Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
«Школа 2100» 3, класс. Урок с технологией проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie_za_slovami_s_neproiznosimymi_soglasnymi_v_korne_slova.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа 2100» 3, класс. Проблемный урок
Тема урока. Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными в корне слова.
Цель: - ввести новую орфограмму «непроизносимая согласная»;
- закрепить изученные орфограммы согласных букв;
- развивать орфографическую зоркость, внимание к значению слова;
- наблюдение над особенностями употребления некоторых слов
– развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных
в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.
Тип урока: Объяснение нового материала
Ход урока | Формирован УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Ι. Актуализация знаний. Словарная работа. 1. Устный диктант. Работа с сигнальными карточками. Ученики показывают ту букву, правописание которой надо запомнить. Дельфин, квартира, чемодан, комната, потом, балкон, сосед, закон. 2. Запишите 4 слова с удвоенной буквой согласного и непроверяемой буквой безударного гласного а. (Аппетит, бассейн, грамматика, пассажир.) 3.- Какие орфограммы - согласных вы знаете? (Парные согласные и удвоенные согласные II. Формулирование проблемы, планирование деятельности – Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трём сёстрам: орфограммам-буквам согласных. Одна из них следила, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. – Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра-орфограмма? (Чтобы не забывали писать удвоенную букву согласного в корне слова.) – Чем же занималась третья сестра? Кто были её подданные? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке. ) Распределительный диктант. Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика по орфограммам. Диктую слова: хоккей, группа, грусть, ванна, ложка, поезд, масса, гриб. В самом конце у диктую ещё два слова с неизвестной орфограммой (солнце, устный), создавая тем самым ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ. Во время проверки выясняется, что слова известный и устный дети записали по-разному. А некоторые не писали их вообще. III. Открытие новых знаний Чтобы дети сформулировали проблему, их необходимо побуждать вопросами. - Задание было одно? Вы выполнили его по-разному. Почему? - В чём затруднение? (В этих словах нет удвоенной согласной и нет парной согласной). Говорю, что в этих словах действительно нет знакомых им орфограмм-согласных. (Мы такую орфограмму ещё не знаем). - Чего мы не знаем? Сегодня мы должны найти ответ на этот вопрос. Наблюдение над словами с непроизносимым звуком. Работа в тетрадях и на доске. - Запишите в транскрипции слово «устный» [у с н ы й']. Сколько в нём звуков? (5) После этого задаю подходящий к данной ситуации ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: - Интересно, а сколько букв в этом слове? Подберите однокоренные слова. ( записываю на доске: уста, устный ). - Какой корень в этих словах? / -уст- /. Проговорите как мы запишем слово «устный». Аналогично проходит работа над словом «известный». - Что интересного заметили в этих словах? ( побуждаю к осознанию противоречия. Дети замечают, что в одних однокоренных словах «т» произносится (уста и известие, а в других – устный и известный), нет. - Какой возникает вопрос? (- Почему не произносится звук [ т ] в некоторых словах?) Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т. Вывод: Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает). 2. Проверка предварительных выводов при наблюдении за другими однокоренными словами. Упр. 76. – Назовите слова, в которых согласный звук не произносится. – Какое можно дать название звуку, который не произносится (Непроизносимый.) – Подтвердились ли ваши предположения? Сделайте общий вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему? Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 72. – Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике. Cформулируйте тему урока. Открывается тема, записанная на доске. – Составим план урока На доске записаны слова: весть, вестник, известие, известный, весточка, известно. Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы. При побуждающем диалоге: По какому признаку вы их разделите? При подводящем диалоге: Запишите в один столбик слова, в которых согласный [т] произносится, во 2-й – слова, в которых согласный [т] не произносится. – Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится. . Работа над текстом в рамке. – Прочитайте про себя. Вопросы после чтения: – Когда в словах появляются непроизносимые согласные звуки? – Непроизносимые согласные – это буквы или звуки? (Звуки.) – Это правило письма или закон языка? (Закон языка.) – Прочитайте текст в рамке вслух. Приведите примеры. ΙV. Развитие умений – применение знания Наблюдение над правописанием слов с непроизносимым согласным в корне. Постановка ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА. - Запишите слова: капустный, звёздный, ужасный. - О чём хотите меня спросить? (Какой вопрос возникает?) (Есть ли непроизносимый согласный звук?) - Как же будем писать эти слова? Что вы предлагаете? (Предложения детей). Понаблюдаем за этими словами в упражнении 77. Вывод: Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными, надо подобрать проверочное слово. - Подберите проверочное слово к слову «ужасный». (Ужас, ужасен, ужасающий). - Выделите корень. Что наблюдаете? (Нет непроизносимого звука, значит и нет буквы). Вывод: Чтобы не ошибиться в правописании, надо проверить.
Упр. 77 – развивается умение находить непроизносимые согласные в словах, определять, почему следует писать буквы непроизносимых согласных. Задания: – Прочитайте слова каждого ряда. – Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти согласные звуки. – Как думаете, почему нужно писать букву непроизносимого согласного? (В других однокоренных словах она пишется.) – Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимый согласный, известными вам способами? – Что для этого нужно сделать? (Изменить или подобрать однокоренное слово, в котором после этого звука стоял бы гласный.) – Найдите среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Упр. 78. Продолжение наблюдения над словами с непроизносимыми соглаcными звуками. – Прочитайте слова. Что их объединяет? (Однокоренные.) – А что различает? (В двух последних словах есть непроизносимый согласный [т].) – Найдите среди однокоренных слов проверочные. – Почему они являются проверочными? (После согласного стоит гласный звук.) Сделайте вывод: как обнаружить непроизносимый гласный и правильно написать слова, в которых он встречается. Вывод: Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук. Сравните свою формулировку с правилом в рамке на с. 73. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) V. Итог урока – С какой новой орфограммой вы познакомились? – Когда в словах появляется непроизносимый согласный звук? (Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн].) – Как его можно обнаружить? (Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо.) 4 4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? VI. Домашнее задание. 1. Упр. 1, с. 86. 2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"
Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....
Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс
В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...
Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Конспект урока во 2 классе.
Конспект урока во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века".Задачи. Обучающие:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная ...
Слова с непроизносимыми согласными в корне слова
познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными, формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными, сопоставлять слова по произношению и написанию; развивать мел...
Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»
Конспект урока в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА" Разработка содержит материал по развитию речи на данную...
Технологическая карта "Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова"
Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова...
Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»
В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...