Урок по письму и развитию речи
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему

Эльвира Владимировна Большакова

Урок-закрепление на тему: "Слова, обозначающие предметы, и отвечающие на вопросы: Кто? Что?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.ur_.docx29.81 КБ
Файл prez.po_pismu.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Письмо

Тема:  «Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы: Кто? Что?»

Тип урока

Урок закрепление

Цель: Формирование у учащихся умения правильно ставить вопрос к словам, обозначающим предмет.

Задачи:

  •  Формировать умение классифицировать слова по сходству в их лексическом значении, умение ставить вопросы к словам, обозначающим предметы;
  •  Развивать внимание, речь учащихся, навыки грамотного, каллиграфического письма;
  • Обогащать представления о предмете и его названии;
  • Корригировать и развивать память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
  •  Воспитание положительной мотивации к предмету.

Оборудование: предметные картинки, таблица-опора, схемы слов, презентация, «Графическая дорожка».

Ход урока.

Слайд-1. «Солнышко»

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок.

Поприветствуйте, ребята гостей,

Улыбнитесь друг другу веселей.

Я желаю всем успехов и добра,

А теперь урок начать пора!

Слайд -2 «Тема урока»

II.       Сообщение темы и цели урока

- Сегодня у нас необычный урок.

- Вы любите сказки? (Да)

- Я знаю, что все на свете: и взрослые, и дети – любят сказки.

- Вот и мы на этом уроке побываем с вами в сказке и продолжим учиться ставить вопросы к словам, обозначающим предметы. А кто поможет попасть нам в сказку вы узнаете отгадав загадку.

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (зима).

Слайд  3. «Картина зимы»

- Правильно. Попасть нам в сказку поможет Волшебница-Зима.

- Чтобы попасть в сказку, мы с вами произнесём волшебные слова.

Слайд 4. «Волшебная музыка»

Сто вопросов – сто ответов

В них найду я сто секретов.

Все секреты я узнаю,

Если в сказке побываю.

Слайд 5. «Страна «Речь»

  1. Работа по теме урока.  Актуализация знаний.

- Вот мы и очутились в волшебной стране Речь.

-  Скажите ребята, зимой холодно? да

- Представьте себе, что мы с вами долго находились на прогулке. Что мы ощущаем? (мы замёрзли, нам холодно).

- Волшебница-Зима предлагает нам поиграть в игру «Внимательные руки»

 Слайд -6. «Внимательные руки»  

Упражнение «Внимательные руки»

Описание . Учитель читает слова, делая паузы после каждого слова. Если к слову подходит вопрос «кто?», дети поднимают правую руку; если «что?» - левую; если оба не подходят – руки остаются лежать на парте.

Мышка, снег, Настя, лёд, стоит, снежинка, сугроб, красивая, мама, лыжи, бежит.

- Хорошо поиграли. Кто из вас запомнил слова, относящиеся к зиме? (снег, снежинка, лыжи, мороз, лёд)

- Как вы думаете, что в руках у Волшебницы-Зимы?

- Правильно. У неё есть волшебная палочка, с помощью которой она может превратиться в любой предмет.

Слайды – 7. «Мяч, неваляшка, матрёшка»

- Посмотрите, в какой предмет превратилась наша Волшебница-Зима? (В мяч)

- А теперь во что? (неваляшка, матрёшка)

- Как можно все эти предметы назвать одним словом? (игрушки)

- Вы любите игрушки? Есть у вас любимая игрушка?

- Как  нужно относиться к игрушкам? (бережно, не рвать, не ломать и т.д)

Слайд – 8 «Зима»

IV.   Работа с предметными картинками

- Волшебница-Зима очень любит рисовать. У меня на столе лежат картинки, которые она нарисовала.  

 Демонстрируются предметные картинки: лыжи, коньки, пингвин, заяц, ворона, снежинка, Снегурочка, сугроб, горка.

