Урок по письму и развитию речи
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему
Урок-закрепление на тему: "Слова, обозначающие предметы, и отвечающие на вопросы: Кто? Что?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.ur_.docx | 29.81 КБ |
prez.po_pismu.pptx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Письмо
Тема: «Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы: Кто? Что?»
Тип урока
Урок закрепление
Цель: Формирование у учащихся умения правильно ставить вопрос к словам, обозначающим предмет.
Задачи:
- Формировать умение классифицировать слова по сходству в их лексическом значении, умение ставить вопросы к словам, обозначающим предметы;
- Развивать внимание, речь учащихся, навыки грамотного, каллиграфического письма;
- Обогащать представления о предмете и его названии;
- Корригировать и развивать память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
- Воспитание положительной мотивации к предмету.
Оборудование: предметные картинки, таблица-опора, схемы слов, презентация, «Графическая дорожка».
Ход урока.
Слайд-1. «Солнышко»
- Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.
Поприветствуйте, ребята гостей,
Улыбнитесь друг другу веселей.
Я желаю всем успехов и добра,
А теперь урок начать пора!
Слайд -2 «Тема урока»
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня у нас необычный урок.
- Вы любите сказки? (Да)
- Я знаю, что все на свете: и взрослые, и дети – любят сказки.
- Вот и мы на этом уроке побываем с вами в сказке и продолжим учиться ставить вопросы к словам, обозначающим предметы. А кто поможет попасть нам в сказку вы узнаете отгадав загадку.
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (зима).
Слайд 3. «Картина зимы»
- Правильно. Попасть нам в сказку поможет Волшебница-Зима.
- Чтобы попасть в сказку, мы с вами произнесём волшебные слова.
Слайд 4. «Волшебная музыка»
Сто вопросов – сто ответов
В них найду я сто секретов.
Все секреты я узнаю,
Если в сказке побываю.
Слайд 5. «Страна «Речь»
- Работа по теме урока. Актуализация знаний.
- Вот мы и очутились в волшебной стране Речь.
- Скажите ребята, зимой холодно? да
- Представьте себе, что мы с вами долго находились на прогулке. Что мы ощущаем? (мы замёрзли, нам холодно).
- Волшебница-Зима предлагает нам поиграть в игру «Внимательные руки»
Слайд -6. «Внимательные руки»
Упражнение «Внимательные руки»
Описание . Учитель читает слова, делая паузы после каждого слова. Если к слову подходит вопрос «кто?», дети поднимают правую руку; если «что?» - левую; если оба не подходят – руки остаются лежать на парте.
Мышка, снег, Настя, лёд, стоит, снежинка, сугроб, красивая, мама, лыжи, бежит.
- Хорошо поиграли. Кто из вас запомнил слова, относящиеся к зиме? (снег, снежинка, лыжи, мороз, лёд)
- Как вы думаете, что в руках у Волшебницы-Зимы?
- Правильно. У неё есть волшебная палочка, с помощью которой она может превратиться в любой предмет.
Слайды – 7. «Мяч, неваляшка, матрёшка»
- Посмотрите, в какой предмет превратилась наша Волшебница-Зима? (В мяч)
- А теперь во что? (неваляшка, матрёшка)
- Как можно все эти предметы назвать одним словом? (игрушки)
- Вы любите игрушки? Есть у вас любимая игрушка?
- Как нужно относиться к игрушкам? (бережно, не рвать, не ломать и т.д)
Слайд – 8 «Зима»
IV. Работа с предметными картинками
- Волшебница-Зима очень любит рисовать. У меня на столе лежат картинки, которые она нарисовала.
Демонстрируются предметные картинки: лыжи, коньки, пингвин, заяц, ворона, снежинка, Снегурочка, сугроб, горка.
- Сейчас вы по одному будете выходить к доске. Выберите себе любую понравившуюся картинку. Покажите классу и спросите о том, что нарисовано.
Учащиеся по одному выходят к доске, берут картинку, демонстрируют классу, спрашивая об изображённом.
Слайд – 9. «Пальчиковая гимнастика»
V. Пальчиковая гимнастика.
- А сейчас…
Пора за работу
Нам всем приниматься.
В тетрадях красиво писать
И стараться.
- Перед тем как отправиться в путь нужно пройти по «графической дорожке» (один ученик выполняет работу у доски).
- Молодцы.
- Есть у Волшебницы-Зимы хороший друг, а кто он узнаете отгадав загадку.
Если ты его отточишь —
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?...карандаш
( Отгадка – слайд 10 с изображением карандаша)
-Верно, карандаш. Он приготовил вам задание.
Слайд –11
VI. Минутка чистописания.
- Сегодня у нас необычная минутка чистописания. Вы не будете писать буквы, слоги. На минутке чистописания мы напишем картинный диктант.
Слайд - 12
- Откройте тетради, запишите число.
- Я буду показывать вам картинку. Вы – задавать вопрос, отвечать на вопрос. Затем вы красиво запишите название данного предмета в тетрадь.
- Не забывайте, что торопиться не надо. Важно, чтобы вы написали красиво.
Слайды 13-14 «Предметные картинки»
Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением собаки, мыла, зайца, пенала, гусь, стола, мячика, лисы, зеркало и др.
- Прочтите, что вы записали в тетрадь.
Слайд - 15
- А сейчас наш гость Весёлый Карандаш просит вас взять в руки предмет – карандаш и подчеркнуть те слова, которые у вас написаны лучше всего.
- Какое слово подчеркнул ты? Поставь к нему вопрос. И т.д
- Молодцы. Вы старались писать красиво, правильно отвечали на вопросы.
