Конспект урока для 2 класса. Тема:"Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Разработка урока русского языка для 2 класса по программе "Школа 2100" на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
АЛФАВИТ.
НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ
Урок 81 (65).
Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.
Цель:
– дальнейшее овладение родным языком на основе выявления мотивационных связей слов;
– развитие умений писать большую букву в фамилиях людей, расставлять их в алфавитном порядке.
Символы: Н, П, М
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3 6 7 3 Беседа. Знакомство с новым словарным словом – А что же такое фамилия? Что означает само это слово – фамилия? – Это и будет тема нашего урока. Мини-беседа о фамилиях. Фамилия: (дети объясняют значение слова, затем учитель дает толкование слова из словаря) 1) наследуемое семейное наименование; 2) то же, что и семья. – Как вы думаете, какая будет тема урока? | Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифи-цировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания. | 1 3 3 – Большая буква в фамилиях. – Составим план урока.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните букву безударного гласного. Запомните написание этого слова. – Дополните предложение и запишите его: Моя фамилия... – С какой буквы вы написали фамилию? – Кто из вас знает значение своей фамилии? – А знаете ли вы, что ещё 150–200 лет назад у большинства людей фамилий не было? Были прозвища и отчества: Петров, Иванов, Александров – это были сыновья Петра, Ивана, Александра. – Какая фамилия была у Ивана Грозного? – Оказывается, когда жил великий князь всея Руси, потом ставший русским царём Иваном IV, у русских людей не было фамилий. – Вот как в XVI веке называли людей: «князь данило княж юрьев сын меньшого ушатого; угрим львов сын выродков». В XVI–XVIII вв. вводится единая трёхчинная система наименований (имя, отчество, фамилия). – Давайте придумаем фамилии от имени Петя. (Петухов, Петров, Петрушкин, Петрухин и т.д.) – Запишите эти фамилии. – Сделайте 1-й вывод: как пишутся фамилии людей? – Фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные. Их важность, принадлежность одному лицу показывает большая буква в начале слова. – А какие интересные фамилии получались от прозвищ! Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, а фамилия получилась ... – Если у человека была борода, получится … (Бородин, Бородков, …). – Некоторые фамилии возникли от названия места жительства. (Московин, Вяземский, Шуйский и др.) – От названий животных, птиц … (Коровин, Медведев, Соловьёв, Лебедев, …) – От названий растений... (Ромашин, Цветков, Васильков, …) Ученики записывают по 1–2 фамилии. Подчёркивают большую букву. – Сделайте 2-й вывод: от каких названий происходят фамилии людей? – Фамилии происходят от имён, прозвищ, места жительства, названий животных, птиц, растений. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | 3 4 5 3 1 4 1. Мини-беседа. – Вспомните список вашего класса. – Что есть в этом списке? (Фамилии и имена.) – Что находится на 1-м месте? - Почему именно эта фамилия стоит на первом месте? – А в каком порядке они расположены? (По алфавиту.) – Прочитайте алфавит, Можно читать по цепочке. – Уточните, в каком порядке идут буквы, начиная с буквы ф «эф». Какой вариант в задании № 1, тема 12 в Рабочей тетради вы выбрали? Прочитайте ещё раз алфавит с этой буквы. – Какое слово было зашифровано в упр. 145 (домашнее задание)? – Правильно назовите каждую букву в этом слове. 2. Работа в группах. Упр. 147 – ученики в группах записывают фамилии незнакомых детей (один из учеников в группе пишет на листочке). Большую букву в именах и фамилиях подчёркивают. Затем листочки передаются в другие группы, происходит взаимопроверка. Задание 2. – Запишите фамилии ребят нашего класса. Всего в классе … ученика, учитель может назвать количество учеников для 1-й, 2-й групп и количество учеников для 3-й, 4-й групп. 1-я, 2-я группы – с А до Л. 3-я, 4-я группы – с М до Я. – Что делать, если есть несколько учеников, у которых фамилия начинается на одну букву? (Нужно посмотреть на следующую и располагать фамилии в алфавитном порядке этой буквы.) Затем ученики от 1-й, 3-й групп читают списки, а из 2-й, 4-й – сравнивают со своими вариантами. При наличии ошибок учитель корректирует их по списку (можно представить на слайде). Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 3. Занимательный материал. – А бывают ли смешные фамилии? – Помните, как говорил кот Матроскин про дразнительные фамилии: «Иванов без штанов. Петров без дров». – А вот басня С. Михалкова «Смешная фамилия». Каких фамилий только нет: Пятёркин, Двойкин, Супов, Слюнтяев, Тряпкин-Самоед, Пупков и Перепутов. Но может некий Комаров Иметь характер львиный, А некий Барсов или Львов – Умишко комариный. Плевков фамилию сменил, Алмазовым назвался, Но в основном – ослом он был, Ослом он и остался. А Грибоедов, Пирогов Прославились навеки! И вывод, стало быть, таков: Всё дело не в фамилии, а в человеке! – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | – Выполните задание № 2, тема 12 в Рабочей тетради. Сделайте самопроверку. – На что нужно обращать внимание, если фамилия начинается на одинаковую букву? 4 4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |
V. Домашнее задание. | Упр. 126 («Дидактический материал»). |
Деятельность учеников:
– Называть правильно буквы в алфавитном порядке.
– Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.
– Расставлять заданные слова в алфавитном порядке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.
Урок русского языка во 2 классе с использованием ИКТ по программе "Школа 2100"...
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
презентация к уроку "Развитие умения писать большую букву в отчествах людей"
В презентации представлены задания, используемые при изучении данной темы....
Развитие умения писать большую букву в фамилии людей
Урок русского языка во 2 классе "Школа 2100"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев"
Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев" (2 класс)...
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".
Конспект урока на тему " Большая буква в фамилиях людей". Описаны цель урока, форма работы с детьми, оборудование. Идет разъяснение каждого этапа урока с УУД....
Презентация и конспект к уроку русского языка по теме «Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев», 2 класс (Образовательная система «Школа 2100»).
Данный конспект предназначен для урока русского языка во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) по теме «Развитие умения писать большу...