цель: ознакомить учащихся с новой орфограммой, научить писать без ошибок
большую букву в фамилиях людей;
развитие умения подбирать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений, ведущую к формированию умозаключения;
развитие речи, памяти, орфографической зоркости;
воспитание любви и уважения к семье и людям, прославившим наш край.
I. Орг. момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!
- Добрый день! Поприветствуем гостей и пошлём им свои улыбки.
II. Работа над каллиграфией.
5 февраля. записано на
Классная работа. доске
е С ъ м я с
- Посмотрите на эти буквы. На какие группы их можно разделить?
( буквы, обозначающие гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки)
- Что общего между буквами, обозначающими гласные звуки?
- Какая буква лишняя? Почему?
- Для чего мы используем на письме заглавные буквы? Запишите 3 раза.
ссс
- Какое слово спряталось за оставшимися буквами, вы узнаете, выполнив следующее задание.
III. Словарная работа.
1) «Доскажи словечко»
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Папа с мамой, сестрёнка и я
Мы называемся вместе... (семья) карточка
- Как вы понимаете, что же такое семья? слайд Нынешний год объявлен нашим правительством годом семьи. Как вы думаете, почему? (каждая семья важна для нашего государства)
- Подберите однокоренные слова к слову семья. -Какие слова мы называем однокоренными?
Семья, семьянин, семейство, семейка, семейный... карточки
- Выделите корень.
- У каждого члена семьи есть своё собственное имя, а что общее связывает семью?
Фамилия карточка
- А что означает слово «фамилия»?
- Давайте исследуем это слово и обратимся за помощью к словарю. словарь,
слайд
(читаем толкование слова)
- Значит, это слово... многозначное.
- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударный гласный в корне. Запомните правописание этого слова.
IV. Открытие темы урока, сообщение целей.
- Из материала изученного ранее, вспомним, как же записывается фамилия людей?
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Слайд
- Теперь я вам предлагаю такое задание. Дополните моё предложение.
Моя фамилия...
- Запишите это предложение. С какой буквы вы записали свою фамилию? Заглавная буква в фамилиях людей это орфограмма. Выделите эту орфограмму.
- Итак, с какой буквы пишутся фамилии людей?
(хором)
V. Беседа о фамилиях.
- А знаете ли вы, что ещё 150 - 200 лет назад у большинства людей фамилий не было.
Были отчества и прозвища.
Например, сына Михаила называли...Михайлов сын,
а сына Юрия...Юрьев.
- А какие прозвища давались!
Обладателю белых волос... Белов или Беляк,
Сыну столяра... Столяров
Человеку с добрым характером- ... Добрынин и т. д.
VI. Упражнения в написании фамилий с заглавной буквы.
1) работа по карточкам
- Проведем исследовательскую работу и выполним задания. карточки - 4уч.
(раздаю карточки с заданиями)
- Какие фамилии можно образовать от данного имени.
а) Иван, Ваня
б) Пётр, Петя
в) Борис, Боря пишут на карточках
г) Кирилл, Кирюша
2) фронтальная работа с классом
- Придумать фамилии от названий птиц, которые живут в наших краях.
(картинки птиц)
Дятлов, Скворцов, Соловьёв, Сорокин, Кукушкин, Лебедев, Воронов, Соколов.
- Как вы написали фамилии людей? Выделите эту орфограмму.
3) физ.минутка - птичьи голоса (фонограмма)
(закрыть глаза, можно опустить голову на парту)
- Какое настроение вызвало у вас пение птиц? С этим же настроением продолжим нашу работу.
4) групповая работа
- Внимание, первый ряд составит фамилии людей, которые происходят от...
названий диких животных; карточки прикрепляю на доске
второй ряд - названий домашних животных;
третий ряд - животных обитающих в воде
(дети группируются и записывают на листочках)
- Проверим вашу работу. Прочитайте фамилии, которые у вас получились?
- Какое правило вы вспомнили при написании этих слов?
5) проверка работы по карточкам
- Что же придумали наши исследователи, которые трудились самостоятельно и составляли фамилии от имён?