Слайд – 16 «Зима»
VII. Упражнение на различение
- Пока вы выполняли задание Весёлого Карандаша, наша Волшебница-Зима приготовила вам сюрприз.
- Рассмотрите сюжетную картинку «Два весёлых гуся»
Учитель демонстрирует сюжетную картинку, выполненную на кружке «Бумажные фантазии», на которой изображены бабушка, гуси, деревья, трава.
- Кто нарисован? Что нарисовано?
- Вспомните, какие вопросы мы задаём к словам – названиям предметов?
- Какой вопрос поставим к слову бабушка? (Кто?)
- А какой вопрос поставим к слову дерево? (Что?)
- Задайте по картинке вопросы к тем словам, которые я буду показывать.
Учитель показывает на картинке любой предмет, например, «гуси», учащиеся ставят вопрос к этому слову.
- Почему к словам: бабушка и гуси вы поставили вопрос Кто? (живые)
Аналогично с вопросом «Что?» (неживые)
- Значит, слова-предметы, обозначающие живые существа отвечают на какой вопрос? (кто?)
- А о неживых предметах мы как спрашиваем? (что?)
- Молодцы! Вы правильно ставили вопросы к словам-предметам и Волшебница-Зима довольна вами.
Слайд 17. «Аннимашка - Зима»
VIII. Физкультминутка
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром, (Имитируют движения руками.)
Слайд 18 «Предложение»
IX. Работа с предложением.
- Волшебница-Зима приготовила нам следующее задание.
- Нужно подобрать слово, так чтобы получилось предложение и записать предложение в тетрадь.
(Кто?) ... спит в берлоге. (медведь)
X. Закрепление
- Ой, ребята, наша Волшебница-Зима спряталась и запрятала Весёлого Карандаша.
- Где же нам их искать? Ведь Волшебница-Зима может превращаться в любой предмет и, наверное, Весёлого Карандаша во что-нибудь превратила.
- Что же делать?
- Ой, что это за листочек лежит у меня на столе?
Учитель берёт в руки листочек, разворачивает и молча читает.
- Понятно! Волшебница-Зима оставила нам подсказку – загадку.
- Хотите узнать, что здесь написано?
Говорит она беззвучно,
И трудиться нам не трудно,
Только вот задание читай
И всё правильно выполняй.
- Что же это такое? (учебник)
- Где можно прочитать задание?
- Верно, это учебник. Молодцы!
Слайд – 19. Работа по учебнику стр.
XI. Итог урока
Скоро прозвенит звонок
Давайте подведём итог
- Для этого нам нужно вернуться в класс. Закройте глаза
Слайд 20. «Волшебная музыка»
Учитель произносит волшебные слова, учащиеся сидят с закрытыми глазами.
- Все секреты мы узнали, потому что в сказке побывали.
Слайд 21 «Итог урока»
- Вот мы с вами снова оказались в классе.
- Понравился вам урок?
- Что понравилось?
- В какой стране мы с вами побывали? (речь)
- Какие задания выполняли?
- Назовите любой предмет и поставьте к нему вопрос.
- Кто нам помогал в открытии новых секретов?
- Что нужно сказать Волшебнице-Зиме и Весёлому Карандашу? (спасибо)
- Молодцы! Вы хорошо работали на уроке, были активными и внимательными.
Слайд 22. «Домашнее задание»
XII. Домашнее задание.
Задания на карточках: Изображены предметы, нужно поставить вопрос записать название предмета.
- Урок хочется закончить строчками из стихотворения Александра Шибаева.
«Всему название дано»
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что только видит глаз –
Над нами и под нами
И всё, что в памяти у нас,
- Урок окончен. Пора прощаться с нашими гостями. Спасибо всем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слова , обозначающие предметы и отвечающие на вопросы: Кто? Что?
Сто вопросов – сто ответов В них найду я сто секретов. Все секреты я узнаю, Если в сказке побываю
Р е ч ь РЕЧЬ
«Внимательные руки»
Если ты его отточишь — Нарисуешь все, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это?...
Минутка чистописания
31 января
Минутка чистописания
Выпал пушистый … .
Сто вопросов – сто ответов В них найду я сто секретов. Все секреты мы узнали, потому что в сказке побывали
Итог урока Понравился вам урок? В какой стране мы с вами побывали? Какие задания выполняли?
Домашнее задание Предмет Вопрос Название предмета 1 2 3 Что это? Стол
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка и презентация к уроку по письму и развитию речи по теме "Правописание имен собственных" 4 класс
Данную методическую разработку и презентацию можно использовать на уроке письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида при прохождении раздела программы "Слово" . На сл...
Методическая разработка урока по письму и развитию речи по теме: "Родственные слова" 4 класс
Методическая разработка составлена по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Интегрированный урок по письму и развитию речи во 2 классе коррекционной школы по теме:" Написание с большой буквы кличек домашних и диких животных".
Цели: развивать умения у учащихся различать название животных и его кличку; коррекция мыслительных операции (анализа и синтеза), культуры речи, творческих способностей учащихся; закрепление знаний о ...
Проект урока по письму и развитию речи 4 класс Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов.
Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов. Цель: развивать умения характеризовать предмет, согласовывать название признака с названием предмета. Задачи: образовательные: Упражняться ...
Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных"
Предлагаю разработку урока письма и развития речи (с презентацией) в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 3 класса по теме «Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости соглас...
Урок по письму и развитию речи 3 класс по теме "Употребление в речи слов, отвечающих на вопросы: кто? что? в различных формах".
конспект и презентация....
Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования . Тема.Выделение предложений из речи и текста.
Тема. Выделение предложений из речи и текста.Цель: Упражнять в выделении предложений из речи и текста.Задачи: Образовательные: закрепить правило написания предложений, познакомить с новым словом ...