- Сейчас вы по одному будете выходить к доске. Выберите себе любую понравившуюся картинку. Покажите классу и спросите о том, что нарисовано.

Учащиеся по одному выходят к доске, берут картинку, демонстрируют классу, спрашивая об изображённом.

Слайд – 9. «Пальчиковая гимнастика»

V.     Пальчиковая гимнастика.

- А сейчас…

                       Пора за работу

                       Нам всем приниматься.

                       В тетрадях красиво писать

                       И стараться.

- Перед тем как отправиться в путь нужно пройти по «графической дорожке» (один ученик выполняет работу  у доски). 

- Молодцы.

- Есть у Волшебницы-Зимы хороший друг, а кто он узнаете отгадав загадку.

Если ты его отточишь —
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?...карандаш  

( Отгадка – слайд 10 с изображением карандаша)

-Верно, карандаш. Он приготовил вам задание.

Слайд –11

VI.   Минутка чистописания.

- Сегодня у нас необычная минутка чистописания. Вы не будете писать буквы, слоги. На минутке чистописания мы напишем картинный диктант.

Слайд - 12

- Откройте тетради, запишите число.    

- Я буду показывать вам картинку. Вы – задавать вопрос, отвечать на вопрос. Затем вы красиво запишите название данного предмета в тетрадь.

- Не забывайте, что торопиться не надо. Важно, чтобы вы написали красиво.

Слайды 13-14 «Предметные картинки»

Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением собаки, мыла, зайца, пенала, гусь, стола, мячика, лисы, зеркало и др.

- Прочтите, что вы записали в тетрадь.

Слайд - 15

- А сейчас наш гость Весёлый Карандаш просит вас взять в руки предмет – карандаш и подчеркнуть те слова, которые у вас написаны лучше всего.

- Какое слово подчеркнул ты? Поставь к нему вопрос. И т.д

- Молодцы. Вы старались писать красиво, правильно отвечали на вопросы.

Слайд – 16 «Зима»

VII.   Упражнение на различение

- Пока вы выполняли задание Весёлого Карандаша, наша Волшебница-Зима приготовила вам сюрприз.

-  Рассмотрите сюжетную картинку «Два весёлых гуся»

Учитель демонстрирует сюжетную картинку, выполненную на кружке «Бумажные фантазии», на которой изображены бабушка, гуси, деревья, трава.

- Кто нарисован? Что нарисовано?

- Вспомните, какие вопросы мы задаём к словам – названиям предметов?

- Какой вопрос поставим к слову бабушка? (Кто?)

- А какой вопрос поставим к слову дерево? (Что?)

 - Задайте по картинке вопросы к тем словам, которые я буду показывать.

Учитель показывает на картинке любой предмет, например, «гуси», учащиеся ставят вопрос к этому слову.

- Почему к словам: бабушка и гуси вы поставили вопрос Кто? (живые)

Аналогично с вопросом «Что?» (неживые)

- Значит, слова-предметы, обозначающие живые существа отвечают на какой вопрос? (кто?)

- А о неживых предметах мы как спрашиваем? (что?)

- Молодцы! Вы правильно ставили вопросы к словам-предметам и  Волшебница-Зима довольна вами.

Слайд 17. «Аннимашка - Зима»

VIII.   Физкультминутка

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром, (Имитируют движения руками.)

Слайд 18 «Предложение»

IX.    Работа с предложением.

- Волшебница-Зима приготовила нам следующее задание.

- Нужно подобрать слово, так чтобы получилось предложение и записать предложение в тетрадь.

 (Кто?) ... спит в берлоге. (медведь)

X.     Закрепление

- Ой, ребята, наша Волшебница-Зима спряталась и запрятала Весёлого Карандаша.

- Где же нам их искать? Ведь Волшебница-Зима может превращаться в любой предмет и, наверное, Весёлого Карандаша во что-нибудь превратила.

- Что же делать?