- Что объединяет эту пару слов? (полное и краткое имя)
- Когда используют краткое имя?
6) «Исправь ошибки»
юлаев таблица
рахимов
карим
исангулов
мубаряков
- Прочитайте. Что вы можете сказать?
- Что мы должны помнить при написании фамилий? Что говорят вам эти фамилии?
(имена известных людей, которые прославили нашу республику далеко за её пределами)
- Знаете ли вы их имена?
(прикрепляю таблицу с именами)
Салават
Муртаза
Мустай
Фарит
Арслан
- Как мы обращаемся к уважаемым людям? Кто знает как звали отца Салавата Юлаева? Это как раз тот случай, когда фамилия произошла от имени отца.
- Запишите фамилию, имя, отчество легендарного башкирского героя. Он не только герой, но и поэт импровизатор.
(Юлаев Салават Юлаевич)
VII. Физ. минутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Поиграем мы в игру,
Я её сейчас начну.
Чья фамилия на гласный,
Тот на корточки присядет.
Ну, а если на согласный
Мы потопаем ногами.
Чья фамилия на .. .Г и К
Хлопнем так.
Чья фамилия на .. .Н и С
Прыгнем так.
Чья фамилия на .. .Б и Ф
Покружись.
Чья фамилия на .. .П и М
Покажись.
- Можно ли ваш класс назвать семьёй? Вы тоже одна большая школьная семья.
VIII. Работа с пословицами. Письмо по памяти.
- Какие пословицы о семье вы знаете? (варианты детей)
Не нужен клад, когда в семье лад.
1) чтение
2) смысл
- Как вы понимаете эту пословицу?
3) работа над лексическим значением слова
- Что значит, в семье лад?
4) орфограммы
- Какие опасные места встретились в этой пословице?
- Проведём орфографическую подготовку.
5) чтение индивидуальное
6) хоровое чтение
- Запишите по памяти, выделите орфограммы.
Взаимопроверка
- Проверьте друг у друга правильность написания пословицы. Если выполнили правильно, пожмите друг другу руки.
- Молодцы, вы тоже дружно и хорошо работали.
- А вы бы хотели, чтобы в вашей семье был лад?
- Наверное, ваши семьи тоже дружные. Выполнив задание по учебнику мы познакомимся ближе с вашими семьями.
IX. Работа по учебнику.
Упр. 127, с. 58 - дидакт. материал
- Какое правило встретилось вам в этом задании? Выделите одной чертой эту орфограмму.
X. Работа по развитию речи. Составление рассказа о семье.
Записываем 3-4 предложения
XI. Дом. задание.
- Предлагаю вам записать 10 фамилий своих одноклассников в алфавитном порядке.
XII. Итог.
- Что интересного вы узнали на уроке? Как пишутся фамилии людей?
- Как произошли фамилии?
- А теперь, давайте оценим нашу работу.
Поднимите руки, кому на уроке было интересно и понятно!
Кому не всё понятно?
Кому было не интересно и непонятно?
- Спасибо. Мне с вами тоже было интересно и радостно работать. Вы мне доставили удовольствие от проделанной с вами работы.
Очень понравился урок - красное сердечко
Понравился - жёлтое сердечко
Не понравился - зелёное сердечко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
презентация к уроку "Развитие умения писать большую букву в отчествах людей"
В презентации представлены задания, используемые при изучении данной темы....
Развитие умения писать большую букву в фамилии людей
Урок русского языка во 2 классе "Школа 2100"...
Развитие умения писать большую букву в именах, фамилиях и отчествах людей
конспект русского языка...
Конспект урока для 2 класса. Тема:"Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".
Разработка урока русского языка для 2 класса по программе "Школа 2100" на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей."...
План - конспект урока по русскому языку 2 класс «Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев». ОС "Школа 2100"
План - конспект урока по русскому языку 2 класс «Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев». ОС "Школа 2100"Цель урока: развитие личности ребёнка на основе формирования учеб...
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".
Конспект урока на тему " Большая буква в фамилиях людей". Описаны цель урока, форма работы с детьми, оборудование. Идет разъяснение каждого этапа урока с УУД....