Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока русского языка в 3-м классе ("Школа 2100") с самоанализом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pechat_1.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку
Педагог: учитель начальных классов МБОУ «Подпорожская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.С.Пушкина» Л.Л.Меренова
Класс: третий
Программа: «Школа 2100»
Базовый учебник Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной, «Русский язык 3 класс», М.:- БАЛАСС, 2012
Тема и номер урока в теме Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне (1 урок)
Новое знание: в русском языке встречаются слова с непроизносимыми согласными звуками.
Проблема: почему звук, который не произносится, обозначается буквой на письме?
Цель:
- развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.
Задачи:
Образовательные:
- открыть новое знание – орфограмма-буква непроизносимых согласных;
- учить устанавливать несоответствие произношения и написания и объяснять написание слов с непроизносимой согласной.
Развивающие:
- развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе;
- развивать речь, воображение, память, образно-логическое мышление;
- развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению.
Воспитательные:
- формирование интереса к предмету;
- формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой;
- формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими;
- воспитывать добрые и уважительные чувства по отношению друг к другу.
Формы организации работы:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная;
- в парах.
Оборудование:
- учебник;
- карточки с заданиями.
Ход урока:
Самоанализ урока русского языка в 3 классе по теме «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»
Учитель: Меренова Людмила Леонидовна.
Данная тема изучается в главе I, в разделе «Орфография. Буквы непроизносимых согласных в корне слова». Это первый урок по теме.
Учебник : Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной, «Русский язык 3 класс», М.:- БАЛАСС, 2012
Тип урока: открытие нового знания.
На уроке была поставлена следующая цель:
- развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
Образовательные:
- открыть новое знание – орфограмма-буква непроизносимых согласных;
- учить устанавливать несоответствие произношения и написания и объяснять написание слов с непроизносимой согласной.
Развивающие:
- развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе;
- развивать речь, воображение, память, образно-логическое мышление;
- развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению.
Воспитательные:
- формирование интереса к предмету;
- формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой;
- формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими;
- воспитывать добрые и уважительные чувства по отношению друг к другу.
Цель и задачи урока поставлены в полном объеме, в 3-х аспектах в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ усвоения новых знаний.
Поставленные на уроке цели достигались следующими способами:
- отбором содержания и привлечения дополнительного материала;
- выбором типа урока;
- выбором определенных форм работы ( индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная, работа в парах);
- выбором технологий и методов обучения (технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология; здоровьесберегающая технология; практический метод: поиск информации с помощью учебника (выполнение заданий), самостоятельная работа);
- отбором и использованием средств обучения (дидактические карточки – задания и карточки- помощники, рабочие листы, учебник).
Данный урок был направлен на формирование интереса к предмету, на формирование коммуникативных качеств учащихся, на развитие мыслительных способностей, памяти, внимания. На уроке ребята учились слушать товарищей, ставили проблемный вопрос, планировали деятельность, высказывали предположения на основе анализа учебного материала, выполняли работу по заданиям, извлекали информацию из текста, оценивали учебные действия в соответствии с поставленными задачами, тренировали и закрепляли ранее приобретённые навыки работы в паре, в группах, в коллективе.
Все этапы урока выдержаны. Отведенное время на все этапы урока были распределены рационально. Урок прошёл при высокой активности детей и быстром темпе работы. Также активность детей поддерживалась сменой видов деятельности, при этом учитывались интересы детей и их возрастные особенности.
Сделаны логические переходы между этапами урока. В начале урока учащиеся актуализируют ранее приобретенные знания. На это была направлена работа со словами. Она помогла вспомнить изученные орфограммы-буквы согласных. Учащиеся справились с правописанием словарных слов (удвоенная буква согласных в корне слова) и слов с парными согласными звуками в корне слова. Им не составило труда выделить «лишнее» слово из группы предложенных слов, доказать, почему они сделали так.
На следующем этапе урока, когда нужно было сравнить и объяснить произношение и написание однокоренных слов с непроизносимым согласным звуком, возникла проблемная ситуация. На мой взгляд, вопросы, поставленные учащимися, создали условия для планирования деятельности на уроке и формирования мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Образовательная цель являлась стержневой на протяжении всего урока. Достижению образовательной цели урока на этапе открытия нового знания способствовала как коллективная работа, так и работа в парах. Для решения этой цели учащиеся использовали ранее приобретенные в проблемной ситуации знания (в некоторых однокоренных словах звук [т] не произносится, а буква «т» пишется) и применили их на практике, высказывая предположения на основе работы с учебным материалом, почему один из звуков не произносится (если рядом стоят три согласных буквы, то средний звк не произносится). Наблюдая за другими группами однокоренных слов, работая в парах, учащиеся приходят к выводу, что в русском языке есть и другие слова с непроизносимыми согласными. Анализируя работу, делают предположение о законе языка- непроизносимых согласных в корне слова и правиле их проверки. Работая с авторской формулировкой правила в учебнике, находят новую информацию о графическом обозначении правила. В парной работе учащиеся проявили себя в умении вести диалог, рассуждать и отвечать на поставленные вопросы, проводить самооценку, активно взаимодействовать в паре с товарищем.
Работа в группах позволила применить новое знание на практике, выполнить задания, выступить с отчётом и оценить работу группы. Для того, чтобы у всех учащихся формировалась положительная мотивация у учению, на уроке были использованы разноуровневые задания. Это карточки – подсказки для неуверенных учащихся и задания для учащихся с высоким уровнем самостоятельности.
На уроке была сделана физкультминутка, что послужило снятием усталости и дальнейшей активизации мыслительной деятельности учащихся.
Подводя итоги урока, ответили на все вопросы, поставленные в начале урокав, выразили своё отношение к данному уроку, свои эмоции и оценили свою личную работу на уроке.
Я считаю, что поставленная мною цель достигнута. Данный урок был проведен с использованием современных педагогических технологий, таких как: коммуникативная, здоровьесберегающая, работа с информацией, проблемно-диалогическая и технология оценивания учебных успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.
Урок русского языка для учащихся 3 класса с использованием ЭОР. (базовый учебник: "Русский язык" автор Бунеев Р.Н и т.д.)Цель: познакомить с орфограммой непроизносимая согласная в корне сл...
Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными в корне слова
«Школа 2100» 3, класс. Урок с технологией проблемного обучения....
Технологическая карта "Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова"
Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова...
«Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова»
План-конспект разработан в соответствии с ФГОС НОО по технологии деятельностного метода обучения. Перечислены все этапы урока "Открытия новых знаний", а также для каждого э...
Урок русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными" 3 класс Школа 2100
Материал содержит конспект урока и раздаточный материал для учащихся...
Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными звуками в корне слова
Конспект урока русского языка в 3 классе. ОС "Школа 2100"...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне"
Иванова Светлана Владимировна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»Русский язык, 3 класс«Школа 2100»Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в кор...