- Ой, что это за листочек лежит у меня на столе?

Учитель берёт в руки листочек, разворачивает и молча читает.

- Понятно! Волшебница-Зима оставила нам подсказку – загадку.

- Хотите узнать, что здесь написано?

Говорит она беззвучно,

И трудиться нам не трудно,

Только вот задание читай

И всё правильно выполняй.

- Что же это такое? (учебник)

- Где можно прочитать задание?

- Верно, это учебник. Молодцы!

Слайд – 19. Работа по учебнику стр.

XI.     Итог урока

Скоро прозвенит звонок

Давайте подведём итог

- Для этого нам нужно вернуться в класс. Закройте глаза

Слайд 20. «Волшебная музыка»

Учитель произносит волшебные слова, учащиеся сидят с закрытыми глазами.

- Все секреты мы узнали, потому что в сказке побывали.

Слайд 21 «Итог урока»

- Вот мы с вами снова оказались в классе.

- Понравился вам урок?

- Что понравилось?

-  В какой стране мы с вами побывали? (речь)

- Какие задания выполняли?

- Назовите любой предмет и поставьте к нему вопрос.

- Кто нам помогал в открытии новых секретов?

- Что нужно сказать Волшебнице-Зиме и Весёлому Карандашу? (спасибо)

- Молодцы! Вы хорошо работали на уроке, были активными и внимательными.

Слайд 22. «Домашнее задание»

XII.    Домашнее задание.    

Задания на карточках:  Изображены предметы, нужно поставить вопрос записать название предмета.

- Урок хочется закончить строчками из стихотворения  Александра Шибаева.

«Всему название дано»

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что только видит глаз –

Над нами и под нами

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.    

- Урок окончен. Пора прощаться с нашими гостями.  Спасибо всем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Слова , обозначающие предметы и отвечающие на вопросы: Кто? Что?

Слайд 4

Сто вопросов – сто ответов В них найду я сто секретов. Все секреты я узнаю, Если в сказке побываю

Слайд 5

Р е ч ь РЕЧЬ

Слайд 6

«Внимательные руки»

Слайд 10

Если ты его отточишь — Нарисуешь все, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это?...

Слайд 11

Минутка чистописания

Слайд 12

31 января

Слайд 15

Минутка чистописания

Слайд 19

Выпал пушистый … .

Слайд 20

Сто вопросов – сто ответов В них найду я сто секретов. Все секреты мы узнали, потому что в сказке побывали

Слайд 21

Итог урока Понравился вам урок? В какой стране мы с вами побывали? Какие задания выполняли?

Слайд 22

Домашнее задание Предмет Вопрос Название предмета 1 2 3 Что это? Стол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку по письму и развитию речи по теме "Правописание имен собственных" 4 класс

Данную методическую разработку и презентацию можно использовать на уроке письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида при прохождении раздела программы "Слово" . На сл...

Методическая разработка урока по письму и развитию речи по теме: "Родственные слова" 4 класс

Методическая разработка составлена по программе специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида...

Интегрированный урок по письму и развитию речи во 2 классе коррекционной школы по теме:" Написание с большой буквы кличек домашних и диких животных".

Цели: развивать умения у учащихся различать название животных и его кличку; коррекция мыслительных операции (анализа и синтеза), культуры речи, творческих способностей учащихся; закрепление знаний о ...

Проект урока по письму и развитию речи 4 класс Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов.

Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов. Цель: развивать умения характеризовать предмет, согласовывать название признака с названием предмета. Задачи: образовательные: Упражняться ...

Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных"

Предлагаю разработку урока письма и развития речи (с презентацией) в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 3 класса по теме «Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости соглас...

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования . Тема.Выделение предложений из речи и текста.

Тема. Выделение предложений из речи и текста.Цель: Упражнять в выделении предложений из речи и текста.Задачи: Образовательные: закрепить правило написания предложений, познакомить с новым словом ...